Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Нужна ли нам страховка?

На этот вопрос отвечает протоиерей Николай Агафонов.


На вопросы читателей отвечает клирик Воскресенского собора г. Самары протоиерей Николай Агафонов.

Как относиться Православному человеку к страхованию жизни, недвижимости, автомобиля?
Антоний, г. Самара


Легче всего было бы ответить, что страхование своей жизни или имущества — дело личного выбора Православного христианина и никакого вреда его духовной жизни не приносит. Но мне кажется это слишком поверхностным взглядом. Поэтому попытаемся разобраться в этом вопросе несколько глубже.
В Священном Писании сказано: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно не спит сторож" (Пс. 126, 1). То есть никто не может нам гарантировать сохранение нашей жизни и нашего имущества, кроме Бога. Поэтому истинно верующий человек, помня слова Христа о том, что и волос не упадет с нашей главы без воли Божией, во всем полагается на Его святую и благую волю.
Многострадальный Иов, потеряв детей, все имущество и здоровье, в смирении воскликнул: "наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно" (Иов. 1, 20). А когда жена стала уговаривать Иова похулить Бога и умереть, чем так страдать, он ответил: "Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злое не будем принимать?" (Иов. 2, 10).
Но все ли Православные христиане готовы сегодня взойти на такую высшую ступень полного упования на волю Божию, в конечном ее результате всегда благую и промыслительную? Случайных бедствий и несчастий не бывает; все они для нас — сигнал от Бога: что-то неблагополучно в нашей жизни. А бывает и так, что потеря здоровья или имущества попускаются Богом, чтобы освободить для нас время или место в нашей душе для вечного спасения.
Страхование жизни и имущества в надежде получить хоть какую-то материальную компенсацию само по себе не грех, но в то же время — индикатор, проверяющий нашу готовность (или неготовность) во всем положиться на промыслительную волю Божию.
Универсальный ответ на все подобные житейские вопросы дал замечательный русский философ Лев Карсавин: "Каждый человек должен иметь перед собой Иисуса Христа и с Ним согласовывать все свои поступки. Ведь каждое слово Мессии было тесно связано со всей Его жизнью и деятельностью. Поэтому любой человек может соотносить с Ним свой внутренний голос, поняв, согласуется ли его решение в конкретной жизненной ситуации с обликом Христа". Если мы примем это за правило, то в данном вопросе для нас актуальны слова Самого Господа: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6, 33-34).

Скажите пожалуйста, можно ли верующему делать физические упражнения из комплекса йоги, если они помогают снять напряжение и поддерживать здоровье?
Ольга Жукова, г. Санкт-Петербург


Только на первый взгляд практическое применение учения йоги кажется безобидным. На самом деле этот путь опасен именно тем, что он никогда не ограничивается чисто физическими методами. Он старается воздействовать на всего человека — не только на его тело, но и на душу. Все физические упражнения — это, по сути дела, религиозные обряды, которые «раскрывают» человека по отношению к таинственным «внешним силам». Источник этих сил старательно и вполне намеренно замалчивается. Так что когда у людей появляются «сверхспособности», непонятно — откуда же они: то ли от скрытых возможностей самого человека (как нам пытаются внушить сами поклонники йоги), то ли от вмешательства «внешней силы»? Но этой внешней силой, согласно христианскому учению, может быть только сила демоническая, так как без помощи Христа, без правильного христианского подвига очищения души от страстей человек не способен выйти за пределы тварного. Без помощи Божией человек не в силах возвыситься над своим падшим состоянием, исцелиться от греха. И в этом состоянии, если человек выходит за пределы обычной земной реальности, он может встретиться только с миром падших духов — демонов, и «сверхспособности», которые он может получить, проистекают из вполне определенного источника — от сатаны. И, получая их, человек тем самым губит самое дорогое, что есть у него, — свою безсмертную душу.
Но лукавый хитер и он не ломится в открытую дверь, а чтобы не обнаружить себя, пытается искусственно соединить учение йоги и христианство. В 70-х годах XX столетия на Западе возникло псевдорелигиозное течение «христианская йога», «христианский дзэн» и прочая ересь. При этом учителя новоявленной духовности ссылаются на опыт Православного Востока, на исихазм (от греч. «исихия» — покой, безмолвие; учение о стяжании безмолвия души, ведущего к безстрастию), традиции стяжания непрестанной молитвы и утверждают, что их духовный опыт — то же самое. Однако йога и исихазм диаметрально противоположны, между христианским и нехристианским духовным опытом — глубочайшая пропасть. Вот что пишет один из убежденных последователей «христианской йоги»: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безволие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной, истины: истинная сущность человека — божественна, она есть Бог, об остальном можно только мечтать». Комментарии здесь излишни.
Привлекательность йоги для человека заключается именно в том, что ему обещается конкретный результат, уже сейчас душевное и физическое здоровье. Постановка дела в йоге напоминает обычный договор: ты делаешь то-то, получаешь то-то. Православный христианин знает только один договор с Богом, а вернее, союз, или, еще точнее, Завет — это Новый Завет, данный нам Христом. Господь не обещал нам благ на земле, Он говорил: «скорбны будете», — но тем, кто соблюдет этот Завет, обещано Царство Небесное. В случае же с йогой получается классическая фаустовская ситуация, только практикующий йогу об этом не догадывается: ему придется расплачиваться за этот договор ценой собственной безсмертной души. Да сохранит нас Господь от этих соблазнов!

03.10.2003
Дата: 3 октября 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru