Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«Китайская Православная Церковь — духовный мост, соединяющий наши народы»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в Китай.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в Китай.

Святейший Патриарх Кирилл возле Софийского собора в Харбине.

10-15 мая 2013 года Предстоятель Русской Православной Церкви совершил визит в Китай. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сопровождала официальная делегация в составе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодального информационного отдела Владимира Романовича Легойды и других. Святейшего Патриарха сопровождал хор московского Новоспасского монастыря, который пел на Богослужениях, а также дал концерт русской церковной и светской хоровой музыки.

Православию принадлежит особая роль в истории российско-китайских связей. Именно Православные священнослужители — члены Российской Духовной Миссии в Китае, трудившиеся в Поднебесной с 1685 года, очень много сделали для знакомства России с Китаем и сближения двух стран.

Православие присутствует в Китае более трехсот лет, оно укоренено в традиционной китайской духовной культуре. В 1957 году Русская Православная Церковь даровала автономию Китайской Православной Церкви, созданной трудами русских миссионеров.

10 мая, в первый день визита, Святейший Патриарх Кирилл встретился в Пекине с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики Ван Цзоанем. По завершении встречи с Председателем КНР Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы корреспондентов российских и китайских СМИ.

Как отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, одной из важных тем на встрече было развитие дружбы между китайским и российским народами. Китайская Православная Церковь существует уже более трехсот лет. В пятидесятых годах ее возглавляли два китайских иерарха, служение в ней совершали десятки китайских Православных священников. «Потом последовали времена, о которых вы хорошо знаете, они практически свели на нет миссию Китайской Православной Церкви, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Но в Китае продолжают оставаться китайские верующие — китайцы по национальности, а также многие десятки тысяч Православных людей из России, Украины, Беларуси, которые приезжают в Китай… »

11 мая Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с достопримечательностями Поднебесной, посетил Великую китайскую стену и бывший Императорский дворец.

На следующий день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на территории Посольства Российской Федерации в Пекине, после которой состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с китайскими Православными верующими.

12 мая в Пекине прошла презентация издания книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на китайском языке. От имени Патриарха Московского и всея Руси в Посольстве Российской Федерации в Китайской Народной Республике был дан прием.

13 мая в штаб-квартире Государственного управления по делам религий КНР Святейший Патриарх Кирилл встретился с религиозными лидерами Китая.

В этот же день Его Святейшество отбыл в Харбин, где посетил Софийский собор.

На Радоницу Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Харбина. На сугубой ектении было вознесено особое прошение о пострадавших при наводнении в Китае. За богослужением поминали усопших архипастырей, пастырей, иноков и мирян Китайской Автономной Православной Церкви.

15 мая Его Святейшество совершил в Шанхае Божественную литургию в здании бывшего собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Постоянного комитета шанхайского собрания народного представительства госпожой Чжун Яньцюнь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул значение Православия в Китае для развития отношений между народами двух стран. «Китайская Церковь — это мост, соединяющий российский и китайский народы», — сказал Предстоятель Русской Церкви. Завершилась программа визита встречей Святейшего Патриарха Кирилла с религиозными деятелями Шанхая.

По материалам официального сайта Русской Православной Церкви.

Сразу после завершения исторического визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Китай мы попросили прокомментировать это событие дипломата, советника I класса Алексея Валентиновича Самойленко. Алексей Валентинович — наш давний друг и автор многих публикаций в «Благовесте». Он много лет потрудился на благо Родины на дальних ее рубежах и за границей, в Китае. С 2011 года в отставке, живет в Самаре.

— Для нас Китай представляется как что-то огромное, чужое, языческое. Скажите, между бытовыми представлениями о Китае и реальной страной с реальными интересами, ментальностью — большая разница?

— Действительно, между расхожими представлениями о Китае и реальностью существует большая разница. Прежде всего, нужно понимать, что Китай — очень разный. В нём есть фешенебельные города-витрины и захолустные беднейшие деревеньки, где в окнах домов даже нет стекол — они затянуты целлофаном. В последнее время стремительно растет дифференциация населения по социальному и имущественному признакам. Китай можно назвать страной контрастов.
И эти контрасты проявляются во всём. В Китае далеко не редкость умнейшие, образованнейшие и культурные люди. Всё-таки 5 тысяч лет истории китайской цивилизации — далеко не шутка. И одновременно с этим маргинальная колония в этой стране насчитывает около 400 млн. человек.

Маргинальная колония — это люди, находящиеся на грани нищеты, чаще всего не имеющие постоянной работы, в подавляющем большинстве случаев не имеющие и образования. У нас в свое время их назвали бы люмпенами. 400 млн. — это китайские оценки. Проверить эти данные сложно. Большой урон Поднебесной нанесла так называемая «пролетарская культурная революция» 60-х годов прошлого столетия. В это время были разрушены почти все Православные храмы Китая (а их было немало, особенно в Харбине и в Трехречье), а над священниками всячески глумились и издевались. В целом же я считаю, что в наших СМИ встречается очень мало по-настоящему профессиональных статей, которые позволяли бы гражданам России составлять правильное представление о современной внутренней и внешней политике Китая. К сожалению, в информационном поле преобладают конъюнктурные или панические публикации.

— Можно ли сказать, что Евангелие в Китае до сих пор не проповедано? И Китай — белая точка на карте Христианства?

— Думаю, что для проповеди Евангелия во всем Китае время еще не пришло. Население Китая составляет более 1 млрд. человек, из них Православных верующих, насколько мне известно, в настоящее время около 10 тысяч человек. Активная проповедь Евангелия в Китае велась Русской Духовной Миссией в конце XIX — начале XX веков. Сейчас несколько иные реалии. Нужно иметь в виду, что Православие до сего дня вообще официально не отнесено к числу разрешенных в этой стране религий.

— Какие, на Ваш взгляд, могут быть последствия визита в Китай Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Сможет ли этот визит Предстоятеля Русской Церкви стать началом широкой Православной миссии в Китае?

— То, что Предстоятель Русской Церкви в ходе визита в Китай был принят на самом высшем уровне — Председателем КНР Си Цзиньпином, — говорит о многом. Не сомневаюсь, что после этого многие остающиеся проблемы Православия в Китае постепенно найдут свое разрешение. Теперь, я уверен, можно ожидать благих перемен в жизни китайской Православной общины. Кстати, именно Патриарх Кирилл, ещё будучи главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, многие годы назад начинал очень непростой диалог по насущным вопросам Православия в Китае с Главным управлением по делам религий КНР. И добился очень многого. Это факт. Не могу не сказать и о том, что необходимую поддержку в этом весьма деликатном диалоге всегда оказывало и наше дипломатическое ведомство.

— Чем для Православного сердца может быть дорог этот огромный мир Китая — какие святыни там находятся?

— Главной Православной святыней Китая я бы назвал древнюю территорию Русской Духовной Миссии в Пекине, где ныне находится Посольство России в КНР. Именно там мне довелось несколько лет жить и работать, вот почему об этом святом месте я знаю не понаслышке. Эта земля полита кровью 222-х Православных китайских мучеников — жертв восстания ихэтуаней 1900 г. Некоторое время здесь находились останки Алапаевских мучеников — Великих Князей Константиновичей, убиенных вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. На этой территории стояло несколько прекрасных храмов. Один из них — Свято-Успенский — совсем недавно восстановлен, в нём проводятся Богослужения. К святыням Пекина я отнес бы также старинное Русское кладбище, которое в 1987 г. было затоплено китайскими властями и превращено в парк «Молодежного озера». Здесь под толщами воды по сей день покоится прах и Августейших особ (Алапаевских мучеников), и многих русских людей, окончивших свой жизненный путь в Китае. Одна из святынь Китая — это, по моему мнению, и сохранившийся Свято-Николаевский храм в Шанхае, который был воздвигнут в 30-е годы прошлого столетия в память о Государе-Мученике Николае II и его семье. К слову сказать, это был первый Храм-памятник Царю Николаю II в истории русского зарубежья. Сейчас в нем, увы, располагается французский ресторан. Однако думаю, что когда-нибудь он всё-таки будет передан Православной общине Китая. Сохранились Православные храмы и в Харбине, который в свое время называли «русским городом» (не без оснований — его построили русские, а после гражданской войны при общем населении Харбина 300 тысяч человек 165 тысяч были выходцами из России). Известной достопримечательностью Харбина является величественный Софийский собор (сейчас в нем размещается исторический музей). Именно этот собор первым посетил Святейший Патриарх Кирилл во время своего недавнего визита в Китай. Православные харбинцы посещают Покровскую церковь, где могут помолиться и провести Богослужение мирским чином (это единственный официально действующий китай-ский Православный приход). Известна также Иверская церковь на бывшей Офицерской улице в Харбине. Под её стенами был погребен легендарный генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель, останки которого русские патриоты обрели в декабре 2006 г. и вернули на Родину — перезахоронили в древнем некрополе Донского монастыря в Москве. Нужно сказать, что китайские власти при этом не чинили никаких препятствий. Хотелось бы также упомянуть Русское кладбище в Порт-Артуре, где покоятся героические защитники этой крепости, а также советские воины, погибшие при освобождении Китая от милитаристской Японии в годы Второй мировой войны. Насколько я знаю, это самое крупное кладбище в мире.

Отец Дионисий Поздняев (в центре) с Алексеем Самойленко и его супругой Наталией после панихиды 9 мая 2002 г. у Поклонного креста в Российском посольстве.

— Какова, в общих чертах, история Православия в Китае? На сегодняшний день совершается ли Евхаристия на этой огромной территории? Когда вы жили в Китае, куда ходили молиться?

— История Православия в Китае берет свое начало с XVII века, когда после взятия русской пограничной крепости Албазин около ста наших казаков были привезены в Пекин. С ними оказался и священник Максим Леонтьев. Для их окормления, а также для поддержания межгосударственных контактов с Китаем в 1716 году по указу Петра I начала действовать Русская Духовная Миссия, которая долгое время сочетала в себе духовные и дипломатические функции (об этом я подробно писал в своей публикации в журнале «Лампада»). История этого святого для нас участка земли насчитывает уже 300 лет. Яркой страницей в жизни китайского Православия явилась мученическая гибель 222-х Православных китайцев (об этом я тоже подробно писал). После образования в 1949 г. Китайской Народной Республики территория Духовной Миссии была передана Посольству СССР, а в 1956 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви была создана Китайская автономная Православная Церковь (КАПЦ). Насколько я знаю, на сегодняшний день Литургии в Китае совершаются нашими священниками на территории российских диппредставительств — в восстановленной Успенской церкви в Посольстве и в помещениях Генерального консульства России в Шанхае. Кроме того, по договоренности с китайскими властями Богослужения иногда совершаются и в других храмах, о которых я говорил выше. В настоящее время готовятся стать Православными священниками несколько граждан Китая, они обучаются в духовных учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга. Будем надеяться, что священники-китайцы в скором времени вновь восстановят преемственность Китайской Православной Церкви.

Когда мы работали в Пекине, то все верующие дипломаты молились келейно, дома. А помолиться и причаститься на Литургии нам довелось только на Пасху 2001 года — это было первое Богослужение на территории нашего Посольства после десятилетий забвения. Это было такое великое счастье для нас, казавшаяся совершенно нереальной в те времена возможность, настоящая милость Божия! Я до сих пор очень ярко помню то Пасхальное Причастие на святой земле Русской Духовной Миссии! Служил священник Дионисий Поздняев. Сейчас протоиерей Дионисий возглавляет Православный приход во имя Святых Апостолов Петра и Павла в Гонконге.

Сегодня в Китае на бытовом уровне преобладают буддизм и даосизм. В народе также сильны идеи конфуцианства — культ почитания властей и родителей (специалисты считают конфуцианство так называемой «предрелигией», своего рода философией). К религиозному портрету Китая можно добавить, что в стране довольно много христиан западного толка (католиков и протестантов). По имеющимся оценкам, их не менее 70 миллионов (католицизм, в отличие от Православия, официально разрешен в Китае). Наблюдается невиданное ранее в истории увеличение числа китайцев-христиан примерно на 10% в год. Интересный момент: как рассказывает всё тот же протоиерей Дионисий Поздняев, сегодня в Италии служит
9 китайских католических священников. Когда он спросил одного из них о задачах служения в Италии, тот ответил: «Первая задача — проповедь Христианства среди живущих здесь китайцев-соотечественников, а вторая — проповедь Христианства среди итальянцев». Представляете, китайские католики проповедуют Христианство в Италии?!

Официально же Китай считается атеистическим государством, и начиная с 1949 г. правит в нём коммунистическая партия.

— Если Православие закрепится в Китае, это как-то изменит наши отношения? Снизится ли от этого угроза экспансии на наш Дальний Восток со стороны густонаселенного Китая?

— Отношения с нашим восточным соседом развиваются на базе существующего между странами Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Если Православие в Китае укрепится, то это, естественно, значительно усилит эту договорную базу на ещё более глубоком, духовном уровне. Что касается разговоров о возможной экспансии на наш Дальний Восток со стороны Китая, то в настоящее время это, на мой взгляд, несколько преувеличенные опасения. Китайская диаспора в одном только Сан-Франциско составляет 450 тысяч человек. И никто там не говорит о «желтой угрозе». У нас же, по имеющимся оценкам, на территории всей России единовременно находится не больше 200 тыс. китайцев (из них 40-60 тыс. — в Москве). Причем их миграция носит маятниковый характер — они приезжают с коммерческими целями и возвращаются обратно. Стремления осесть у нас основательно (судя по количеству обращений за получением вида на жительство) пока не наблюдается. Мне кажется, что проблема здесь больше не в китайцах, а в нас самих — чтобы исключить соответствующие угрозы, нужно всемерно укреплять наши приграничные территории — и социально-экономически, и демографически. Чтобы не пришлось когда-нибудь убедиться в справедливости пословицы «свято место пусто не бывает». Пока же отток нашего населения из Забайкалья и Дальнего Востока носит, я бы сказал, угрожающий характер.

Очень точно сказал обо всем этом Петр Аркадьевич Столыпин на одном из заседаний Государственной Думы более 100 лет назад: «При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. Если мы будем спать летаргическим сном, то этот край будет пропитан чужими соками, и, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию». Вот об этом никогда забывать не надо.

— От кого исходит сегодня для нас большая угроза — от более близкого нам по культуре постхристианского Запада (но с его ювенальной юстицией, пропагандой гомосексуализма, эвтаназией и прочими пагубными явлениями) или Китая — с его языческой ментальностью, огромным населением, быстрым ростом экономики?

— Уверен, что большая угроза подстерегает нас с Запада. Думаю, что это понимают многие. Как дипломат могу сказать, что сегодня Азиатско-Тихо-океанский регион выдвигается на одно из ключевых мест в шкале наших внешнеполитических приоритетов. Это очень обнадёживающая тенденция и принципиальная позиция российского МИДа. Посмотрите на герб России — головы державного орла всегда смотрели на запад и на восток одновременно. Считаю, что очень проигрывают те наши политики, кто хотел бы обе головы орла повернуть в сторону запада. Но не увидеть уникального положения России как государства Евразийского — то есть в равной степени тяготеющего и к Европе, и к Азии, просто невозможно. Должен сказать, что и Китай с его древними традиционными ценностями сейчас испытывает на себе давление Запада, вестернизации, эта страна всё в большей степени становится огромным обществом потребления. Но китайские власти борются с этими тенденциями более жёстко, чем наши. Особенно на идеологическом фронте. В Китае очень жёсткая цензура и серьезный контроль за интернетом.

— Какие задачи Вы как дипломат, как патриот России перед собой ставили во взаимоотношениях с Китаем во время Вашей дипломатической работы в Чите? Удавалось ли отстаивать наши национальные интересы? Сталкивались ли Вы с тем, что китайцы пытались навязать нам свои «правила игры»?

— Я считаю, что дипломат — профессия идейная. И в основе её всегда должен быть патриотизм. Именно задачу отстаивания наших национальных интересов я и ставил во главу угла, когда руководил Представительством МИД России в Чите. Насколько мне это удавалось — судить не мне. Скажу честно, что скучать китайцы нам не давали. Было несколько случаев, когда наши граждане оказывались заложниками коммерческих споров на китайской территории — приходилось дипломатическими методами вызволять их из «китайского плена». Особенно памятен случай, когда для решения этой задачи зимой 1997 года мне пришлось срочно выехать в соседнюю Маньчжурию — нужно было установить место нахождения нашего гражданина и добиться от китайцев гарантий его безопасности. Ситуация осложнялась тем, что кроме местных властей пришлось вести диалог и с представителями «триады» — знаменитой китайской мафии, они и захватили заложника. Не вдаваясь в подробности, скажу, что всё закончилось благополучно — наш соотечественник был возвращен на Родину живым и невредимым. Кроме того, довольно много проблем возникало с пограничной рекой Аргунь — это и вопросы её промышленного загрязнения Китаем, и случаи берегоукрепления на китайской стороне, в результате чего изменяются русловые процессы и в перспективе может происходить даже существенное изменение линии границы. Много всего было. Но это всё сугубо профессиональная повестка, и останавливаться на ней подробно, я думаю, не стоит. Надеюсь, что в целом я смог ответить на Ваш вопрос.

Подготовил Антон Жоголев

1609
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru