Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

С миру по строчке

Новые «крупинки» писателя Владимира Крупина.

Новые «крупинки» писателя Владимира Крупина.

ВСЮ ЖИЗНЬ спасает меня детство. Оно у меня было словно в раю. Вятские места очень подходят для рая. И если заслужу пойти в рай после кончины, то, конечно, буду искать там дороги и тропинки детства. О, если бы не они!..

Как милостив ко мне Господь: сохранил в памяти всё-всё хорошее, а всё-всё плохое из памяти убрал. И, как ни силюсь вспомнить обиды и огорчения, не могу вспомнить, их не было. Да, мои проступки, грехи помнятся, а чтобы сердиться на кого-то за что-то, этого нет и близко. Меня окружали только хорошие люди. В семье, школе, армии, институте, в трудах физических и умственных, да. Как многих помню и как жалею, что многих забыл. Но они же есть, они еще встретятся.

ОСОБОЙ ЛЮБВИ к женскому полу Юрий Кузнецов не испытывал. В стихах, по крайней мере. Примеры в любой его книге. Не любовь, противостояние описывает.

Но одно его сравнение супружеской жизни с птицами, орлом и совой, нигде, ни у кого другого мне не встречалось. Сова - ночная птица (вспомним: ночная кукушка дневную перекукует), а орел - высота. И вот - сову пробудила и зацепила и увлекла за собой тень орла. Она влетела в эту тень и уже не могла из нее вылететь, она же слепнет на свету. И в этой тени была обречена летать.

«И, ненавидя, повторяла его высокие круги».

В ранних стихах у него лошадь выщипывала свою тень. Но с орлом и совой гораздо сильнее. Именно так - ненавидя. Но уже полностью зависима. Вот это стихотворение Юрия Кузнецова:

Двуединство

В тени летящего орла
Сова ночная ожила
И полетела, как подруга,
В плену возвышенного круга.

Орел парил. Она блуждала,
Не видя в воздухе ни зги,
И, ненавидя, повторяла
Его могучие круги.

«В ГОСТИ К БОГУ не бывает опозданий», - возгласил Высоцкий в песне «Кони привередливые». Её доселе считают культовой.

Но как же не бывает? А кем же тогда наполнен ад? Именно опоздавшими. Это фраза ради фразы, это, допустим, поэзия, литература, словесность, филология, но это ложь и обман. Красивость утешающая. Это из повсеместной отговорки: «Я еще молод, силен, еще успею в церковь прийти».

Не успеешь, брат. Не такие не успевали. Фраза - полное вранье. Бесовский обман. Так что не стегай нагайкой ни коней, ни судьбу.

«Я от себя побегал вволю, пришла пора идти к себе», - сказал другой поэт, вовремя очнувшийся от наваждения жизненных неисчислимых проблем.

Так что опоздать очень просто.

ОТВЕТЬТЕ МНЕ, нынешние умники, что это? Совковость, патриотизм? Товарищ сказал мне, что в его отрочестве, в школе, было такое убеждение, что если у тебя есть тройки за четверть, ты не имеешь права идти смотреть кинофильм «Молодая гвардия». Это не было в приказном порядке, а полагалось на совесть каждого. И все старались исправить оценки.

Этого товарища зовут Валентин Распутин.

СУХАЯ МОЛНИЯ. Из села Троицкое перевезли в село Селино закрытую уже церковь. Крепкое здание, собирались в нем открыть клуб.

Перевезли.

В день открытия в здание ударила, как говорили, сухая молния. То есть не было никаких признаков грозы, не было туч, дождя. «Стукнуло, - рассказывала старуха, - и сразу полыхнула. И тушить не пытались».

ВСЕГДА В ДЕТСТВЕ смотрели на солнце. Даже не знаю, кто научил. Конечно, взрослые, вспоминая свое детство. А наши бабушки и дедушки пришли еще из 19-го века, значит, так же на Пасху смотрели на рассветное солнце. А это пришло к ним из Новозаветной рани: солнце ликовало, приветствуя Воскресение Христово. И эти слова: солнце на Пасху играет - пришли и к нам. Уже и я говорю их деточкам. Многие и так знают. Не один я такой дедушка.

Смотреть на солнце невозможно - слепнешь. Надо сильно-сильно щуриться, пропуская крохотную частичку лучей сквозь ресницы. И этой частички хватает, чтобы увидеть, как солнце играет, прямо сияет от радости. Прямо живое! Сжимается, разжимается. Разного цвета: солнечного, желтого, и серебряного с прозеленью, и ослепительно белого, Фаворского. От него отскакивают лоскутики пламени, как от сильного костра.

А еще можно и так, даже лучше. Сжать пальцы в кулачок, но не до конца, оставить махонькую щелочку, и навести этот такой телескоп на солнце. Вот оно, прямо брызгает стрелами тонких лучей, фонтанчиками света и цвета. Христос Воскресе!

А ДЕВЯТЬ ГДЕ? Проказа, иначе лепра - страшнейшая болезнь. Упоминается во многих памятниках письменности, Священного Писания. Яркий пример из Нового Завета: Спаситель слышит крики десяти прокаженных и подзывает их. Они не смеют подойти, им запрещено приближаться к людям. Он Своим Словом исцеляет их, посылает к священникам. Они пошли и по дороге очистились. Один (один!) исцелившийся возвращается ко Христу и падает к ногам Его, благодарит за спасение. «Не десять ли очистились? где же девять?» - спрашивает Иисус (см. Лк. 17, 11-18).

Да, где девять выздоровевших и тут же заболевших тяжким грехом неблагодарности? Как они потом жили? Ведь несомненно узнали о казни на Голгофе. Может, кто из них и был в это время в Иерусалиме?

Где девять? А мы и есть в числе девяти. Неисчислимые благодеяния получившие и неблагодарные. Вчера шел по улице и остановился возле храма. Службы не было, но мы, Православные, всегда осеняем себя крестным знамением при виде храма. И что-то мелькнуло: дай постою, подожду, пока трое прохожих не перекрестятся, проходя.

А людей идет много. Стал ждать. И сколько же я стоял? Молодые, старые, с колясками, на велосипедах, самокатах, торопливо и медленно идут и идут. Я стоял и вспоминал, как лет тридцать пять назад был в Кракове и стоял около огромного уличного Распятия и смотрел на прохожих. Так вот, там все-таки, пробегая, проходя, они крестились на Распятие. Далеко не все, торопливо, но крестились. Помню, я еще очень негодовал, видя и тех, кто пробегал, совсем не замечая Распятого Христа. Думал: да нам бы в России так открыто вынести на улицу Распятие, вот бы какая была радость, какое свершение ожидания прихода Спасителя. А у нас тогда еще только приближалось Тысячелетие Крещения Руси.

И приблизилось, и пришло, и прошло.

Неужели только один из десяти сохранил в сердце благодарность за открытые храмы, семинарии, духовную литературу? За возможность исповеди и Причастия.

И еле-еле дождался троих прохожих, осенивших себя знаком Креста: две женщины, молодая и в годах, и один старик.

Горько было. Но утром пошел на службу в родной храм. Много всех, и взрослых, и детей. Есть, есть оно, малое стадо Христово!

Есть-то есть, но вот поцелуем мы вынесенный из алтаря Крест, выслушаем благодарственные молитвы и выйдем из храма. Растворимся в неисчислимой толпе, составленной из девяти, девяти, девяти...

И звучит в нас обращенный к нам скорбный вопрос Распятого за нас Христа: «А девять где?»

СЕГОДНЯ В ХРАМЕ прямо детский сад. Пришли три многодетных семьи. Папы и мамы совсем молодые, а у них уже по четыре-пять деточек, малыши, лет трех-четырех-пяти-семи, не больше. Но как стоят, как крестятся, как идут ко Причастию! Девочка, ожидая его, сидит на руках у отца и таскает за волосы впереди стоящего братика. Он терпит, будто его не теребят, а гладят по головке. На Крестном ходу, при окроплении, дети радуются, когда до них долетают капли Святой воды.

Ими любуются, и, думаю, не один вздохнет, глядя на счастливых родителей и вспоминая своих деток и внуков. Что их-то нет в храме.

Такой вздох и мне достался.

Владимир Крупин,

первый лауреат Патриаршей литературной премии.

54
Ключевые слова Владимир Крупин, крупинки
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru