Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Праздник в Дивеево

Паломнические заметки священника.

Паломнические заметки священника.

Наша паломническая поездка была организована так, чтобы мы прибыли в Дивеево на Успение Пресвятой Богородицы. Из множества моих поездок в Дивеево это была первая, когда я как священник окормлял более сорока пассажиров большого автобуса.

Богородичная аллея в Царском скиту.

Вечерний выезд из Самары, молитвы перед началом путешествия, путевая информация — и вот на соседнее кресло рядом со мной начинают подсаживаться желающие принести покаяние в Таинстве Исповеди. Быстро сгущающиеся сумерки, а затем и вовсе наступившая ночь располагают к доверительной беседе, что из-за многолюдия и нехватки времени так редко удается в храме перед Божественной литургией. Глубокой ночью где-то на выезде из Мордовии я читаю разрешительную молитву над последним исповедником. Неимоверная усталость от тяжести выслушанных скорбных повествований стремительно повергает меня в сон, несмотря на очевидные неудобства пути. Просыпаюсь на рассвете, в утренней дымке за окном автобуса проплывают дорожные указатели со знакомыми названиями сел и деревень Нижегородской области. Недалеко от дороги замечаю купола Успенского храма в Суворово, прошу молитв у мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, мощи которых здесь почивают.

Вскоре въезжаем в Дивеево. Первым делом идем на источник к начинательнице обители преподобной матушке Александре и Иверскому источнику.

В Преображенском соборе начинается поздняя Литургия. Впервые в жизни решаюсь войти в здешний алтарь, который поражает меня своими гигантскими размерами. Предстоящий священник любезно позволяет мне вынуть частички за весь мой немаленький синодик. Затем меня просят помочь в проведении Исповеди.

Храм полон народа. Встаю у аналоя, и ко мне устремляются десятки исповедников. Их стремление причаститься во что бы то ни стало именно в Дивеево на праздник Успения Божией Матери столь велико, что многие напрочь теряют контроль над собой и теснят тех, кто стоит ближе к аналою. К своему немалому удивлению замечаю, что исповедники время от времени вздрагивают от болезненных тычков в спину и даже — Господи, прости! — щипков. И аналой, и я вместе с ним под напором очереди медленно ползем к алтарю. Нахожу выход: предлагаю стоящему неподалеку мужчине крепкого телосложения поисповедоваться вне очереди и подпереть спиной аналой. Поражаюсь размаху географических границ мест проживания моих исповедников: от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга. Однако, к сожалению, у многих из них невысокая церковная культура. У подавляющего большинства исповедников нет духовников. Их духовные искания напоминают ночное плавание по незнакомой реке на лодке без весел.

Размещаемся в уютных съемных комнатах одного из дивеевских домов. Краткий отдых — и снова спешим в монастырь на Всенощное бдение. В день Успения Богородицы оно по сложившейся традиции здесь особенное. По окончании службы совершается чин погребения Плащаницы Божией Матери с Крестным ходом по Святой Канавке, украшенной свежей травой и цветами. Большие коробки с цветами стоят у начала Канавки. Получив разрешение благочинной, в украшении Канавки могут принять участие все желающие.

Стемнело. Дивеевские храмы освещаются умело расставленными цветными прожекторами, вся площадь перед Преображенским собором заполнена людьми. Из мощных акустических колонок хорошо слышен весь ход службы. Наконец по великом славословии над всей округой начинает звучать величественный погребальный колокольный перебор. Из собора показывается Крестный ход, который под пение Трисвятого направляется на Святую Канавку. Многие перед тем как ступить на Канавку разуваются и босыми медленно идут по мягкой благоухающей свежестью траве, толстым ковром устилающей плиты Канавки.

Ранним утром следующего дня направляюсь в Преображенский собор. Нахожу одну открытую дверь, через которую меня пропускают внутрь находящиеся там на послушании сестры. Размещаюсь на скамеечке и умиротворенно молюсь в огромном пустом храме. Наконец появляется молодой священник и заходит в алтарь. Захожу за ним и я. Подходят другие священнослужители. К своему счастью в ответ на свою просьбу получаю тарелицу, просфоры и копие. Пристраиваюсь у жертвенника и начинаю вынимать частички из просфор, которые в конце Литургии будут омыты Святой Кровью при погружении их в потир. Вот оно — высшее счастье пастыря! Дохожу до последней страницы синодика, и в этот момент меня приглашают в храм к аналою на Исповедь.

Молитва на Серафимовых камнях.

История предыдущего дня повторяется. На этот раз рядом со мной священников почти нет и к моменту причащения многие из стоящих в очереди на Исповедь не успевают покаяться и потому к Святой Чаше не допускаются. Литургия заканчивается, а очередь к аналою не расходится. С последним исповедником я расстаюсь через полчаса после окончания Литургии.

Несмотря на наличие у меня талона в гостевую трапезную иду на обед в трапезную для рабочих: после исповеди и близкого общения с народом мне еще хочется побыть рядом с этими простыми тружениками, смиренно служащими Божией Матери и Батюшке Серафиму своим самоотверженным трудом.

После трапезы едем в Царский скит в поселке Прибрежный, находящийся достаточно далеко от Дивеева. Прибыв на место, первым делом проезжаем к Серафимовым камням. Удивительное место! Здесь прямо из земли словно растут огромные камни, напоминающие тот, на котором молился Батюшка Серафим. Мои спутники ложатся на камни и молятся. Неповторимое зрелище! Проходим Крестным ходом по крошечной территории внутри изгороди вокруг Серафимовых камней и направляемся на Царский (Введенский) скит. Такое название он получил, поскольку здесь с 1864 по 1914 гг. принимали монашество и проводили остаток жизни особы Императорского двора дворянского рода, и даже царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы.Царь и Императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали сюда, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Царь Александр II, Царь Александр III, Царь Николай II и Царица Александра, Цесаревич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Первый правитель, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни Преподобного Серафима, был, по преданию, Царь Александр I. Первой и последней настоятельницей Царского скита была игумения Александра, как говорят, из Царского рода. В 1927 году после долгих допросов игумения Александра была расстреляна в подвале Крестильной. В настоящее время сохранились Крестильная, Богородичная аллея, могила игумении Александры, несколько келий и Царский колодец. Сам храм, его стены стерты с лица земли, трапезная сгорела. Сохранившаяся Богородичная аллея — уникальная святыня. Появилась она следующим образом: при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо Императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. С благоговением проходим с молитвой по аллее, угощаемся вкусной снедью — свежеиспеченными пирожками, деревенским молоком, чаем, вынесенными местными жителями.

Отрезвляющая надпись: «Этот камень не является святыней...».

На обратном пути заезжаем на Кременковский источник с названием «Явленный», который берет свое начало с 1670 года, когда здесь произошла жестокая битва между царскими воинами и отрядами Степана Разина. Предание гласит, что тогда было явление в источнике плачущего лика Божией Матери, отсюда источник и получил свое название. После сражения не хватало воды в колодцах омыть тела убиенных.

В 1903 году через село Кременки проезжал Царский поезд на открытие мощей Преподобного Серафима. Царь, испив из источника, сказал, что никогда прежде не пивал такой воды. Существует предание о явлении на источнике местным крестьянкам Батюшки Серафима, который рассказал им про Святую Канавку в Дивеево, роняя слезы умиления при упоминании о том, что после Своего хода по Святой Канавке Пресвятая Дева умывает Свое пресветлое лицо этой родниковой водой. Искупавшись и напившись воды из источника, мы вернулись в Дивеево.

На следующее утро Литургия служилась в Троицком соборе. Алтарь здесь такой же величественный, как и в Преображенском соборе. И здесь я получил от одного из священников предложение послужить акафист у раки Преподобного Серафима. Не сразу смекнул я, что за счастливая возможность мне предоставляется Господом. Трудно передать, какое неземное чувство охватывает, когда предстоишь перед открытыми святыми мощами и неспешно произносишь слова акафиста, а затем молитвенно прикладываешься к мощам. Это совсем не то, что бывает при обычном общем торопливом почитании и лобызании!

После акафиста я удалился в храм принимать Исповедь многочисленных паломников. На этот раз мне к аналою принесли стул, на который я имел возможность за два часа исповеди иногда присаживаться, давая передышку своей недавно оперированной ноге. Исповедь длилась ровно до окончания пения «Отче наш». Я зашел в алтарь и вместе со служащими священником и диаконом приобщился Святых Христовых Тайн. Радостные обстоятельства последней перед отбытием из Дивеева Литургии явно ощущались как прощальное благословение Преподобного Серафима. Он как бы произносил, лучезарно глядя на меня: «Радость моя! Христос Воскресе!» Такого раньше здесь со мной не бывало. До сих пор в сердце возникает умиление, когда я пытаюсь воскресить в памяти обстоятельства этой необыкновенной поездки.

Иеромонах Антипа (Авдейчев), г. Самара.

1424
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru