Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Остров Свияжск

С него началось христианское просвещение Казанской и Марийской земли.


Остров Свияжск без преувеличения можно назвать жемчужиной Поволжья, ведь именно с него началось христианское просвещение Казанской и Марийской земли. Еще задолго до прихода сюда войск Царя Иоанна Грозного местные жители были свидетелями необычных явлений.

Благословение Преподобного

«За пять лет до постройки этого города, — рассказывали впоследствии Царю и его вельможам сотники и старейшины горной черемисы, — слышали мы здесь часто звонящий по русскому обычаю церковный колокол. И напал на нас страх, недоумевали мы и дивились, и много раз посылали неких быстроногих юношей добраться до места того и посмотреть, отчего это происходит. И слышали они прекрасно поющие, как во время церковной службы, голоса, а самих поющих не видели. Одного только увидели <старца вашего>, ходящего по тому месту с образом и крестом, и благословляющего на все стороны, и кропящего святой водой, как если бы он любовался этим местом и размерял, где поставить город. Место же все то наполнилось благоуханием». Это был сам Преподобный Сергий Радонежский.
Затем, возвращаясь в 1550 году из-под стен Казани после неудачного штурма города, это место заприметил Царь Иоанн, и у него возникла тайная мысль поставить здесь город-крепость, как передовой форпост русских войск на подступах к Казани. 17 мая 1551 года, в день Святой Троицы, на Круглой горе, как величалось это место ранее, высадился передовой отряд русских войск, который за считанные дни собрал из готовых бревен, срубленных в Угличских лесах, крепость и Троицкую церковь. Казанские мурзы и вельможи были в шоке, узнав, что прямо у них под носом Иван Грозный выстроил целый город.
2 октября 1552 года Казань была взята русскими войсками, и Казанское ханство, во многом благодаря крепости Свияжск, перестало существовать. После этого крепость Свияжск потеряла свое военно-стратегическое значение, и центр политической жизни переместился в Казань.
27 июля 1555 года в Свияжск прибывает Первосвятитель Казанский Гурий и закладывает здесь Свято-Успенский мужской монастырь, в главном соборе которого до сих пор сохранились уникальные фрески XVI века. Это время и можно считать началом целенаправленного христианского просвещения Марийского и Казанского края. Свияжск же отныне и в последующие века стал провинциальным городом, с большим количеством монастырей и храмов.

Вехи истории

Многое пережил на своем веку град Свияжск… В «бунташном» XVII веке — осаду «гулящих людишек». В «век золотой» Екатерины — разгром и закрытие монастырей. Восстановление древних обителей произошло в конце XIX — начале XX века. Построен в 1906 году на территории Иоанно-Предтеченского монастыря величественный, в византийском стиле и с уникальной акустикой, собор во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Но недолго град Свияжск наслаждался благоденствием. В августе 1918 года в Свияжск прибывает Лев Троцкий, который в первые же часы своего приезда казнит настоятеля Свято-Успенского монастыря Епископа Амвросия (Гудко) (+ 9 августа н. ст.), а затем устанавливает в городе памятник…Иуде Искариотскому. Вот как описывает это событие присутствовавший при открытии памятника датский писатель Хеллинг Келлер: «По случаю торжества состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда. Когда настал момент открытия памятника и покров упал к ногам присутствовавших, их взорам открылась буро-красная гипсовая фигура человека — больше натуральной величины, с искаженным, обращенным к небу лицом, судорожно срывающим с шеи веревку». По другим сохранившимся свидетельствам Иуда грозил в Небо кулаком.
1922 г. Вскрытие и осквернение мощей Святителя Германа. По рассказам старожилов, когда в первый раз открыли раку, в безоблачном небе грянул гром и взмыл вверх огненный шар. Изумленные очевидцы в страхе кто попадал на землю, а кто бросился бежать с монастырского двора.
1923-24 гг. — закрытие свияжских монастырей.
1928 г. Открытие в стенах Успенского монастыря детской трудовой колонии.
1933 г. Преобразование колонии в тюрьму НКВД.
1939 г. Последнее Богослужение в Свияжске.
1953 г. Перемещение тюрьмы и открытие в монастыре психиатрической больницы.
1959 г. Превращение Свияжска в остров в связи с созданием Куйбышевской ГЭС.

Возрождение

В 1993 году в храме святых равноапостольных царей Константина и Елены прошло первое богослужение. Психиатрическая больница была закрыта в 1994-м, а в 1996-м остров-град Свияжск занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но настоящее возрождение Свияжска началось в 1997 году с возвращения Церкви и открытия Свято-Успенского мужского монастыря. Возглавил монастырь «птенец Раифы» игумен Кирилл, который, восстанавливая древнюю обитель, неоднократно скорбел по поводу того, что стоящий рядом Иоанно-Предтеченский женский монастырь пребывает в полном забвении.
И вот ныне на острове Свияжск новая радость — в стенах древнего Иоанно-Предтеченского женского монастыря в августе 2004 года появилось несколько инокинь: Елизавета, Александра, Галина и Ираида. Это были представительницы женской общины, которая зародилась на Казанском подворье Раифского монастыря. Возглавила эту общину инокиня Евфросиния, возведенная ныне в сан игуменьи.

Матушка Евфросиния

Родившись в традиционно мусульманской семье, она еще в 17 лет написала подружке в записке, что уйдет в монастырь В то время еще Раифа и другие монастыри России находились в запустении и не могли принять к себе души, ищущие Бога. Но что-то зрело в душе молодой девушки…
После первого курса биологического факультета КГУ она с группой друзей сплавлялась на плотах по реке недалеко от острова Свияжска, и, оставшись в сумерках одна, пережила в душе присутствие Бога.
Вернувшись осенью к учебе, она стала много читать книг по философии и религии и, сравнивая разные учения, однажды осознала, что, если хочет быть с Богом, она должна стать Христианкой. Но национально-религиозные предрассудки мешали ей сделать это…
Находясь на летней практике в Раифском заповеднике, она неоднократно наблюдала за восстановлением Раифского монастыря, и после экскурсии по монастырю, у Грузинской иконы Божией Матери, приняла решение — креститься.
И вот в Раифском монастыре появилась черноглазая молодая женщина, которая, несмотря на холод или непогоду, приезжала сюда каждые выходные и выполняла различные послушания по ремонту и озеленению монастыря. Вскоре ее благословили переехать поближе к монастырю, а через некоторое время полностью перейти на монастырское послушание.
Прошло полтора года, и наместник монастыря отец Всеволод благословил ее на постриг. Новопостриженная инокиня Евфросиния ежедневно молилась в храме и читала духовную литературу, шила подрясники «старшим братьям» и выполняла другие послушания.
Когда открылось Казанское подворье Раифского монастыря, инокиню Евфросинию благословили перебраться туда и помогать настоятелю подворья отцу Филиппу. Но суета столичной жизни тяготила Евфросинию, и она стала проситься отпустить ее в Иерусалим.
Как и ее Небесную покровительницу Евфросинию Полоцкую, Господь сподобил ее посетить Святую Землю. Семь месяцев прожила Евфросиния в женском Горненском монастыре, сестры приняли ее с любовью и не хотели отпускать, но Евфросинию ждал другой путь. Она была нужна здесь — в России…

Новая обитель

Когда встал вопрос о восстановлении Иоанно-Предтеченского женского монастыря на острове Свияжск, все сошлись во мнении, что нужно просить матушку Евфросинию вернуться обратно. Новым домом для сестер стало тоже подворье, но уже не Раифского, а Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря. Игумен Кирилл, настоятель Успенского монастыря, с радостью встретил насельниц дочерней обители. Работы по восстановлению, начатые игуменом Кириллом в 2002 году, пошли еще быстрее. Осенью монахини благоустраивали территорию, сажали цветы. С помощью артели армянских рабочих начали реставрацию часовни в честь Царственных Страстотерпцев, строительство келий и т.д.
Неоднократно насельницы монастыря ощущали Божие благословение на свои труды. Чудесным знаком присутствия Сергия Радонежского и его участия в трудах инокинь стало то обстоятельство, что в день, когда Церковь вспоминала великого чудотворца земли Русской, в Сергиевской церкви замироточил образ Преподобного Сергия. Не на старинной, а на новой иконе появились капли мирра. Эти капли появлялись в течение нескольких дней. Собирались в струйки и текли, словно вдоль складок нарисованной одежды. В память об этом событии деревянный паркет под иконой до сих пор пропитан миром. Все древние иконы этого уникального храма не пропали, а хранятся до сих пор в запасниках Изобразительного музея Республики Татарстан. Начались переговоры по возвращению святынь в монастырь.
На молебне в часовне Царственных Страстотерпцев во время общей молитвы на глазах у всех замироточила икона Божией Матери. Иеромонах Игнатий, который служил молебен, паломники и инокини монастыря испытали духовное потрясение. Многие молились на коленях.
А на следующий день игумен Кирилл отслужил водосвятный молебен в часовне и освятил ее. На куполе, покрытом копотью, в тот день вдруг явственно проявился образ Преподобного Серафима и подпись под ним — Серафим Саровский.
В Рождественский пост Владыка Анастасий постриг в монахини двух послушниц — Галину и Ираиду. Для новопостриженных инокинь Анны и Марии этот постриг стал настоящим праздником и вдохнул в нелегкую жизнь сестер но­вые силы и радость.
6 ноября 2004 года произошло еще одно замечательное событие в возрожденной Иоанно-Предтеченской обители. Впервые после долгих лет запустения открыл свои двери не для туристов, а для богомольцев один из самых красивых храмов монастыря — собор «Всех скорбящих Радость».
Труды инокинь при­несли свои плоды. Благоуст­роена территория монасты­ря, построены кельи, укра­шен иконами собор «Всех скорбящих Радость» и вне­шние стены храмов, нача­лись реставрационные рабо­ты в часовне в честь Цар­ственных Мучеников. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий благословил провести в храме первую Литургию 15 января, в день памяти Преподобного Серафима Саровского. А недавно в Раифской кузнице «Левша» изготовили уникальный кованый иконостас. Мастера уже собрали и установили его в соборе.

Музей истории Свияжска

Недавно в жизни монастыря случилось еще одно важное событие — в руки насельниц обители попал фотоархив ныне уже почившего свияжского архитектора. Этот факт дал начало новому направлению в трудах монахинь.
В подвальной части собора «Всех скорбящих Радость» теперь планируется создать музей истории Свияжска, его храмов и монастырей. Музей нужен, чтобы все желающие могли приникнуть к памяти и истории древнего города, чтобы через годы забвения люди могли вновь научиться ценить свое прошлое и обрести в сердцах своих веру.
Еще, казалось бы, совсем недавно, мы праздновали 450-летие вхождение нашего края в Государство Российское. Не последнюю роль в этом событии сыграл и град Свияжск. И вот уже новый юбилей ожидает нас — 450-летие Православной миссии на нашей земле, начало которой положено было 28 июня 1555 года, когда Первосвятитель Казанский Гурий заложил в Свияжске Свято-Успенский монастырь.
Много труда еще нужно вложить нам, чтобы жемчужина нашей земли, с которого началось христианское просвещение этого края, вновь обрела свой первозданный вид. Сегодня монастыри и храмы острова-града нуждаются в помощи со стороны всех людей, кому дороги уникальные святыни Свияжска.

На снимках: храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"; матушка Евфросиния (Мухаметзянова); остров Свияжск.

Николай Пирогов
г. Волжск.
01.04.2005
Дата: 1 апреля 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru