Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Затерянная «Венеция»

В плавнях украинской дельты Дуная спрятался город русских старообрядцев.


В плавнях украинской дельты Дуная спрятался город русских старообрядцев.
«Здесь ловят рыбу и веру предков берегут», — так отзываются туристы о коренных жителях Вилкова, сохраняющих свои традиции и культуру еще со времен допетровской эпохи. Из-за множества водных каналов (ериков), пронизывающих поселок, его нередко называют «Венецией», а обитателей — «венецианцами». Чтобы перебраться из одного домика в другой, нужно либо идти через деревянные мостики, либо брать в руки весла. На просмоленных лодках здесь перемещаются даже буренки и козы, которых выпасают в Дунайском биосферном заповеднике.

Вилковские липоване
По всей вероятности, название Вилково произошло от слова «вилка»: здесь украинская дельта Дуная, впадающего в Черное море, разделяется на несколько рукавов. Однако местных жителей называют не вилковчанами, а липованами-старообрядцами. Свою историческую Родину они покинули около трех столетий назад. Раскол произошел после того, как на Патриарший престол вступил Никон. Во время его Патриаршества встал главный вопрос: почему в Киевской Митрополии крестятся тремя перстами, а в Московской Патриархии, которая моложе ее почти на пятьсот лет, — двумя? Дальновидный Патриарх Никон как будто в воду глядел: в том же году произошло объединение Московии с «троеперстной» Малороссией. Устранение всех религиозных разногласий между двумя братскими народами было необходимо Царю Алексею Михайловичу и гетману Богдану Хмельницкому, которые имели общих врагов: турок, татар и поляков.
Наиболее ревностными защитниками старой веры оказались филиппоны, которые подались на Дунай и переименовались в липован. По другой легенде, основатели Вилкова долго скрывались в липовых лесах, делали липовые иконы и плели липовые лапти. После разгрома Запорожской Сечи к ним примкнули чубатые молодцы, создавшие новую военно-политическую организацию — Задунайскую Сечь. В дунайских плавнях также нашли пристанище крепостные крестьяне, сбежавшие сюда еще в царские времена. Поэтому при общении с местными жителями трудно определить, кто именно перед тобой стоит: украинец, русский, турок или молдаванин.

Ради веры легли под бульдозер

Какая только власть не угнетала липован-старообрядцев: и царская, и турецкая, и румынская, и советская. Но они не ломались и устояли перед «болезнями» цивилизации.
Больше всего горя липоване хлебнули во время вероломного вторжения большевиков: на месте уничтоженного кладбища старообрядцев был построен детский сад. Вскоре дошла очередь и до церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую тоже решили стереть с лица земли. Видать, она мозолила глаза бронзовому Ильичу, гордо стоящему в самом центре города.
Вначале храм хотели развалить бульдозером. Но при подъезде к храму водитель едва не сошел с ума: он был шокирован самоотверженностью староверов, бросающихся прямо под гусеницы грозной машины. К счастью, обошлось без жертв. После безуспешных «наездов» компартийцы превратили эту церковь в рыбный склад. А еще лет через двадцать она сгорела при весьма загадочных обстоятельствах. По словам местных жителей, никто из поджигателей своей смертью не умер. А вот церковь Николая Чудотворца хоть и закрыли, да тронуть не посмели: ее колокольня была внесена на карту Дуная и при плохой навигации служила ориентиром для лоцманов.
В начале 90-х годов в обеих церквах возобновилось Богослужение. Однако количество прихожан в них заметно поубавилось. Самыми активными считаются старики, многие из которых при гонениях не смогли получить даже начального образования и до сих пор не умеют ни писать, ни читать. А вот липованская молодежь в церковь ходит в основном по большим праздникам. Веяния нового времени сказываются на юношах, не желающих отращивать бороды, и девушках, отказывающихся от длинных юбок. Некоторые из них даже женятся на «чужих» и предпочитают венчаться в обычном Православном храме, находящемся по соседству с городским автовокзалом. И настоятель старообрядческого храма Рождества Богородицы Сергий Столярчук вынужден с этим мириться: «У нас вполне добрососедские отношения. На престольные праздники мы приглашаем в наши храмы Православного батюшку. И никого это не возмущает. Мы не против объединиться на основании тех канонов, при которых произошло разделение. Весь вопрос, конечно, упирается в двуперстие. Если будет устранено это главное препятствие, все остальное, мне кажется, не столь существенно».
Из-за отсутствия своих учебных заведений старообрядческие священники готовят себе преемника из прихожан: ему больше уделяется внимания, он чаще исповедуется, всегда на виду у других братьев во Христе.
Наибольшие потери в своих рядах староверы несут из-за активного наступления протестантских сект, в первую очередь баптистов.
У многих липован сохранились ценные дониконовские иконы. Из-за растущего спроса на старинные предметы участились случаи воровства не только в храмах, но и в жилых домах.
— У меня были две старинные иконы — «Рождество Христово» и «Сотворение мира», — говорит липованин Федор Карасев. — Они достались моей семье в наследство от деда-прадеда и были позолочены. Но однажды их украли. Это случилось ночью. Только мы с женой легли спать, как послышался какой-то шум. Когда я спохватился, было уже поздно…

Рыба требует… лицензии

Рыболовством липоване занимаются испокон веков. Однако официальное разрешение на это они получили только после участия в русско-турецкой войне. Их заслуги высоко оценил в своем рапорте Михаил Кутузов: «В 1807 году жители селения Вилково показали свое усердие, проводя в Килийское гирло суда флотилии нашей, перевозя по реке Дунаю на своих лодках и собственным иждивением провиант и прочие потребности к флотилии и сухопутным войскам без всякой от казны зарплаты, оставя даже промыслы, к пропитанию их служащие. Таковые их подвиги не могли остаться без уважения, и командующий войсками нашими в вознаграждение предоставил им пользоваться рыбною ловлею…».
С тех пор от размеров улова старообрядца зависит вся городская жизнь. Самым «коронным» блюдом в Вилкове является селедка, которую едят копченой, жареной, вареной. Говорят, в этом секрет здоровья и долголетия вилковчан. Но если раньше рыболовным промыслом занимался только рыбколхоз имени Ленина, то сегодня подобных объединений насчитывается более двадцати. У них сохранилась старая колхозная система, при которой рыбак-липованин лишен самостоятельности. Он ловит рыбу на своей лодке, своем бензине и своими сетями. Однако при этом большую часть улова должен отдавать рыбодобывающей организации, выдавшей ему рыболовецкий билет. По самым скромным подсчетам, ежегодно вылавливается около 400 тонн рыбы.
В теплое время года они отправляются на свои огороды-островки, расположенные в дельте Дуная. Ко многим из них — Полуденному, Салимбейке, Рогожному — можно добраться только на моторных лодках с мощным мотором. В противном случае сильное подводное течение грозит отнести к берегам Румынии. И тогда попробуй докажи, что ты — не Штирлиц…

Шумел камыш…

Сегодня самой популярной «профессией» липованина-старообрядца является заготовка камыша (тростника). Как известно, первые поселенцы, не имея стройматериалов, возводили прекрасные жилища, во многом превосходящие дома из камня. После наводнения, к примеру, камышовую «хатку» легче просушить и восстановить.
Местная жительница Ирина Касаткина показала мне дом своих предков — улица Татарбунарского восстания, 7. Построенный более 250 лет назад, он до сих пор сохраняет свой «товарный» вид, хотя и пережил сильное наводнение 1969 года.
Рассказывают, что как-то во время сильного разлива Дуная старообрядцы играли свадьбу. И хотя вода начала затапливать дом жениха и невесты, никто из гостей и не думал прекращать веселье: все обули резиновые сапоги и продолжали веселье.
Узнав о прочности вилковских домов, зарубежные компании ринулись закупать камыш. Крупные партии этого растения поставляют в Голландию и Германию, где используют для изготовления стен, заборов и крыш. По словам местных жителей, двое вилковчан уже учатся в Голландии мастерству класть тростниковые крыши. Так что камыш нынче в цене. Из-за него в городе начался настоящий бум. Как грибы после дождя появляются всевозможные фирмы, которые хорошо «греют руки» на камышовом бизнесе.
Методы заготовки камыша стали еще более изощренными: по утрам «фирмачи» забрасывают рабочий десант в камыши, а по ночам — увозят с полей уже готовые снопы. Запретить незаконную добычу камыша не могут ни местные органы власти, ни экологи. Первые заинтересованы в снижении социально-экономической напряженности и безработицы в регионе: ведь почти тысяча человек ежедневно получает «живые» деньги. Вторые — в улучшении окружающей среды. Оказывается, при добыче тростника происходит фильтрация и очистка воды.
Вот так и живет из года в год, из века в век, маленький мужественный народ — липоване.

Валентин Ковальский
г. Киев.
16.12.2005
930
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru