Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Любовь и вера все победят!»

— утверждает крупный ученый, философ и математик Виктор Николаевич Тростников.


Виктор Николаевич Тростников родился в Москве в 1928 году. В СССР был признанным специалистом по математической логике, издал около двадцати научных трудов. Преподавал в Институте инженерного транспорта на кафедре высшей математики. Еще в атеистические годы он написал необычную книгу — апологию Христианства, «Мысли перед рассветом», которая была издана в Париже в 1980 году. За эту книгу Виктор Тростников был изгнан из преподавателей и работал дворником. После 1991 г. он преподает богословские дисциплины и пишет труды о взаимосвязи религии и науки. Особый интерес у церковной общественности вызвала его новая книга «Православная цивилизация». Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пригласил известного мыслителя в Самару на заседания Совета ректоров вузов и предварительно подарил каждому члену Совета ректоров эту книгу. А тема Православной цивилизации стала едва ли не главной на этом заседании. Автор книги прочел интересный доклад о связи квантовой физики и Богословия. Он сумел рассказать о сложнейших научных и богословских вопросах доходчиво, просто и понятно для каждого. Перед началом заседания Виктор Николаевич ответил на вопросы редактора газеты «Благовест» Антона Евгеньевича Жоголева.
— В чем отличие культуры от цивилизации?
— Я свою книгу озаглавил «Православная цивилизация», потому что понятие цивилизации более широкое, чем понятие культуры. Цивилизация состоит из трех как бы вложенных друг в друга сфер. Ядро цивилизации — это вера. Тип веры определяет все остальное, здесь решается главное: что такое хорошо и что такое плохо. Почему правосознание обязательно должно опираться на религию? Да потому, что вера не обсуждается! Если предоставить логике решение вопроса о том, что хорошо и что плохо, то один будет доказывать одно, другой — противоположное. А в религии по главным вопросам диспутов нет, ведь религия основана на Откровении.
Вторая составляющая цивилизации — культура. Это как бы такая питательная мякоть, которая обволакивает косточку (веру). Культура не обязательно во всем в точности повторяет веру. Культуру для доходчивости можно сравнить с собакой, которая может гулять на длинном поводке. Вот пример: роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Это далеко не богословское, а художественное произведение, явление культуры. И о Православии в романе прямо не говорится. Но если определить отношение автора ко всему происходящему в романе и к его главному герою — Печорину, то окажется, что оценка явлений и людей у автора совершенно Православная! Быть может, это не осознано до конца самим автором, но это именно так. И слова «герой нашего времени» надо писать в кавычках, ведь Печорин отрицательный персонаж. В предисловии к роману об этом ясно сказано самим Лермонтовым: каких же уродов рождает наш XIX век!.. — пишет он.
А третья составляющая цивилизации — силовая. Это различные государственные институты, которые защищают цивилизацию от внешних врагов, такие как армия, таможня, и от внутренних врагов — это полиция и другие.
За всю историю человечества существовало около двадцати цивилизаций. Большинство из них уже исчезли, и сейчас их осталось пять или шесть. В том числе — Православная цивилизация! Она продолжала существовать даже в эпоху атеизма, как град Китеж, в глубине нашего национального сознания, и проявлялась в форме традиций, нравов, понятий о добре и зле…
— То есть, на ваш взгляд, Православная цивилизация продолжает существовать и в современной России?
— Конечно существует! И в советские годы эта цивилизация сохранялась… Посмотрите на моральный кодекс строителя коммунизма — да он почти дословно списан с Нагорной проповеди! Тут и чистота жизни, и самоотверженность, и служение ближнему… Только Имени Христа там не было… Поэтому советская система и рухнула…
— Как же может существовать целая Православная цивилизация, когда ее главных носителей — глубоко верующих Православных людей — пока не так много, как бы того хотелось?
— Да, истинно Православные люди в России сейчас еще в меньшинстве. Но Господь говорит: «Не бойся, малое стадо…» И ведь главные вопросы не голосованием решаются. Миссия нашего малого стада, на мой взгляд, такая: при окончательном падении в пропасть безбожного мира нам предстоит свидетельствовать об Истине перед лицом гибнущего в грехах человечества…
— Какие цели вы ставили перед собой, когда работали над книгой о Православной цивилизации?
— Моя книга написана для того, чтобы как-то противостоять попыткам вывести нас из орбиты нашей Православной цивилизации. Еще я писал эту книжку в надежде, что на нее будут опираться педагоги, которые станут преподавать в школах Основы Православной культуры. Ведь то, что закладывается в душу ребенка в самые впечатлительные школьные годы хорошими учителями, — запоминается на всю жизнь и в какой-то мере формирует наш нравственный и духовный облик. Будет спасением для России, если в школах начнут хорошо, разумно, с любовью прививать христианские доблести, которые всесильны. Ведь любовь и доброта победят все!.. Кто-то скажет, что сила победит, деньги… Но это все ерунда. Все побеждает любовь и вера! И такой школьный предмет очень нужен. Но одно меня безпокоит: где взять прямо сейчас столько хороших учителей?
— Каким у вас был путь к вере?
— Сейчас я философ, а раньше был математик. Я вычислил Бога через математическую логику. Да ведь достаточно просто взглянуть на такой огромный прекрасный мир, который так дивно устроен. И как это может быть, что он сам собой возник? Это ведь абсурд! Да, и через науку тоже можно к Богу прийти. Моя любимая святая — великомученица Варвара — она из башни смотрела на мир. Видела, как внизу олени бегают, как травка зеленая растет. Она была гениальной женщиной. Сейчас бы ее наверное сравнивали с Софьей Ковалевской, но она много гениальнее известной женщины-математика. Глядя из башни на Божий мир, святая Варвара стала думать: как же все это произошло? Так от постижения твари она взошла к Творцу… Я шел к вере через научное знание еще в советские годы. Другие идут какими-то другими путями, но и мой путь не уникален. В среде научной интеллигенции в то время было немало обращений. Но, к сожалению, в поисках духовности многие ученые, бывало, забредали не туда, — в какую-нибудь йогу…
— Над чем вы сейчас работаете?
— Математикой нужно заниматься в молодости, когда азарт молодой есть… Я уже не занимаюсь математикой. Пишу богословские книги. Сейчас заканчиваю и скоро издам в том же издательстве у Никиты Михалкова книгу «О любви».
— Какие события последнего времени вызвали у вас, как культуролога, особый интерес?
— Меня обрадовала живая реакция мусульманского мира на безбожный вызов Запада в скандале с карикатурами на Магомета. Я считаю, что в этом вопросе нам нужно быть на стороне мусульман, естественно, не одобряя крайностей их протестных акций. Да, в исламе нет Пресвятой Троицы, нет полноты истины. Но все-таки мусульмане люди верующие, а Европа сегодня уже абсолютно безбожна.

Антон Жоголев
24.02.2006
907
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru