Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Святыни Верхотурья

"У Верхотурья много сильных молитвенников и заступников на небесах..."


Если поехать из центральной России в даль далекую — на Урал, в Верхотурье в Свято-Николаевский монастырь на поклонение мощам святого праведного Симеона, то нельзя не посетить и другие святыни этого Богом отмеченного города. Нельзя, например, не побывать в старинном Покровском женском монастыре. Тем более что он находится совсем неподалеку от мужского монастыря. Выйдешь из ворот Никольского монастыря и идешь по тихой дороге, по которой редко когда проедет автомобиль или автобус с туристами, в сторону Покровского монастыря. Местный житель объяснил мне, что идти надо прямо, а потом повернуть направо вниз. Весь путь займет минут двадцать. По дороге остановишься, чтобы полюбоваться на высящийся справа кремль с великолепным высоким Свято-Троицким собором с золотыми маковками куполов, занесенный в список архитектурных памятников России и мира. Он был построен одним из первых в Верхотурье одновременно с основанием самого города в 1598 году и был сначала деревянным. По указу Петра Великого в начале 1700-х годов перестроен в каменный. В 2003 году Троицкому собору исполнится 300 лет. Его вернули Церкви всего лет шесть назад, до этого в нем находилась городская библиотека. Службы пока идут в правом приделе великомученика Харалампия, весь храм откроют в будущем году.
Но вот и Покровский женский монастырь. 21-го июля 2002 года — день Казанской иконы Божией Матери. Шел второй час дня, служба в мужском монастыре уже закончилась, а здесь еще служили молебен, народу осталось немного, самые верные. Мое внимание привлекла большая икона Богородицы «Умиление» справа от алтаря. Какая-то необычная, очень красивая и богато украшенная бусами, золотыми и серебряными цепочками, кольцами, серьгами. Ясно было, что эта икона — особо почитаемая, раз люди приносят ей украшения в дар по благочестивому обычаю. У иконы молились паломницы, падали на колени, каждая о своем просили Богоматерь, со слезами целовали святой образ.
После молебна клирик монастыря иеромонах Амвросий (Тюпышев) согласился ответить на мои вопросы.


— Отец Амвросий, давно ли вы в Верхотурье?
— Живу здесь десятый год, приехал сюда с Южного Урала. Когда-то мой пра-пра-прапрадед по отцовской линии приехал на Урал из Вологды и привез сюда пять сыновей. Здесь на Урале почти все переселенцы. С 17-18 века, после того как Сибирь была в какой-то степени покорена, сюда пошли переселенцы.
— Давно ли существует Покровский женский монастырь?
— Почти четыреста лет. Монастырская жизнь возрождается. В монастыре уже 25 человек вместе с послушницами.
— Расскажите об особо почитаемой у вас в монастыре иконе Божией Матери «Умиление».
— Икона эта написана и вышита в начале двадцатого века игуменией Ангелиной, настоятельницей Верхотурского Успенского женского монастыря, который находился за городом. Сейчас то место называется Заимка и там детский дом. Когда произошел октябрьский переворот, икону прятали монахини. Рассказывают даже, что она примерно сорок лет была спрятана в земле. В 70-х — 80-х годах икона была передана на приход Успенской кладбищенской церкви. В 1992 году, когда был вновь открыт Покровский женский монастырь, она была передана сюда
— На иконе у Богородицы глаза полуприкрыты, кажется, что Она их вот-вот откроет. Говорят, что тем, кто молится с умилением перед этой иконой, Богородица открывает свои глаза.
— Да, говорят. Благодатное действие этой иконы то, что молясь перед ней люди утешение получают. Особая благодать утешения есть у этой иконы. Она не прославлена как чудотворная, но действительно утешает молящихся, недаром в благодарность Божией Матери здесь оставляют крестики, цепочки, различные украшения.
— В вашем монастыре хранятся мощи блаженного Косьмы, расскажите о нем.
— Блаженный Косьма Верхотурский был современником переноса святых мощей Симеона Верхотурского из Меркушина в Верхотурский Николаевский монастырь 12-го сентября 1704 года. Он был из семьи бедного или среднего достатка, жившей в заречной части города. У блаженного Косьмы были больные ноги, и он передвигался только на коленях. Он был далек от мирских дел, часто удалялся на молитву к Троицкому храму. Блаженный Косьма прославился в народе тем, что весь путь при переносе мощей он проделал на коленях, а это 60 километров. При этом были чудесные явления. По пути мощи несколько раз чудесно останавливались и только по молитвам блаженного Косьмы продолжали свое движение. О тех же событиях существует иной рассказ: по молитве блаженного Косьмы мощи останавливались и по его же молитве продолжали шествие. Но то, что по молитве блаженного Косьмы праведный Симеон продолжал свое шествие, это точно известно.
Блаженный Косьма был похоронен в Кремле Троицкого собора, над его могилой была поставлена часовня. Одним из жертвователей на эту часовню был святой праведный Иоанн Кронштадтский. После переворота 17-го года монахи перепрятали мощи блаженного Косьмы — захоронили на кладбище около Успенский церкви. Монахини знали, где они находятся, к этому месту тайно ходили на поклонение местные жители. Монахинь в советское время здесь очень много жило. Тогда их ссылали сюда из других монастырей, а наших монахинь ссылали в другие края. При приходе здесь был настоящий монастырь в миру. В 1990-е годы мощи были вновь обретены и помещены уже в храме монастыря в раке. Народ идет к блаженному с молитвой.
У Верхотурья много сильных молитвенников и заступников на небесах.
Недавно был прославлен преподобный исповедник — иеромонах Игнатий (Кевролетин), в схиме Иоанн, который скончался в 1961 году. Он был последним насельником Верхотурского мужского монастыря после революции, был в ссылке, потом вернулся в Верхотурье, продолжал здесь свои священнические и монашеские труды, старчествовал. Начинал он свою монашескую жизнь в Кыртомском Крестовоздвиженском монастыре келейником у старца — монаха Адриана, который построил этот монастырь с благословения афонских старцев. Монахини, знавшие отца Иоанна, рассказывают, что когда он своему старцу монаху Адриану рукописание уже в гробе вкладывал в руку, тот сам его взял. Перед смертью старец благословил его пойти в мужской Верхотурский монастырь. Отец Иоанн пришел в Никольский монастырь, принял постриг. С казначеем монастыря они посещали Царскую Семью в Царском Селе, были знакомы с будущими Царственными Мучениками. Теперь у нашего города появился новый небесный заступник.

Храмы, монастыри, чудотворные иконы, святые мощи… Далеко Верхотурье от Самары, а все тут такое близкое, родное, будто бы знакомое измальства. Единое пространство, единый язык, единое отечество — Святая Русь!

Людмила Белкина
20.09.2002
Дата: 20 сентября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru