Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Путь в волшебную страну

Состоялась премьера фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф».

Рождественская сказка
В одной сказочной стране сто лет не было Рождества. Подумать только: сто лет — это ведь так много! Страна называлась Нарнией. Злая Колдунья заколдовала этот мир, и там наступила вечная зима. Но древнее пророчество гласило, что конец ее правлению положат сыновья Адама и дочери Евы. В том мире, где она правит, нет людей, одни сказочные существа: кентавры, говорящие бобры, фавны, свирепые волки, единороги и другие.
Четверо детей неожиданно для себя попадают в этот фантастический мир через платяной шкаф, который они нашли, играя в прятки в загородном доме своего дяди-профессора. Зная о пророчестве, Колдунья хочет убить детей. Но, несмотря на все ее старания, в стране наступает весна.
Древние пророчества начинают сбываться. В страну возвращается лев Аслан. Возвращается, чтобы сделать детей Адама и Евы королями и королевами. Но, к сожалению, Ведьме удается обманом и магией склонить на свою сторону одного из сыновей Адама — мальчика по имени Эдмунд. Так он становится предателем. Потом мальчик раскаялся в своем предательстве.
Армия во главе со львом Асланом готовится к решающей схватке с силами зла. Однако Колдунья вправе убить Эдмунда, так как по закону Нарнии все предатели принадлежат ей.
Аслан не считается даже со своим царственным достоинством и добровольно идет на смерть, принося себя в жертву вместо мальчика-предателя. И его ждала не просто быстрая смерть. Колдунья и все ее подданные перед самой казнью глумятся над тем, кто решил отдать свою жизнь за другого. Они празднуют победу, думая, что теперь навсегда власть будет в их руках.
Но еще более древний закон Нарнии гласит: если невиновный отдаст свою жизнь за предателя, то он не умрет, но воскреснет!
Аслан воскресает, чтобы раз и навсегда победить Колдунью. 

Сказка рядом
Наконец-то! Вышел на экраны фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», который я с нетерпением ожидал. Фильм снят в жанре фэнтези по одноименной книге известного английского писателя Клайва Льюиса, который в простой и увлекательной манере повествования попытался изложить для детей в своих сказках неизменные заповеди Христианства.
Произведения Льюиса не слишком известны в России.
Друг писателя Джон Толкиен обрел куда большую популярность благодаря своей сказочной эпопее «Властелин колец». Оба писателя являлись профессорами английского языка Оксфордского университета в Англии, оба были членами одного литературного клуба, оба были Христианами (Толкиен — католик, Льюис — протестант). И их сказочные миры во многом схожи, но есть и существенные отличия. В произведениях Толкиена Имя Божие почти не упоминается, аллегории на Библию более сложные, у Льюиса же параллели с Книгой книг более прозрачные и понятные. Льюис рисовал мир Нарнии для детей. Фильм по одной из лучших книг писателя — это первая попытка экранизации его произведений. Сам Льюис был настроен против телеверсии «Хроник Нарнии», поскольку считал, что изображения человекоподобных животных даже на фотографии неизменно превращаются в «шутовство или кошмар». Льюису казалась кощунственной мысль об актере, играющем роль льва Аслана (ведь этот лев был прообразом самого Иисуса Христа — «молодой лев Иуда» (Быт. 49, 9), как пророчествует о Нем Книга Бытия). Идею мультипликационной анимации Льюис рассматривал более снисходительно. Однако прошло немало времени с момента написания «Хроник». В киноиндустрии широко стали использовать компьютерную графику, которая позволяет достигать любых визуальных эффектов. Так, создателям фильма удалось изобразить на экране говорящих животных, сказочный заснеженный мир, удивительных существ, которые выглядят почти как настоящие.
В фильме восхищают пейзажи Новой Зеландии (там снимались многие сцены), грандиозная битва между силами добра и зла, говорящие животные, доспехи и прочее (только это обязательно нужно смотреть в кинотеатре на большом экране). Фильм очень даже детский, в нем нет той мистической напряженности, которая присутствует во «Властелине колец». Есть, правда, пара излишне резких моментов, когда какой-нибудь злобный волк с рычанием выскакивает из-за угла, — но это совершенно другое напряжение. И конечно же, смысл фильма — это то ради чего прежде всего стоит его смотреть. Центром всего повествования является самопожертвование Льва ради мальчика-предателя, чтобы спасти его от заслуженной смерти. Даже трудно представить, что Голгофскую жертву Христа можно так деликатно, так явственно и так доступно для детского восприятия переложить в сказочной аллегории. Я плакал при просмотре той сцены. Она мне напомнила «Страсти Христовы» в облегченной версии для детей. И это понятно, ведь источником вдохновения для авторов обоих фильмов был один и тот же Евангельский сюжет.

Старая добрая Англия…
Скорее всего, без дополнительных разъяснений детям будут непонятны все Христианские идеи этого фильма. Но ведь и Священное Писание без разъяснений детям тоже не понять во всей глубине. Вот что пишет об этой книге диакон Андрей Кураев: «Клайв Стейплз Льюис (как и его соотечественники Честертон и Толкиен) писал для людей, которые имели возможность изучать Библию в школе». Это с одной стороны хорошо, так как знакомство с сюжетами Священной Истории позволяло им узнавать с полуслова аллюзии и намеки. С другой, школьное знакомство с Библией слишком часто становилось обыкновенной зубрежкой, лишенной личной искренней веры. Понятно, что слишком навязчиво в таком случае проповедовать нельзя и надо искать новые возможности, чтобы привести человека к истинному пониманию веры. И вот Честертон пишет детективы об отце Брауне, а Толкиен — истории о хоббитах, спасающих Средиземье от мирового зла. Льюис пишет с той же целью сказки, где читатель нежданно встречает рассказы о тех событиях, которые известны со школьной скамьи, но не всегда стали личным духовным опытом (по той причине, что произошли они не в Лондоне, а в Палестине, и даже не позавчера, а немало веков тому назад).

Просто сказка
Фильм, как и произведения Льюиса, можно обвинить в пропаганде язычества, магии и прочих нехристианских вещей (в фильме есть персонажи, взятые из древнегреческой, кельтской мифологии). Но это тот случай, когда содержание освящает форму. К тому же эти персонажи в современной культуре воспринимаются как сказочные, а не как реальные (как это было у языческих народов).
В общем, фильм добрый, сказочный, красивый, всем рекомендую посмотреть. Лучше — с детьми. А ведь сейчас Рождество Христово! Если есть желание сделать что-нибудь доброе — купите билет на Сказку какому-нибудь ребенку, которому никто его не купит. Подумайте, быть может, это ваш соседский парнишка, или вы, набравшись решимости, сходите в один из детских домов с этим предложением. Спешите делать добро: сейчас для этого самое подходящее время. С Рождеством Христовым!

Николай Горланов
г. Самара.
07.01.2006
Дата: 7 января 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru