‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​«Старайтесь так жить, как Бог даст…»

Исполнилось 80 лет известному духовнику протоиерею Валериану Кречетову из Подмосковья.

Исполнилось 80 лет известному духовнику протоиерею Валериану Кречетову из Подмосковья.

Всегда с радостью узнаю о предстоящих встречах с протоиереем Валерианом Кречетовым и стараюсь отодвинуть свои дела, для того чтобы снова и снова услышать живое слово светоносного пастыря, каких не много сегодня.

Встречи с ним всегда удивительны, они дают духовную поддержку, лечат от уныния, наполняют смыслом наше существование. Отец Валериан очень близок к каждому человеку, так как он сам через многое прошел, многое пережил и прочувствовал. Ему довелось общаться со старцами, подвижниками Православия. Как опытный духовник он, опираясь на учение Святой Церкви, на собственный глубокий духовный опыт, помогает людям нащупать главное, выкарабкаться из болота какого-нибудь греха, страсти, да и просто подскажет, как быть в той или иной жизненной ситуации. Проблем маленьких для него не существует. Видимо, поэтому встречи с ним так желанны и ожидаемы.

Протоиерей Валериан Кречетов.

3 апреля ажиотаж начался уже у входа в столичный Дом кино на Васильевской, афиши которого говорили о предстоящей презентации документального фильма об отце Валериане «Любовь не ищет своего…» и о присутствии самого батюшки на этом вечере. Ведь через несколько дней, 14 апреля, отцу Валериану исполняется 80 лет. К этой дате и решили провести с ним встречу в Доме кино. Как только двери открылись, поток людей хлынул в зал, заполнив его моментально — через несколько минут уже не было ни одного свободного места. Но люди готовы были стоять в проходах, сидеть на ступеньках и ловить каждое слово через открытые двери, даже находясь в фойе.

Появление батюшки встретили дружными аплодисментами. Подойдя к микрофону, он пошутил, сравнив свою рясу, на которой приколото множество наград, с пиджаком Брежнева, который упал и этим, согласно анекдоту, вызвал землетрясение.

Отец Валериан окинул взглядом зал и сказал, что рад всех видеть, «много знакомых людей, конечно, пришли не все, за 48 лет моего пастырского служения многие отошли в мир иной. Я благодарен Богу, что Он сподобил меня с этими людьми общаться». Общение очень важно, человек приобретает, обогащается. Любовь проявляется, когда мы приезжаем друг к другу: «На заре XXI века, когда жизнь не подвластна уму, как же нужно любить человека, чтобы взять и приехать к нему», — процитировал батюшка. — Вот вы приехали сейчас на вечер — это и есть выражение любви».

Вот батюшка рассказывает о своем детстве, родителях, семье. Его бабушка, мама отца, Мария Арсеньевна Морозова, происходила из старообрядческого купеческого рода Морозовых. Мама была очень верующим человеком, образцом жены, матери и христианки. С отцом, Михаилом Кречетовым, они обвенчались на поселении после тюрьмы — это был подвиг, так как Михаил был политическим заключенным, объявленным «врагом народа». Позже мать добилась реабилитации отца, дошла до Сталина.

В Соловецком лагере отец сидел вместе с Епископом Феодосием (Ганицким), в 2006 году прославленным Русской Православной Церковью в лике святых как священноисповедник. Как-то на вопрос отца, как поступить, Владыка посоветовал положиться на волю Божию. — «Я положился». — «А чего ко мне пришел? В лучших руках дело».

Началась война, мама осталась одна с тремя детьми. Ее письмо, написанное на фронт, в котором она говорила о том, что будет ждать мужа любым («где бы ты ни был, что бы с тобой ни было, хоть без рук, без ног, я тебя разыщу и привезу тебя»), отец, как молитву охраняющую, носил в кармане всю войну.

О войне и послевоенных годах своего детства отец Валериан вспоминает до сих пор: «Иногда сейчас можно услышать такой разговор: «есть нечего». Да вы не знаете, что такое «есть нечего». Вам не хочется просто невкусное есть, а «есть нечего» — это когда вообще нет ничего, что можно съесть. Вот это — не дай Бог».

Однажды маму отца Валериана вызвали «на ковер» к начальнику: зачем вы ходите в церковь, да еще и водите в храм своих детей? Она ответила, что Церковь помогает ей детей воспитывать. И действительно, многие восхищались: «Какой воспитанный мальчик!». «Не такой уж я был воспитанный, — говорит батюшка, — просто я вырос в Церкви». «Я никогда не садился, пока мне не скажут. Это было просто православное воспитание, а вовсе не великосветское».

Воспитанный в духе любви к Богу, маленький Валера начал прислуживать в церкви с шести лет. Шел 1943-й год, война. Пел и читал, причем читать начал одновременно и по-русски, и по-церковнославянски. «Я припадал к иконе Матери Божией и просил у Нее только одного: Матерь Божия, сподоби меня служить Сыну Твоему и Богу моему. Об этом никто не знал, это была моя детская молитва, — старец едва сдерживает слезы, произнося эти слова. — Ну вот, как видите, служу».

Если человек все время думает о служении Богу, то все остальное обязательно приложится. Отец Валериан приводит слова духовника афонского монастыря Филофей отца Иоанна: «Когда мы идем к свету, за нами идет наша тень. Тень — это все земное. Иди к свету, и все земное будет дано тебе, как твоя тень. Если же ты отвернешься и погонишься за тенью — за земным, то и от света уйдешь, но и тени не догонишь. Это истина».

Батюшка делится воспоминаниями из своего детства, как однажды, отвечая на уроке, встал и привычно для себя перекрестился. Для той поры это был редкий поступок. Кречетовы не были ни пионерами, ни комсомольцами, однако в характеристике после десятого класса у Валеры было написано: пользуется уважением и любовью одноклассников. Однажды учительница на родительском собрании, обращаясь к его отцу, видимо, даже незаметно для себя, сказала: «А Вы что скажете, Ваше Сиятельство?» Действительно, когда человек живет в служении Богу, на нем как будто печать отражается Божия, некое сияние появляется. Отец Валериан вспоминает, как у него, молодого человека, на работе спросили, что за человек его сослуживец, с которым он постоянно общается. Будущий отец Валериан не знал, как объяснить, сказал, что тот не от мира сего. «Ничего себе объяснил! Как будто ты от мира сего!» С этим человеком он встретился уже через несколько лет… когда они оба пришли поступать в семинарию.

Но прежде был институт, целина, работа инженером-механиком на Урале. «Мой отец, который стал священником в 54 года, мне всегда говорил: «Священническое служение — это служение, а профессия у тебя просто должна быть, мало ли что придется в жизни делать. Многие Апостолы были рыбаками, каждый имел какую-то профессию». Как-то отец сказал, что тот, кто собирается быть священником, должен быть готовым к тюрьме. «Я готовился. Бог пока миловал». Но по тюрьмам отцу Валериану поездить все же пришлось: после окончания института его направили обследовать лагеря заключенных.

В начале своего служения отец Валериан не знал, какой путь выбрать — семейный или монашеский. Спросил совета у отца Кирилла (Павлова). Тот сказал: «Молись. Господь тебе укажет». В тот же день он познакомился со своей будущей супругой. О трудностях семейной жизни отец Валериан с присущим ему удивительным, чисто русским чувством юмора рассказывает: «Я прожил со своей тещей 35 лет. Кто живет с тещей, знает, какой это важный момент. Я получил столько — никакая академия столько не даст. Школа смирения — я был человек очень гордый, строптивый. А Господь сказал: строптивым на пути посылаются стропотные. Моя теща, Царство ей Небесное (духовная дочь священномученика Сергия Мечева, очень много рассказывала о нем), была человеком твердой воли. Но я хорошо помнил и выполнял заветы своих родителей. Завет моей матери был таков: «Валюшка, молчи. Старшим не смей отвечать». И выполняя ее завет, я просто как сыр в масле катался. И любому это советую. Среди двоих кто первый уступит, тот и прав».

Бог дал отцу Валериану пятерых сыновей, двух дочерей и пока что 35 внуков. Огромный опыт. Однажды звонит ему молодая мама: что делать, батюшка, ребенок плачет? Ребенку девять месяцев — зубки режутся, самое время. Это болезненно, а сделать ничего нельзя, только терпеть. «Очень важный медицинский момент, — говорит отец Валериан, — когда болезнь не лечится, ее нужно терпеть. Так же, как и ближнего своего: если ничего не получается — терпи. Это закон. Кстати, очень полезный».

Следующие полушутливые размышления батюшки мне хотелось бы привести почти дословно, настолько они актуальны и поучительны: «Человек рождается и сразу начинает есть. Зубов у него еще нет, а он ест. Появляются зубы — он ест. Потом зубы начинают выпадать, а человек продолжает есть. Могут вывалиться все зубы, а человек все равно ест. То есть получается, что ест он все время, от рождения до кончины. А зубы у него не все время. Значит, их основное назначение не для этого — есть он может и без зубов. А вот когда начинают вылезать зубы? Перед тем, как человек начинает говорить. Так вот для чего они нужны — чтобы держать язык за зубами! А если они язык не держат, тогда для чего они нужны? Первые причины выпадения зубов — это то, что они плохо держат язык. А как дорого зуб отремонтировать! Теперь я понял: молчание — золото. И это не шутка. К примеру, если рот открываешь с тещей или со свекровью, так потом приходится с ними разъезжаться. А это дорого. А так молчишь, и дешевле все обходится. Еще пример. На работе рот открыл, премию срезали. А промолчал бы? Вот так».

Батюшке много приходится ездить: «Я очень много нахожу поучительного. Как курочка клюет по зернышку, так везде можно найти духовную пользу. И этим мне хочется поделиться. Вот, к примеру, притча. Поссорились два друга, один другого ударил. Тот, кого ударили, написал на песке: «Сегодня друг ударил меня». Через некоторое время тот, кого ударили, стал тонуть. Друг, забыв про ссору, бросился и спас его. Тогда спасенный высек на камне: «Сегодня мой друг спас мне жизнь». Обиду нужно писать на песке, чтобы ее развеяло, а добро высекать, как на камне, на долгое время. Если тебе кто-то сделал добро — запомни это, а когда ты сделал добро — забудь это».

Будучи в Ташкенте, батюшка услышал такую характеристику мобильного телефона — «шайтан-машинка». «Верно подметили узбеки, — смеется отец Валериан, — мобильный телефон хорош, но отключается иногда в самое неподходящее время».

Побывал отец Валериан даже на Чукотке. «Святейший Патриарх всколыхнул тамошнюю паству, и на эту горстку земли нужно было сеять. За восемь дней — 24 выступления. В разных структурах. Я только заканчиваю — «батюшка, а теперь там». Только закончил — «батюшка, теперь туда». Так Господь совершает спасение наше. Никогда не падайте духом, никогда не унывайте».

«Самое главное — это спасение души. Его можно достичь только очищением от грехов. А грехи прощает Господь. А прощает Он тому, кто других прощает: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Чем больше простишь, тем больше тебе простится. Поэтому надо радоваться, когда тебя кто-то оскорбляет, — есть возможность его простить. Кто нас корит, тот добром дарит. Духовным добром».

Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): с точки зрения духовной, если ты страдаешь телесно либо душевно от какой-либо несправедливости, то обрати внимание — страдает весь мир, страдают все в разной степени. Страданий нам не избежать, но нужно учиться страдать достойно и одухотворенно. В мире больше страдают лучшие люди, поэтому если ты страдаешь, то ты причислен к числу лучших людей. Ты сподобился страдать. К примеру, на войне кому дается самое сложное задание? Самому достойному и надежному человеку.

Отец Валериан продолжает: «Сейчас такое время — все руководят. На вакансию инженера — девять человек, а на руководителя — триста. Кто не умеет делать, тот учит, как нужно делать. А кто не умеет учить, тот учит, как нужно учить. Старайтесь так жить, как Бог даст. Радуйтесь жизни. Когда человек живет, он не должен особенно думать, как на него смотрят, как о нем думают. Господь все управит».

Батюшка уже около часа стоит на сцене, не садится — привык говорить стоя. «Правда, — сетует, — спину ломит, и не только спину». «Возраст никуда уже не денешь. Ни продать его, ни подарить. Нет такого бартера и денег, чтобы вернуть утраченную прыть, — улыбается отец Валериан. — Я это уже проверил на себе. Но возраст — это то, что относится к телу, но не к душе. Когда человек живет с Богом, для него не только возраста нет, для него и времени-то нет. Бог вне времени и пространства. Сущность всего нашего бытия в двух основах. Это Богоявление и Богослужение. Бог явил Себя в Своем творении, а творение должно служить своему Творцу. То есть от нас — Богослужение. Очень важно сохранение благодати, благоговения — к храму, к Богослужению, к престолу, вообще к святыне. Преемственность для священника особенно важна».

Вспомнил вдруг нелепость, сам рассмеялся и нас рассмешил. Кто-то обратился к нему с опасениями, что, мол, день рождения выпадает на Великий пост. Как же быть? «Ведь переносить нельзя — беда может случиться». На эти суеверия батюшка отвечает так: «Уж если памяти святых переносятся, то нас грешных можно спокойно переносить на любой день. А уж если в Великий пост попадает празднование, то Сам Бог велел».

«Мы выросли не только в атмосфере Богослужения, — отмечает батюшка. — Очень важен быт. Когда мы собирались, то пели и русские песни, и, конечно же, духовные песнопения. Псальмы они называются, стихотворения духовного содержания, переложенные на музыку. Такой пласт, а мы его сейчас не знаем совершенно».

Вместе с внучкой Лизой, которая аккомпанировала ему на рояле, отец Валериан спел духовный стих о Преподобном Серафиме.

После беседы с батюшкой был просмотр нового документального фильма о нем. Красивые съемки знаменательных для батюшки мест: село Акулово Одинцовского района Московской области. Покровская церковь, припорошенная чистейшим, кристально белым снегом. Красивая природа, виды с высоты птичьего полета. На протяжении всего фильма звучит хорошо подобранная классическая музыка: «Зима» Вивальди, Бах. Отдельные церковные песнопения. Много добрых слов звучит с экрана в адрес батюшки от прихожан, детей, внуков:

«Батюшка всегда служит очень благоговейно, его душа пребывает в службе».

«Он себе не принадлежит. Он здесь всё. Он отец-настоятель, он держит традицию».

«Родители никогда не ругались, мы даже не видели, что они были не согласны. Может, это и было, но дети не видели».

«Благодарю Бога, что Он дал мне родиться у моих родителей. И братья мои незлобивые, направлены с любовью к людям. Этому нас родители научили — доверять и любить людей. Распространяй вокруг себя любовь, и ты почувствуешь, как эта любовь будет касаться тебя, возвращаться к тебе».

Наставления самого отца Валериана, воспоминания: «Как-то выпил я водки с наперсток, приехал батюшку (отца Иоанна Крестьянкина) причащать, все приготовил. Отец Иоанн выходит, говорит, я не буду причащаться, мне нельзя, я водки напился». Я все понял: «Батюшка, простите, это я сделал». Батюшка причастился, но мне был урок на всю жизнь».

«Никто ничего не сможет сделать, если это не попустит Господь. Произведения человеческие — это жалкая копия того, что сотворил Бог».

«Неоценимое качество России в том, что она выживает в любых условиях. Несмотря на санкции».

«Что нельзя отнять? Мастерство, умение. Но этому надо учиться. Чем больше человек знает, тем более он независим и может помочь другим».

А закончить свой рассказ о вечере-встрече с отцом Валерианом мне хотелось бы следующими словами священника: «То, что называют любовью, это некое подобие. Греки над этим задумались, поэтому у них три названия любви: эрос, агапе и филео. Страстная, дружеская и жертвенная. Любовь не может жить в себе, она должна на кого-то изливаться. Человек несчастен, если у него самого нет любви. Не от того, что его никто не любит, а от того, что он сам никого не любит. Как сказал преподобный Иустин Попович: «Любовь к человеку без любви Божией — есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку — есть самообман».

Любовь не ищет своего и никогда не перестает…

А.А. Андреева, иконописец,
г. Москва.

866
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru