Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Борис Михайлюк: "Газету делает Господь, но нашими руками"

Интервью с редактором газеты "Усмань Православная".


Усмань — небольшой городок в Липецкой области, в городе и районе живет всего 50 тысяч человек. Но в этом городе делаются дивные дела: воцерковляются люди, восстанавливаются храмы, обретаются утраченные древние святыни, выходит замечательная газета "Усмань Православная", чей голос слышен уже далеко за пределами Липецкой области. Наши редакции Православных газет «Благовест» и «Усмань Православная» соединяет многолетнее сотрудничество. Лучшие материалы «Благовеста» часто публикуются на страницах липецкого Православного издания. Мы встретились с редактором «Усмани Православной» Борисом Павловичем Михайлюком на XI Рождественских образовательных чтениях в Москве.

— Борис, расскажите немного о себе. Как вы пришли к Православию, чем занимались до редактирования газеты "Усмань Православная", ведь вы работаете в журналистике всего шесть лет?
— С детства я ходил в церковь. Мама была у нас верующая, она нас водила в храм. Но, как это часто бывает, к глубокой вере привело горе. Пришлось помолиться как следует, и сразу же получил помощь. Тогда и начал воцерковляться.
Я врач-терапевт, а специализировался на иглотерапии. Это подразумевает погружение в китайскую языческую мистику. Но я уже начал молиться по-Православному.
Однажды, когда я слишком интенсивно взялся лечить методами иглотерапии, применяя так называемое безконтактное воздействие на точки, во время работы на циркулярной пиле, моя правая рука попала в ее зубья, и кисть была почти отрезана. Я не понимал, почему «за добро» меня наказал Господь. И Промыслом Божиим меня вразумил друг, «случайно» зашедший ко мне в больницу после приезда из Москвы, где он работал в научном институте профессором физики. Именно от него я впервые узнал о глубине Православной Веры, о том, что истинные ученые-физики — это глубоко верующие люди, имеющие духовных руководителей в монастырях. И то, что со мной случилось — вразумление за гордыню, а не за добро. Рука зажила так хорошо, что функция ее не была нарушена, это тоже чудо!
По его рекомендациям я стал изучать Святых Отцов и укрепляться в Православии, бежал в храм в свободное время. Я читал на клиросе, работал на строительстве колокольни. Затем поехал за советом к известному многим Православным блаженному Алешеньке в Старый Оскол, и он мне неожиданно говорит: "Чем занимаешься?" — "Иглотерапией". — "Это плохо, надо бросить". Почти 15 лет я работал иглотерапевтом, и бросить было тяжело, я уже почти забыл остальную медицину. Поехал еще за советом к старцу схиархимандриту Серафиму в с.Ожогу Липецкой области. Он подтвердил Алешенькины слова и сказал, что если не послушаюсь, будет хуже. Я послушался. А до этого в поездке в Дивеево я встретился со священником Владимиром из старинного рода Мантуровых, он благословил меня прочитать 40 раз акафист Преподобному Серафиму Саровскому: "После этого у тебя в жизни должно многое измениться". Уже недели через две, во время которых я читал акафист великому русскому святому, мне предложили стать директором создаваемой воскресной школы. Мы сразу решили работать не в узком кругу, а идти в школы города с проповедью Православия. Тогда, девять лет назад, это было необычно, мы шли в школы, нас гнали, мы опять шли. Появилась мысль распространять основы Православия через газету, ведь народ был почти весь не воцерковлен. Договорились с районной газетой, стали в ней делать Православную страничку, потом две, потом газету в газете. А потом по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия стали выпускать газету "Усмань Православная".
— Расскажите о вашей газете, в чем ее особенность?
— Это не газета в обычном смысле слова, у нас нет журналистов. Нашей целью изначально было — распространять с помощью газеты основы Православия среди населения, потому что купить дорогую книгу многие не могут. Мы перепечатываем статьи об азах Православия, рассказываем о событиях в церковной жизни нашего города, о нашей истории. На большее у нас пока сил нет, нас в редакции работало всего трое (сейчас — двое). Мы начали с того, что разнесли безплатные экземпляры по домам, и на газету сразу подписалось почти три тысячи человек. Для районного центра в 20 тысяч населения это весьма значительная цифра. Но это, конечно, не наша заслуга, все — в Господней воле.
— Как делается ваша газета?
— Это невероятное чудо — каждый номер газеты. Потому что я никогда заранее не знаю, каким он будет. Просто ходишь и постоянно молишься: "Господи, вразуми, какую тему поднять в газете". Все номера как-то сами собой получаются тематическими: молодежный, патриотический, детский и т.д. Тема приходит неожиданно, через чье-то письмо, книгу, разговор, икону, как ток, как мороз по коже: вот она, ключевая статья! И вокруг нее все остальное собирается.
— Какие ваши публикации привлекают особое внимание?
— У нас в городе была серия убийств, и мы писали общие статьи о том, что идет духовная деградация, а у нас в городе устраивают всякие дискотеки, праздники с пиротехникой. На нас обижались и глава администрации, и районный отдел образования. Большой резонанс всегда вызывают публикации по проблеме ИНН. В редакцию идут письма, приходят люди за разъяснениями.
— Ваше издание заняло четкую позицию по этой проблеме...
— Я удивляюсь разговорам, которые некоторые люди ведут в защиту ИНН. Эти люди чаще всего говорят от своего ума, чисто логически. А вот духа народного, я уже не говорю — Духа Божьего, они не чувствуют. Мне приходится часто беседовать с бабушками, которые почти неграмотные, они не оголтелые, не фанатички какие-то, обычные верующие, но они духом не приемлют этот «номер». Я сам, кстати, сразу эту проблему не почувствовал, но почувствовал дух в народе и стал внимательно относиться к этой проблеме, читать материалы на эту тему. Большой интерес вызвала публикация в газете книги "Знамение пререкаемо" иеродиакона Авеля (Семенова). Пришел ко мне один светский журналист, говорит: "Мне в Москве подарили эту книгу, я в этом ничего не понимаю, возьми ты, почитай". Я ее начал читать и все больше удивлялся, как автор духовно увидел связь разных современных явлений, глубоко раскрыл проблему глобализации. А она касается и больших городов, и маленьких.
— Борис, вы не только газету издаете, но еще занимаетесь строительством храма?
— Народ у нас стал воцерковляться, Господь свою волю изъявил, и мы теперь восстанавливаем разрушенный Богоявленский собор. А за месяц до регистрации прихода собора у меня возникла мысль, что строить его — мне. Я решил было, что впал в прелесть. Мучился-мучился, но мысль была неотвязной, я уже опять хотел к старцу ехать. Позвонил, а его не было, и я стал молиться: "Господи, молитвами старца дай мне успокоение от этих мыслей", — наступило умиротворение, и я все отпустил на волю Божию. А вскоре священник объявил, что нам надо организовать приход, чтобы по благословению Митрополита строить храм. И предложил меня в старосты. В это время я стоял в сторонке, но Господня воля на мне совершилась. Мы быстро организовали приход, сделали небольшую церковь в здании школы, у нас маленькие цены на требы, на свечки, к нам пошли люди. Сейчас я выполняю обязанности старосты.
Мой прапрадед митрофорный протоиерей Василий Никольский был настоятелем Богоявленского собора до революции, и, видимо, его молитвами меня Господь поставил восстанавливать собор. Я иногда обращаюсь к нему: "Батюшка, помоги!", — и он всегда помогает. Думаю, он угодник Божий. Когда нам из епархии дали проект маленького типового храма, мы поехали к старцу Серафиму в Ожогу за благословением. Он прямо с порога радостно закричал: "Собор строить собрались!" — "Какой собор, батюшка, нам проект храма дали". — "Нет, собор стройте. И чтобы три престола, как было". — "Да вот мы хотели храм или Корсунской Божией Матери, или Царственных Мучеников. А где же тогда престол Царственных Мучеников будет, если там уже три престола есть — Богоявленский, Корсунский и Иоанна Крестителя?" — "Это как Бог даст". Мы возвращаемся, и тут наш куратор требует, чтобы мы сразу заплатили за этот типовой проект 150 тысяч рублей, — а мы только организовались, денег никаких. Мы молимся, я опять звоню старцу, и по его молитвам мы находим благотворителя, который готов нам помочь оплатить проект, но за 25 тысяч. Мы тут же находим проектировщика, который именно за 25 тысяч делает проект по старой фотографии собора! Две недели он не спит, ищет решение четвертого престола во имя Царя-Мученика Николая. И находит — в подвале собора, это еще и символически! Начались искушения — а зачем подвал, это ведь дорого... Главе администрации мы объяснили, что сделаем в подвале храм, начнем служить и будем строить дальше, а из школы уйдем, — и он согласился.
Наш настоятель иерей Виктор Нечаев, которого к нам направили в июне 2001 года, много ездит по организациям и учреждениям, добиваясь материальной помощи в строительстве Собора. Без его усилий, его молитвы мы ничего бы не достигли. Все происходит с Божией помощью. Каждый шаг стройки — это чудо. Нет машины, нет возможности доставить балки, арматуру — по молитвам все откуда-то берется. Весной этого года у нас встал вопрос о котловане для начала стройки храма. Глава администрации считал, что мы мало накопили денег, и не разрешал ни в какую. Я поехал к старцу Серафиму, и по его молитвам нам разрешили начать работы.
— Расскажите о старце Серафиме.
— Его молитвами и трудами в глухом маленьком селе не только восстановлен храм, но и выстроено множество хозяйственных построек: гаражи, сараи, мастерские, жилые помещения, конюшни, коровники, погреба и подвалы для хранения сельхозпродуктов и еще множество всего. На выделенных и постоянно увеличивающихся площадях сельхозугодий выращиваются самые разнообразные овощи и фрукты. Причем есть уголок с южными растениями, которые никогда не вымерзают! Да и сам урожай всегда отменный! Чистота территории, сараев, других построек внутри и снаружи отменная. Все вымыто до блеска, даже асфальт во дворе. Но самое удивительное том, что в годы развитого социализма (70-е годы) им был выстроен трехэтажный корпус для престарелых жителей окрестных деревень. В нем наряду с комнатами для бабушек имеется домовый храм, две столовые, две кухни, котельная и водяное отопление, прачечная, гостиница для приезжих и пр. Причем в каждой комнате, где живут престарелые, есть еще и русская печь. Мы спросили батюшку, у вас же котельная есть, зачем еще русская печка в каждой комнате? Да бабуси, говорит, все время мерзнут, чтобы кости свои старые грели. Такой оригинальной конструкции здание в глухой деревне, где нет никаких благотворителей. Рядом, в селе Солдатском, батюшка тоже стал возводить вокруг храма постройки, которые должны были превратиться со временем в монастырь. И он их почти построил, но власти запретили. А рядом отец Серафим строил — и никто этого не замечал. Под Божиим покровом осуществилось это строительство.
Схиархимандрит Серафим скрыт от мира, от людских глаз, но это великий старец! Он никого не принимает, к нему попасть просто так невозможно. Это счастье мое, что через знакомого священника встреча с ним состоялась. А после того как ты поговорил с ним, он тебя уже берет под покров. Все главные моменты в моей жизни в последние годы связаны с ним. Когда я ему подарил нашу газету, он ее взял вроде равнодушно. Но через год я к нему приехал, слышу: "Наверное, газеты тоже полезное дело". Он держит все на молитвенном контроле.
— А блаженный Алешенька?
— Я к нему раз съездил, и он меня отправил в Ожогу к старцу Серафиму. Алешенька сказал, что мои вопросы — сугубо церковные, духовные, а он больше помогает в мирских делах. Когда кто-то работу меняет, дом продает и так далее, он советует, как лучше поступить.
— В вашем городе был недавно обретен древний образ Корсунской иконы Божией Матери, и ваша газета "Усмань Православная" писала об этом. Как это было?
— Это случилось накануне годовщины убиения Царственных Мучеников, в ночь на 17-е июля. Священник, приглашенный отслужить молебен в доме Владимира и Нины Бредихиных, окропляя святой водой стены, обратил внимание на икону Божией Матери с пятнышком у правого глаза. Впечатление было такое, что это обгоревшее пятно. Батюшка прочитал надпись: "Корсунская П.Б." Сам образ старый, выцветший. Хозяева рассказали, что раньше в этом доме жил певчий Василий Иванович из Усманского собора, он умер тридцать лет назад. Говорили, что когда рушили собор, певчий вынес несколько икон из храма и спрятал в доме.
Несмотря на позднее время, батюшка привез икону к правнучке протоиерея Василия Никольского, моего прапрадеда, написавшего в 1896 году книгу о чудотворном образе, — для сравнения с описанием и рисунками. Икона удивительно соответствовала старинным рисункам в книге. Усманская Корсунская икона Божией Матери известна с середины 19-го века, когда во сне жительнице Воронежа Мавре Бурлаковой было сказано отправиться в Усмань и найти там образ Корсунской иконы Божией Матери. После долгих поисков икона была найдена, отслужен молебен, дочь этой горожанки родила живого младенца, а до этого у нее рождались только мертвые дети. После прославления иконы тысячи паломников приезжали в Усмань и получали чудесную помощь от Нее; вскоре был переименован один из приделов Богоявленского собора в честь этой иконы.
В 30-е годы при разрушении Собора, где находился чудотворный образ, икона была утрачена. На следующий день после обретения иконы состоялся ежегодный Крестный ход вокруг Усмани, и впереди вместе с иконами Царственных Мучеников несли обретенный образ Корсунской Божией Матери — древнюю святыню нашего края.
Без проведенной экспертизы нельзя говорить, что это именно тот самый Образ. Но для верующих людей само явление его, обнесение города им и начало воссоздания собора явились теми самыми фактами чудесной помощи Пресвятой Богородицы нашему граду. В первый день возобновления регулярного чтения акафиста этому образу случилось чудо: в момент чтения акафиста и молебна по просьбе одной прихожанки ее дочь, у которой были трудные роды, благополучно родила здорового ребенка. Сегодня множество золотых и серебряных украшений пожертвовано благодарными прихожанами за полученную помощь по молитвам Божией Матери и Ее чудотворному образу.
— Борис, ваша жизнь изменилась в последние годы?
— Появилось ощущение вечности. То, что здесь есть, оно все временное. Отпала даже надобность в большой зарплате, на необходимое хватает — и хорошо. На днях мой двоюродный дядя прислал наперсный крест своего отца, иерея Николая Казьминского, моего двоюродного дедушки, погибшего в концлагере в 1936 году. Я считаю его святым новомучеником Российским. Благодать чувствуют все, кто прикладывается к этому кресту!
— Какой, по-вашему, должна быть Православная журналистика?
— У нас есть несколько газет, которые Православный читатель воспринимает как духовные. Наша усманская бабушка читает самарский "Благовест" и говорит: "Какая простая, доступная и духовная газета". "Русь Державную" у нас любят. А вот некоторые газеты я привозил из Москвы и из других городов — лежат, не берут даже безплатно. В народе чутье есть. А отсюда вывод — как делать газету. Коллектив собирается молитвенный, по-настоящему верующие люди. Когда постоянно на связи с Господом и спрашиваешь Его, что писать, Он отвечает. Ведь фактически газету Господь создает, нашими только руками. И все так делается в жизни. И тогда сразу чувствуется, что писать, а что — не писать.

Людмила Белкина
14.02.2003
1465
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru