‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Вместе идти путем спасения

Проповедь в Прощеное воскресенье.

Проповедь в Прощеное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие и возлюбленные братья и сестры, мы с вами стоим на пороге Великого поста. И должны радоваться, что наконец наступают эти дни нашего духовного труда, наших малых подвигов. Потому что мы знаем, если на лошадь узду не наложишь, то она будет носиться куда угодно. Так и наша душа, наше естество - пока на него не наложишь узду, то и оно не знает предела своим грехам. И пост - это та необходимая узда для нашего такого непокорного коня. В пост - хотим не хотим - мы должны поститься по уставу Церкви вслед Христу. Сам Господь совершил этот пост первым. И, давайте отметим, с этого Он и начал Свое служение, как мы читаем в Евангелии, - сорокадневным постом в пустыне. И, конечно, наш пост может равняться Господнему только по количеству дней. Но по степени поста мы даже не можем приблизиться, потому что сказано, что Господь вообще не вкушал в эти дни. Что Он пребывал вообще один в пустыне. Что Он пребывал в сугубой молитве. И, конечно, для нас это недостижимый пост. Но тем не менее, мы, глядя на Господа, желаем хотя бы в меру наших сил следовать за Ним и подражать Ему.

Великий пост действительно обуздывает - от слова «узда», - обуздывает наши страсти, наши наклонности, призывает нас к исполнению заповедей Божиих, является большим обновлением нашего естества. Как замечательно, что он выпадает всегда вот на весну, когда всё оживает, пробуждается, когда мы чувствуем, что зима отходит. Зима - это образ наших грехов, а весна - образ нашего возрождения. А самое главное, что этот пост - это путь наш, путь к воскресению, путь к великому торжеству. Поэтому вступим в него с радостью, решимостью, вдохновением, желанием потрудиться Господу. Мы Богу в нашей жизни на самом деле мало приносим даров, мало приносим жертв, и вот Церковь нам и предлагает: ну хотя бы попоститесь, хотя бы храните этот пост. Это будет наша жертва Богу.

Дорогие братья и сестры, сегодня Прощеное воскресенье, сегодня мы испрашиваем друг у друга прощения. И спрашиваем себя: что нужно взять с собою в Пост. Конечно, нужно взять прежде всего воздержание, молитву, неосуждение ближнего - и ни в коем случае не тащить с собою вражду, осуждение, памятозлобие. Всё это нужно оставить, примириться. Легко, конечно, примириться с тем, с кем ты и не ссорился никогда. Поэтому нужно вспомнить - может быть, действительно мы кого-то обидели, невольно или вольно подвели, обманули, обнадежили и не исполнили, осудили; испытываем в сердце вражду. Нужно, конечно, обязательно примириться. Если есть возможность, то лично сказать «прости», если нет, то хотя бы мысленно пред Богом очистить свое сердце от всякой вражды. Мы, христиане, мирные люди, в нашем сердце царит мир Божий, и поэтому у нас нет врагов среди людей. Вот так Господь нам заповедал, чтобы у нас не было врагов, даже если кто-то и враждует против нас, то мы все равно не считаем его врагом. Тогда мы христиане, тогда мы Божии люди, тогда мы Христовы.

Были ли враги у Христа? Конечно, были. Фарисеи Его преследовали, и книжники Его осуждали, и Иуда Его предал, и воины распинали. Но считал ли их врагами Христос? Нет, Он их считал заблудшими, Он молился о них. Говорил: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят».

Вот в этом первом, самом главном, нам и нужно подражать Господу нашему Иисусу Христу. Тогда мы и будем Христовы, тогда мы и будем христиане.

Прежде чем вступить в Великий пост, Церковь и учредила очень мудро, очень духовно день, который называется Прощеное воскресенье. И этот день, мои дорогие, самим названием говорит, что нам надо сделать, что нам надо совершить в этот день. А надо всего-то навсего - простить. С одной стороны, как трудно - простить, потому что по нашей гордыне мы считаем себя всегда и везде и во всем правыми. И поэтому считаем, стало быть, что все всегда вокруг нас виноваты, и не я должен просить прощения, но у меня должны просить прощения. Вот такая логика гордыни. Так подсказывает нам лукавый. Так он нас учит, ибо сам есть воплощение гордости.

Но на самом деле, разве мы святые? Разве мы безгрешны? Разве мы знаем больше всех, видим больше всех, дальше всех? - конечно, нет.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не мы должны ждать прощения, а мы должны простить. Ведь слова «прощение», «простить» происходят от слова «просто». И когда понимаешь это, всё становится ясно и просто. Вот как только попросишь прощения, на душе становится так легко, как будто ты освобождаешься от пут. Как будто камень с души. Вот даже если ты прав, а другой человек не прав, но ты скажешь «прости», - так он тебе тем же ответит. И ты сам достигнешь того, чего желаешь.

Прощение - это действие Духа Святаго. Когда человек испрашивает прощения, он являет смирение. Он первым делает шаг навстречу своему ближнему, он побеждает в себе гордыню, и действительно в этот момент Дух Святый посещает его. В этот момент посещает действительно светлая радость душу человека.

Прощение нам Богом заповедано. И мы, христиане, не можем носить в себе обиды, памятозлобие. Если мы христиане, а ближний еще не так высок, как мы думаем, в духовной жизни, - так вот и покажи ему пример, покажи ему образец, попроси у него прощения. И в этот день Прощеного воскресенья помнить надо, каковым будет, если мы действительно простим и ближних, и дальних, испросим друг у друга прощения и насладимся этой радостью прощения, предвосхищая пасхальную радость, предвосхищая радость Царства Небесного, ибо в Царстве Небесном, у Бога, где все святые, там, конечно же, нет непрощенных обид. Там мир, там радость, согласие.

Дорогие братья и сестры, прошу меня простить, грешного и недостойного раба Божьего, поставленного здесь служить, за что я весьма и весьма благодарен Богу, Который мне вверил сей храм, паству, то есть вас. Я за вас отвечаю перед Богом, молюсь за вас каждый раз, исповедую, причащаю. Вы моя паства, я ваш пастырь - так Господь судил: я не выбирал, вы не выбирали. Так Господь благословил, чтобы нам вместе молиться, вместе спасаться, вместе идти путем спасения в Царство Небесное. Мы друг другу помогаем, или наоборот мешаем. Ибо невозможно никому спастись одному, так Господь устроил, что мы спасаемся вместе, соборно, помогая друг другу.

Конечно, с батюшки спрашивается больше. Наверное, и вы хотели бы видеть во мне больше добродетелей, чтобы больше соответствовал образу Христову. Прошу простить меня грешного и недостойного - тоже немощи человеческие… Каюсь! Прости меня, Господи, и простите меня, братья и сестры! Я вас прощаю с радостью.

Спаси вас Господи! Простите, дорогие братья и сестры.

Протоиерей Геннадий Беловолов.

17 марта, храм Апостолов Петра и Павла, с. Сомино Бокситогорского района Ленинградской области.

63
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru