‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Отчитка: за и против

Авторитетные служители Церкви высказываются об этой древней практике исцеления духовно болящих.


Недавно я была в паломнической поездке, о которой узнала из объявления в газете «Благовест». Меня возмутил тот факт, что, оказывается, руководитель паломнической службы возит невежественных в вопросах религии людей на отчитку к отцу Мирону, который будто бы отчитывает от всех болезней, но я сомневаюсь в этом. Он собирает со всех по сто рублей и лечит пением русских народных песен. Хотелось бы увидеть на страницах вашей газеты объяснение, что это за отчитки и кто их проводит. Ведь всем верующим известен только Архимандрит Герман из Троице-Сергиевой Лавры, к которому ездит на отчитку вся Россия. Это дано не всем.
Татьяна Климова


От редакции.
Такой факт действительно имел место: Паломническая служба (г. Самара), работающая в давнем содружестве с газетой «Благовест», провела недавно паломнический рейс по северным святыням России. Самарские паломники 18 и 19 августа побывали в Преображенском скиту в Псковской епархии, где проводит отчитки известный многим Православным самарцам Архимандрит Мирон (Пепеляев). Мы всегда с уважением относились к отцу Мирону. Не раз писали о нем в нашей газете. И все же мы решили внести ясность в то, что же на самом деле произошло в этой паломнической поездке. Но оказалось, что вопрос, заданный в письме, гораздо шире и далеко не сводится к служению отца Мирона, чьи отчитки вот уже несколько лет во время постов проходят во многих храмах Самарской епархии и продолжают собирать множество народа. Мы попросили высказать свое отношение к происшедшему как непосредственных участников и организаторов этого паломнического маршрута, так и представителей Псковской епархии — Правящего Архиерея и авторитетного священника, которые давно знают Архимандрита Мирона.

Елена Роднина, руководитель Самарской Паломнической службы: Сама я никогда не ходила на отчитки к отцу Мирону и ходить не собираюсь. Но в паломническом автобусе оказалось немало духовных чад отца Мирона. Это хорошие люди, любящие своего духовного наставника. Многие из них уже не раз ездили со мной в паломничества. Они стали уговаривать меня по дороге заехать к батюшке. Мне бы посоветоваться с находившимся в автобусе священником, но я этого не сделала, решила ехать на праздник Преображения Господня в Преображенский скит. Там, думала я, будет праздничная Литургия. А после нее желающие пойдут к отцу Мирону на отчитку. Но вечерней службы в храме не было, и всем паломникам (не только духовным чадам отца Мирона) ничего не оставалось, как пойти на отчитку. Воздержались от этого, кажется, только двое: протоиерей Геннадий Феоктистов и я. Была возможность отвезти в скит к отцу Мирону только его духовных чад, а остальные могли бы остаться в Пскове, но я этим не воспользовалась. Это моя ошибка, которую более не повторю. К отчитке должны прибегать лишь те, кому это нужно, кто взял на это благословение. А получилось, что пошли на нее и те, кто этого делать не собирался. Когда мы уехали из скита, в автобусе произошло разделение: одни радовались, что побывали у отца Мирона, другие, напротив, высказывали за это упреки в мой адрес. Но вскоре всех нас утешил и примирил старец Мардарий (об этом см. в № 19 газеты «Благовест»)...

Настоятель самарского храма Всех Святых протоиерей Геннадий Феоктистов:
Дар исцеления бесноватых дается далеко не каждому. Даже не все Святые Отцы брали на себя такой подвиг — отчитывать одержимых. Делается это с особого благословения. Лучше, если на это благословит сам Патриарх (на отчитку есть Патриаршее благословение у Архимандрита Германа из Троице-Сергиевой лавры). У отца Мирона, я считаю, этого дара исцелять бесноватых — нет. Нет и благословения Патриарха.
Наши паломники отнеслись к отчитке в основном негативно, но были и такие, кто отнесся положительно. Одна женщина сказала, что в Псково-Печерском монастыре возле св. мощей ей стало плохо, а у отца Мирона она почувствовала себя лучше.
Я же считаю, что от такой отчитки, которую я видел у отца Мирона, может быть только хуже. Это как в Евангелии сказано: диавол на время уходит из человека и блуждает по пустым местам, а потом говорит: возвращусь я на свое место, и берет с собой семь бесов, злейших себя... На время человек после отчитки получает облегчение. А потом ему становится хуже. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 26). Поэтому надо не только «отчитываться», но и христианский образ жизни вести, пребывать в молитве.
Меня поразило, что отец Мирон на престольный праздник не хотел служить Литургию, он, видимо, свои отчитки ставит выше Литургии. А ведь выше Божественной Литургии нет ничего на свете! Пришлось мне совершить Литургию, после уговоров отец Мирон на это согласился.
Когда я был в Псково-Печерском монастыре, мне там сказали, что батюшка в прелести, и не советовали к нему ездить. Но Елена Александровна настояла на своем. И вот вместо Всенощной началась отчитка: встал он спиной к алтарю, стал какие-то песни петь... Стихи, которые сам сочинил... Я бы посоветовал к нему на отчитку не ходить. И вообще, если человек подходит спокойно к Кресту и Евангелию, если нормально причащается Святых Таин, то зачем ему отчитка? Вот отец Иероним в Санаксарах служил молебны о здравии — это другое дело. Молиться нужно, чтобы Господь здоровье ниспослал.
Я негативно не отношусь к отцу Мирону. Лично против него ничего не имею. Но я жил в Псково-Печерском монастыре, знаю, какой должна быть отчитка. Отец Пимен, отец Адриан, Антипа — они действительно отчитывали. Но делали это благоговейно, совершенно по-другому. Там был страх Божий, благоговение.
Отец Мирон и мне предложил принять участие в отчитке. Предложил какие-то молитвы читать, но я отказался. Не имею права на это — без благословения. Нет, там не то что-то. А лишь сбор денег и почестей. И скита там нет, а просто храм да три двора, да дом священника, и все. Литургию ниже отчитки ставить — это уже прелесть какая-то.
В большом требнике есть чин отчитки, это законно, но отчитка совершается лишь теми, кому это дано. Одному из тысячи!
Вот к отцу Герману я бы благословил своих духовных чад поехать, а туда — нет... Надо ведь как? Отслужить Литургию, причаститься и только потом идти бороться с демонами. А без причастия в этот день как отчитывать? Нельзя! Все грехи на исповеди очисти с себя, а потом иди других исцеляй.
Но после этого искушения с отчиткой нас, паломников, Господь утешил и успокоил. И такую благодать и отраду дал! Проехали шестьдесят километров и в Маяково остановились. А оказалось, что рядом с нами, в девяти километрах, могилка старца Мардария. Идите туда и получайте исцеление! Многие со мной туда пошли. Там и источник есть, и камень, на котором он спал. И когда мы приложились к этому камню, когда попили водичку и искупались в источнике — все ликовали, и искушение сразу же позабыли. Кто едет в Псков — обязательно заезжайте и на это святое место!

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий: Вокруг таких людей, которые занимаются отчитками одержимых, всегда ходят всевозможные слухи. И это не зависимо от того, достойный или недостойный пастырь занимается отчиткой...
Отца Мирона я застал на Псковской кафедре в этом же состоянии: он уже был Архимандритом, уже отчитывал болящих... Он получил на это благословение в Псково-Печерском монастыре. Я считаю, что это благое дело — взять на себя заботу о больных людях. Многие из них прошли через колдунов, экстрасенсов, и им нужна помощь. Далеко не каждый священник может решиться на такое. Если уж люди продолжают ходить к всевозможным знахарям, то гораздо лучше, если пойдут они не к ним, а к Православному священнику, который лечит молитвой, обращением к Богу. К молитвам отец Мирон ничего не прибавляет. Делает только то, что благословляется Церковью. Проводит отчитку по чину Святителя Василия Великого.
В том, что отец Мирон занимается отчиткой, я не вижу ничего отрицательного. Правда, не могу свидетельствовать о том, есть ли положительный результат от его отчиток. Нужно помогать одержимым духовными недугами людям, от которых даже врачи отказываются, в первую очередь таинством покаяния, соборования, причащения. Но и отчитка в некоторых случаях тоже нужна. Я видел, как проводит отчитки старец Адриан — после этого многие люди исцелялись от недугов.
К Архимандриту Мирону на отчитку приходят большие массы народа. Но ведь и экстрасенсы на свои «сеансы» собирают множество людей, причем берут за это большую плату. И это никого не удивляет. Отец Мирон находится в послушании Церкви, и у меня с ним никогда не было разногласий.
Настоятель Псковского храма Св. Благоверного князя Александра Невского протоиерей Олег Тэор: Архимандрит Мирон уже давно ведет благочестивую жизнь. Был он много лет в монастыре, взял на себя тяжелый подвиг отчитывать бесноватых. Имеет на это благословение. От его отчиток, как мне рассказывают, многим стало лучше. Иногда он заочно отчитывает бесноватых. Кто-то, наверное, не одобрит этого, но я считаю, что заочно нельзя крестить и исповедовать, а отчитывать, наверное, можно. Ведь «заочно» молиться о человеке — это нормально. У нас на Псковщине, в отдаленном и глухом месте, он организовал скит, построил там церковь. Он помогает в восстановлении и других церквей. В храм в Выбутах (место рождения Св. Благоверной княгини Ольги) он подарил икону «Семь Архангелов». В наш храм Св.Благоверного князя Александра Невского отец Мирон пожертвовал большую икону Божией Матери «Остробрамская». Насколько мне известно, в епархии к нему отношение в целом положительное.
Иногда ему ставят в вину, что он отчитывает сразу много людей, но ведь и известный Псково-Печерский старец Адриан так делал, и многие от этого получали духовную пользу.
Пять лет назад отец Мирон куда-то уехал на отчитку из скита, и в это время у него в храме обновилось несколько икон. По благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия я был в комиссии по рассмотрению этого явления. Свидетельствую: чудо было истинное! От икон даже шел свежий запах, как будто краски.
Я считаю, что к отчитке должны прибегать не все, а только те, кому это действительно нужно. От отчиток отца Мирона не будет вреда. Но есть и другие, кто называет себя «отчитчиками» — от них может быть вред...

Мы вовсе не собираемся выносить какие-то свои сужденияч об отчитках Архимандрита Мирона — не нам, конечно, не нам судить о человеке, взявшем на себя такой тяжелый и без Божией помощи явно непосильный труд. Видимо, кому-то его отчитки нужны, а кому-то, наверное, полезнее от них воздержаться. Мы лишь хотим поставить проблему, которая давно назрела и которую нельзя далее замалчивать. Нужно вырабатывать определенные правила, регулирующие поток желающих принять участие в отчитке, чтобы благое дело не вылилось в профанацию и вместо пользы не приносило вред. Тем более, если отчитка производится не «один на один» (как это было встарь!), а при большом скоплении народа. Не всем полезно слышать, как вопят одержимые, заходятся «петухом», лают, хрюкают (сами по себе эти звуки, действующие весьма эффектно, по мнению многих старцев, например, схиигумена Иеронима, еще не означают, что отчитка приносит пользу тем, кто эти звуки издает и слушает — это могут быть и козни бесовские). Не исключено, что на массовой отчитке бес, выйдя из одного одержимого, войдет тут же в другого, пришедшего на отчитку более-менее здоровым. Вот почему, советуют опытные духовники, лучше, чтобы отчитка проходила наедине со священником, нужно перед отчиткой взять благословение у своего духовника (известно, что не все самарские священники благословляют своих духовных чад идти на отчитки, которые проводит отец Мирон или другие священники-экзорцисты). И отчитка, конечно, должна служить лишь подспорьем в церковной жизни, и ни в коем случае не заменять участия в церковных таинствах. Мы только ставим эту сложную проблему. Надеемся, что в дискуссию включатся люди авторитетные, и это послужит на пользу всем нам.

На фото: Архимандрит Мирон во время отчитки духовно болящих.

Редакция
18.10.2002
3234
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
1
6 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru