Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Пасхальные звоны

архангелогородца Владимира Петровского.

архангелогородца Владимира Петровского.

Какая же Пасха без колокольного звона?! Незадолго до этого великого праздника в Курск приезжал Владимир Марьянович Петровский, известный во всей России звонарь из Архангельска. Древнюю Курщину он посетил по приглашению Митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, чтобы установить и «настроить» колокола на звоннице Знаменского монастыря г. Курска. Опытный мастер также передавал секреты своего колокольного звона местным семинаристам.
— Ребята талантливые, — порадовался за своих учеников звонарь, — а колокольня Знаменского собора в моей жизни семьдесят первая…
— Много удивительного увидели за последние — «колокольные» годы?
— После больших колокольных звонов, которые по благословению священноначалия я организовывал во многих городах, в том числе и в Курске, люди подходили со слезами на глазах, но это были слезы радости. Ведь церковные песнопения, русские песни от счастья поют. Я им говорю: “Раз ваше сердце так глубоко взволновал звон колоколов, значит, и ваши предки были глубоко Православные, они молятся о вас, и вы их чаще поминайте”. Ведь традиция колокольного звона одна из самых глубоких в русской истории, культура восприятия звонов передавалась из поколения в поколение. Колокольный звон разливался по всей Святой Руси… Сегодня во время Пасхального звона солнце прорывалось из-за туч, такие протуберанцы! Природа радовалась. Одно из самых ярких впечатлений моей жизни — это освящение в августе 1991 г. Храма Софии Новгородской в Великом Новгороде. Я был приглашен туда Святейшим Патриархом Алексием. Тогда во время крестного хода, под колокольный звон, все участники этого события видели на совершенно безоблачном ясном небе радугу до небес над храмом Святой Софии. Столь же величественную радугу мне довелось увидеть над храмом Преображения Господня Соловецкого монастыря, когда его посетил Святейший Патриарх Алексий. Я звонил в колокола, и эта радуга появилась в тот момент, когда обитель принимала мощи отцов-основателей преподобных Германа, Савватия и Зосимы. Небо было все затянуто тучами, море бушевало, ветер неистовствовал. И эта радуга была явным чудом Божиим.
— Колокольный звон, наверное, больше чем искусство?
— Это красота, которая не сравнима ни с чем. Я постарался это вам сегодня показать, и вы эту красоту услышали. Наверное, можно назвать колокол музыкальным инструментом, но гармоника, мелодика, содержательность звука колокола превосходят любой музыкальный инструмент. Обертона: основной, верхний и нижний — это целая акустика, это звучащая атмосфера. Ни одна струна, ни одна клавиша не дает такого звука, и в этом сила колокола. Освященный колокол несет в себе благодать Господню. Есть такое предание. Епископ Павлин Милостивый, возвращаясь после богослужения, прилег на траву отдохнуть и во сне увидел ангелов, звонивших в колокола. Проснувшись, он увидел над собой полевые цветы — колокольчики, очень похожие на те колокола, в которые звонили ангелы. Епископ Павлин Ноланский повелел литейщику отлить колокола по образу полевых колокольчиков. Провинция Западной Римской Империи, в которой жил святой, называлась Кампания. И колокола стали называть кампаны. Павлин Милостивый причислен к лику святых, он известен как ревностный храмоздатель и христианский поэт, скончался в 431 году. Я думал, если покровитель врачей — великомученик Пантелеимон, покровитель путешествующих — Николай Чудотворец, то кто же покровительствует звонарям? Наверное, Святитель Павлин Милостивый... Но это только мои размышления.
— Сегодня в России уже сложились иконописные школы, которые опираются на историческую традицию. А возникла ли школа колокольного мастерства?
— Исторически на Руси никогда не было централизованной школы звонарей. Обучение происходило на местах, традиция передавалась из рук в руки, из уст в уста. Сейчас образовались центры в крупных городах, но я считаю, что мастер сам должен ездить по городам, жить в этих городах и весях, трудиться, находить в них способных к искусству звона людей и обучать их, а не приглашать к себе отовсюду желающих научиться звону. Надо работать в тех местах, где после будет развиваться колокольное искусство, чем я занимаюсь в меру своих сил — езжу по стране, на это меня благословил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Я стал заниматься звонами с 1985 года, а раньше был профессиональным музыкантом. А традиция ведь и не прерывалась. Всегда звонила Троице-Сергиева Лавра, значительная часть храмов Москвы, в Псково-Печерском монастыре до сих пор сохранилась очень своеобразная и древняя манера звукоизречения. Успенская звонница Ростова Великого тоже сохранилась со своим уникальным набором колоколов и старыми звонами 18-19 веков, в то время иеромонах Аристарх Израилев записал многие древние звоны в нотах, они дожили до нас.
— Насколько испытала традиция колокольных звонов западное влияние петровской и послепетровской эпох, столь пагубно отразившееся на иконописи, церковном пении, а также на храмовой архитектуре?
— Колокола в том понимании, в котором их себе представлял Царь Петр I, совершенно не прижились на Руси. Император поставил в Санкт-Петербурге карельен, или как его еще называют, колокольный орган. Эта западная система звона появилась на Петропавловском соборе новой северной столицы. Но эта музыка абсолютно не прижилась. Объясняется это опять же тем, что никогда на Руси не было централизованных школ звонарей, а так, из любви к Европе, никто это новшество насаждать не хотел, ни один колокольных дел мастер. Несмотря на то, что литьем колоколов занималось Государево военное ведомство, это было пушкарское дело, для отливки колоколов государство безвозмездно отпускало определенное количество меди и олова. Обходились тогда без спонсоров в этом государственной важности вопросе. Понимали важность очищающего колокольного звона над российскими просторами для сохранения Православного Царства! А вообще, что ни звонарь, то особенность — своя рука! Мы встречаемся теперь ежегодно в праздник Преображения Господня в Ярославле, и мы видим: что ни звонарь, то русская душа. Никак не установишь никого из нас в общий ранг.
— Какова роль церковного канона в колокольном звоне?
— Есть, допустим, водосвятный перезвон, в нем полагается по 7 ударов в каждый колокол, не больше и не меньше. Есть определенная последовательность звона на отпевание или, например, на вынос плащаницы и ее никто не вправе изменить. Аксиома в том, что русский звон — это прежде всего ритм и… характер. Особенность русской души звонаря.
— Много ли сейчас хороших колоколов в России?
— Я думаю, есть три-четыре хороших завода, на которых отливают хорошие колокола. Один из них — в г. Каменске-Уральском, там этим производством занимается Николай Геннадьевич Пятков, вместе с которым мы отыскали чету Оловянишниковых. До революции род Оловянишниковых занимался знаменитым колокольным производством в г. Ярославле более трехсот лет. Когда мы нашли Евгения Николаевича Прянишникова, живого представителя “колокольной” династии, оказалось, что у него сохранились почти все рецепты колокольного литья. Но парадокс состоял в том, что когда Пятков стал отливать по этим рецептам колокола, у него ничего не получилось. И вот в течение трех с половиной лет он опытным путем искал тайну звучания колоколов Оловянишниковых. Наконец отыскал с Божьей помощью. И колокола зазвучали.
— Как Вы стали звонарем, Владимир Марьянович?
— Господь привел, иначе не скажешь. В 1985 году по настоянию моей супруги Веры я поступил на работу в архангельское бюро путешествий и экскурсий, моей темой стало деревянное зодчество Севера. В музее было три звонницы. Я впервые там попробовал звонить в колокола. И дело пошло. Потом — монастыри, приходские общины, святые места, и повсюду — колокольные звоны. Это и есть мой путь воцерковления, хотя верующим, Православным человеком я был и раньше. А грешником остаюсь и теперь. Очень люблю наш северный Антониево-Сийский монастырь на прекрасных Сийских озерах, эта обитель вот уже 10 лет возрождается, помогаю ей как могу.
— Расскажите о символических особенностях Православных звонов.
— Звон — это поток откровений Свыше. Чтобы суметь передать его людям, звонарь должен обладать терпением и смирением. Семь ударов, например, символизируют полноту силы и славы Господа. Погребальный перебор от маленького колокольчика до самого большого — это как прожитая человеческая жизнь. Общий удар во все колокола — грань между жизнью земной и вечностью. И краткий радостный трезвон — наша надежда на то, что усопший удостоится Царствия Небесного, наша великая надежда на Воскрешение.
— Вы много раз испытали Пасхальную радость колокольного звона…
— Да, на Пасху я всегда, где бы ни был, звоню во все колокола и — долго-долго… Это радость общения с Воскресшим Христом. Представляю себе, как когда-то на Пасху гудела Москва, город сорока сороков. Иван Великий, Успенский собор, Китай-город, Свято-Данилов, Донской, всего 1600 храмов с разными колоколами, со своими звонарями. Какая чистая тогда была Москва! Нечто подобное, я думаю, слышно в Москве и теперь, и все же это только отдаленное подобие того, что было раньше на Святой Руси.
Теперь, наверное, на Небе больше звонарей, чем на земле.

Фото Дмитрия Фомичева

Евгений Муравлев, г. Курск
16.05.2003
1179
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru