В Самарском епархиальном церковно-историческом музее открылась выставка живописца Евгения Бутенкова.
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, вдова художника Наталия Николаевна Бутенкова (в центре) и Министр культуры Самарской области Ольга Васильевна Рыбакова открывают выставку. |
В Самарском епархиальном церковно-историческом музее открылась выставка живописца Евгения Бутенкова.
На эту выставку приходишь с чувством радости и печали.
Радости — потому что вновь видишь живопись, которая так полно выразила светлый мир художника.
Печали — потому что его теперь нет с нами.
Но вот что удивительно: чем больше всматриваешься в его полотна, тем полнее ощущаешь его присутствие — вот здесь, сейчас, плечом к плечу, сердцем к сердцу.
Выставку открыли Митрополит Самарский и Сызранский Сергий и Министр культуры Самарской губернии Ольга Васильевна Рыбакова. Пришли в этот уютный зал, наполненный светом полотен художника, те, кто его хорошо знал, ценил, разделял его творческие устремления.
То, что выставка открылась именно в церковном музее, совсем неслучайно. Напомню, что музеев такого профиля совсем немного в нашей стране. Музей создан нашим Правящим Архиереем, а директором с самого рождения музея и по сей день является профессиональный искусствовед Ольга Ивановна Радченко, специальностью которой является иконопись, церковное искусство.
Полотна Евгения Юрьевича Бутенкова пришлись для музея как нельзя кстати. Потому что художник совершенно органично пришел к Православию, вошел в Храм Божий как человек, всей своей жизнью доказавший, что его творческий путь вел именно сюда, под сень Христову.
Впервые я увидел его живопись лет пятнадцать назад, когда приехал познакомиться с работой Православного духовно-просветительского центра «Синай» в городе Новокубышевске Самарской области. На стене небольшой комнаты висела поразившая меня картина: в светло-сумрачном березовом лесу, на старом погосте, виднелась согбенная фигурка бабушки. Контраст света и тени, любви и печали был так хорошо прописан, так отчетливо была видна душа художника, выразившего самую суть нашей Отчизны, что я, познакомившись с Евгением Бутенковым, уже не забывал его никогда.
И если говорить о самом главном, о ведущей черте творчества художника, то я бы определил эту черту одним словом: нежность.
В какое бы время года художник ни выходил к озерцам, перелескам, оврагам, косогорам, его любимым родным местам, всегда это чувство невольно отражалось в его полотнах. Весна, лето, осень, зима — всюду в его картинах разлита эта сыновья нежность к матери-земле, к миру, который он в зрелые свои годы осознал как мир Божий.
Митрополит Самарский и Сызранский Сергий и Министр культуры Самарской области Ольга Васильевна Рыбакова на открытии выставки художника Евгения Юрьевича Бутенкова. |
Лучший цикл его живописных работ, на мой взгляд, это пейзажная серия «Русь Православная». Тут и праздник Покрова Божьей Матери, и Рождество Христово, и Святки, и чудесная, незабываемая Троица, выраженная чутким и нежным сердцем в зелени травы, в березах, в самом воздухе, который и есть главная особенность полотна.
Вот это его умение передать атмосферу пейзажа видно в лучших его картинах, в особенности, в «Мерцающем апреле», «Овраге у Чуфарово», любимой его Бахиловой поляне, которую он писал в разные времена года и времена своей жизни.
И вот что удивительно. Когда едешь в Новокуйбышевск, где жил Евгений, видишь Татьянку, протоки — бедные реченьки, едва живые. И перелески тоже уже с трудом дышат — как же, ведь здесь большая химия утвердилась! Дымят трубы гигантов-заводов, жуть берет от этих индустриальных пейзажей, которые совсем недавно воспевали наши художники!
Но вот Евгений в этих бедных пейзажах увидел неистребимую красоту! Даже в луже, которую замечательно написал, открыл свет и поэзию!
Как тут не вспомнить великого нашего Федора Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа,
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Но ведь именно здесь, именно в этих погибающих местах и проходил Христос-Спаситель:
Утомленный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
|
Для меня постепенно стало понятным, почему в одном из самых загрязненных городов России Чапаевске возрос талантливый поэт Евгений Чепурных; в не менее, чем Чапаевск, загрязненном всевозможными выхлопами Новокубышевске живет столь же талантливый поэт Евгений Семичев.И тут же, на этой бедной, замурзанной земле вырос еще один Евгений — Бутенков.
На выставке были представлены картины художника Евгения Бутенкова. |
В жизни он был скромным, трудолюбивым мастером — каким и положено быть Православному человеку. Никуда не лез, не выпячивался. А известность и признание пришли к нему как бы сами собой. Многажды были его персональные выставки, картины его есть в музеях и частных собраниях и у нас в стране, и за рубежом.
Вот и сейчас, когда мы с друзьями — известными художниками, искусствоведами, смотрели на его полотна, во мне все звучало песнопение из вечерней службы:
Свете Тихий святыя славы Безсмертного
Отца Небеснаго, Святаго, Блаженного Иисуса Христе!
А ведь это тихое песнопение — со времен третьего века исполняемое, называется гимном.
Вот ведь как — мелодия нежная, пение тихое — а гимн.
В переводе на современный русский с церковнославянского эти строки звучат так:
Иисусе Христе, свет радостный,
Святой славы Безсмертного Отца Небесного,
Святого, Блаженного!
Значит, «свет тихий» есть «свет радостный».
Вот как раз это чувство и испытываешь, когда смотришь на картины Евгения Бутенкова.
И посему им суждена долгая жизнь.
Алексей Солоницын, писатель.
Фото Екатерины Жевак.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru