Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

“Вера и слово”

В Москве состоялся фестиваль Православных средств массовой информации.


Проходивший в Москве с 16 по 18 ноября фестиваль Православных средств массовой информации “Слово и вера” был посвящен 60-летию выхода в свет первого номера “Журнала Московской Патриархии”. Случилось это в фронтовом 1944 году, когда обстоятельства вынудили Сталина пойти на временный “конкордат” с Церковью для скорейшей победы над общим врагом. Знаменательно, что возрождение Православной журналистики в России состоялось именно во время войны — когда на фронтах решалась судьба Родины. И вот спустя десятилетия этот юбилей собрал нас, Православных журналистов со всей страны, — в Москву, в Храм Христа Спасителя, где разворачивались главные события нашего форума. Юбилеи, круглые даты — почти всегда вещь духовная. Потому что они являются к нам лишь тогда, когда в них есть необходимость. Иначе их просто не замечают, забывают отметить. Вот и этот 60-летний юбилей выхода в свет первого номера “Журнала Московской Патриархии” не случайно пришелся на нашу горячую пору. Когда, по слову одного из участников фестиваля, “информационное поле страны становится Куликовым полем”. Видно, пришло время и нам, Православным журналистам, встретиться в главном храме страны, чтобы обсудить свои “цеховые” проблемы. Но не только! Наш форум стал большим событием в церковно-общественной жизни всей страны.

На открытии фестиваля в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя присутствовали сразу два Патриарха — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел. Соседство Предстоятелей двух братских Православных Церквей на трибуне фестиваля показывало нам, что задачи, стоящие перед форумом, выходят за пределы одной нашей Поместной Церкви. Эти задачи — более масштабны и имеют международное звучание. Не случайно крупные делегации на журналистский форум направили не только Сербская Церковь, но и Румынская, Болгарская, Элладская Церкви…
В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II твердо заявил о том, что светские СМИ “сегодня далеко не отражают всей картины современной церковной жизни… Подача материалов о церковных событиях порой тенденциозна и враждебна”. Отсюда и задача, поставленная Предстоятелем Русской Церкви перед Православными журналистами: “Церковная жизнь должна быть представлена в средствах массовой информации во всей ее полноте, причем отражение событий не должно быть лишь сухим и безпристрастным, нужно вселять в людей веру и надежду, учить их любви”. Святейший Патриарх Алексий II выразил уверенность в том, что “в век вражды и разобщенности именно церковные СМИ смогут дать пример подлинного журналистского братства, объединенного единой верой и общим призванием”. Он также заявил, что России нужны общенациональная Православная газета, телеканал и радиоканал, которые не только освещали бы жизнь Церкви, но и выражали бы отношение Православных Христиан к общенациональным и мировым проблемам”.
В программном докладе Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента прозвучала тревожная мысль о том, что “в информационном пространстве России главенствующее место заняли силы, враждебные Православию, отрицающие бытие Божие и евангельские нормы жизни. На людей постоянно обрушивается негативная информация: и реальные события, и вымышленные сюжеты, которые несут в себе потенциал жестокости, алчности и распущенности. Нередко СМИ создают ложное впечатление нормативности греха”. Владыка Климент предложил конкретные меры по преодолению этого нравственного безпредела на телевидении и в “желтой” прессе: “ввести в содержание лицензии (на выпуск информационной продукции — А.Ж.) элементарные нормы нравственности и художественного вкуса, разработать в пределах Федерального агентства печати и массовых коммуникаций механизмы контроля их соблюдения”. В своем докладе Митрополит Климент остановился и на нравственной составляющей современной рекламы: “Сегодня реклама способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде”. Но один из главных организаторов форума не ограничился лишь констатацией этого факта, он призвал нас к преодолению этой негативной тенденции: “Реклама может быть социальной, служащей продвижению национально значимых идей, укреплению в народе духовных и нравственных ценностей… Церковь вправе обратиться к государству с предложением о содействии в размещении социальной рекламы в общественных и государственных СМИ”. Сотрудничество со светскими СМИ, по мысли Владыки Климента, не должно мешать созданию собственных церковных информационных каналов, способных сделать церковную миссию независимой. При этом, работая над укреплением сотрудничества всех церковных медиаресурсов, “нельзя подавлять творческий потенциал Православных журналистов. Не администрируя, а помогая росту их профессионального мастерства, объединять информационный потенциал Православной журналистики”.

В день открытия форума прямо в зале Соборов Храма Христа Спасителя делегация МИД Испании передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II находившийся все эти годы в пленении крест с главного купола Храма Святой Софии в Новгороде. История этого креста необычна. Во время войны этот крест был сбит снарядом с купола и завис на металлических крепежных тросах. Немецкий комендант оккупированного Новгорода распорядился снять его и передать дислоцировавшемуся в то время в Новгороде инженерному корпусу испанской дивизии. Крест был вывезен испанцами в качестве трофея и пять десятилетий находился в музее при Военно-инженерной академии в Мадриде. Как сказал Министр обороны Испании Хосе Боно, этот крест был очень почитаем среди верующих — испанских католиков. Но все же когда встал вопрос о его передаче в Россию, это решение было принято как единственно правильное. Получив сведения о новгородском кресте, некогда венчавшем один из самых древних на Русской земле Православных храмов, Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев обратился с просьбой о его передаче в Новгород. А президент России Владимир Путин поднял этот вопрос во время личной встречи с королем Испании Хуаном-Карлосом и нашел у него поддержку. И вот уже мы все получили счастливую возможность приложиться к святыне, Попросить у Бога духовной мудрости, с которой всегда верующее сердце ассоциировало таинственную Софию — Премудрость Божию… При передаче креста с главного купола новгородской Софии с российской стороны присутствовали Министр обороны Сергей Иванов и секретарь Совета безопасности Игорь Иванов. Министр обороны Испании сказал, что при передаче святыни на историческую родину испанцами движут исключительно христианские чувства. А Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответном слове поблагодарил испанскую делегацию за возвращение святыни и поставил это событие в один ряд с недавним возвращением на родину чудотворной Тихвинской и Казанской икон Божией Матери. Он сказал, что война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат, и пока не возвращена на родину последняя святыня… Событие это стало радостным аккордом в первый день работы фестиваля. Именно к журналистам на их профессиональный форум “пришла” реликвия! И в этом нетрудно увидеть доброе предзнаменование для нашего общего дела — Православной журналистики.

Этот фестиваль назван первым, что, на мой взгляд, не совсем точно. В марте 2000 года Православные журналисты уже встречались в Москве, на Конгрессе Православных СМИ. Я был участником обоих мероприятий, и вот какие сравнения невольно напрашиваются. Первая наша встреча была организована церковной общественностью. Нынешняя — синодальными структурами Московской Патриархии. Тогда с журналистами знакомились, к ним приглядывались, еще не считая эту силу чем-то до конца “своим” для привычных коридоров церковной власти. Сейчас Православные газетчики стали частью церковного организма. Из вынужденно терпимых “попутчиков” эта миссионерская армия стала “регулярным” воинством Христовым. Тогда была пусть не всегда явная цель “приручить” нас, а то и подчинить, обезопаситься от возможного негатива и несанкционированных инициатив снизу. С трибуны говорилось о едином центре управления, даже и о цензуре. Сейчас предпочитают говорить об ответственности журналиста, а о цензуре за все дни работы фестиваля не упоминалось вовсе. Максимум, о чем шла речь, было пожелание Митрополита Климента, чтобы у редакций были духовники (они, конечно же, действительно необходимы каждой редакции!). Тогда в зале присутствовали в основном люди мирские. Сейчас на фестивале было около половины людей в священническом сане. Многие СМИ на местах возглавляют священнослужители. И это тоже часто вполне оправданно. Если межепархиальные СМИ, крупные издания лучше всего возглавлять профессионалам, — а это, как правило, Православные миряне, имеющие журналистские и филологические дипломы, — то местные епархиальные СМИ чаще возглавляют люди в священническом сане. Там высокий профессионализм желателен, но не обязателен — важнее ответственность и духовность. Впрочем, немало и исключений из этого правила как в ту, так и в другую сторону. На фестивале я встретился со своим сокурсником по питерскому факультету журналистики — и едва узнал его… в рясе! Сейчас священник Игорь Сальников, дипломированный журналист, возглавляет в Хабаровске епархиальную газету. А одну из лучших, на мой взгляд, Православную “районку” (орган даже не епархии, а благочиния) — “Усмань Православную” — редактирует Борис Михайлюк, по профессии врач.
Церковные журналисты сегодня и в столице, и в провинции осознали себя реальной творческой силой и хотят свое профессиональное мастерство, свой жизненный и духовный опыт посвятить Церкви. И с новой силой этой уже сейчас вынуждены считаться как наши недруги — профессиональные “борцы” с Церковью, так и те представители церковных структур, которые еще живут вчерашним днем, видят в Православных СМИ лишь их “расходную” часть и воспринимают их как что-то необязательное и хлопотное.

Все три дня работы шел постоянный диалог участников фестиваля. Получили возможность высказаться, кажется, все, кто этого хотел. Между трибуной и залом не было четкой границы, на форуме собрались коллеги, братья и сестры во Христе. Остановлюсь лишь на самых ярких, запоминающихся выступлениях. Одним из “открытий” фестиваля лично для меня стал до событий в Беслане мало известный за пределами своей епархии Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Это иерарх нового поколения (не столько по возрасту, сколько по манере общения, по открытости к диалогу). Он вел пленарное заседание фестиваля в Центральном Доме журналиста. Мне показалось, что даже светские коллеги-газетчики были удивлены благодатной легкостью председательствующего. Приведу лишь один пример. Известный священник (в прошлом театральный критик) Владимир Вигилянский посвятил свое выступление “темным пятнам” нашей профессии — горячо говорил о том, что мы проигрываем информационную битву, что нас мало и мы едва ли не маргинальны… Потом слово взял Епископ Феофан. Несколькими фразами он высказал несогласие с предыдущим оратором (а без ответа это выступление было нельзя оставлять, ведь нас слушали и светские журналисты, и если мы сами так оцениваем свои силы, то что говорить о “мире”, вообще склонном недооценивать духовную мощь Православных). “Давайте не будем заниматься публичным самобичеванием!” — сказал Владыка в заключение и сразу же передал микрофон тем людям, чьи выступления не оставили ни у кого сомнений: церковная журналистика находится не в кризисе, а на подъеме. И несмотря на множество сложностей (на которые справедливо указал предыдущий оратор), она давно и по праву стала мощным информационным оружием Церкви, по силе воздействия лишь немногим уступающим светским СМИ…
Но всех нас, конечно же, интересовал его взгляд на трагедию в Беслане — как непосредственного участника событий. Вот что мне довелось услышать:
— После расстрела детей в Беслане многие мусульмане (не говоря уже о просто некрещеных) принимали крещение. Бывшие мусульмане при этом говорили: нам такая вера не нужна, раз эти люди, называвшие себя мусульманами, убивали наших детей… Сейчас по моей инициативе создан женский монастырь в очень красивом месте, в горах. Раньше там был детский санаторий. Я хочу там реабилитационный центр построить. Этот проект осуществляется совместно с Зарубежной Церковью. Особенно нас поддержал Архиепископ Берлинский Марк. Пройдет шумиха, события в Беслане постепенно начнут забываться. Но боль останется! И надо будет как-то помогать пострадавшим детям. Дать им прибежище, помочь им пережить весь этот ужас. И реабилитационный центр как раз станет таким местом, где они смогут всегда обрести духовную и материальную поддержку. Сейчас в монастыре уже есть монахини. Туда смогут в любое время приехать дети — отдохнуть, набраться сил. Здесь не будет различий по вероисповеданию. Я дал указание, чтобы принимали всех детей, в том числе и мусульман. Еще я настаиваю на том, что на месте трагедии нужно построить храм. Но и этого мало! Нужно сохранить стены бесланской школы и сами эти стены переоборудовать в храм…

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что сегодня нужно постепенно переходить от взаимоотношений Церкви и общества как разных инстанций (так было в советский период, когда общество было развоцерковлено) к такой модели, где общество воспринимается как часть Церкви. И Церковь, и общество все больше и больше становятся одним целым. Это постепенно накладывает отпечаток и на взаимоотношения со светской прессой. Среди журналистов много верующих людей, а среди верующих людей много журналистов…
Депутат Государственной Думы России Наталья Нарочницкая в своем ярком выступлении сказала, что, по ее мнению, главной задачей Православной журналистики сегодня является уже не катехизация, как это было раньше, а создание альтернативного информационно-аналитического поля, где было бы в полноте представлено Православное мировоззрение.
Опытный журналист-”известинец” Павел Гутеонов с горечью констатировал, что журналистика сегодня становится массовой профессией, а журналист из “пастыря” общества превращается лишь в информатора. Упал престиж работы журналиста, отсюда и падение общего уровня светской прессы. Если раньше лучшие журналисты получали тысячи писем, то теперь в обществе журналист не воспринимается как нравственная величина. Из светской журналистики ушло личностное начало, ушла проповедь. И бороться с этим падением сегодня нет возможности. И потому он с неожиданной надеждой смотрит сегодня именно на Православных журналистов. Способных, по его мнению, возродить былой авторитет профессии журналиста. Успех будет возможен тогда, когда Православные журналисты станут давать нравственную оценку поступкам своих героев, как это было в лучшей советской журналистике. Но делать это будут уже с иных — Православных позиций…

Не обошлось, как водится, и без ложки дегтя. Известный богослов и печально известный полемист диакон Андрей Кураев вновь удивил собрание своими нападками на значительную часть Православной паствы, именуемой им “раскольниками”, “ваххабитами”, а теперь еще и “реформаторами-протестантами”. Не много ли, отец дьякон? В его докладе ни слова не было о журналистике, зато было много слов на волнующую только его тему о мнимом “расколе”. Свое выступление оратор начал шокирующим высказыванием о том, что якобы до России только сейчас с опозданием в пять веков (!?) дошла волна реформации. “Это реформация с лицом Распутина и голосом Бичевской”, — сверкая глазами, вещал Кураев и призывал всячески бороться со смутьянами, протестующими против “номеров” и требующих созыва Поместного собора. Причем не побрезговал при этом и, мягко говоря, непроверенными сведениями. Не знаю, что движет все последние годы полемистом Кураевым, но уж точно не забота о единстве Церкви. Ему как раз хочется, чтобы эти, по его мнению, “реформаторы”, были по его навету выставлены за пределы Церковной ограды — и к этому он фактически впрямую призывал в своей речи. Надо думать, за тем, чтобы уже никто не мешал ему в зависимости от ситуации то “возвышать”, то “понижать” свой голос, сыпать анекдотами прямо с трибуны, выступать на рок-концертах, призывать то к принятию “номеров”, невинно величая их “чипсами”, то наоборот заявлять, что от них нужно держаться подальше… Было больно видеть, как этот талантливый человек растерял в полемике с самим собой самое дорогое и главное — дух мирный, который и отличает Православного человека, неважно, кто он, — богослов, пастырь или простой мирянин — от, выражаясь по-кураевски, “православного ваххабита”, который того и гляди с кулаками набросится на оппонента… Пока же наш записной “савонарола” способен лишь вносить дух разделения и соблазна даже туда, где до его прихода все было мирно и тихо.
Завершил свою работу форум Православных журналистов в древнем Успенском соборе Московского Кремля. Святейший Патриарх Алексий II зачитал итоговый документ фестиваля и благословил целую “армию” Православных журналистов на труды во славу Святой Церкви.

Говорят участники фестиваля Православных СМИ:

Николай Пирогов, Православный журналист, г. Волжск, Марий Эл:
— Такие мероприятия надо проводить регулярно, как это и заявлено в итоговом документе фестиваля. Без координации усилий, передачи опыта сейчас никак не обойтись… Больше всего мне запомнилось выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, руководителя отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Он сказал, что должен быть координационный совет, который поможет взаимодействию различных Православных изданий, но не должно быть жесткого давления сверху. Не должно быть указаний, как и о чем нам писать. Должна сохраняться свобода слова Православного журналиста, свобода высказывать различные мнения, — разумеется, в рамках догматического учения нашей Церкви.

Борис Михайлюк, редактор газеты “Усмань Православная”, Липецкая епархия:
— Я ехал на форум с одной мыслью: спросить сильных мира сего — когда кончится ложь, грязь, порнуха в наших светских СМИ? Когда будут хоть какие-то рамки, которые ограничат весь этот грязный поток? Предвосхищая мои вопросы, министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Сергеевич Соколов в своем интересном выступлении сказал и о том, что не обладает для этого необходимыми рычагами власти. Фактически пока нет возможности на законодательном уровне поставить препоны этой нравственной распущенности. Руководитель Федерального агентства по печати Сеславинский, как следовало из его выступления, также ничего не может с этим поделать… Нам по сути дела предлагают заняться “воспитанием” светских журналистов, так как в правовой плоскости проблему сейчас не решить. А это путь тяжелый и долгий! Мы фактически остаемся как будто в резервации среди моря вседозволенности в светской прессе и на телевидении. Но уже хорошо хотя бы то, что к нам пришли первые руководители, выслушали нас, узнали нашу точку зрения на эту проблему. Если несколько лет назад Православных изданий было — кот наплакал, то сейчас уже сотни самых разных Православных редакций. И это, конечно, радует. Наше влияние все же усилилось.

Протоиерей Александр Степанов, редактор Санкт-Петербургского епархиального радиоканала “Град Петров”:
— Я занимаюсь радиовещанием, и для меня была интересна в первую очередь эта тема. Электронные СМИ имеют самое сильное влияние на людей и тем самым могут формировать отношение людей к Церкви. Работа таких СМИ — важнейшая общецерковная проблема. Я узнал на фестивале, что в нескольких городах — Тобольске, Нижнем Новгороде — помимо тех мест, которые мне уже были известны, планируется открыть большие Православные радиоканалы. Это будут каналы, которые будут иметь свою частоту, лицензию и f-m диапазон. И если еще два года назад таких проектов не было, кроме церковно-общественного канала “Радонеж” и нашего епархиального радиоканала, то сейчас наметились перемены к лучшему. Будут рождаться местные радиостанции со своими особенностями, своим форматом. Может быть, ошибочно в этом деле регионам полагаться только на местные ресурсы и не использовать ресурсы Москвы и Петербурга, которые все-таки больше за счет культурных и интеллектуальных столичных традиций. Во всяком случае активность в этом деле очень большая и, как мне рассказывали батюшки, епархиальные архиереи готовы собирать немалые средства на становление радиоканалов в своих епархиях. Пока же голос Православных журналистов звучит в обществе очень мало. Если сейчас выйти на улицу и спросить у первых встречных молодых людей, читали ли они хоть одну Православную газету, слушали ли Православный радиоканал, большинство в ответ только пожмет плечами. Но определенные перспективы у нас сейчас есть — и их надо использовать.

На снимках: на трибуне фестиваля — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в центре), Патриарх Сербский Павел (справа), Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент; Святейший Патриарх Алексий II принимает возвращенную святыню — крест с купола новгородского храма; все участники фестиваля получили возможность приложиться к кресту с купола собора Святой Софии в Новгороде.

Антон Жоголев
26.11.2004
850
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru