Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Обитель у Китай-города

Из Московского дневника.


Из Московского дневника.

На картине Константина Флавицкого «Княжна Тараканова» (слева) — сентиментальная история гибели прекрасной самозванки в казематах. Но в жизни всё было иначе. Княжна Августа Тараканова стала старицей Досифеей (ее портрет — справа).

В августе прошлого года мы приехали в Москву, чтобы поклониться мощам святой блаженной Матроны Московской и святого благоверного князя-страстотерпца Царевича Димитрия Угличского. Лелея надежду на то, что получили незримое благословение от этих великих святых, мы продолжили свой путь, совершив обзорную экскурсию по Москве. И все равно до отправления поезда оставалось время. Его было довольно много…
Еще в Белгороде мы наметили посетить в столице один книжный магазинчик, находящийся неподалеку от станции метро «Китай-город». Путь наш был извилист. Вроде бы и место бойкое, в самом центре. Однако наши блуждания были довольно продолжительны. И вот наконец-то искомая цель — небольшой вагончик, до предела забитый новейшей литературой, преимущественно исторической. Да, водится за нами такой грех, — уж очень мы любим исторические книги читать.
Среди огромного количества самых разнообразных изданий мы увидели монографию известного историка Евгения Викторовича Анисимова, посвященную Императору Иоанну Антоновичу. Новейшая книга, с обложки которой на нас смотрел убиенный Государь-император Иоанн VI. Естественно, мы эту книгу купили.
К слову, с трагической судьбой Императора Иоанна Антоновича мы уже были знакомы, перед поездкой мы читали и другие книги о нем. Мы хорошо знали, что Небесным покровителем Императора-узника является святой Иоанн Предтеча. Ведь свое имя Император, родившийся 12 августа 1740 года, получил не только в честь прадеда Царя Иоанна V Алексеевича, но и в честь святого Иоанна Крестителя, своего Небесного покровителя.
Вот тут-то все и началось. Хотя, на первый взгляд, события разворачивались довольно прозаически. Но ведь «неисповедимы пути Господни»!
Выйдя из магазина, мы увидели (буквально через дорогу) купола храма, а несколько ниже надпись: «Монастырская трапеза». Поскольку наше путешествие совершалось в дни Успенского поста и мы уже изрядно проголодались, нас эта надпись весьма привлекла. Отменно перекусив, мы заинтересовались принадлежностью столь гостеприимной столовой, где готовятся вкусные постные блюда.
Оказалось, что мы находимся на территории старинного Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного еще в первой трети XVI века Великим князем Московским и Всея Руси Василием III в честь рождения долгожданного наследника — будущего Великого Царя Иоанна Васильевича Грозного. Кстати, Небесным покровителем Царя Иоанна Васильевича также был святой Иоанн Предтеча, коего первый русский Царь весьма почитал.
Территориальная близость к Московскому Кремлю и довольно тесная связь с Царским домом определили всю дальнейшую судьбу монастыря. Так, хорошо известно, что первые Цари из династии Романовых посещали этот монастырь весьма часто, щедро одаривая его.
Рядом с входом в монастырь находится часовня святого Иоанна Предтечи, в которой хранятся две великие Православные святыни: чудотворная икона этого святого середины XVII века и медный обруч, который является мерой главы святого Иоанна Предтечи.
Церковное почитание святого Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако святой Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться — то есть кардинально изменить сам образ мыслей, для того, чтобы всю дальнейшую жизнь человека устремить ко Христу.
Мы на себе почувствовали благодать этого замечательного места.
В часовне было тихо, потрескивали свечи, горели лампады перед чудотворным образом святого Иоанна Предтечи. С иконы на стене на нас взирал Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, будто безмолвно говоря нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!».
В отличие от других столичных святых мест, в часовне нет суеты, нет и толп людей, «жаждущих чуда». Здесь можно спокойно помолиться, возложив на голову чудотворный обруч, помазать чело елеем от чудотворной иконы святого Пророка, взять лепестки цветов от иконы.
В этом женском монастыре нас приятно поразила особенная духовная атмосфера, любовь сестер обители к каждому паломнику, какая-то неподдельная забота о всех сюда входящих. И самое главное — здесь перестаешь ощущать время и пространство. Поистине эта обитель — «Небо на земле»! Побольше бы таких!
Затем нас пригласили пройти в монастырский храм, где еще шло вечернее Богослужение. В храме было тихо и благостно. Матушки-монахини благоговейно читали Псалтирь. Несколько прихожан молились, к ним присоединились и мы. Именно так мы и представляли настоящую монастырскую вечерню. В храме нас окружали старинные иконы с частицами мощей святых. Но наше внимание особо привлекла гробница в глубине храма.
Мы давно особо почитаем святых — юродивых Христа ради, так как считаем их Христианский подвиг добровольным безкровным мученичеством. И, о чудо! Монастырь подарил нам встречу с новой святой юродивой Христа ради — блаженной схимонахиней Марфой (местночтимой Московской), о которой мы ранее никогда не слышали.

Икона блаженной схимонахини Марфы.
А ведь еще супруга Царя Михаила Федоровича Романова — Царица Евдокия Лукьяновна — любила посещать блаженную схимонахиню Марфу. И тому были веские причины. По словам одного автора, «тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому Царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту». И это действительно так!
Как и в XVII веке, в наши дни страждущие охотно обращаются к молитвенной помощи блаженной схимонахини Марфы, особенно женщины. Ведь хорошо известно, что эта дивная духовная старица помогает при родах и в женских болезнях. В монастыре имеется великолепная мозаичная икона старицы, выполненная в XIX веке. Сохранилась надгробная плита от раки, в которой покоились мощи блаженной схимонахини Марфы Московской. Но сама гробница в безбожные годы была разорена. Табличка у надгробной плиты сообщает: «Весной 1927 года, после закрытия собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и передачи его архиву Московской губернии, гробница святой Марфы была вскрыта. Опасаясь осквернения святых мощей, верующие ходатайствовали в органах советской власти о разрешении перезахоронить их на Ваганьковском кладбище. До настоящего времени местонахождение святых мощей блаженной Марфы остается неизвестным».

В монастыре мы так же неожиданно для себя узнали подлинную историю «княжны Таракановой». Она не менее драматична, чем широко известное повествование писателя Григория Петровича Данилевского. Только вот настоящая принцесса Августа Тараканова (1745-1810 гг.) — незаконнорожденная дочь Императрицы Елизаветы Петровны и ее тайного мужа графа Алексея Григорьевича Разумовского — много лет провела в этом монастыре, став инокиней Досифеей.
Историки спорят о происхождении странной фамилии «Тараканова». Наиболее популярна гипотеза о том, что эта фамилия производна от фамилии сестры Алексея Разумовского Прасковьи Дараган, в семье которой воспитывалась принцесса.
Принцесса Тараканова была великосветской дамой, получившей отличное по тем временам европейское образование. И вдруг — такая резкая смена участи. После появления «самозванки», с которой было немало хлопот, Екатерина II объявила, что принцесса Августа Тараканова для блага России должна принять монашеский постриг. Сказано — сделано.
В 1785 году принцесса Тараканова была доставлена в Москву и по Высочайшему повелению пострижена в монашество с именем Досифеи. В этом монастыре, где постригли невольницу, и содержалась она около 25 лет в строжайшем затворе.
В XVIII веке еще продолжал существовать обычай пострижения в монашество лиц, подозрительных в глазах властей. Были такие монастыри, в которые по распоряжению правительства привозили лиц знатного, а иногда и незнатного происхождения. Там сдавали их под надзор настоятелей и настоятельниц, постригали или просто заключали в тесной келии. Нередко они так и умирали всеми забытые и никем не узнанные.
Суровые годы заточения инокиня Досифея смогла обратить на спасение своей души. С глубоким смирением восприняла она резкую перемену своей участи и проводила жизнь в посте и молитве согласно монашеским обетам. Судя по некоторым данным, она не только получила дар непрерывного молитвенного делания, но и по истечении определенного времени у нее открылись чудесные дары утешения и прозорливости.
Старица Досифея была среднего роста, худощавая, но сохраняла на лице своем черты былой красоты. А «ея приемы и обращение» обнаруживали благородство происхождения и образованность. Старица посещала только надвратный храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Богослужение совершал ее духовник с причетником. В церковь она выходила весьма редко.
Однако «нет ничего тайного, что не стало бы явным». После смерти императрицы Екатерины II к старице Досифее стали допускать Православный люд, который обращался к ней за советами, духовными наставлениями, молитвенной помощью. Так, подходя под окошко ее кельи, москвичи довольно быстро узнали о добродетельной жизни затворницы старинного монастыря.
Да, дивны дела Твои, Господи! Хорошо известно, что мать старицы Досифеи, Императрица Елизавета Петровна, несмотря на всю свою набожность, отнюдь не собиралась проводить свои дни в монастыре. Хотя такая вероятность существовала.
Согласно легенде, накануне переворота, в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года, ее доверенное лицо — лейб-медик Лесток — показал будущей императрице простую игральную карту, разделенную пополам.
На одной половине Елизавета была изображена в императорских регалиях, а на другой — в монашеском облачении. Этого оказалось достаточно, чтобы было принято окончательное решение.
Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, свергнув с престола законного Императора-младенца Иоанна Антоновича, и он более двадцати лет провел в тюрьмах и казематах. С четырех лет он фактически находился в одиночном заключении, ведь кроме своих тюремщиков он никого не видел.
Вот так! Мать силой захватила престол. А дочь, имея превосходные возможности весело и беззаботно провести свою жизнь за границей, приняла монашеский постриг в России и четверть века смиренно несла свой тяжкий крест.
И в этом сходстве судеб Иоанна Антоновича и Августы Таракановой (инокини Досифеи) тоже есть великий смысл! Россия приобрела в лице двух этих людей молитвенников и заступников перед Господом.
С чувством духовной радости мы покидали это святое место. С тех пор Император Иоанн Антонович рядом с нами…
Святый Великий Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!
Елена Черникова, Анатолий Трунов,
г. Белгород
02.07.2010
1164
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru