Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Николина гора

460 лет со дня чудесного явления иконы Святителя Николая в Промзино.

460 лет со дня чудесного явления иконы Святителя Николая в Промзино.

Николину гору знают не только в Поволжье. На «летнего Николу» множество народа из Симбирска, окружающих областей и даже из Украины устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, глядя далеко вниз — на извилистую, отливающую зеркальной гладью реку Суру, в которой когда-то ловили рыбу для царского стола, но и теперь все еще прекрасную, — на далекий-далекий горизонт, на пролетающие почти над головой низкие серые тучи, невольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора? Резко и определенно, как шишка, выделяется она из всего окружающего равнинного пейзажа и приводит путника почти к небу, к какому-то космическому зрительному охвату широчайших пространств.

На помощь приходит устное предание.

Было время, когда нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого города Курска, для защиты от кочевников. Именно в это время и явилась на горе чудотворная икона святого Николая Угодника, который и защитил небольшой гарнизон Промзина от нападения громадных полчищ кубанских татар.

Крест и памятная стела на вершине Никольской горы.

Это чудесное явление знали все симбиряне, да и не только симбиряне, но и жители соседних губерний. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон Городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев. — «Что стоите вы здесь вот уже столько времени?» Ему отвечали: «Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг нас непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверно, за землю вашу вступился Сам Бог ваш и грозит нам Своим мечом». Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал св. Николая Чудотворца и святого Великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам он возвратился в Городище и рассказал обо всем виденном.

Жители поспешили на Белую гору, а во главе их поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине горы конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой Святителя Николая Чудотворца, скрытой в земле. Икона эта являет собою барельеф с выпуклым изображением Святителя Николая. В одной руке его — меч, а в другой — храм. Как на известной иконе святого Николая Можайского.


Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования «летнего Николы» приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы.Народ с благоговением поднял икону. Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда, в храм, построенный во имя Святителя Николая, и перенесли удивительный образ. Однако в 1810 году храм пришлось разобрать, потому что Сура подмывала под ним почву. Икону Святителя Николая перенесли в Казанскую церковь села Промзина. Здесь построили придел во имя Святителя Николая.

В 1932 году следы чудотворного образа теряются. Похоже, что икону увезли в Самару[1].

Недалеко под горой есть еще «Николин источник». Около него и сейчас проходят молебны, Православные без боязни погружаются в ледяную воду. Многие получают исцеления. Вода вкусная, чистая, прозрачная, как горный хрусталь, и такая прозрачность сохраняется целый год — до следующего приезда.

Николина гора — очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь Святителя Николая. Идут часто босиком, снимая обувь под святой горой, как когда-то пророк Моисей снял обувь на горе возле Неопалимой Купины.

Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться Святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям. Известный симбирский краевед А. Н. Блохинцев оставил воспоминания о том, как он в детстве с матерью, в 1921 году, ходил на Николину гору: «Лето 1921 года было страшно засушливым. В июне из Алатыря в Промзино к Николе Угоднику собрался громадный крестный ход — молить его о даровании дождя. Тысячи людей, иконы, хоругви, священники в ризах с хором — все это огромной процессией двинулось из Алатыря, низовой дорогой, к Промзину. Мама… прихватив меня, девятилетнего, тоже пошла с крестным ходом. А до Промзина по этой дороге — более сорока верст. К Николиной горе подходили через лес. На самом ее верху стояла кирпичная часовня с чудотворной иконой, изображавшей Николу Мирликийского в ризе с мечом в одной руке. А на ладони другой руки он держал церковь. Икона была большая, рельефная, резаная из камня и потом раскрашенная. Обычай восхождения был таков: чем больше грехов чувствовал на себе человек, тем больше он должен был набрать камней у подножия горы и подниматься с ними на гору, на которую и без камней по такой крутизне подняться было нелегко».[2]

Поднявшись, паломники долго смотрят на необыкновенную красоту округи: легкие изгибы Суры среди буйной зелени заливных лугов, сады, часовенки у святых источников. На самой вершине растут небольшие деревца, они сплошь обвязаны ленточками. Местные жители считают целебным отвар из травы, которая растет на Николиной горе. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.

А икона? Икона эта существует и доныне. В 1990-е годы она нашлась в Самарской области.

Владимир Мельник


[1] Симбирские Епархиальные Ведомости. 1994, № 2. С. 16 – 17.

[2] Блохинцев А. Н. Моя жизнь в Алатыре // Мономах. Ульяновск, 2002, № 1 (28). С. 18.

См. также

3323
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru