Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Икона Небесной Самары

25 февраля в день Святителя Алексия, Московского и всея России Чудотворца в Самаре была освящена новая икона этого святого.


25 февраля, в праздник Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, Небесного покровителя г. Самары, в Кирилло-Мефодиевском соборе областного центра была освящена икона Святителя Алексия. Молебен Святителю Алексию и чин освящения новонаписанной иконы совершил клирик Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член редакционного совета Православной газеты «Благовест» священник Сергий Гусельников. На молебне присутствовали все члены редколлегии газеты. Икона, освященная в день Святителя Алексия, написана и передана в дар нашей редакции иконописцем и художником «Благовеста» Ириной Евстигнеевой. На иконе изображены Святитель Алексий, святой праведный Александр Чагринский, а также еще не прославленные самарские подвижники: Митрополит Мануил (Лемешевский), Митрополит Иоанн (Снычев), блаженная схимонахиня Мария (Матукасова). Но подписаны на иконе только те подвижники, которые уже прославлены Церковью.
После торжественного освящения иконы мы задали вопросы автору иконы.


— Ирина, много духовных сил потребовало написание этой иконы?

— Да, конечно, для этого потребовалось особое усердие в молитве, потребовался и пост. Но те святые и подвижники, которые изображены на иконе, — они очень мне помогали в работе.

— Сюжет иконы необычен: прославленные Церковью святые — Святитель Алексий, святый праведный Александр Чагринский — соседствуют с теми, кого очень почитают Православные самарцы, но кто еще не причислен к лику святых…


— В этом не так уж много необычного. Иконописные каноны предполагают изображение на иконах еще не прославленных подвижников благочестия и даже людей, не стяжавших святости. Так, например, на иконе, рассказывающей о явлении Преподобному Серафиму Саровскому Божией Матери и святых, изображена дивеевская монахиня, бывшая свидетельницей этого чуда. И на иконе, где Преподобный Сергий Радонежский исцеляет отрока, изображены не только святые. Можно привести и другие примеры. По правилам иконописания, на иконе подписываются лишь канонизированные святые. Можно сказать, что остальные «персонажи» иконы, те, кто на ней не подписан, пока еще лишь присутствуют на иконе в виде иконописных изображений… И потому с канонами здесь нет противоречия. Хотя я надеюсь, что когда-нибудь все эти великие молитвенники будут прославлены Церковью — и уже вот тогда я с чистым сердцем допишу их имена рядом с их ликами… По мнению многих исследователей, только подпись под изображаемым делает икону — иконой. Этим правилом я и руководствовалась.

— Люди, изображенные на иконе, — писались каждый в отдельности или в духовном единстве?


— Это как единый ансамбль. Они все когда-то жили в нашем городе, молились Святителю Алексию (он, конечно, изображен в центре композиции). Они и сейчас молятся за нас, за наш город…

— Особенность написания иконописных изображений современных подвижников благочестия состоит в том, что, в отличие от святых прошлых веков, существуют их фотографии. В чем отличие иконописного изображения от фотографического? Тем более, что известны случаи, когда мироточат фотографии подвижников…


— Фотографии даже и святых людей — все же только лишь фотографии. В них все-таки есть еще нечто земное, мирское, «человеческое»… Например, отпечаток той профессиональной деятельности, которой в земной жизни занимался подвижник… А когда пишешь икону, это все уходит, хотя, конечно, те характерные особенности, те черты личности, которые сложились в течение его духовной жизни — переносятся на икону. Иконы пишутся, конечно, в том числе и на основе фотографий. Но икона — это уже преображенная действительность.

— На иконе изображены еще и «приметы» нашего края: архитектурно-духовные — Православные храмы и географические — Волга, Самарская лука.


— Да, на иконе изображены Покровский кафедральный собор — главный храм нашей епархии, Петропавловская церковь, которая, на мой взгляд, играет особую роль в духовной жизни Самары, и часовня Святителя Алексия. Эта часовня восстановлена при участии газеты «Благовест». Ее на иконе держит в руке Святитель Алексий. Волга тоже один из «персонажей» этой иконы. Ведь Волга — не просто река. Это как бы духовное явление, святая река, великая как Россия. На ее берегу Святитель Алексий произнес свое пророчество о Самаре…

— Прежде чем взяться за столь ответственный и масштабный труд, вы, наверное, испросили на это благословение?


— Да, меня благословил священник Сергий Гусельников. Думаю, что во многом благодаря его молитвам и молитвам сотрудников редакции мне удалось выполнить это нелегкое послушание. Мне кажется важным, что в основе, в центре всей композиции иконы находится крест. Крест как бы «несущая часть»
всей иконы.

— Из тех современных подвижников, которые изображены на иконе, вы кого-то лично знали?


— Только блаженную Марию Самарскую, она однажды благословляла меня… Но все они оказались мне духовно близки, как будто я их знала. Летом мне довелось побывать на юге, возле Анапы. Там в местном храме со мной заговорил его настоятель иеромонах Силуан. Когда он узнал, что я из Самары, сразу спросил: «Как у вас люди, почитают Митрополита Иоанна?» Для меня этот вопрос был неожиданным. Оказалось, что иеромонах Силуан когда-то служил вместе с Владыкой Иоанном в Покровском кафедральном соборе…

— Эта икона как бы завершает постепенно сложившийся «собор» Самарских святых и подвижников? Или это только начало?


— Я думаю, это только начало того Небесного полка, который защищает Самару.

Ольга Ларькина

28.02.2003
1155
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru