Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Ищут "православных" без Православия в екатеринбургской газете "Покров"

О том, как Православных узнать в бане (по Леониду Андрееву).


Два студента Московской Духовной семинарии года четыре назад пошли в баню. Зашли в угарную темную парилку и откуда-то из угла услышали от совершенно незнакомого человека: "А, семинаристы погреться пришли!" Этим человеком в углу был Леонид Андреев. Видимо, тот самый мрачный писатель и философ начала 20-го века, воскресший ненадолго, чтобы попариться — и тут на тебе!..

Нет, это не неизвестный Булгаков. "Убийственным" эпизодом с семинаристами в бане начинается статья "Ищем православных без заморочек" в екатеринбургской Православной молодежной газете "Покров" №16, август 2001 г. (учредитель и издатель — Екатеринбургская епархия!). Статья подписана неким Леонидом Андреевым. В голову приходит страшная мысль: чем это Православные даже в голом виде отличаются от обычного человека?! Автор из своего темного угла тут же с готовностью поясняет: "Что-то есть у Православных: то ли печать какая-то на лице, то ли блеск в глазах — узнают везде, где только ни появятся".
И далее: "А-а-а, Правосла-а-а-а-вны-е-е-е, знаем, знаем, видели, насмотрелись, говорят люди далеко не восторженным тоном". Люди, то есть нормальные люди, насмотрелись до тошноты на Православных, то есть на нас. Мы, христиане последних времен, спасающиеся скорбями и болезнями, знаем, что нечем нам хвалиться. Но почему суд над всеми Православными скопом автор отдает "людям", то есть миру, лежащему во зле?
Потому что Православные его очень раздражают. Все. Цитирую: "Нетрудно узнать православных, ведь несмотря на то, что каждый человек индивидуален, православные все очень похожи, их даже можно разделить на группы".
И тут плохо скрываемая ненависть к Православным у екатеринбургского Леонида Андреева выплескивается наружу. Спутники этой ненависти — ложь, лукавство и клевета. Он без зазрения совести приписывает Православным то, что никакого отношения к Православию не имеет, скорее, наоборот. Первая группа Православных у него — "аскетики", которые "ведут ожесточенную борьбу со всем, что есть в них. С грехами, плотью, помыслами, со всякой индивидуальностью, с желаниями и даже со своей свободой". Автор лукаво в один смысловой ряд ставит и смешивает такие разные и порой противоположные понятия, как "грех", "помыслы", "индивидуальность" и "свобода". Борясь с грехом, человек и обретает подлинную свободу — свободу от греха, свободу в Боге. У Андреева "аскетики" борются одновременно и с грехом, и со своей свободой. Христианскую аскезу автор лукаво приравнивает к прикровенному буддизму, достижению Нирваны (это слово он пишет с большой буквы, а Православие — с маленькой) — "вот только с любовью нужно порвать окончательно, тогда разомкнется круг перевоплощений, и они достигнут Царствия Небесного уже здесь, на земле". Все — ложь, не имеющая к христианству никакого отношения! К буддизму — да.
Вторая группа Православных у Андреева — "уповающие", "Он все управит без наших действий, без нашей свободы — только УПОВАЙ". Слово "уповай" употребляется с большой иронией, "уповающие" считают, что свой талант надо зарывать в землю, чтобы ненароком не нагрешить. Опять налицо лукавое соединение несоединимого: христианского упования на Бога и евангельского греха зарывания таланта в землю, то есть невыполнения воли Божией о своем предназначении на земле.
Третья группа — "ортодоксы", апофеозом лжи в этом абзаце является фраза "Основной девиз ("ортодоксов"): "Спасая всех, спасешь себя". Сравни у Преподобного Серафима Саровского: "Спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи". О Православных ли говорит Андреев?
Леонид Андреев считает, что всем Православным, к какой бы группе они ни принадлежали, "свойственно одно — упорное желание избавиться от своей СВОБОДЫ, отдать ее кому угодно: соседу, духовнику, Самому Господу Богу, только бы бремя действенной ЛЮБВИ, бремя свободного совершенствования личности в православии не висело тяжким грузом на совести". Да, свобода без Бога Православным не нужна, и это-то раздражает Андреева больше всего, их желание быть частью, по Андрееву, — "винтиком и колесиком в часовом механизме Соборной и Апостольской". Да, не идем мы по пути "свободного совершенствования личности" (терминология оккультных школ), а "боремся с экуменизмом и модернизмом", что тоже ему сильно не нравится. Как же — дух этих учений ему, видимо, весьма близок.
Ему нужны именно такие Православные — без заморочек, то есть без Православия, и чтобы ничем не отличались от других людей! А то ведь, сетует он в конце статьи, "везде узнают Православных: в бане, в троллейбусе, в подъезде. Да и трудно их не узнать, печать у них какая-то на лице..."
Удивительно, что статья, проникнутая такой ненавистью к Православию, появилась в Православной газете. А, может быть, и неудивительно. Предупреждал же старец Паисий Афонский, что будет время — не читайте никаких газет, в том числе Православных. Он провидел, очевидно, именно появление подобных статей в некоторых газетах, считающих себя Православными. В которых так много Православной терминологии, но совсем иной дух, соблазнительный и лукавый. Цель понятна: отвратить молодых людей от Православия, напугать их якобы фанатизмом и глупостью Православных.
Да, есть люди, которые Православные только по названию. Но для этого и дается нам дух разумения, чтобы мы могли различать, где — настоящее, а где — подделка. Да, и мы, воцерковленные люди, бываем нередко неправы, грубы, немилосердны, в чем потом каемся со слезами. Путь очищения от греха — долгий и тяжелый путь. Но мы не исповедуем буддизм и перевоплощение души, не ищем Царствие Небесное на земле, не стараемся непременно зарыть свой талант в землю и т.п., в чем упрекает нас Леонид Андреев..
А Православных действительно можно узнать в троллейбусе. Среди толпы, одетой по последней безстыдной моде, — женщины без косметики на лице, в длинной юбке, с нестриженными длинными волосами, голова покрыта. Мужчины с бородами. Несуетные, тихие, сосредоточенные лица. Особенно красивые и светлые после храма, после Причастия. Прав Андреев: печать у них какая-то на лице... Печать дара Духа Святого.

Фото из газеты "Покров"

Людмила Белкина
23.11.2001
Дата: 23 ноября 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru