‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Царицынские мужики

В Волгограде действует Совет Православных руководителей.

В Волгограде действует Совет Православных руководителей.

В этом году во время плавания на теплоходе по Волге мне довелось пять часов провести в старинном Царицыне, который на весь мир прославился как Сталинград, а сейчас все еще называется Волгоградом. Необычную экскурсию по этому волжскому городу провел исполнительный директор Союза Православных руководителей, председатель местного отделения Союза монархистов, редактор газеты “Царицын град” и вот уже в течение пятнадцати лет генеральный директор швейной фабрики “Царица” Виктор Михайлович Москалев. Маршрут наш прошел не по местам боевой славы (их я уже не раз посещал в свои прошлые приезды в Сталинград) и не по храмам даже, а по предприятиям города, которыми руководят Православные люди.

Мы привыкли к словосочетанию “красные директора”, а вот о Православных директорах пока мало слышно. Но они есть. Не верите, так поезжайте в Царицын…
Большое здание швейной фабрики. У самого входа — иконы Владимирской Богородицы, Батюшки Серафима. Чуть дальше, вглубь предприятия, — Православная часовня, где каждую неделю служатся молебны. А в кабинете директора — старинные иконы, предметы казачьего быта. Большие портреты Государыни Марии Владимировны и ее Августейшего сына — Наследника Престола Великого князя Георгия Михайловича. И это не декорации, не мода — это сердечные убеждения Виктора Михайловича Москалева и его сотрудников.
— Нет, конечно, не все сто пятьдесят работников фабрики воцерковлены, — сетует он. — Но верующих у нас много. Как молебен или панихида в часовне — все записочки передают. У нас есть традиция: в дни рождения сотрудников я спускаюсь в цех, поздравляю именинников, а наш фабричный хор поет им “многая лета”. Вот и татары тоже просят им “многая лета” спеть. Татары — это ведь наши люди! За века мы так друг к дружке притерлись, что конфликты на национальной и религиозной почве у нас не возникают. Что руководитель фабрики верующий, радует равно и русских, и татар… А вот сектантов или людей без веры мы на фабрику стараемся не брать. Ненадежные это люди.
Трудятся на фабрике в основном женщины. Даже в охране — не хуже мужчин, бывало, храбро вязали ночных воришек. Средняя зарплата здесь всего две с половиной тысячи рублей. Хорошая швея получает от четырех тысяч и выше. И все равно текучка кадров небольшая. Значит, привлекателен не только рубль, но и что-то другое. На всей территории предприятия соблюдается сухой закон. И не только.
— Если мужчина еще может покурить, то женщинам это строжайше запрещено, — говорит директор. — Да и мужчины у нас курить бросают. Работает на фабрике водитель Роман. Он абхазец, недавно крестился вслед за сестрой. Сейчас вот и курить бросил…
Лишь несколько предприятий в Ворошиловском районе города отказались принимать ИНН на сотрудников. И в этом недлинном списке — фабрика “Царица”. Руководитель местной налоговой службы после этого заявил: “Мы будем вас показательно банкротить…” 15 марта, в день Державной иконы Божией Матери, на фабрике появились человек десять крепких мужчин в спецодежде. Сказали, что по решению суда за долги будут выносить имущество. “Мы как раз только с молебна вернулись и пили чай с пирогами, — вспоминает директор. — А тут они пришли. Женщины приставу говорят: “У нас ведь сегодня праздник”. Он ответил: “Скоро у вас много праздников будет…” Я приготовился к обороне. Я ведь коренной царицынец, из казаков. Всех своих друзей поднял бы на защиту. И телевидение, и прессу бы подключил… Но приставы неожиданно ушли. И больше не приходили. Сейчас мы расплачиваемся с долгами, налаживаем нормальный ритм работы. Хотя, конечно, налоги продолжают душить…
Но были и неожиданные приобретения. Из-за проблемы ИНН на фабрику пришла очень сильный специалист, финансист Любовь Сергеевна Пономаренко. Ей во многих местах предлагали большие оклады, но везде требовали принять налоговый номер. Ее как Православную верующую это не устраивало. Так и осталась она на “Царице”. Хотя масштабы и не те, но зато Батюшка Серафим весь рабочий день ласково смотрит на нее с иконы…
Осматриваем магазин при фабрике. Вроде бы все, как везде. Но как-то больше любви, внимания, заботы. Да и наряды качественнее и скромнее. Нет “кричащих”, отталкивающих безвкусных нарядов. Меньше в продаже женских брюк. Да и не удивительно. На фабрике говорят, что если женщина носит декольте, не избежать ей грудных болезней. Если брюки носит — будут болезни женские… И это — многолетний опыт! Вот только вместить этот опыт могут лишь люди воцерковленные. А фабричное производство все же вынуждено работать на массовый спрос…
— У нас для Православных скидка, — неожиданно признается директор. Оказалось, это не шутка. Если в магазин приходит кто-то из Православного прихода, ему продают одежду значительно дешевле.
— Сегодня в России явно торжествует хам, — делится своими грустными наблюдениями директор. — Православные люди не идут на поводу у хама и стараются сверять свои поступки с Христом. Если бы Он так не сделал, то и нам так делать нельзя… А для хама главное — прибыль. Конечно, прибыль должна быть. Но для Православного руководителя важнее другое. Хам поступает как выгодно, а Православный — как благородно. Мало у нас таких поступков сейчас, но они все же есть. Вот поэтому, наверное, все Православные руководители, кого я знаю, сейчас находятся в тяжелом положении…
Совет Православных руководителей в Волгограде действует уже несколько лет. На его счету — организация крестного облета города, покаянного крестного хода в Екатеринбург… Все инициативы Совета благословляет лично Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. "Душой" Совета Православных руководителей является его исполнительный директор — Виктор Москалев. Но, конечно, одному ему такие масштабные задачи были бы не по силам. Совет объединяет руководителей предприятий города — Православных людей.
Два года назад в волгоградском Урюпинске, где разводят коз для производства козьего меха, в самом центре города установили на бетонном постаменте большой памятник… козла!
— Урюпинцы теперь Козлу поклоняются, — с горечью говорит Виктор Михайлович. — Козий мех сейчас кормит весь город. И они этому Козлу благодарны. А рядом, в храме, находится чудотворная Урюпинская икона Божией Матери. И вместо того, чтобы благодарить за все Царицу Небесную, благодарят… козла! “Не козла, а козу”, — вежливо поправляют меня урюпинцы. Нет, говорю им, козла! К идолу этому будут и молодожены приезжать, кланяться… Рога у козла на ночь свинчивают, чтобы не украли. Я так считаю: козел этот отнял и волю, и разум у русского человека. Отсюда все беды! А ведь Урюпинск — центр казачества, оплота Православной веры…
— Недавно на подиуме видел продукцию якутских мастеров, — вспоминает Виктор Михайлович. — И так за них порадовался!.. Костюмы красивые, подлинно национальные. Но почему же все не появится мода на русский наряд? Никто не берет наши косоворотки. Ну, батюшка из храма придет и возьмет пару штук для себя и детей. И все! Мы подарили наши расшитые косоворотки писателю Крупину, известным политикам Бабурину, Стерлигову… Всем губернаторам вплоть до Лужкова. А массового спроса все равно пока нет.
Не лучше дела и с фирменными костюмами “Прихожанка”, “Станичница”, с серией работ “Русские праздники”. Труда эти изделия требуют очень много. Ручная работа, вышивка тонкая, палантин из урюпинских коз…В итоге цена костюма получается такая, что мало какой русской красавице окажется он по карману. И все же что-то меняется к лучшему. Недавно на выставке в Москве, в ДК “Энергетик”, Виктор Москалев взялся просвещать зал: “Белый цвет — на Рождество! Красный — на Пасху, голубой — цвет Богородицы. А на Троицу какой цвет?” — спросил он ценителей высокой моды. Зал словно взорвало: “Зеленый!..” “Уверен, лет десять назад вряд ли кто из зрителей ответил бы на этот простой вопрос”, — считает директор фабрики. А известный французский модельер Ив Сен-Лоран перед уходом из мира моды в 2000-м году сделал замечательную коллекцию “Виват, Россия!”. Он убежден, что в высокой моде будущее за русским национальным костюмом… И даже в своем пригородном доме он устроился “а-ля-рюс”. Собаку назвал русским словом “мужик”, насадил вокруг бревенчатой избы березки…
Во время посещения в 2003 году Волгограда Государыня Мария Владимировна познакомилась с работами модельеров местной швейной фабрики, и ей самобытное творчество мастеров “Царицы” пришлось по душе. Она поблагодарила художников-модельеров за то, что они, создавая современную одежду, не забывают о традициях. Это, поистине, высокая похвала!
… И вдруг в кабинете зазвонил телефон. Спросила директора незнакомая одиннадцатилетняя Катя. Ей папа посоветовал обратиться в “Царицу”. Дело в том, что она уже для себя решила: когда вырастет, обязательно станет модельером. И уже хочет себя попробовать в любимом деле.
— А ты, Катенька, крещеная? — участливо спросил ее директор. — Вот и хорошо, что крещеная. Тогда приходи вместе с папой. Мы тебя обучим этому ремеслу. Только начни по воскресениям ходить в Божий храм!

Директора Гормолокозавода № 1 г. Волгограда Виталия Григорьевича Фесюна мы застали в самый разгар битвы. Он принимал у себя на предприятии главу администрации Ворошиловского района. Доказывал, что завод этот оказался в эпицентре судебных процессов вовсе не по вине руководства предприятия. Гости посетили не только производственные цеха, но и действующую уже четыре года на территории завода церковь Рождества Христова. На совещании присутствовал настоятель храма, известный в Волгограде профессор, священник Александр Половинкин Он принимал участие в обсуждении проблем предприятия, давал советы. И было видно, что он в курсе всех дел. В том числе и производственных.
— Я раньше не мог понять Москалева, как это можно — работать без прибыли? — говорит Виталий Григорьевич Фесюн. — А потом и самому пришлось так работать. Энергетики подняли тарифы, и рентабельность подошла к нулю. Но ведь не закрывать же целое предприятие! Волгоградцы ждут нашу продукцию, люди хотят работать! И мы продолжали работать, несмотря ни на что…
Из горячего обсуждения на планерке скоро стало понятно многое. Те же проблемы: попытки передела собственности с привлечением силовых структур, искусственные банкротства. Судебные иски, приставы, проверки, изъятия… Все это уже второй год лихорадит гормолокозавод. Но стало понятно и другое: Виталий Фесюн без боя не сдаст своего рубежа. Не помогли запугивания (его квартиру недавно сожгли). Не помогут и судебные приставы… От ИНН он тоже решительно отказался. И духовник предприятия его в этом поддержал.
— Раньше я просил денег, — сетует руководитель. — Сейчас прошу только одного: мирного неба! Не бомбите! Дайте спокойно работать! А деньги мы заработаем сами… Мне отвечают: нам не деньги нужны, а твое банкротство.
Волгоградский молокозавод приступает к производству нового качественного продукта — эофлорида. По своим качествам он напоминает бифидумбактерин, но вместо сухого порошка будет производиться живой продукт. Впитывается он мгновенно и оказывает лечебное действие уже через полчаса. Помогает при дисбактериозе, при нарушениях желудочно-кишечного тракта, микрофлоры у детей и взрослых. Производство этого уникального продукта приведет к сокращению затрат на оплату больничных листов… Аналогичный продукт производится пока только в Екатеринбурге. Но вместо того, чтобы все силы бросить на налаживание перспективного производства, приходится вести безконечные тяжбы в судах, принимать проверки и выслушивать угрозы.
“Идет война не только за собственность, но и за души людей!” — подвел итог заседания духовник предприятия — священник Александр Половинкин. Но когда я посмотрел на этих сильных людей, мне вспомнилась древняя народная мудрость: “На браном поле не одна вражья воля — а и наша тож!”.

Директор волгоградского завода “Пивоваръ. Живое пиво” Борис Тимофеевич Изгаршев тоже входит в Совет Православных руководителей. На его производстве трудятся 740 человек. Принадлежащий конкурентам-бельгийцам ближайший к городу мощный пивоваренный завод ничего не может поделать с этим сравнительно небольшим предприятием. Спрос на “живое пиво” в Волгограде растет. “Да потому что в этом пиве действительно живой продукт”, — комментирует местный феномен Виктор Москалев. На высоком здании завода красуется большой плакат с изображением Архистратига Божия Михаила. Здесь уже несколько лет действует храм Михаила Архангела. В прошлом году его посетила Великая княгиня Мария Владимировна. Мы проходим в кабинет директора и сразу оказываемся в особой атмосфере больших дел и серьезных решений, которая всегда окружает настоящего руководителя.
— Люди видят, что директор начинает свой рабочий день с молитвы в храме, — рассказывает Борис Тимофеевич. — И это для них становится примером. Сегодня вот утром я помолился в нашей церкви — и выиграл очередной судебный процесс. Бог помог!
По пути в храм-часовню Борис Тимофеевич делится с нами своей сокровенной идеей: страну спасет “Православный коммунизм”. Прошу его расшифровать это непривычное словосочетание.
— Ильич не зря говорил: кому принадлежат основные средства производства, тот и правит страной, городом, районом. С тех пор мало что изменилось. Вот и нужно, чтобы как можно больше заводов, фабрик принадлежало Православным руководителям. А они чтобы помнили о своей ответственности перед Богом и людьми. Православный коммунизм — это когда у работников есть хотя бы по минимуму все самое необходимое. А дальше уже люди получают по своей квалификации. В первую очередь я на завод принимаю матерей-одиночек. Многие из них даже и в Церковь не ходят, но я рад, что хоть чем-то могу им помочь. И уж потом только беру на работу квалифицированных рабочих. Ну а когда мать-одиночка еще и квалифицированный специалист, это для нас большая удача. Некрещеных на работу стараюсь не брать. Мне нужно помочь нашим людям выжить, тогда и меня не забудет Господь. Все многодетные матери и матери-одиночки на “Пивоваре” получают ежемесячное пособие. До недавнего времени удавалось предоставлять им каждый год безплатный отдых на Черном море. Но в этом году не получилось: мытари нанесли изощренный удар…
В церкви на предприятии во время всего рабочего дня у икон теплятся лампады и свечи. Крепкий мужчина в спецовке с надписью “Пивоваръ” уверенно читает Псалтирь. Я постеснялся спросить, есть ли на пивзаводе ставка псаломщика. Но наверное, есть. Борис Тимофеевич ставит свечи, прикладывается к иконе Архангела Михаила. Потом говорит:
— Жаль, что до сих пор Церковь не поднялась на защиту Православных предпринимателей. А ведь мы — основная производительная сила страны! Напрасно Православные люди избегают участия в выборах. Ведь верующие — становой хребет населения России, и они-то как раз почти не участвуют в политической жизни, отдают власть людям неверующим, неправославным. Нужно призывать народ к активности. Вот у нас в Волгограде выбрали в мэры Ищенко. Впервые за многие годы городом руководит Православный человек!
Несколько лет назад это было. Борис Тимофеевич вышел утром из дома к машине, а на него напали неизвестные с железными прутьями. А в руках у директора был только… Православный календарь! Им он защитил голову. И — вот чудо! — по голове его не били. Отделали по ребрам и убежали. Остался жив…
— Мы должны работать на верующих людей, — уверенно говорит Борис Изгаршев. — Нужно объединить труд и веру. Не только вере нужно обучить людей, но и дать им возможность трудиться. Ведь если не будет работы, наша молодежь уйдет к бандитам… Церковь не должна идти параллельно с обществом. Верующие должны уже сейчас реально влиять на жизнь страны… Почему мне удается выдерживать жесткую конкуренцию? Да по одной причине: у меня на варке пива стоят верующие люди. А верующий человек не только не пропустит явный брак, но и не допустит, чтобы кто-то экономил заварку. Проследит, чтобы сыпали лучшее зерно, чтобы не нарушались старые наши крестьянские традиции варки пива…
На прощание нам в дорогу Борис Тимофеевич достает несколько фляг своего душистого пива, чтобы мы сами убедились в верности его слов…
Пора отплывать. Теплоход нетерпеливо гудит на причале. Столько впечатлений вместили в себя эти длинные пять часов! Есть еще в Царицыне настоящие мужики. Значит, как бы нас ни штормило, — выстоим, выдюжим. Переплывем!

На снимках: директор швейной фабрики "Царица" Виктор Москалев; директор завода "Пивоваръ. Живое пиво" Борис Изгаршев в храме Михаила Архангела на своем предприятии; Производственное совещание на городском молокозаводе № 1 ведет директор Валерий Фесюн. На совещании присутствует священник Александр Половинкин.

Антон Жоголев
20.08.2004
1138
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru