Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

У Крещенской купели Руси

В Киеве прошли торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси.


В Киеве прошли торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси.

1020-летие Крещения Руси оказалось одновременно и праздничным юбилеем, и большим испытанием для Матери городов русских — Киева. Вопреки желанию киевских политиков и украинских раскольников Константинопольский Патриарх Варфоломей I не благословил создание так называемой «поместной церкви» на Украине. Однако все точки над «і» были расставлены после того, как тысячи украинских верующих встретили Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II со слезами радости на глазах и ликующим скандированием: «Наш Патриарх — Алексий!» Будем надеяться и верить, что по молитвам Святого Равноапостольного Князя Владимира новых расколов Господь не допустит… И Православный народ России и Украины будет всегда вместе.

Ты помнишь, Крещатик…

Украинские Православные встретились со своим пастырем после 11-летней разлуки: в сентябре 1997 года Его Святейшество Алексий II посетил Одессу вместе с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I. Тогда оба Патриарха выразили свое отрицательное отношение к раскольническим структурам — так называемым представителям «Украинской Православной церкви киевского патриархата» (УПЦ КП), во главе с анафематствованным Михаилом Денисенко, бывшим Митрополитом Филаретом (теперь самозванно и гордо именующим себя «патриархом усия Украины-Руси») и «Украинской автокефальной Православной церкви» (УАПЦ).
На этот раз Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Киев в составе большой делегации, в которую вошли Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Отдела внешних связей Московской Патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий и другие иерархи Русской Церкви.
Блаженнейший Митрополит Владимир Киевский и всея Украины подарил Его Святейшеству икону подвижников Печерских с частицей мощей. Святейший Патриарх Алексий II призвал дорожить духовным единством народов России, Украины и Белоруссии. Об этом он сообщил вечером 26 июля после завершения молебна в Киево-Печерской Лавре: «Мы знаем, что в единении — сила. Сегодня, в общении с архипастырями, пастырями, монашествующими и народом Божиим, мы ощущаем это единство в вере Христовой». В это же время на главной улице Киева состоялся заключительный концерт всеукраинского тура в честь 1020-летия Крещения Руси. Кроме выступления известных российских музыкантов (группы «ДДТ» во главе с Юрием Шевчуком, «Братья Карамазовы», «Мастер-класс») на многолюдном Крещатике также прозвучало видеообращение Его Святейшества Патриарха Алексия II. Он напомнил о том, что Князь Владимир выбрал истинную веру и «в этом выборе — наша сила, наша слава, наша общая судьба».
Основные торжества начались на следующий день, 27 июля, у памятника Святому Равноапостольному Князю Владимиру. Утром на Владимирской горке вместе молились Патриархи Константинопольский и Московский на Божественной литургии в сослужении с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и собором иерархов Поместных Православных Церквей, в числе которых были Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II и Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий. Богослужение завершилось проповедями трех Архипастырей — Его Всесвятейшества Патриарха Варфоломея I, Его Святейшества Патриарха Алексия II и Блаженнейшего Митрополита Владимира. Они говорили о том, как византийские пастыри крестили киевлян в днепровской купели. И конечно же, подняли вопросы и дней сегодняшних. Наиболее тревожным было выступление Блаженнейшего Митрополита Владимира: «На теле церковном нарыв, разрез… Раскол, которым сегодня охвачена Украина…» В свою очередь, Патриарх Варфоломей рассказывал о роли Византии в принятии Русью Христианства, акцентируя внимание на том, что Константинополь — Церковь-Мать. После своего выступления Его Всесвятейшество торжественно вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви Архипастырский жезл. Приняв этот подарок, Патриарх Алексий II призвал всех присутствующих дорожить нашей историей: «Под действием исторических обстоятельств церковный центр Святой Руси не раз перемещался. После Киева был Владимир, затем Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Но первопрестольный Киев, Матерь городов русских, не только не утерял своего значения, но более того, исполнился сил и является ныне одним из важнейших центров, южной столицей Русского Православия. Воспоминание об этом великом событии Крещения Руси крепко и навсегда соединяет нас с Церковью-Матерью, как и вся последующая история, исполненная многими и славными деяниями. Нужно дорожить этой историей, ибо, подвергнув сомнению именно то, что всеми считалось безспорным на протяжении столетий, мы подвергаем опасности наше общее будущее…»

Первый среди равных

К сожалению, столь большой праздник не обошелся и без большой политики. Официальный Киев попытался искусственно противопоставить предстоятелей двух Церквей. Приезд Константинопольского (Вселенского) Патриарха Варфоломея I вознесли в ранг государственного визита, щедро украсив киевские билборды его изображениями. А вот Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «забыли» упомянуть даже в программе мероприятий, вывешенной на президентском сайте.
Во время государственных мероприятий вся информационная кампания была проведена так, чтобы украинское общество не обращало внимания на весьма существенный факт: несмотря на свой Вселенский титул, Варфоломей I в Православном мире считается все же лишь первым среди равных. Ведь в Православии (в отличие от католичества) вместо жесткого административного подчинения одному Римскому папе руководствуются соборным разумом Церкви (эта соборность и спасла Православных от множества ересей, к примеру, от лжеучения о папской непогрешимости).

Таким почестям, которые были оказаны гостю из Стамбула, мог бы позавидовать даже покойный римский понтифик Иоанн Павел II, посетивший Украину семь лет назад. Впрочем, в Секретариате президента и не скрывали, что Константинопольскому Патриарху оказали почести на уровне главы Ватикана. Об этом публично сообщил начальник Управления государственной охраны Валерий Гелетей: дескать, масштаб запланированных мероприятий сравним с государственным визитом папы Римского. И это не вызвало бы ни у кого недоумения, если бы не происходило за счет искусственной попытки принизить статус Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и других высоких иерархов Поместных Православных Церквей.
По официальным данным, к обезпечению мер безопасности при встрече Патриарха Варфоломея привлекли более 7000 сотрудников охраны из МВД, госохраны и Службы безопасности Украины. Всей этой огромной армии силовиков было приказано «работать в усиленном варианте несения службы»: начиная от патрулирования в аэропорту Борисполь и заканчивая столичной улицей Липская, где с 25 по 27 июля была временная резиденция Патриарха Варфоломея I.
Создается впечатление, что киевские политики мечтали достигнуть такой цели: главенствующее положение на праздничных торжествах должен был безраздельно занять Патриарх Варфоломей I, а остальных первоиерархов, по сути, пытались вежливо отодвинуть в сторонку. Но вся проблема заключалась в том, что на Украине о госте из Стамбула слишком мало знали. Глядя на огромное количество «варфоломеевских» билбордов, рядовые украинцы никак не могли понять, какое значение имеет этот высокий церковный иерарх в духовной жизни Украины. Поэтому, когда на встречу с Его Всесвятейшеством (в соборе Святой Софии) заходили только по спецпропускам, это особых возмущений не вызывало.
А вот об огромном значении для всей Украины ее Первоиерарха — Патриарха Московского и всея Руси — знали все! Хотя в секретариате президента Ющенко настолько сконцентрировались на представителе Константинополя, что даже «не заметили» многотысячной толпы паломников, ринувшихся на встречу с человеком, олицетворяющим Православную Русь-матушку. Но если бы только «не заметили», это было бы полбеды. Беда могла нагрянуть позже: когда огромные толпы верующих ринулись к Владимирской горке, где проходила Литургия и вдруг дорогу им перекрыли… силовики. Между верующими людьми и стражами порядка едва не возникла потасовка. Где это видано, чтобы в Православной стране Православных не допускали на Богослужение! Помолиться вместе с Патриархом всея Руси запрещали не только простым мирянам, но и даже священнослужителям. В этом лично убедился ваш корреспондент (чтобы попасть на службу, мне пришлось перепрыгивать через металлические ограждения и «делать ноги» от охранников). Позже выяснилось, что эти «меры предосторожности» были вызваны нежеланием властей услышать то, что они все-таки услышали. Немалая часть верующих, прорвавшись через милицейские кордоны, начала громко скандировать: «Наш Патриарх — Алексий!»
Президент Ющенко не встретил Патриарха Алексия II в день приезда, так как в это время занимался вместе с Патриархом Варфоломеем I гашением юбилейных марок по случаю 1020-летия Крещения Руси. Опоздав на Литургию на Владимирской горке, президент Ющенко трое-кратно расцеловался с Патриархом Константинопольским, а с Патриархом Московским — лишь поздоровался за руку.
К тому же Православному народу было не совсем ясно: почему основные госмероприятия провели не в действующей Православной святыне — Киево-Печерской Лавре, а… в музее-заповеднике «София Киевская», воздвигнутой в связи с иными событиями (которые никак не относятся к Крещению Руси). Как известно, Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI веке. Причем на том самом месте, где он одержал блестящую победу над воинственными печенегами (здесь основали первую библиотеку и открыли церемонию восхождения князей на киевский престол). Вероятно, тоска по былому государственному величию и подтолкнула сегодняшних официальных «историков» Украины приковать внимание общества к праздничному Богослужению на этой как будто бы «нейтральной» территории.

Раскол — это трагедия, проходящая через души миллионов верующих

Уже ни для кого не секрет, что украинские власти бе-зуспешно пытались использовать авторитет Константинопольского Патриарха для предоставления «каноничности» двум непризнанным структурам — УПЦ КП и УАПЦ. Вопреки Конституции Украины, президент Виктор Ющенко позволяет себе вмешиваться в дела церковные. На этот раз он «предложил» верующим повернуться лицом к Стамбулу и, по сути дела, отвернуться от Москвы.
Бывший Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) решил создать «независимую украинскую Православную церковь», надев на себя патриарший куколь и назначив себе звание «патриарха всея Украины-Руси». Раскол поддержали лишь два примкнувших к Филарету Архиерея, один из которых вскоре с покаянием вернулся в каноническую Церковь, и еще небольшая часть приходов, расположенных в основном на западной Украине. Новое «церковное образование» не поддержала ни одна из Поместных Православных Церквей мира, а Филарет (Денисенко) был низвергнут из своего сана. Сегодня у него имеется около 4 тысяч приходов (верующих в них очень мало), тогда как у канонической Украинской Православной Церкви — более 11 тысяч приходов. По данным Госкомитета по делам религий Украины, Православный спектр следующий: 68,5% от общего числа верующих приходится на религиозные организации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, 22,8% — УПЦ КП, чуть более 7,5% — УАПЦ. Оставшиеся 0,2% — это общины старообрядцев и «Российской истинно-православной церкви».
Разумеется, раскол — это трагедия, проходящая через души миллионов верующих. Уврачевание расколов требует не только доброй воли и усиленной молитвы, здесь необходимы крайняя осторожность и последовательность, а также решительный отказ прибегать к помощи политических сил или властей предержащих. Это внутрицерковная проблема, и любое вмешательство извне приведет лишь к дальнейшему отчуждению. Тут нельзя смешивать воедино принятые на Соборах Церкви каноны и желания политиков. К сожалению, это не было учтено властями Украины.

«Да будут все едино»

Визит Патриарха Алексия II сорвал планы президента Виктора Ющенко и прозападной части украинской политической элиты по отторжению Киевской Митрополии от Московского Патриархата. Отделяться от Русской Православной Церкви украинское духовенство не намерено. Пока… Наверное, не зря Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл осторожно высказался о том, что опасность отрыва Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви все же еще не исчезла. Как известно, на совещании в Киево-Печерской Лавре приняли решение о том, что ставить вопрос об автокефалии нецелесообразно. Однако против этого выступил один Архиерей, имя которого журналистам не сообщили.
Ранее в одной украинской газете (симпатизирующей раскольнику Филарету) было опубликовано интервью с представителем канонической Церкви — Высокопреосвященнейшим Софронием, Архиепископом Черкасским и Каневским, поддержавшим идею автокефалии. Это, в свою очередь, вызвало волну возмущений среди черкасских верующих, выступивших с открытым письмом: «Наше обращение к Вам — не бунт против своего законного Архиерея. Мы глубоко уважаем Вас, преклоняемся перед Вашей стойкостью и безкомпромиссностью, которую Вы проявили в противостоянии безбожной власти в годы атеизма. Этим обращением мы лишь хотим засвидетельствовать перед Вами как нашим Архиереем, что Ваше мнение по поводу необходимости отделения Украинской Православной Церкви от Русской Православной Церкви не поддерживается многими верующими Черкасской епархии. Мы никоим образом не оспариваем Вашу каноническую власть как нашего Архиерея, однако считаем, что такие важные решения, как создание Поместной Церкви, должны приниматься с учетом мнения всех верных чад Церкви, включая мирян…»
Таким образом, черкасскому Владыке дали понять, что обсуждение церковных проблем в светских средствах массовой информации с привлечением светских властей чревато разжиганием нездорового ажиотажа вокруг этих вопросов. Если идти этим путем, то вместо устранения филаретовского раскола можно спровоцировать новый раскол в Восточной и Южной Украине и тем нанести урон Украинской Церкви. В связи с этим напрашивается вопрос: что принесет автокефалия украинцам? История Церкви свидетельствует, что создание национальных церквей нередко приводило не к расцвету, а к упадку церковной жизни. Пока за спиною национальной Церкви стоит материнская Церковь, от которой она находится в некоторой канонической зависимости — национальная Церковь в своем государстве имеет большую степень свободы. Каноническая зависимость обезпечивает некоторую независимость от национальных властей. Как только национальная Церковь обретала автокефалию — то тут же попадала в гораздо более сильную зависимость от национальных вождей. И заступиться некому — сами хотели быть независимыми. Стоит ли нам наступать на те грабли, на которые уже не раз наступали другие Православные народы?
25 июля на президентском сайте появился указ №668/2008, в котором выражалась поддержка не только Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, но и УПЦ КП, УАПЦ. Секретариат президента Ющенко по сути дела приравнял раскольников к каноничной Церкви на Украине. Хотя отрадно то, что этот ющенковский указ подарил украинцам еще один праздник: «Установить в Украине День Крещения Киевской Руси-Украины, который отмечать ежегодно 28 июля, в день памяти Святого Равноапостольного Князя Владимира — крестителя Киевской Руси». Вот только, читая эти строки, вдруг ловишь себя на мысли, что на политической карте мира появилось некое новое государство, глава которого торжественно сообщил Варфоломею I: «Воспринимаем ваш приезд на празднование юбилея Крещения Украины-Руси (!) и как признание тысячелетних заслуг украинских Христиан». Что это за Украина-Русь, так и осталось неясно.
В истории Церкви были времена и пострашнее. На все — воля Божия. Будем уповать на Его милость и на молитвенное заступничество Первокрестителя Руси. Как об этом сказано в кондаке, посвященном Равноапостольному Князю Владимиру: «Подобствовав великому Апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся, яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, яко муж совершенный, украсился еси божественнаго крещения багряницею: и ныне Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых»…

На снимках: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (справа) и Митрополит Владимир Киевский на праздновании 1020-летия Крещения Руси в Киеве; многие киевляне в эти дни дружно скандировали: «Наш Патриарх — Алексий!».

Валентин Ковальский
г. Киев
15.08.2008
892
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru