![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
||||||||
![]() Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
Публикации→ Личность«Я попрошу сейчас у Неба… »Живет и служит в Нефтегорске обычный батюшка — протоиерей Николай Советкин. И строит храмы. И пишет стихи. И молится — на колокольне!… Живет и служит в Нефтегорске обычный батюшка — протоиерей Николай Советкин. И строит храмы. И пишет стихи. И молится — на колокольне!…
Крест «у трех тополей»Был праздничный, радостный день — Рождество Пресвятой Богородицы. Теплоход «Алексей Толстой» резал речную волну, сердце таяло в умилении от несказанной красоты неспешно сменяющихся картин… Боже, как прекрасен Твой мир!… И вдруг — звонок телефона. Матушка Ирина Советкина. Почему-то сразу мелькнула мысль: что-то случилось. — Прошу молитв: батюшка только что попал в страшную аварию… В его машину на огромной скорости врезался камаз… Я поспешила сообщить другим паломникам тревожную весть. И не только мы на теплоходе — очень и очень многие верующие в тот же день встали на молитву о здравии нефтегорского священника протоиерея Николая Советкина. И молились все время, пока он был на зыбкой грани между жизнью и смертью. И вымолили. Если не знать, то и не догадаешься, глядя на энергичного, полного новых замыслов батюшку, что четыре с половиной года назад его жизнь висела на тоненьком волоске. А незадолго до той страшной аварии, в 2007 году, батюшка Николай установил Поклонный крест на обочине дороги в месте, где почему-то особенно часто происходили аварии. Вроде бы ничего особенного, бывают участки дорог и похуже, но здесь словно какая-то невидимая темная сила сталкивала и опрокидывала машины, калеча и убивая людей. Батюшка решил: надо поставить Поклонный крест. Пусть он оберегает путников. Когда-то здесь росли тополя, и это место так и зовут поныне — у трех тополей, хотя самих деревьев давно уже нет. Воздвигнут крест на месте сложном, И нечто, где легла равнина, Смелей своей дорогой следуй, Бегут холмы, плывет равнина. (Здесь и далее — стихи протоиерея Николая Советкина). Силы зла жестоко отмстили священнику, бросившему им вызов. Только чудом милости Божией протоиерей Николай остался жив в той жуткой аварии. Но крест — стоит. И каждый год к нему приходят Крестным ходом нефтегорцы. С молитвой, с иконами. С неугомонным батюшкой Николаем во главе. Только один раз и не смог он сам пойти — когда лежал в больнице. Но Крестный ход провел тогдашний настоятель зуевского храма в честь Михаила Архангела священник Павел Пушкаренко. Сейчас он служит в селе Гавриловка Алексеевского района. Ангел в алтареБатюшка позвонил вечером Прощеного воскресенья. — У нас сегодня утром такое произошло… Да вам лучше расскажет об этом наша алтарница Елена. Приедете к нам — и с ней обязательно поговорите. А я давно уж собиралась приехать в Нефтегорск. Интересно было самой принять участие в необычном молитвенном чине, который здесь зовут «пятисотницей»: делают пятьсот поясных и пятьдесят земных поклонов с Иисусовой молитвой. Подняться вместе с батюшкой и его прихожанами на колокольню, откуда молитва быстрее к небушку летит… Почитать стихи отца Николая — простые, не всегда ровные, но такие глубокие, отзывающиеся в душе.
Вот и приехала. До начала молитвенного чина еще было время, и алтарница храма Елена Ивановна Сорвина начала рассказ: — Я недавно, в середине февраля стала алтарницей. Батюшка и раньше предлагал, но я не решалась: я же грешная. «Мы все грешные! — ответил отец Николай. — А помогать-то кто-то должен в алтаре». И вот утром в Прощеное воскресенье пришла я пораньше, чтобы спокойно, пока никого нет, все сделать. Поднимаюсь на площадочку перед алтарем, смотрю — батюшка молится. Ну ладно, думаю, а мне что же делать? Зайти — или не мешать? В алтаре свет не был включен, но с улицы от магазина «Пятерочка» и из коридора, от ризницы, падал свет, и мне хорошо было видно, как стоит батюшка. Хорошо видно все его облачение. Уже рассвет вот-вот забрезжит, первые лучики появляются, уже и не совсем темно. Ну потихонечку я прокралась мимо батюшки, взяла посуду под воду, сходила и набрала воды. Опять иду, ногами по лестнице шаркнуть боюсь, на цыпочках. Не помешать бы батюшке! Вижу — стоит, все так же молится. И я, стоя в сторонке, помолилась. Думаю: в каком же одеянии он молится? Все его облачение лежит. Ряса его — вот она, висит в ризнице. Может, у него запасная была? А может, это не отец Николай, а отец Александр? Ну я не знаю… Тихонечко, на цыпочках прошла мимо него, банку со святой водой поставила. Достала угольки и положила на плитку. Чтобы не мешать молитве, вышла из алтаря: пригнулась и прошла мимо батюшки за престолом. Спрашиваю сторожа: «Алеш, во сколько же сегодня батюшка пришел молиться?». Он удивился: «А батюшка еще не приходил!» — «Так это, наверное, отец Александр пришел?» — «И отец Александр еще не приходил», — «Тогда кто же у нас в алтаре молится?». Он на меня смотрит круглыми глазами: «Не знаю… » — «И я не знаю… ». Припомнила: у батюшки есть свой ключ, может быть, он рано пришел и сам открыл, а Алеша его не заметил — мусор выносил или еще как-то отвлекся… Прошло с полчаса. Я поднялась, смотрю, а в алтаре никого нет. И никто мимо меня или сторожа не проходил, не видали, как вышел. Я в алтаре фитильки поправила, копоть почистила — раньше не стала убирать, боялась помешать молящемуся батюшке. В семь часов приходит отец Николай. Я спрашиваю: «Батюшка, вы сегодня рано утром приходили молиться?» — «Нет, вот только сейчас пришел, а что?». Рассказала все батюшке. Он и говорит: «Вот надо же, я сплю, а в алтаре Ангел молится!». И, видя мое недоумение, сказал: «А ты разве не знала, что в алтаре храмов Ангелы молятся? И даже если храм разрушат, на руинах остается молящийся Ангел… »
Если бы один раз я увидела, можно было бы сказать — ну, показалось. Так я же мимо него четыре раза прошла! И все это время видела его, как он стоял и молился. Стоит, держит книгу и молится. Я еще подумала: свет в алтаре не включен, как же он буквы видит? Все-таки же не настолько светло. Живу в ожидании чуда, Не вижу, но чувствую тонко, А значит, оно ежедневно Достаточно вспомнить опасность, Прозреем, и чудо признаем, «Пятисотница»Разговоры разговорами, а пришло время помолиться. Стоим не вплотную, чтобы не мешать друг другу класть поклоны.
Сначала прочитали почти все вечерние молитвы, а потом началась сама «пятисотница». Батюшка Николай встал у аналоя, прочитал молитву по соглашению — с прошением о помощи Божией в строительстве в Нефтегорске второго храма. А потом, по четкам, сто Иисусовых молитв с поклонами. Десять поясных поклонов — один земной, еще десять — и снова падаем на колени… После каждой сотни читающие молитвы меняются у аналоя, пока не прочитают все полностью. — Сначала я просто прихожанам раздавал записочки с текстом молитвы по соглашению о строительстве храма, и все вроде бы взялись читать, — рассказал отец Николай. — А потом всё как-то погасло, у всех свои дела и заботы. Один не смог помолиться, другой забыл… У меня же было такое. Когда первый раз съездил на Святую Землю, почему-то стал по ночам просыпаться — и никак не усну. А отец Олег Китов мне объяснил: «Да это же тебя Ангел поднимает на ночную молитву!». Тут уж я стал умнее. Просыпаюсь ночью — а, это же Ангел меня поднял! Встаю и молюсь. И однажды после ночной молитвы мне вдруг четко пришел на ум тот чин нашего молитвенного правила по соглашению о строительстве храма, с поклонами. Поначалу мужчины категорически не хотели с женщинами молиться: как же, ведь так слова молитвы будут звучать вразнобой. А потом уже дошло: надо нам произносить Иисусову молитву словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных», а не — мя, грешнаго или: грешную. Вот так и стали молиться. Первое время ноги болели, уставали очень. А сейчас привыкли, пятьсот поклонов поясных и пятьдесят земных кладем — и все нормально, легко. На этом количестве и остановимся. Чтобы не перегружаться и в то же время помолиться всерьез. Тоже думал: а с чего начинать этот чин — может быть, с Шестопсалмия? Но тогда все так устанут, что уже дома не смогут вычитать вечерние молитвы. И мы решили вначале вычитать вечерние молитвы до молитвы Иоанна Дамаскина, а потом уж — молитва по четкам с поклонами. И уж остальные вечерние молитвы даже и полусонные люди со слегка усталыми ногами смогут дома дочитать. Вот так и сложилось это правило. С конца октября начали, и стала помощь приходить. Уже 110 тысяч перечислено на наш счет. 50 тысяч еще один человек собирается перечислить… «Молится пастырь на колокольне»Страшновато подниматься на колокольню по металлической лесенке! Да ведь все поднялись, даже молоденькая моя тезка в сапожках на высоченных каблуках. Но мне, в моем возрасте… — Ничего, вы взбирайтесь — я помогу, поддержу, — ободрил Константин. Это он сегодня читал вечерние молитвы, и вообще он в храме во многом помогает. Не только приезжим журналисткам взбираться на колокольню… И когда я последней поднялась к уже стоящим на колокольне, начался молебен — обыкновенный просительный молебен. Ветер здесь сильный, торопится перелистать страницы требника. Но батюшка прижимает листы и читает дальше. И слышу, как среди тех, о чьем здравии молится, батюшка называет и имена людей, о которых я просила молитв. А когда завершился молебен, каждый из нас смог — кто уж как сумел — позвонить в колокола. Совсем как на Пасху… И летели с колокольни, разливаясь окрест, то красивые праздничные перезвоны, то разноголосое бомканье, то — мерные одиночные удары большого колокола «Благовест». И, должно быть, жители ближних домов недоуменно спрашивали: что за праздник сегодня? Да так — обыкновенный праздник души… Ему и Пост, и заботы житейские не помеха. Каждый из пришедших не просто так поднялся на эту высь. У каждого — свои печали и скорби. Вот женщина, у которой муж спивается. Елена перенесла тяжелую болезнь — и выкарабкалась только благодаря молитве! А ее тезке не так давно муж предложил познакомиться… с его маленькой дочкой, которая растет у другой женщины. Как-то приехала из Петербурга в Нефтегорск по приглашению батюшки Православная певица Анна Абикулова. Услышала о необычной молитве на колокольне — и тоже захотела подняться, помолиться. За ней уж такси подошло, уж двадцать минут водитель ждет, счетчик отматывает денежки, а она стоит на коленях и молится. О чем? Да мало ли своих невзгод у тех, кто так безпечально поет нам о Боге, о Свете, о Божественной Любви… А потом она написала песню о том, как молится пастырь на колокольне. Молится за всех… — Однажды я простудился на ветру и месяц не мог на колокольню подниматься, — припомнил отец Николай, — а после того молебна, когда я простыл, мне раз — и четыреста тысяч на храм пришло. Помощь Бог дает. И даже не знаем, откуда что придет. Молитвы эти не пустой звук, они сильны. Особенно хорошо было зимой, вот когда мы начинали молиться. Темнело рано, и поднимаешься на колокольню, ни на что уже не отвлекаешься, ничего же не видно. Концентрируешься на молитве. А молитва — это ведь разговор с Богом! Когда поначалу ни один руководитель даже не откликнулся на тот момент на инициативу о строительстве храма, заседания попечительского совета проходили вхолостую, тогда я вспомнил простую вещь. Евангелие читаем: куда Спаситель ходил молиться со Своими учениками? — на гору Елеонскую, на гору Фаворскую… И как-то само собой пришло решение, что надо молиться на колокольне. Хоть на несколько метров, но поближе к Богу. И я впервые реально ощутил Божию помощь сразу после молитвы на колокольне! Помолился на колокольне, спускаюсь — и звонок: батюшка, можно, я сейчас подъеду? И первые десять тысяч рублей он привез мне на строительство нового храма. А потом были и другие суммы, и большие. Все происходит совершенно неожиданно. Как-то я приехал в Бариновку на престольный праздник. А я как раз был должен 600 тысяч подрядчику. Сидим за праздничным столом. Зашла речь о строительстве. Я так обмолвился, что долг вот такой. И человек, который в Бариновке храм построил, вдруг говорит: ну хорошо, ты давай мне письмо, я тебе сто тысяч перечислю. И через несколько дней эти сто тысяч пришли на счет храма. Но не всегда так было. Задумался: почему? Да все просто. Первый раз помолился, попросил Божией помощи — значит, в следующий раз должно быть благодарение. Так мы и стали молиться. Сегодня мы просили Бога о милости, значит, в следующий раз будем благодарить. … В сердце у России колокольни В сердце у России есть для Бога Крестный ход длиною в жизньВот уж что точно роднит нас с батюшкой Николаем, так это — любовь к Крестным ходам! Был он и в Великорецком Крестном ходе, и в Ташлу ходит, и Нефтегорск со своими прихожанами дважды в год обходит с молитвой. В субботу Пасхальной седмицы идут с артосом. А второй раз обходят свой город в субботу перед престольным праздником, накануне 17 декабря.
— … Это у нас с 3 по 8 июня — лето. А на Вятке, в Великорецком Крестном ходе, я утром просыпаюсь в палатке, а на стенках иней! И какое там термобелье, на которое я так понадеялся! Надеваю подрясник, рясу, куртку. А потом еще забираюсь в спальный мешок — как в «Кавказской пленнице» — оставляю лишь небольшую дырку для дыхания. Вот тогда только и почувствовал: о, теперь хорошо! Конечно, это непередаваемое впечатление. Идешь по болоту. — А на Вятке, кажется, вся дорога в лесах идет по болоту. Лужи глубиной по колено, непролазная грязь… — Так что наш Крестный ход к Поклонному кресту у дороги ну что тут — километров восемнадцать-девятнадцать. Мы проходим часа за четыре с небольшим. Делаем остановки. Детишки же с нами. Кто у мамы на руках, кто на коляске, кто на велосипеде… Как-то мне накануне назначенной даты звонят: «Батюшка, Крестный ход будет?» — «Будет, конечно. А почему вы спрашиваете?» — «Так ведь дождь… ». Ну а куда деваться: уже милиции я сообщил, Крестный ход объявлен. Отменять из-за дождя? Нет, все равно пойдем! Возьму с собой зонтик… И вот собираемся идти. Дождик мелкий идет, моросит. Смотрю — пришел целый класс пятиклассников, что ли. Все без зонтиков. Тут и я свой зонт убрал, пошел как все, без зонтика. Некоторые тогда не пошли, побоялись дождя, но только мы перешли дорогу, немного отошли — никакого дождя нету. И только над головами повисла огромная холодная темная туча. Мы идем и молимся, и боимся: вот сейчас хлынет… По грязи, конечно, шли. Ничего — все были довольные. Дошли до Креста, там помолились, покушали. Сели в автобус и поехали в Нефтегорск. Только сюда приехали, ка-ак тучу прорвёт — и всё мокрое. А мы уже успели, прошли Крестным ходом. Обвалился угол неба Небо хмурилось недолго, И когда дугой цветастой Чтоб поймать дуги начало И еще один Крестный ход совершаем в Семеновку — недалеко, час ходьбы, — там мы построили красивый деревянный храм. Ровно на престольный праздник, 12 сентября, на Александра Свирского, выходим из Нефтегорска, приходим в Семеновку — и Литургия начинается. Престольный праздник, а мало людей в храме. А мы как придем — вот праздник настоящий! Вроде в селе много людей живет, и всё больше русские люди, крещеные. Но он, может, и пошел бы, да стесняется. Как это, мол, я пойду — это старики да старухи в церкви молятся. А вот те мальчишки, которые сегодня в храм ходят, они вырастут — и потом уже своих детей будут на службу приводить. Вот она, традиция. Меня радует, что число детей, которые причащаются в нашем храме, из года в год увеличивается. И дай Бог, чтобы так шло и дальше. Это очень большое дело, когда люди не боятся заходить в церковь. Вот я первое время когда начинал служить в Нефтегорске, куда-то на требы идешь, и маленькие детишки играют в песочке, переговариваются: «Ой, это кто?» — «Боженька!». Но это — дети. Ну а сейчас ведь многие взрослые элементарных вещей не знают и не стремятся узнать. Спрашиваешь: «Вы поститесь?» — «Да как-то пока не постился. Надо будет попробовать… » Но это же то, что раньше было в каждой семье. Если уж мы в этом малом не будем верными, то что говорить о других каких-то вещах! «Верую» не знаем, в храм редко ходим, не постимся… — пока гром не грянет, и не перекрестимся! Вот уж когда грянул гром — тут-то бегом в храм! И свечку поставим, и лоб перекрестим. А для Бога важно, чтобы мы были не сиюминутными просителями, а чтобы обладали сыновней любовью. Просто обращались к Нему, как дети — и прося Его о чем-то важном, о хлебе насущном, и благодаря Его. Я попрошу сейчас у Неба Я попрошу еще у Неба Я попрошу потом у Неба Детская вера — она ведь и есть самая правильная вера. Не надо ничего мудрствовать, а то ведь люди у нас иной раз так мудрствуют, что и волосы дыбом встают. И все-таки люди стали обращаться в храм пусть даже и по каким-то сиюминутным поводам — пусть! — но рано или поздно молитва церковная даст человеку надежду, да и помощь Божия придет. И вот эти слова Евангельские, которые мы с вами сегодня слышали во время молебна на колокольне: «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете», — если мы, люди, умеем благие даяния давать, то Бог тем более может все нам давать. Другое дело, насколько мы достойны этого блага Божьего. Поэтому молитва по соглашению, которую мы читаем, заканчивается простыми словами: «Господи, не как я хочу, но как Ты!». Здесь тоже есть определенный Промысл Божий. Вот сейчас новый храм чуть-чуть поднялся от земли. Я думаю, со временем придут нужные средства, и дело потихоньку пойдет. Чтобы закончить нулевой цикл, надо еще 400-500 тысяч. Ну а потом же нам еще на строительство девять миллионов надо! А на благоустройство еще пять! Пока же небольшие подвижки, которые есть, к сожалению, слишком малы. Но, думаю, по молитвам, которые мы совершаем, Бог даст нам Свою помощь. … Для того и льется благодать Прочитал я в новой книге, изданной Сретенским монастырем, рассказ отца Андрея Ткачева о знаменитой французской певице Эдит Пиаф. Оказывается, в детстве она была слепой, и за нее стали молиться падшие женщины из публичного дома. И девочка прозрела! Вот, пожалуйста, Бог услышал молитвы — грешных, очень грешных. Поэтому не надо бояться, что Бог не услышит нас, грешных, а молиться, просить. Потому что Бог слышит каждого человека, но дает то, что полезно. У матушки моей было серьезное заболевание, врачи настаивали на операции. Мы пошли к Владыке Иоанну (Снычеву) за благословением: делать ли нам операцию или нет. А Владыка говорит: «Мы сейчас у ангела спросим!». И обращается к нашей дочке — ей тогда годика три или четыре было: «Маме надо делать операцию?». А она тоненьким голосочком: «Нет, не надо!». Проходит месяца три, состояние совсем ухудшилось, гемоглобин 52 единицы. Я звоню в Питер, что делать? Митрополит Иоанн говорит: конечно, делайте операцию! Я удивляюсь: как же, Владыка, вы же говорили, что не надо. — «Так ситуация изменилась. Тогда операция была не нужна, а сейчас без нее не обойтись». Надо с разумением относиться ко всему и просить помощи у Бога. Если нам это полезно, мы эту помощь непременно получим. Будет утро, будет вечер. Ищешь всюду наслажденья, Ты искал от дня рожденья И на небе, столь прекрасном, Чтобы не судил на муки, Стихи отца Николая… Сколько еще прекрасных стихотворений прочитала у отца Николая! Ну вот хотя бы это: Окунуться хочу в тишину, Пусть порадует воздух иной, Растревожит тени берез Я, конечно, теперь не усну, А это — посвящение Иверской иконе Божией Матери: Пред иконой Божьей Матери Все слова застыли комом, Вижу — Крепкая Заступница Боль исчезнет обязательно, Оказывается, и матушка Ирина тоже пишет стихи. Наверное, так и должно быть, ведь «муж и жена одна сторона». И пишет она тоже о самом главном — о вере в Бога, о покаянии: … Грехами вновь Тебя терзаем Страстей безчисленное множество, Уста скверны и сердце мерзко, Дела и помыслы лукавы… И на кресте простерты руки Тебе, воскресшему из мертвых, Божий отклик на молитву
… И опять позвонил батюшка. Поделился радостью: — В тот вечер, когда вы вместе со всеми молились на «пятисотнице», было нас — я посчитал — сорок три человека. И буквально на следующий день мне передали на строительство храма двадцать с половиной тысяч, да еще тысячу мне дали накануне. В сумме — 21, 5 тысячи. Ровно по 500 рублей каждый из нас вымолил! Вот она, помощь Божия!… Но и мы с вами тоже можем помочь в строительстве нефтегорского храма. Можно прислать почтовый перевод по адресу: 446600 г. Нефтегорск, ул. Ленина, 15. Храм в честь Великомученицы Варвары. Протоиерею Николаю Николаевичу Советкину. Телефоны для справок: 8 (84670) 2-21-05, 8-927-655-06-97. Можно перечислить посильную помощь на банковские реквизиты: Местная религиозная организация православный приход храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской и Сызранской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 6377010476 КПП 637701001 Р/счет 40703810254070001148 Поволжский банк ОАО «Сбербанк России» г. Самара Кор.счет 30101810200000000607 БИК 043601607 ОГРН 1086300002645 ОКПО 88548740 ОКОГУ 62000 ОКВЭД 91.31 ОКАТО 36230501000
3088 См. также: Улица имени Гурника 11 февраля 2019 «К Богу я пришла от радости» 11 февраля 2019 На перекрестках эпохи 22 января 2019 2 комментария Оставьте ваш вопрос или комментарий:
|
||||||||
![]() |
![]() банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru |