Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Явленский монастырь

Возвращен верующим Казанский Явленский девичий монастырь в центре Рязани.


Возвращенный верующим Казанский Явленский девичий монастырь в тихом центре Рязани еще недавно терялся в тени разросшихся деревьев. Но под «летнюю Казанскую» на купол монастырского собора ХIХ века, где многие десятилетия располагался государственный архив, был установлен крест. И теперь обитель видна издалека.

На месте молитвы устроили лагерь

Казанский женский монастырь — один из старейших в Рязани, был основан в середине XVI века. Первоначально он располагался на южной стороне Архиерейского холма близ Рязанского кремля. Явленской называлась и улица, ведущая к женскому монастырю.
В 1861 году в монастыре была учреждена община и при ней больница, в 1868 году при обители для 60 девочек из бедных семей открывается четырехклассное училище, построенное и содержавшееся на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго.
На месте обветшавшей церкви построен и 16 августа 1870 года освящен новый необыкновенной красоты соборный храм кирпичной кладки со вставками из белого камня в честь Казанской иконы Божией Матери (с приделами во имя священномученика Харалампия и Преподобного Сергия Радонежского).
Все иконы, находившиеся в иконостасе трапезной к 1890 году, были в дорогих ризах и окладах. Ризы жертвовались как именитыми, так и простыми людьми, почитавшими Казанскую икону Божией Матери.
События 1917 года положили конец существованию не только женского монастыря, но и всего архитектурного комплекса. 1 августа 1919 года по ордеру ЧК началось выселение сестер.
В стенах монастыря разместили «концентрационный лагерь принудительных работ для нетрудового элемента» — один из первых в стране. Все имущество обители перешло в руки государства.
При закрытии монастыря было сделано все, чтобы скрыть и первоначальное предназначение его украшения — Казанского храма: снесены кресты, храм обезглавлен, внутренняя роспись замазана и, поскольку здесь предполагалось сделать театр, на месте святых были нарисованы пахари с плугом, кузнецы с молотами и красноармейцы с шашками.
Большой деревянный дом игумении сожгли дотла. Семисотметровую стену и башни разобрали на строительство горсовхоза. В уцелевших монастырских стенах, с целью борьбы с проституцией, открыли швейные мастерские; в других постройках нашли себе пристанище цыгане, которые прямо на деревянном полу в корпусе свечного завода жгли костры и жарили кур.
В 1924 году в здание Казанского собора вселился губернский, впоследствии государственный, архив, в котором размещались более полумиллиона единиц хранения, в том числе и документы самого монастыря. Уникальные бумаги хранились в чудовищных условиях: помещение не отапливалось, здесь было сыро и холодно.

«Колокольные» жители

Еще недавно территория вокруг здания имела запущенный вид. Кое-где безпорядочно лежали могильные плиты. 4 ноября прошлого года, на «осеннюю Казанскую», в соборе был отслужен первый за долгие годы водосвятный молебен.
«Издревле на рязанской земле первоклассных монастырей было два — Преображенский в кремле и Казанский девичий, — рассказывает настоятельница обители монахиня Любовь (Бойкова). — Этот статус был пожалован ему прежде всего за миссионерские труды сестер. Здесь работала одна из лучших в городе аптека, была большая библиотека. При обители было создано училище с педагогическим уклоном для бедных девочек. Чудотворная икона Божией Матери Казанская известна далеко за пределами Рязани.
Монастырь был еще и крупным имущественным комплексом, занимавшим целый квартал и включавшим до 40 построек, деревянных и каменных. По традиции дореволюционного времени, приходившие в обитель сестры — нередко это были выходцы из дворянских и купеческих семей — строили себе собственные дома-кельи. А сестер насчитывалось около шестисот».
Когда-то под жилье приспособили и расположенную напротив собора колокольню с бывшими в ней святыми вратами и надвратным храмом во имя Великомученицы Варвары. В 1925 году десять колоколов сбросили, и местные власти решили разобрать колокольню на строительные материалы. Ее удалось отстоять, но два верхних этажа, где располагалась звонница, были снесены.
Ныне колокольня являет собой печальное зрелище. Стены осыпаются и откалываются. Плачевно выглядит и интерьер квартир, где живут двенадцать семей. О санитарных условиях и речи не идет. Люди прописываются в старинных монастырских стенах, но, заведомо зная, что чужое рано или поздно придется возвращать, ремонт в «квартирах» не делают. В здании не была предусмотрена даже вентиляция. Кто ж знал, что в храме будут жить?
И даже сегодня соседние монастырские здания — памятники федерального значения — самовольно захватываются частниками и коммерческими структурами, в обход закона перепланируются и перестраиваются. Идет фактическое уничтожение монастыря как комплекса, некогда бывшего украшением города.
А в возвращенном Казанском соборе полным ходом идут реставрационные работы. Установлены купол и крест. На месте монастырского некрополя планируется сделать сквер и посадить сад.
Из-за отсутствия помещений монастырь пока не может принять послушниц. Однако при обители уже действует просфорня, обезпечивающая просфорами и свой монастырь, и соседний мужской Спасо-Преображенский, швейная мастерская с современным оборудованием. В планах — наладить свечное производство и обустроить монастырское подворье.

Образование для матушек

В августе Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие при Казанском монастыре женского епархиального училища. Пока оно будет располагаться в здании семинарии в кремле, а с передачей обители одного из корпусов монастыря (предположительно, здания бывшей больницы и богадельни) — при самом монастыре.
Настоятельница Казанского женского монастыря матушка Любовь считает необходимым сохранить во вновь открываемом учебном заведении черты дореволюционного рязанского духовного училища, программа которого практически не отличалась от семинарского курса и программы нынешнего факультета теологии госуниверситета: «Надеемся, что в этом году мы сделаем первый выпуск регентов-псаломщиков. Со следующего года училище будет действовать с несколькими отделениями: швейным, иконописным и сестер милосердия. При этом для всех девушек станет обязательным изучение истории России, истории церкви, иконописи, культурологии. Ожидается, что в ближайший год монастырский комплекс, состоящий пока из одного лишь Казанского собора, вернет в законную собственность здание бывшей больницы, где планируется разместить общежитие для учащихся».
…Недавно в обитель вернулись ее святыни: икона с частицей мощей святых Петра и Февронии Муромских и Апостола Симона Кананита, аналойная икона Успения Пресвятой Богородицы, старинная икона Христа Спасителя, сохраненная одной из монахинь.
Казалось, навсегда затеряны следы чтимой Казанской иконы Пресвятой Богородицы. После закрытия обители ее отдали в Воскресенский собор. Собор взорвали. Икона исчезла. А совсем недавно стало известно, что икона, точь-в-точь по описанию похожая на монастырскую святыню, продавалась частным лицом и была приобретена одним из рязанских меценатов. Вернется ли она в стены родной обители?

На фото: настоятельница обители монахиня Любовь; Казанский собор монастыря; уцелевшая фреска "Обретение Казанской иконы Божией Матери".

Татьяна Весёлкина
02.11.2007
Дата: 2 ноября 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru