Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

​Начните с доверия

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный продолжает писать письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный продолжает писать письма своим прихожанам.

См. начало...

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Письмо девятнадцатое.

Здравствуйте, мои дорогие!

Так много личного в моих письмах. Не слишком ли я доверяю бумаге? Бумага всё стерпит, но ничего не простит.

Но я снова и снова пишу эти письма… Зачем?

Вспоминаю рассказ одного мужественного человека, для которого «стояние в вере» — реальный жизненный опыт.

Это было в середине прошлого века, в годы воинствующего атеизма. Учителя одной средней школы, решив отличиться, написали сценарий «на злобу дня». Спектакль назвали «Суд над Христом». А на главную роль, для интриги или для некой правдивости, выбрали мальчика из верующей семьи.

Настало время премьеры. Дети, родители, важные гости… Весь в лохмотьях, испуганный, стоит в глубине узенькой сцены главный герой. Он как некая бутафория, бледный фон для ярких героев действительности: ученых, врачей, космонавтов… Вспомните картину Николая Ге «Что есть Истина?». Христос на ней едва различим, Он в тени, на границе реальности...

Все факты брошены прямо в лицо, «вина» очевидна, близится эпилог. Остается лишь последнее слово и приговор…

«Виновный» робко выходит вперед, вздыхает со всхлипом и вдруг понимает, что всё позабыл... Все эти безсмысленные слова-оправдания, которые он так долго зубрил, безследно исчезли... И не зная, что делать, обрывая неловкую паузу, мальчик начинает говорить от себя: «Вы смеетесь, но я совсем не обижаюсь на вас... Хотите узнать, что такое Божия Благодать? Как хорошо с ней бывает!.. Как она помогает…» Зал замирает... Лицо у мальчика проясняется, дыхание становится ровным, и он говорит всё спокойнее, громче… Среди зрителей его папа и мама, и он в первую очередь обращается к ним, ведь они так его любят и так ему доверяют.

Потом, по сценарию, присяжные выносят вердикт. Звучит: «Невиновен!» — и зал аплодирует!.. Важные гости ерзают на своих стульях. Срочно дают занавес…

Сменяются поколения, а звездное небо своею тайной продолжает притягивать людские взоры.

…Вот сидим мы за круглым столом напротив друг друга. Ты ждешь моих слов, я молчу… Отчужденность всегда так болезненна, ощутима… Остается лишь кивать головой, чтобы хоть как-то «собеседника» не обидеть… Но вот между нами что-то вдруг происходит!.. Родная душа — напротив, родная душа — внутри… И я, как тот взволнованный мальчик, всё говорю, говорю…

Бывает иначе. Стою на амвоне. Масса людей предо мной... Ну какая тут откровенность? Открывать свою душу, говорить напрямую — этого мало, да и часто излишне... А потом словно спадает какая-то пелена. И я начинаю видеть ваши глаза: справа… слева… где-то у входа... Очень чуткие, внимательные глаза… Незримые сильные связи как разряды небесного электричества... И я уже могу обращаться к вам лично, и мне так легко говорить…

Что же это за чудо такое? Как же это всё происходит?

Откровенность рождается от доверия. Только так, наоборот не бывает. Сначала доверие, а потом откровенность. Я говорю, если ты меня слышишь. Вхожу, если открыто. Отдаю, если готовы принять…

Говорят, доверие следует заслужить. Мне так не кажется. Доверие, как и всё самое ценное в жизни, безусловная жертва. Доверие — это качество детской души. Не по возрасту детской, а по искренности и чистоте.

Помните сказку Андерсена про Дюймовочку? Там маленькая героиня стояла перед трудным выбором: выйти замуж за богатого, солидного господина крота и жить в сытости и тепле, но во мраке; либо улететь в неведомые солнечные края с легкомысленной ласточкой. Девочка доверилась своему сердцу и сделала выбор. «Ласточка взвилась вместе с Дюймовочкой над темными лесами, синими морями и снежными горами и понесла её навстречу далекому солнцу... Вот и теплые края! Тут солнце сияло так ярко! В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали дети и ловили больших пестрых бабочек. «Наверное, этот волшебный край и есть моя родина!» — воскликнула девочка…» Сколько здесь параллелей и образов! Дюймовочка — это наша душа. Крот — враг искуситель. Ласточка — Ангел Хранитель... Как нелегко сделать душе единственно правильный выбор! Как нелегко дается доверие! Отказавшись от сытости и тепла, устремиться в неведомое... Перечитайте эту замечательную христианскую сказку, вы удивитесь, как много в ней для души.

По аналогии с любовью, о доверии-вере можно сказать так: «Кто говорит: «Я верю Богу, а брату своему доверять не могу» — тот лжец: ибо не доверяющий ближнему своему, которого видит, как может верить Богу, которого не видит». Вера — вершина доверия! Здесь уж и вовсе нет ничего кроме жертвы.

От доверия — рождается откровенность, от веры — рождается благодать. Вот такая лесенка получается. Только бы на ней не споткнуться. Покаяние, к примеру, можно легко перепутать с простой человеческой откровенностью. Быть предельно открытым человеку, которому ты доверяешь — это, конечно же, хорошо, только этого мало. Рано или поздно всем нам придется встать перед лицом Божиим. И лучше, если это случится здесь на земле, на Таинстве Покаяния, чем за чертой этой жизни, на Страшном Суде.

Как так случилось, что, живя под этим отверстым пронзительным небом, мы научились не думать о безконечности, смотреть равнодушно на звезды?..

«Разуй ты глаза!» — говорила мне моя бабушка…

Астрономия всегда была наукой духовного озарения. Бог открывал своим людям тайны вселенной. Теперь это скорей уже математика… Но был такой ученый и христианин Блез Паскаль, автор «Мыслей», он говорил о какой-то «взволнованной» геометрии, о жизни «бездушной» материи, о космосе как Божественном Откровении... Еще он говорил: «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно тьмы для тех, кто не хочет».

Наверное, каждому взрослому человеку знакомо ощущение тяжести жизни. Когда пространство сжимается, словно тиски. А время, как нож мясника, кромсает жизнь твою на мгновения — уже безжизненные, чужие… Душа, потерявшая чувство безсмертия, потерявшая веру — безумная, измученная душа…

В детстве, помню, меня сильно безпокоила мысль о том, что я всего лишь какая-то мизерная песчинка в этой огромной, безбрежной вселенной. Взрослых это редко волнует.
Я смотрел на звездное небо и бунтовал! Мне было мало моей крошечной жизни. Я не хотел быть песчинкой… И это случилось! Как-то вдруг я явственно ощутил, что всё, что я вижу, что чувствую и даже то, о чем лишь мечтаю, это всё единственно ради меня! Это всё для меня!.. А значит, есть Тот, Кто любит меня! И всё, что Он сотворил, и всё, что будет творить — для меня!.. Наивно, конечно, по-детски… Но тогда я был счастлив!

«…Хотите узнать, что такое Божия Благодать? Как хорошо с ней бывает?!.. Как она помогает…» Начните с доверия!

Простите.

Ваш протоиерей Игорь

Дата: 26 июня 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
11
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru