Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Паломничество в Вечный город»

Телеканал "Россия" рассказал о Христианских святынях Рима.

Телеканал "Россия" рассказал о Христианских святынях Рима.

На Страстной неделе телеканал «Россия» показал серию документально-художественных фильмов «Паломничество в Вечный город». Основой фильмов стали съемки в Риме — городе, из столицы огромной языческой империи ставшем одним из великих оплотов Христианства, городом-хранителем множества Христианских святынь.
Проект этот был задуман вторым телеканалом совместно с Ватиканом. Цель его — в простой и доступной форме рассказать о первых веках Христианства и о людях, благодаря которым в мире утвердилась вера во Христа. Первая серия рассказывает об Апостоле Петре, вторая — об Апостоле Павле, далее — о первых Христианских мучениках, о первых женщинах-Христианках, о святых равноапостольных Константине и Елене.
Режиссер фильмов — Владимир Хотиненко. Подобно проекту «Земное и Небесное», рассказывавшему об истории Русской Православной Церкви, каждую серию ведет известный зрителю человек: актеры Владимир Машков, Юрий Соломин и Ирина Купченко, режиссеры Кшиштоф Занусси (Польша) и Никита Михалков.
Самое ценное в фильмах — это то, что они не превратились в документальные кадры, показывающие нам город с его храмами, домами и ландшафтами подобно передачам типа «Вокруг света». Сам Рим здесь — только фон, на котором разворачивается рассказ о людях. Людях, пострадавших за Христа, несших Его cлово в народ, людях, благодаря которым Христианство распространилось по всему миру. Жизнь этих людей была подвигом. Они жертвовали собою, чтобы утверждалась Церковь Христова. Что же заставляло их бросать все, отказываться от мирского благополучия и спокойной жизни, принимать смерть и муки? Вот именно об этом и рассказывается в проекте. 
Владимир Машков, гуляя по улицам Рима, рассказывает об истории обращения Апостола Павла, но тут же уводит нас в Иерусалим — чтобы показать, как был убит святой Стефан, первый мученик за Христа. Святого Стефана забили камнями. Среди тех, кто был в толпе мучителей, был юноша Савл — будущий Апостол Павел… Фрески римских базилик помогают Владимиру Машкову рассказать о перевороте, совершившемся в душе Савла. Зрителя еще не раз будут уводить из Рима создатели фильма. Вот корабль в открытом море, на котором везут связанного Апостола Павла в Рим «на суд кесаря», вот буря и остров Мелет…
Режиссер и сценарист точно используют символы. Вот камни, которые Владимир Машков подбирает на земле Рима — такими камнями был забит святой мученик Стефан. «Камни должны быть не мелкими, как для воробья, но и не крупными, чтобы не убить сразу», — звучат слова не то ведущего, не то «законника» той давней эпохи. Камни, валяющиеся на руинах сооружений языческого Рима, — символ разрушения. В противовес разрушению показан и символ созидания — руки Апостола Павла, плетущего палатку. Руки, берущие камень, и руки, плетущие палатку, показываются зрителю не-однократно.
В серии о первых Христианских мучениках мы видим в катакомбах начертанные на гробницах символы первых Христиан — оливковую ветвь, рыбу и якорь. Якорь — символ спасения — становится предлогом для того, чтобы перенести зрителя в Инкерманский монастырь в Крыму и рассказать историю священномученика Климента, Папы Римского.
Серия, которую ведет Юрий Соломин, рассказывает о первых мучениках за Христа. Начинается она с того, что зрителю показывают грандиозное сооружение языческого Рима — Колизей. И вот сегодняшний полуразрушенный Колизей на наших глазах восстанавливается, заполняется благополучными, сытыми римскими горожанами, неистово кричащими и требующими «хлеба и зрелищ». Солдаты выгоняют на арену бедно одетых простоволосых женщин с младенцами на руках, бородатых мужчин, детей — и следом выпускают львов и леопардов. Кровь льется на песок, кровь мучеников за Христа.
«Позорная, но неизбывная история развлечений человечества. Кто придумал, что смерть может стать увлекательным зрелищем?» — недоумевает Юрий Соломин. Кровь, льющуюся на песок, нам еще не раз покажут в этой серии. Оглядывая огромный полуразрушенный Колизей, Соломин говорит: «Здесь каждая песчинка пропитана кровью Христианских мучеников…»
Почему языческий Рим так ненавидел Христиан? — задается вопросом рассказчик. Потому что он жил девизом «хлеба и зрелищ», а Христианство предлагало ему иную жизнь — духовную, предлагало разделить свое богатство между бедными и посвятить свою жизнь больным и страждущим, жить не для себя, а для ближнего и для Христа. Не все были к этому готовы.
Создатели фильма показали святых Апостолов и мучеников как простых, реальных, близких нам людей. Вот, например, рассказ о святом Вонифатии — безшабашном человеке, прожигавшем свою жизнь, любившем вино и женщин… «Удивительно русская история», — замечает Юрий Соломин. Но вот Вонифатий приходит в театр, где на глазах толпы должны растерзать Христиан — по приказанию своей возлюбленной госпожи он должен добыть мощи Христианских мучеников. И его живое сердце не выдерживает зрелища ужасных страданиях людей, он идет к ним и целует их оковы, он уверовал во Христа и разделил с этими людьми мученический венец.
Или история святого Лаврентия… Когда его положили на горящие угли, он находил в себе силы еще и шутить: «Вот так, кажется, с этого бока я готов», — говорил он царю, наблюдающему за его мучениями и тщетно ждущему его отречения от Христа.
Слушая истории об этих людях, поражаешься силе и величию их духа.
Особенно трогателен рассказ о женщинах-мученицах, представленный в серии «Небесные покровительницы». Нежные юные девушки проявляли мужество и стойкость в вере наравне с мужчинами. Они отказывались от богатства и знатных красавцев-женихов, чтобы сохранить целомудрие и посвятить себя Богу. Святой мученице Агнии было всего двенадцать лет, когда она претерпела мученическую смерть. Мученицы Анастасия Узорешительница, Татиана, Варвара, Екатерина, Вера, Надежда, Любовь и мать их София  — о жизни и подвиге любимых и почитаемых русским народом святых Ирина Купченко рассказывает с особой любовью, порою у нее дрожит голос и в глазах блестит слеза.
Проект задумывался с целью заинтересовать людей, далеких от Церкви, он прежде всего просветительский, призванный тронуть души современных людей, отдалившихся от веры и даже считающих ее анахронизмом. Но и верующим, воцерковленным людям он очень интересен, ибо невозможно без трепета прикасаться взглядом к великим Христианским святыням, которые показывают на экране. Вот тот самый дом, где жили Апостолы, — прошло двадцать веков, а он сохранился. Вот катакомбы, в которых прятались от гонителей первые Христиане: здесь совершались тайные Богослужения, здесь были похоронены многие из святых мучеников. А вот и место, где были обнаружены нетленные мощи святой Цецилии (Кикилии) — через двенадцать веков после ее смерти. Вот то самое место, откуда император Константин Великий увидел на небе сияющий крест и надпись «Сим победиши». Вот частица честной главы святого Георгия в одной из римских базилик. А вот та самая лестница, под которой жил в доме своих родителей Алексий Божий человек, когда вернулся домой неузнанным и терпел поругания от самых близких ему людей…
Вообще, кажется, в Риме нет места, которое не было бы связано с историей Христианства. Перед нами на экране площадь, полная народу, мальчик лет восьми играет на флейте, развлекая толпу. «Он, возможно, даже не знает, — комментирует Ирина Купченко, — что в двух шагах от места, где он сейчас стоит, была убита святая Цецилия».  
И с каким благоговением Никита Михалков рассказывает зрителям о святынях, привезенных святой равноапостольной царицей Еленой со Святой Земли: части той самой столешницы, за которой совершалась Тайная Вечеря, мраморной лестнице, по которой поднимался к Понтию Пилату наш Господь Иисус Христос. Сейчас эта лестница закрыта деревянным настилом, потому что стерлась от ног многочисленных паломников, вот уже столько веков приезжающих в Рим, чтобы подняться по ней на коленях… А показывая частицу древа Животворящего Креста Господня и гвоздь, которым был пригвожден Спаситель, он и вовсе переходит на шепот — и сердце замирает при виде великих святынь.
Сергей Кравец, генеральный продюсер проекта, сказал, что к идее снять цикл фильмов подтолкнула проигранная борьба против изъятия из конституции Евросоюза слов о Христианских корнях европейской цивилизации. «Нас это объединило в сознании того, что нужно создать художественное произведение — фильм, который смог бы и русскому народу, и европейцам показать, от каких корней отказывается эта цивилизация».
И создателям фильма это удалось. Зрителя подводят к размышлениям о том, почему первые Христиане добровольно принимали смерть и терпели пытки, почему так мало было тех, кто отрекся от Христа, и так много — тех, кто исповедовал веру в Него до последнего вздоха. Что же такое заключено в Христианстве, что ревност-ный гонитель его Савл уверовал и обратился, стал Апостолом и умер мученической смертью за Христа? Что тысячи людей во имя Христово шли на смерть как на праздник? Почему император Константин Великий говорил, что только тогда и начал жить по-настоящему, когда сменил пурпурную тогу — символ власти — на простую белую рубаху, в которой принял крещение? Слова «Истина», «истинный» звучат в этих фильмах очень часто.

На снимках: арка в честь победы императора Константина над Максенцием; гробница святой Цецилии.

Ирина Кузнецова
г. Самара
05.05.2006
Дата: 5 мая 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru