‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

О животных

Заметки простодушного.


Магнитная буря?..

Недавно в Московском театре зверей имени Дурова произошла трагедия. Дрессированный медведь по кличке Дудон напал на сотрудника уголка Дурова во время вечерней кормежки. Умар Закиров, который работал в театре почти десять лет, на несколько секунд приоткрыл дверь в клетку. Этого зверю хватило для того, чтобы нанести ему смертельную рану. Тимур Щедов и Владимир Сошин пытались спасти коллегу, но разъяренное животное не хотело подпускать смотрителей к своей жертве и нанесло им тяжелые ранения.
По словам дрессировщиков, Дудон до сих пор считался одним из самых спокойных медведей в театре. Специалисты говорят, что агрессия могла быть спровоцирована перепадами давления или возмущениями геомагнитного поля. "Магнитная буря очень влияет на зверей", — пытается объяснить случившееся художественный руководитель театра "Уголок дедушки Дурова" Наталия Дурова.
Но эта драма могла бы остаться лишь еще одной рядовой кровавой «отметиной» в истории взаимоотношений людей и животных, если бы не одно обстоятельство. После убийства человека медведь этот продолжит свою театральную карьеру. Его не только не собираются убивать, но и даже изолировать от общества. Он по-прежнему будет выступать на сцене и веселить своими косолапыми кривляниями наших детей. "Он лежит спокойно. За что же его убивать? У нас закон в театре: если взял животное, то до последнего вздоха ты с ним", — говорит Наталия Дурова. То есть, получается, что жизнь человека стоит гораздо меньше, чем жизнь умертвившего его животного. Гуманизм — это вообще-то в первую очередь любовь к человеку («homo» — человек).
Я ничего не имею против медведей. Напротив, к одному из них испытываю чувство благодарности. В 1990 году под Усть-Катавом в Челябинской области на туристской тропе в тайге я столкнулся нос к носу с огромным бурым хищником. «Скорее всего это был двухлеток, — потом «успокаивали» меня бывалые охотники. — Опытный медведь тебя бы так близко не подпустил». Так это или нет, неизвестно. Но зато теперь я знаю, что такое медведь. Поверьте, он гораздо больше своих физических размеров. Он огромен и страшен. Я увидел перед собой гору бурого мяса. Его взгляд, встретившийся с моим, на мгновение словно парализовал меня. Медведь с полминуты сидел на тропе, оценивая мои скромные достоинства, и все же решил уступить. Ушел в сторону, не стал связываться... Но память об этом происшествии осталась на всю жизнь. Зато теперь я в полной мере могу оценить чудо Преподобного Сергия и Преподобного Серафима Саровского, спокойно кормивших из рук медведей.
Когда я жил в Якутии, там тоже водились медведи. Один из них, шатун, зимой бродил вокруг города. Его вертолетом отогнали подальше в тайгу. А убивать не имели разрешения — это могли сделать только коренные жители. Но если бы зверь посмел «задеть» кого-то из людей, тогда десятки охотников, наплевав на лицензии, без устали гонялись бы за зверем-убийцей. И не успокоились бы, пока кто-то из них не принес его шкуру в местный клуб. Вспоминаю редакционного шофера, Валеру Налетова. Он на делянке общался с медведем почти на равных. Проучивал его доброй порцией дроби за без разрешения съеденную соль, а иногда и подкармливал за хорошее поведение.
То есть отношения человека и медведя не состоят исключительно из негатива.
Но и в сантименты впадать, как это сделал режиссер Сергей Бодров-старший в фильме «Медвежий поцелуй», — занятие опасное. Почему-то именно после этой картины его сын, Сергей Бодров-младший, сыгравший медведя-оборотня, погиб в Кармадонском ущелье. С медведями шутки плохи.
Интересно, что актриса, сыгравшая в картине роль любовницы медведя, так и не смогла во время съемок преодолеть отвращение и страх перед этим коварным хищником. И потому, быть может, осталась в живых.
Да, гуманное отношение к животным естественно вытекает из Христианства. И месть — не самое лучшее из наших чувств, пусть даже речь идет и о звере. Но оставить все как ни в чем не бывало — это уже какой-то квази-гуманизм. Да, медведи нынче дороги. И воспитать такого вот хищника, чтобы он стоял на задних лапах, ездил на велосипеде и прочее, — займет усилия многих лет. Но выставлять в цирке зверя-убийцу, уже полакомившегося человечиной, — разве это не оскорбление памяти погибшего? Не говоря уже о том, что не исключены ведь и новые жертвы.
«Ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе освящается от пролитой на ней крови, как кровью
пролившего ее» (Чис. 35, 11). Так сколько же людей должен уничтожить медведь, чтобы их совместная «стоимость» превысила рыночную стоимость зверя-убийцы?
Недавно многие самарские дети, посетившие цирк, смогли сфотографироваться на память, сидя на ноге огромной доброй слонихи Рады. А вдруг это та самая слониха, что два года назад убила дрессировщика в этом же театре зверей?
Прежде чем пускать детей в цирк, справьтесь у синоптиков: не было ли накануне геомагнитной бури?

Закодированный Сенька

Заметка с названием «Загранпаспорт для... животных» опубликована в недавнем номере все той же «Волжской коммуны». Читаю: «Все животные, которые передвигаются по Европе вместе со своими владельцами, с 3 июля 2004 года должны будут иметь двадцатистраничный паспорт Евросоюза. Решением Еврокомиссии для путешествий животные должны иметь в паспорте... также идентификационный номер. Он должен совпадать с номером, который вытатуирован на теле животного или занесен на вшитый под кожу микрочип. Без татуировки или чипа документ выдаваться не будет».
В своем уже просто маниакальном желании пронумеровать всех и все Евросоюз последователен и не оригинален. Эту оскорбительную процедуру, никакого отношения к «гуманному обращению с животными» не имеющую, вводят в оборот в надежде на то, что привыкнут и владельцы этих закодированных животных, и со временем подставят свои ладошки под все те же чипы...
Пока же пострадают ни в чем не повинные братья наши меньшие.
С них не спросится, спросится с нас.
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению во славу детей Божиих» (Рим. 8, 20-22).
А мы — вместо освобождения-то! — микрочип ей, Божией твари, под кожу, да ИНН!..
Был у меня в детстве кот Сенька. Это сейчас я знаю, что человеческими именами котов нельзя называть. А тогда еще не знал. Может, потому он и умер от чумки. Это было одно из самых сильных переживаний детства. Мы с братом, помнится, даже кота хоронили (хотя это тоже неправильно, но в детстве все же простительно). Закапывали в мерзлую землю, растирая при этом по лицам слезы. Потом кот мне снился. А сейчас я думаю, что хорошо, что не дожил мой кот до этого безобразия. И ушел в... не скажу в Вечность, так как не знаю, что там котов ожидает, — без микрочипа. И без номера. А с именем, хотя и неправильным.
Но интересно другое: за кого же нас-то, людей, принимают в соответствующих органах, когда подвергают той же процедуре «нумерации», что и скотов несмысленных? И есть ли для ИНН разница, кому принадлежать: человеку или же «другу человека», как иногда ласково называют домашних псов.
Говорят, в Волге уже кто-то выловил этим летом леща со штрих-кодом на чешуе. Впрочем, другие, более трезвомыслящие рыбаки эту информацию не подтверждают и не опровергают.

А.Е.


На снимках: Икона "Преподобный Серафим кормит медведя"; Картина Брейгеля "Две обезьяны"

12.12.2003
774
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru