Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Путь к храму души нашей»

В Самаре прошел XIII Международный фестиваль «Кино — детям».


В Самаре прошел XIII Международный фестиваль «Кино — детям»

Подарок великой певицы

Который год подряд вместе с весной приходит к самарской детворе кинофестиваль. Самарское отделение Союза кинематографистов России, студия «Волга-фильм» и Самарский Облкинопрокат при поддержке Федерального агентства по культуре и Министерства культуры и молодежной политики Самарской области и главного спонсора фестиваля — ЗАО «Волгатрансстрой» — четыре  фестивальные дня, с 18 по 22 апреля, дарили детям и взрослым праздник хорошего кино. К множеству программ XIII Международного фестиваля «Кино — детям», которые были и в прошлые годы, добавилась новая программа — «Опера в кино». Она представила фильм-оперу режиссера Бориса Айрапетяна «Норма». Съемки велись в Армении, в тех местах, о которых и повествуется в одноименной опере Винченцо Беллини. На открытие номинации «Опера в кино» приехала ученица Елены Образцовой молодая московская оперная певица Юлия Лежнева. Совсем недавно она вернулась из Японии с сольного концерта. Мама сопровождает Юлю во всех поездках. Ведь известная певица еще очень юна, чтобы обходиться без родительской опеки. С собой на выступления Юля всегда берет крест, подаренный великой певицей Еленой Образцовой.
— Крест красивый и большой, но иногда нет возможности его надеть, сценическое платье не всегда располагает к этому. Тогда крест как-то прикрепляю и прячу, но без него на сцену не выхожу, — признается юная певица.

Братья

Перед показом фильмов в программе «Путь к храму души нашей» самарский писатель Алексей Алексеевич Солоницын обратился к ребятам с такими словами:
— Понять хорошее кино очень тяжело, читать русскую классику непросто, но этому надо учиться, как и Православной вере. Вера наша удивительная, но она нелегкая, потому что истинная. В нашей вере, оказывается, надо трудиться каждый день. Каждый час. Подлинное счастье, ребята, добивается страданием. Но не надо этого пугаться. Идите навстречу к Богу, и Он будет ваш помощник во всем.
Писателю Алексею Солоницыну на церемонии открытия фестиваля от председателя Правления Союза кинематографистов России Никиты Михалкова была вручена Почетная грамота.
В зале собрались в основном старшеклассники, такие модные, яркие. Подсвечивают полумрак кинотеатра сотовыми телефонами. У большинства на лицах выражение: «ну, и чем вы нас удивите?». Но постепенно атмосфера в зале меняется. А после блестящего выступления квартета «Братья» в самом воздухе созревает что-то главное, ради чего и собрал фестиваль школьников и артистов.
О квартете «Братья» хочется сказать особо. Несколько лет назад проходил фестиваль «Семья России». Там была показана лента о семье священника храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» из Минеральных Вод. У батюшки шестеро детей. Четверо сыновей с самого раннего детства поют в храме на клиросе. И поют так хорошо, что после этого фильма им поступили предложения петь в московских храмах. 
— Выбор был непростой, — рассказывает старший брат Михаил, — когда мы выступали на различных площадках у себя на родине, были под родительским присмотром. А здесь Москва. Очень много искушений.
— Как их преодолевали?
Не сговариваясь, все четверо отвечают: «Молитвой».
— Молились и с Божией помощью все преодолевали, — продолжает Михаил. — Нас еще спасает, что нас четверо. Одному было бы труднее. Но мы встаем на соборную молитву. Сегодня Лазаревская суббота, утром мы сходили на службу в Покровский собор. Потрясающий, намоленный храм, он произвел на меня и братьев сильное впечатление. Хорошо там помолились. А фестивалю хотим подарить светлую и душевную песню — «Россия».
«Братья» — лауреаты Всероссийских конкурсов, участники многих фестивалей. Они выступили сильно и ярко, своим пением смогли задать нужный тон Православной программе кинофестиваля. 
  
«Хорошее кино заставляет человека менять себя»

По произведению «Свеча с Гроба Господня» шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлеф грузинский режиссер Резо Чхеидзе снял одноименный фильм. Перед фестивалем Резо сильно заболел. И смог приветствовать молодых зрителей только в виртуальном обращении с большого экрана.
— В семидесятых годах я снял фильм «Отец солдата», самая лучшая рецензия за все это время — это обычное сообщение в газете, что человек сам сдался в органы правопорядка. Пришел и сказал: «Я вор. Я посмотрел фильм «Отец солдата» и не хочу теперь жить с этим грузом. Я хочу теперь жить честно». В этой жизни каждый должен хотя бы попытаться стать лучше и попытаться изменить себя. Вот фильм «Свеча с Гроба Господня» об актере. Он избалован, любит себя, далек от религии. Но через трудности пришел к вере. Цель в жизни, дорогие ребята, должна быть непростой. 
Главного героя сыграл грузинский актер Торнике Бзиава. Он стал гостем фестиваля.
— Торнике, ваш фильм художественный, но те кадры, что сняты о схождении Благодатного Огня, настоящие, документальные.
— Да. Всей группой поехали в Иерусалим на Пасху. Режиссер хотел точно снять, как сходит Благодатный Огонь. И какая радость рождается в людях этим великим чудом.
Я чувствовал необыкновенную легкость в душе. И реально ощутил, что в этих местах ходил Сам Господь. Какую благодать мы все испытали! Вся съемочная группа плакала. Когда Православная арабская молодежь заходит с криками и танцами в храм, то понимаешь, что Бог желает, чтобы праздник был для всех народов.
— Ваш герой через испытания приходит к истинной вере.  А как изменились вы сами после такой серьезной роли?
— Со временем то святое чувство, что было на съемках фильма, как-то стало проходить. Жизнь... Живешь в столице, соблазны. Профессия актера такова, что не поживешь так просто, чтобы не уронить и не испортить себя душевно. Это очень трудно. Надо быть всегда близко к церкви. Молиться.
Я бы желал последние годы жизни провести в монастыре. После фильма мне захотелось некоторое время побыть вдали от всего. Две недели я жил в очень далеком монастыре. Рядом с ним только холмы. Вместе с братией вставал на молитву, вместе с ними работал. И теперь, иногда теряя крепость духа, я вспоминаю то время, когда очень сильно молился, и понимаю — отступать уже нельзя.
В начале фильма мой герой Лука Багратионе одет во фрак с красивым галстуком-бабочкой. Так начинается его путь, он везет своей любимой девушке самый дорогой в мире подарок — свечу, зажженную от Благодатного Огня. Ему многое придется преодолеть, но свеча эта никогда не потухнет. Будут несчастья, но и будут люди, которые помогут. В Тбилиси он придет пешком, обросший длинной бородой и одетый в рубаху из мешковины. Но это будет не главным. Главное — Лука все преодолел и обрел веру в Господа. В последних кадрах фильма звонят колокола всех церквей — это надежда самого режиссера о нисхождении благодати для Грузии. 
Резо Чхеидзе очень поверил Богу, поэтому и появился наш фильм. Некоторое время назад он сделал многое, чтобы во дворе Грузинской киностудии построили церковь. Работа над фильмом должна начинаться с молитвы.

«Господа офицеры: спасти Императора»

Гибель Семьи Императора Николая II — тема, незаживающей болью пульсирующая в сердце каждого Православного человека. И, наверное, не случайно именно сейчас, в канун девяностолетия рокового Екатеринбургского расстрела, вышла на широкий экран лента режиссера Олега Фомина «Господа офицеры: спасти Императора». Эта картина также была показана в Самаре в рамках фестиваля «Кино — детям». Фильм яркий, с захватывающим приключенческим сюжетом, о мужской боевой дружбе, чести и офицерском достоинстве. Настоящие мужчины, храбрецы, верующие люди, белые офицеры, решившиеся в невероятно сложной обстановке в стране в первый после революционного переворота год пожертвовать собой ради спасения Царской Семьи.
События происходят в начале июля 1918 года в Сибири. Узнав, что большевики собираются расправиться в Екатеринбурге с Императорской Семьей, группа белых офицеров разведывательного отдела Западно-Сибирской Армии под руководством штабс-капитана Андрея Давыдова (актер Олег Фомин) разрабатывает план освобождения Царской Семьи. Разведчиков — всего семь человек, но какова сила их духа! Каждый по профессиональным, боевым качествам, выдержке, уму и сноровке способен заменить собою с десяток вояк. К группе примыкают и кавказец есаул Джигаев, и бывший жандарм ротмистр Бельский, горячо и искренне пожелавшие исполнить свой долг верноподданных. Жанр фильма — боевик, блокбастер с бюджетом около трех миллионов долларов. Здесь много стрельбы, погонь, взрывов, рукопашных схваток и даже дуэлей на шашках. Так, герой Марата Башарова — поручик Любавин — в поединке зарубил шашкой двух офицеров, заступившись за честь женщин. За это сослуживцы приговорили его к расстрелу. Но даже и стоя на расстрельном полигоне, он, рубаха-парень, не выпускает из рук гитару, готов с улыбкой принять смерть. Спасает его явно чудо Божие, призывающее послужить еще за веру, Царя и Отечество, прежде чем погибнуть от пули. К сожалению, это случится лишь немногим позднее, когда во время продвижения к Екатеринбургу группа станет отбиваться от чекистской погони.
Развязка фильма предсказуемо трагична — ибо даже кино не властно изменить роковой ход событий. Один за другим погибают все рыцари долга и чести. Группа добралась до  дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге, но Романовых там не обнаружила: разведчики опоздали… Операция эта заранее была обречена на провал. Известно, что в таких делах редко обходится без иуды-предателя.
Говорят, в то тяжелое и роковое для России время было несколько групп таких вот смельчаков, стремившихся ценой собственных жизней спасти законного Русского Царя. Благословение на этот подвиг дал им Митрополит Камчатский Нестор. Но народ в массе своей молчал, отнюдь не спеша встать на защиту своего Императора. Наверное, именно из-за этого массового попустительства, а не из-за чьего-то одиночного предательства и трусости, погибла Царская Семья. И со страной случилось то, что случилось. В героях-одиночках в России никогда не было недостатка. Но для народа-Богоносца в судьбоносный час этих горсток храбрецов, видимо, оказалось мало. И потому смельчаки не успели к роковому дню — 17 июля…
А заключительная ремарка фильма, где говорится о легенде, согласно которой Царская Семья все же, возможно, была вырвана из кровавых лап цареубийц — выглядит неубедительно и жалко. История не знает сослагательного наклонения. И с такими страшными фактами лучше бы не играть.

Приключения португальца в России

Главный герой и режиссер фильма «Миссионер» португалец До Егито Кристовао Жоао Мануел так рассказал о создании картины.
— На христианской студии «Отчий дом» я познакомился с девушкой. Она пережила тяжелые времена, была наркоманкой. Но вера и молитва отца Виталия спасли ее. Она рассказала мне реальную историю, которая легла в основу фильма. Тогда, в начале 90-х, много иностранцев приезжало в Россию. Это были люди, которые через помощь другим, то есть россиянам, хотели помочь себе найти духовные устои. На Западе жизнь материально пресыщена, и многим это уже по горло. Хотелось жить как-то по-настоящему. Это возможно только там, где есть трудности.
Съемки фильма, — рассказывает Жоао, — шли под Переславлем, в бывшей усадьбе князей Гагариных. После революции там разместился пансионат для душевнобольных. Они не требовали к себе жалости и общались на равных. С ними было на самом деле хорошо общаться. Ребята они очень искренние, добродушно относились ко мне, поэтому с ними мне было легко. История у каждого своя, но в основном они дети, брошенные своими родителями из-за их недуга. Некоторые родители не хотят обременять себя заботой о таких детях. У всех жителей пансионата есть одна мечта — они хотят увидеть своих родителей. Познакомиться с ними. Почти каждый день они говорят о том, что хоть разочек хотят увидеть маму и папу. После съемок фильма я приезжаю к ним просто в гости. Ведь некрасиво так: использовал — и все, до свидания. Нет. Я общаюсь с ними, привожу подарки. Директор пансионата замечательная женщина. Она не относится к ребятам как к больным. Любит их и многое для них делает. Удивительны две вещи: первое, что я нашел средства на такой фильм, и второе, что во время съемок пансионату выделили дополнительное финансирование на ремонт.
— Жоао, мне показалось, что в фильме все положительные герои с Запада, а русские показаны в негативном свете…
— Ну да, на московских показах мне уже делали такое замечание. Но история не выдуманная. Она была на самом деле, я только снял по ней фильм. Француз Кристоф, врач-дефектолог, живет по заповеди Христа: возлюби ближнего, как самого себя. Он безкорыстно лечит детей, а местные сельские жители к нему относятся с подозрением. Главный врач больницы всеми способами пытается его выгнать. Не может простить уход любимой девушки к французу.
— Ну, вообще-то, причин более чем достаточно для того, чтобы не чувствовать к миссионеру особой симпатии…
— На самом деле миссионера Кристофа потом просто выгнали из страны, но в моем фильме Кристоф погибает от рук мальчика-идиота, которого он лечил. Мысль такая, что не всякая добрая миссия для самого миссионера обернется добром. Если ты делаешь добро, то не надо ждать благодарности. Заканчивается фильм на позитивных нотах — освящают Православный храм в пансионате.
…Католику Жоао Мануелу, по-видимому, сложно понять истинные, глубинные причины неудачи миссии Кристофа в России. Причину он видит в неблагодарности русских, в нашей якобы отсталости и так далее. А она совсем в другом. Жоао Мануел искренне считает, что католическая вера и Православная — чуть ли не одно и то же, но ведь хотя и заблуждения порой бывают весьма искренними, от этого они не перестают быть заблуждениями. И с какими бы благими намерениями ни брался за эту ленту католический режиссер, фильм получился смахивающим на… приговор. А мы этих «приговоров» слышали уже немало. Но и у этой ленты может оказаться неожиданное положительное следствие: посмотрев ее, новые Кристофы еще крепко подумают, прежде чем решатся идти к нам со своей сомнительной «миссией».

«Если выживу — уйду в монастырь»

Помимо игровых фильмов в Православной программе были показано несколько документальных лент.
Фильм «Советский Архимандрит» режиссеров Юрия Зубкова, Алексея Горовацкого и Тиграна Хзмаяна, рассказывает о настоятеле Псково-Печерского монастыря отце Алипии. Это было непростое для России хрущевское время, когда закрывались храмы и разрушали Православную веру.
В миру его звали Иван Воронов. Был он из бедной крестьянской семьи. В Москве работал на метрострое и учился в институте на художника. На фронт ушел с этюдником. «Война была такая страшная, столько рядом погибало людей, — говорил отец Алипий (Воронов), — что я хотел остаться жить, чтобы отмаливать грехи свои и тех, кому на этой войне приходилось убивать».
В Пскове нового наместника, отца Алипия, ждало полное запустение, единственная табуретка, на которую он хотел присесть, оказалась со сломанной ножкой. Он начинает реставрацию Псково-Печерского монастыря, Богозданных пещер, сам ремонтирует стены, пишет иконы. Неизвестно откуда добыл позолоту для куполов храма. В то время это могло вылиться в уголовное дело. Множество комиссий пытались закрыть монастырь под любым предлогом, но отцу Алипию удавалось, как на фронте, отбиться, когда смекалкой, а когда и дерзостью. «Они брюхом сильны, а мы духом», — говорил он после очередного безрезультатного приезда комиссии. Он всю жизнь любил живопись и собрал большую коллекцию картин, которую передал в Русский музей Санкт-Петербурга и в Псковский художественный музей.
Отец Алипий умер в прямом смысле с карандашом в руке. В последнюю минуту он попросил карандаш, чтобы написать Матерь Божию... с Оригинала. Говорят, отец Алипий воскликнул: «Я вижу Ее!» И стал набрасывать что-то на листке. Рисунок остался незавершенным… 
Второй фильм, представленный молодым зрителям на фестивале, снят режиссером Александром Слободским в Иерусалиме. Он рассказывает о чуде схождения Благодатного огня в Великую Субботу перед Пасхой. Авторский текст фильма, который так и называется — «Благодатный огонь», читает известный артист Алексей Баталов. И в каждой его интонации сквозит истинное благородство и неподдельная искренность. Сам голос как высокая нотка искусства. Только на Пасху люди могут видеть Божественный свет воочию. Люди делятся своими чувствами и переживаниями, которые их охватывают во время схождения Благодатного огня. Все говорят о необыкновенной радости. И зрители сами становятся свидетелями Чуда, от которого просто хочется обнять весь мир и плакать от счастья, что Господь еще так милостиво любит нас.

На снимках: молодая певица Юлия Лежнева с крестом  — подарком Елены Образцовой; грузинский актер Торнике Бзиава; кадр из фильма «Господа офицеры: спасти Императора»; португальский кинематографист До Егито Кристовао Жоао Мануел.

Ольга Круглова, Ирина Гордеева
27.04.2008
Дата: 27 апреля 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru