Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Дневник монахини Евфросинии (Часть восьмая)

«Господь вел меня по пути спасения…»


Начало здесь

4 декабря. Пятница. Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.
У мамы день рождения. Причащалась. Две службы. На первой исповедовалась, но так как о. В. не причащал, то на второй службе подошла на исповедь к о. Александру, но не исповедовалась, а только благословилась на Причащение. После первой и Крест был, и исповедь. На второй причастилась, а мама с Лидой, соседкой, причащались на первой службе.
Да, только Господь спасает, даром даровал жизнь, а теперь душу облегчает. Ведь исповедь ежедневная во всех своих содеянных грехах и в помыслах очищает душу. А Причащение, да и Крест, ежедневные запивки теплотой, пост, который наложила на себя, вериги помогают познать чистоту, смирение, сокрушение гордого сердца.

6 декабря. Воскресение Христово. Причащалась; о. В. благословил. Ведь для меня частое причащение — источник жизни, оно помогает душу держать в чистоте. Как на раскаленную плиту не сядет муха, так и душу, согретую Причастием Святых Таин, не касается смертный грех и даже помысел.
Господь для смирения попустил мне опять попасть в козни лукавого. То говорил во мне моим голосом, а когда исповедовалась в этом о. В., то стал голосом влезать в меня. То предварял молитвы, которые я мысленно творила, то теперь уже и с кем-то постоянно спорит, доказывает. На молитвах берет сном, но не тем, когда спать хочется, а каким-то обморочным, забывающимся, оскудным.
Была у психотерапевта, назначил лечение, но сначала не было денег, теперь нет лекарства. Вот он и господствует. Борис говорит, что это духовное, надо духовно лечить — в монастыри заказывать и ехать к старцам… А я, грешная, не имею возможности, вот он и обладает мной, но не явно, а скрыто, не как раньше, телесно, а духовно. Будем уповать на Бога, как попустил, так и примет это бремя, для смирения попущенное мне, чтобы не гордилась, не зазнавалась, а больше уповала на Бога.
В праздник Александра Невского о. В. поздравил о. Александра, диакона, у которого был день рождения и День Ангела, и послушника Александра Михайловича. На занятиях в школе и на проповеди о. В. объяснил расположение нашей церкви, чтобы не смущались некоторые, что увидели на стене икону Спасителя. Это прообраз церкви в Иерусалиме, где храм расположен впереди, как у нас алтарь, а кувуклия с Гробом Господним расположена сзади. Дома я представила это и была смущена тем, что Божничка, молитвенный угол с иконами, расположен у окна и смотрит на Восток, а сзади у меня — иконы Казанской Божией Матери, Николая Чудотворца, Целителя Пантелеимона, Иверской иконы Божией Матери, Распятие. Так Господь помог мне, не бывшей в Иерусалиме, чтобы я не скорбела, и открыл мне эту благодать. Слева от меня на швейной машине — подсвечник и разные Богослужебные предметы: св. вода, иконы, лампадное масло, ладан. А над этим возвышается Распятие Господне.
Воистину, точно чудо Господне, Промысл Божий вразумляет, открывает, наставляет нас на правый путь, открывает свои чудеса, просвещает ум и сердце.
Слава Богу за все, слава создавшего нас и научающего нас на брань и дающего разум и силы на борьбу. Аминь.

8 декабря. Исповедовал о. В. Подошла за благословением на вкушение один раз в день по понедельникам, средам и пятницам. Но он сказал: «Ешь, как церковь заповедует. Я не буду благословлять. А если хочешь на себя сама наложить, то это твое дело». В этом тоже вижу Промысл Божий: отсечение своей воли. Меня это постоянно донимало, враг советовал наложить на себя тяжкие бремена, чтобы потом низложить, но о. В. прозорливый — сразу отверг. Еще в те посты он советовал мне на вечерней трапезе вкушать чай. Ведь так у меня получается, что утром просфору принимаю после чтения Евангелия в церкви после Литургии, днем трапезничаю и вечером — чай, это уже четыре раза, а святые отцы единожды вкушали. Вот и смирение, о чем о. В. постоянно твердит мне. После молебна подошел Михалыч, старший послушник, и сказал, что на меня жалобы: под Евангелие иду, расталкивая всех. Спаси, Боже. Вроде бы теперь уже не встаю под чтение Евангелия, а только после чтения, когда о. Александр накладывает Евангелие на голову, прошу и меня утвердить, ведь дома я читаю ежедневно Евангелие от Иоанна (5-ю главу). Значит, и это воля Божия для моего смирения. Блаженная Валентина к о. В. подходит под благословение единожды в неделю, значит, пришло время, и мне хватает того, что имею, только бы хранить, как говорит о. В. Помоги, Господи, отсекать свою волю и во всем видеть Твою волю через Дух Отца, под его крепкой рукой восстать, очиститься, утвердиться. Аминь.

14 декабря. Понедельник. Вчера причащалась Святых Даров. В субботу монахиня матушка Анна сказала, что о. Николай Манихин ждут Владыку на праздник Николая Угодника, и нужно ему успеть подать прошение о постриге.
В субботу вечером не поехала, стояла на службе и готовилась к Причащению. В воскресение причащалась; как Господь сподобит, собираюсь завтра съездить, у о. В. взяла благословение на два дня. Всю осень терпеливо ждала ответ Свыше на свои просьбы о завершении начатого дела, молитва была дана об этом. Теперь Господь открыл, что нужно делать. В августе я два раза ездила в Казанско-Богородичный храм, брала благословение у о. Николая, но не решилась ему сказать, чтобы не подумал, что жалуюсь на о. В. Теперь терпеливо жду, как Господь сподобит закончить начатое дело. Чистых, достойных людей Господь Сам призывает, а я, нечисть, в грехах погрязшая, поэтому Господь и отводит от меня…
Месяц назад получила исцеление от иконы св. Александра Свирского: кости встают на место. На чтении Евангелия во время служб кости все эти годы начинали сдвигаться, а я все время недоумевала, что это значит. И о. В. об этом говорила, но он пригрозил мне тогда увольнением. А теперь вижу, что это сила Божия правила мои кости, благодать Божия входила в меня и восстанавливала грехом деформированные кости. И теперь, по мере очищения от грехов, Господь дает исцеление плоти. Только хрящи, образованные за эти годы, мешают, не дают восстановиться правильно. Но благодать Божия умело и умно правит и помогает мне вернуть утраченное. Если я раньше просила об исцелении, чтобы красоваться, то теперь прошу для прославления Имя Господня. Не нужны мне теперь ни красота, ни украшения, шапки отвергла, ношу капюшоны. Как святые отцы носили куколи, так и я, грешная, хотя бы внешним видом стараюсь обрести благочестие и смирение.

16 декабря. Слава Богу за все! Сегодня в третий раз ездила в старый город к о. Николаю (Манихину). В воскресение монахиня матушка Анна сказала, что приезжает Владыка Сергий на праздник Николая зимнего. Благочинный готовит прошение на постриг, и мне нужно отдать прошение.
Во вторник съездила, но о. Николая не было, уехал в Самару к Владыке. Ангел подсказывал мне, ведь и о. В. в воскресение отменил занятия взрослой школы, чтобы успеть сделать отчет. Не уразумела, грешная, но слава Богу, что по вторникам о. Николай всегда ездит к Владыке. Так Господь научает, ведь сказано, что за двумя зайцами не гонитесь. В среду тоже съездила, но о. Николай прошения не принял и сказал, чтобы сегодня подъехала до службы, он с о. Германом решит этот вопрос. И хотя брала благословение у о. Валерия в воскресение на два последних дня, в среду дождалась, благословилась и тогда уже поехала. В 7 утра уже была в храме, заказала проскомидии о живых и за усопших, сидела на улице, молилась. Вопрос мой был разрешен после службы, но благодать Божия почивала на мне, ведь я утром благословилась у о. Гавриила, который вел службу, у о. Германа, когда он брал прошение, да и на исповеди получила от него прощение грехов; с о. Николаем разговаривала, хоть и не брала обычного благословения, но благодать излилась от одного общения. Слава Богу за все, Господь научает, ободряет. О. Герман взял прошение и сказал, что нужно будет ехать к Владыке, но я напомнила, что Владыка приезжает на праздник Николая Угодника, на что он сказал, что по здоровью моему я монашество не вынесу, это большой чин, труд, но иночество понесу, и он сам попробует отдать мое прошение Владыке. Слава Богу, для меня и этот Ангельский чин — большая благодать, и это обязывает трезвиться, блюсти себя в особой строгости. А дома — искушения — наркоманы обложили; сорвалась, грешная, на Вячеслава, который раньше пил с Валерой, до его тюрьмы, и пригрозила ему, что когда-нибудь зарублю. Это бесы во мне орали, ведь им невыгодно мое молчание, к которому я стремлюсь и поэтому стараются низложить меня. Только мысленно просила у Господа прощения за содеянный грех, каялась, просила простить. И Господь помог — Вячеслав опять пришел к Леше, попросила у него прощения за грубость. Грешная, ведь готовлюсь к Причащению, да и пост накладывает особую строгость, а я опять пошла у бесов на поводу, не поняла их козней. Спасибо, Ангел вразумил.
Завтра, если Господь сподобит, пойду на службу в свой храм, которого мне так не хватает. Везде хорошо, но дома лучше. Да и о. В. — как светоч светит нам, а без его поддержки тяжело, благо три дня, а больше не понесу. Аминь.

19 декабря. Суббота. Праздник Николая Угодника. Ездила в старый город. Две службы, в 7 и в 9 часов. На исповеди подошла к о. Герману и спросила о прошении моем, на что он сказал, что не надо спешить, он мое прошение еще и не подавал. После Причастия, когда о. Герман стоял с Крестом, спросила у него, что, мне, мол, подождать его? Он спросил, мол, зачем? Я ответила, что насчет прошения. Он заулыбался и сказал, чтобы шла и радовалась: прошение подписано. И хоть я не благословилась у Владыки, как бывало раньше, но благодать чувствовалась большая: Причащение Святых Даров и прошение. Так Господь подкрепляет меня, немощную телом и слабую духом. Хоть в миру и была сильная духом, но это не моя заслуга, а от Бога, ведь я ходила и призывала в помощь Архангела Гавриила. И потом, уже воцерковленная, когда бесы одолевали, чтобы избавиться от них, Господь указал на помощь Архангела Михаила, которому я и свечи заказывала, и стихотворения за неимением тогда молитв читала.
Помоги мне, Господи, получив Ангельский чин, оправдать его перед Богом и всеми человеками, получив, дать и оправдать, заслужить истинного звания, а не словесного чина. Теперь надо рясу сшить и на голову…

20 декабря. Воскресение Христово.
Вчера у о. В. испросила благословения и сегодня причастилась. Но вот второй день не получилось после Причастия поцеловать край Чаши как ребра Господня. Но это тоже уже идет во смирение, благодать большая, сугубая. Вчера от рук Владыки, сегодня — из рук о. В., да двойная благодать каждодневного Причастия. Ведь это Тело и Кровь Господа, да пребывает она во мне и со мной. Всади мне, Господи, в сердце страх Господень и Причастие от меня неотъемлемо сотвори. Аминь.

25 декабря. Слава Богу! Свершилось! Постриг в монашескую мантию. В приезд Владыки было подписано прошение. Отец Герман сказал, что только в иноческий чин, но на самом постриге неожиданно со всеми рясофорными и я была пострижена в мантию. Так Господь чудесным образом дарует Свою милость. Блаженная Валентина говорила, что скорби и гонения, которые я познала, Господь откроет в Своей милости, и надо терпеливо ждать этого. И вот чудеса явились. Шить одежду я не была готова, но Господь и тут проявил милость: сестры матушки помогли кто чем мог; дали и мантию, и клобук, и подрясник, и хитон, и носки — и была одета, грешная.
Отец В. все время мне говорил, как увидел меня, что надо слушать. Но я слушала в пол-уха, не вразумлялась и теперь ясно вижу, что необдуманно внимала его словам. А его всегда надо слушать и исполнять.
В день пострижения благословилась у о. В., и он сказал, что у меня будет новый духовный отец. По мирскому рассуждению — это немыслимо, болезненно, как мне некоторые сказали. Но в этом я вижу волю Божию, о чем сказала о. Николаю благочинному, который подошел ко мне, когда я ждала о. Германа о разрешении моего вопроса о послушании. Отец Николай благословил нести послушание в храме по уборке храма, подсвечников и благословил питаться в храме. То, что тогда не внимала, теперь само является на мне. Отец Николай спокойный, уравновешенный, я каждый день исповедуюсь ему, разрешаю вопросы, которые возникают, а он благословляет меня на службу.

31 декабря, 1 января 1999 г.
И здесь были искушения. Сестры матушки сначала не поняли меня, грешную, и назвали меня необузданной, когда я решила им ответить на укор мне, что я делаю что-то не так. И когда я им объяснила мою сущность и в чем заключается моя болезнь, то они думали, что я обижусь, если они будут указывать на мои неправильные действия — ведь я не знаю уклада их жизни. Как они сказали, что я «уже немолодая, прожила жизнь». И когда я объяснила, что жизнь моя только началась семь лет назад, они поняли меня и теперь во всем помогают мне. И я обрела то, чего мне не хватало: и душевное спокойствие, и молитву, и Причащение Святых Даров.

3 января. Воскресение Христово. Две службы. Причащалась. На раннюю службу опоздала, но исповедовалась, хотя и, грешная, не все правило выслушала, то есть не всю молитву к исповеди. Исповедовал о. Гавриил. Подошла к старшей монахине, спросила, что делать. Она, видя, что я в мантии, сказала, чтобы я готовилась к Причастию, раз я исповедовалась. Но, стоя на службе, прихожанка мне пояснила, что и клиросные так же делают: на ранней исповедуются, а на второй службе — причащаются. Старшей матушке сказала, что буду на ранней причащаться. Она только развела руками, сказав, что на это моя воля. И я решила не менять своего уклада, а причаститься на поздней службе, которую ведет о. Николай. Дважды была на исповеди и дважды же приложилась ко Кресту у о. Николая, так как старшая послала к нему взять благословение на дальнейшие мои действия, послушание. Так Господь чудесным образом вразумил меня. Ведь я, неразумная, совсем забыла, что в понедельник выходной, и я не взяла, как обычно, у о. В. благословение на предстоящий день. И Господь Сам не это даровал. Не зря так настойчиво о. В. посылал меня к монахам.

6 января. Сочельник Рождественский.
Матушка Анна предложила причаститься. Праздник Бог благословил. Причащалась. Осталась ночевать в крестильне. С восьми до одиннадцати вечера спала, потом — до часу ночи, в два ночи просыпалась, в три — встала, стала читать Канон Спасителю с Акафистом. Храм открыли в четыре утра, народу было много. Первая служба — в 5 утра, исповедовалась. Вторая служба — в 7 утра, на обоих подходила к Причастию, смотрела, как другие причащаются. Сначала было тяжело, но после того, как подошла ко Кресту на первой службе, стало легче. После второй службы, после Креста и Литургии вообще взбодрилась. Господь дал силы. На третьей службе приобщилась Христовых Таин.

Рождество Христово
Причащал о. Николай. Подошла ко Кресту к о. Вячеславу, о. Николай рядом давал Крест, но повернулся ко мне, и я приложилась ко Кресту. Так Господь Сам укрепил меня.
Нашла моя душа то, чего жаждала. Не зря о. В. все лето посылал меня к монахам. Ведь он прозорливый, знал, что моей душе надо. И теперь, только запретив бывать на службе в новом городе, куда я, грешная, стремилась душой, стоя на службе, думала о той церкви. И только теперь по-настоящему прилепилась к старому городу. Сначала рассуждая по мирскому, воскорбела сердцем, услышав об отлучении меня от нового города, а потом, когда Ангел все раскрыл, обрадовалась Промыслу Божиему. Все Господь дает для спасения души, если это видеть и разуметь по-Божески, а не мирским разумом.

9 января. Суббота. Собор Пресвятой Богородицы. Архиерейская служба.
Причащалась. Утром благословилась у Владыки. Испросила у Божией Матери помощи, Она помогла. После службы благословилась у о. Михаила Хряцевского, о. Иллариона, еще у некоторых батюшек и у о. В. Дождалась, когда он выходил с алтаря, он благословил и сказал, чтобы теперь спасалась здесь, в ответ на мое благодарение за все, что он дал мне. День был насыщен, благоприятен, и благодать большая была. Это в ответ на мои слова, что у нас в храме большая благодать, а здесь — только благолепие. Господь оставляет меня, грешную, здесь подвизаться. Вот так я уже несколько раз раскаиваюсь за свои слова делами. У сестер мало внутреннего делания, да и внешних подвигов не видно, но терпение, спокойствие покрывают недостаток, чего нет в нашем храме. Да и люди на службе стоят спокойно, нет такого напряжения, как у нас. У нас многого нельзя, а здесь все можно, и поэтому спокойствие покрывает недостаток благодати.
У меня тоже нет больше молитв, нет времени, только утреннее, вечернее и монашеское правила. Но послушание превыше всего. Труд монаха — в отсечении своей воли, в послушании, что превыше всего. Там работала для себя, молилась для себя, а тут — для Господа. Аминь.

16 января. Суббота.
Днем пришел о. Николай благочинный и сказал, что на помазание приедет Владыка. Приехал он не как обычно, а пришел с алтаря, вот уж поистине чудо Божие. Даже матушка Анна, когда пришла на вечернюю службу и увидела подиум, то, спросив у меня, что это значит и, услышав ответ, что будет Владыка, сказала, что у них, значит, появился кто-то особый, потому что Владыка до этого приезжал к ним редко, а теперь на неделе — дважды уже. И я, грешная, сподобилась и 19 декабря, и 10 января, и сегодня у Владыки благословиться через помазание. Благодать Божия открывается на каждом шагу, только ее надо чувствовать и хранить. Помоги, Господи, дар сей сохранить и приумножать его.
Умножи сие и не остави меня, помоги постичь Божественное, открый грешной рабе новую жизнь, новые впечатления, не лиши меня Своей милости; дал новую жизнь — дай и постичь ее. Аминь.

19 января. Крещение Господне. Причащалась. На ранней службе исповедовалась, была у Креста, приложилась, на молебен выходила, приняла окропление от о. Германа. На второй службе снова исповедовалась у о. Вячеслава, разрешила личный вопрос по поводу сына Валерия, была у Креста, приложилась на поздней службе, благословилась у о. Николая, который пришел на службу, но не причащал, чего я ждала. Причащал о. Герман.
Службы проходят не так, как у о. В. Батюшка всегда сам присутствовал и освящал воду, разливал, окроплял всех, а здесь этого нет. И лукавый совратил меня, впала в ропот, сначала начала сравнивать, сопоставлять, а потом незаметно и до ропота скатилась. Но Ангел вовремя остановил, не дал, как в день Старого Нового года, обрезания Господня и св. Василия Великого, в триименуемый Праздник впала в ропот. Такое несоответствие с нашими порядками, какие установлены у о. В. Тут Ангел раскрыл, что по поговорке, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и дал то существенное понятие, что, потому я в этой церкви, чтобы оставить плотское мудрование, отсечения своей воли, рассуждения, смириться с данным укладом, обрести Бога, жить этой благодатью, которую раскрыл мне Бог, познать Бога, обрести Его, как учил о. В. Новая жизнь, новый уклад, более сдержанный — в этом и отличие монашеской жизни от мирской. Такое новшество, такова моя новая жизнь. И у о. В. служа, проходила более широкую подвижническую жизнь: ночные бдения, пост, 1-2-хразовое питание. А здесь — 2-3-хразовое питание, исполнение молитвенного правила и послушания. Там на молитвах стояла и руки воздевала к Богу, и к груди прижимала, когда отдавалась молитве, а здесь во всем сдержанность, смирение, кротость. У сестер нет Божественной возвышенности, и мне приходится смиряться, чтобы не отличаться от них. И Лот спасся, живя с безбожниками, и мне надо познать Бога, живя уже новым укладом жизни. Главное — нашла душевный покой, хотя и без искушений не обходится.

22 января. Пятница. Выходной день. Дали день для разрешения личных вопросов. Решила вопрос о наследственности по снятию денег с книжки погибшего сына Валерия. Он пользовался книжкой через банкомат, пластинка с книжкой хранились дома. Батюшка Николай благословил снять деньги и положить в церковную кружку. 67 рублей 89 копеек, которые причитались ко снятию через нотариуса как наследственные, заняли два дня. Помогли работнику, дав сразу справку. Так по благословению батюшки вместо нескольких недель обошлось все двумя днями. Утром подошла к о. В. за благословением. По дороге шла и строила предложения, как обратиться к нему с вопросом о снятии епитимии, которую он наложил на меня почти семь лет назад. Он только сказал, какая, мол, вам епитимия, у вас Ангельский чин. Так двумя предложениями разрешился мой вопрос. Батюшка благословил меня на дальнейшую жизнь и службу в старом городе, сказав, чтобы подвизалась теперь в старом городе. Взяла благословение и у двух батюшек Александров. И с этими благословениями прошел весь день. Ангел внушал съездить в церковь в старый город за рясой, по которой надо было снять мерку и сшить новую рясу, но отложила этот вопрос, и в это время, оказывается, в крестильне, в старом городе, был Владыка Сергий.
Так я лишилась его благословения, о чем узнала в субботу, придя на службу. Но не воскорбела, как раньше, так как благодати хватило покрыть эту скорбь, если раньше не умела хранить полученную благодать, так как не чувствовала ее. Теперь же, познав, могу если не умножать, то не расточать ее и хранить. Слава Богу за все! Помоги, Господи, охраняться Твоей благодатию, защищаться от нападок и козней врага. Искушений много; помоги блюсти себя в чистоте и благочестии. Аминь.

30 января. Суббота. Поездка в Самару в Кирилло-Мефодиевскую церковь на Поляне Фрунзе. Церковь небольшая, но благодатная. Единственная в стране, где служится молебен по убиенным Вифлеемским младенцам и нашим безымянным. Причащалась. Грешная, утром забыла дочитать Правило ко Причащению. Исповедовалась в грехах, батюшка благословил. Прикладывалась к мощам убиенных младенцев и мощам Серафима Саровского, ради которых я поехала в эту поездку, так как нет возможности поехать в Дивеево.
На обратном пути заехали в Царевщину, на источник не поехали, так как он затоплен озером, в котором поднялся уровень воды. Но в церковь зашли, благодатная. Много икон, очень уютно, и благодать почивает в храме. И в Кирилло-Мефодиевском я физически почувствовала эту благодать, которая редко посещает меня, грешную. Но это внешнее давление на череп, как и в храме у о. В., ни с чем не сравнимое. Сильное, но в то же время легкое, благодатное. Ведь и на Синае Моисей с Аароном не сразу смогли войти в скинию, так как благодать почивала там, а только тогда, когда она поднялась. И в двух храмах я почувствовала эту благодать, ее силу, давление, но в то же время легкость этой силы и невещественность.

31 января. Воскресение Христово. Причащалась. Неделя о мытаре и фарисее. Отец Николай Ташлинский в такую неделю не причащает. Два года назад я, грешная, сподобилась 23 февраля у него причаститься ради Дня Ангела, который по незнанию почти сорок лет отмечала в этот день. Тогда я еще ела мясо, но так получилось, что была в отпуске и в церкви после службы обедала и приходилось со всеми есть скоромное (по благословению о. В.). О чем и сказала тогда о. Николаю, — что мне, грешной, в виду слабого моего состояния физического и душевного, о. В. попускал такое, говоря, что, мол, сила в немощи.
И сегодня опять мне пришлось вразумиться о еде, которую я вкушаю здесь, в церкви, два раза и по приходу домой, о чем так скорбела. Сегодня утром опять забыла вычитать Правило ко Причащению, о чем только вспомнила после исповеди на первой, ранней, службе. Во вторую службу подошла к о. Гавриилу с покаянием о данном грехе. О чем стояла и мысленно вопияла к Богу, прося прощения в грехах, как мытарь, мысленно била себя в перси, прося прощения и за Правило, и за еду, которую как бы в осуждение другим я принимала, считая, что сестры слабее меня. А оказалось, что это я слабая, и мне нужно было вразумление, о чем я услышала от сестер во Христе.
Пищей человек не приближается и не отдаляется от Бога, но смирением в мыслях, делах, словах, чего нет у меня. А есть у них. Им нужна плотская пища, и они спокойно ее вкушают как должное. А я, как фарисей, мню себя сильной и вкушаю ради смирения, которого у меня нет, и потому не имею благодати от этого.

7 февраля. Воскресение Христово! Причащалась. Постоянно скорблю, что слабая духом, немощная. Отпала от о. В., а сама не в силах возгореться любовью к Богу, сердце холодное.
И утром Господь даровал вразумление, что мне было это дано: самой познать Бога в двух утренних Литургиях, исповедовании грехов, ведь это с целованием Креста и Евангелия, да и после Литургии целования Креста. В новом городе как-то о. Валентин назвал алчностью стремление дважды подойти ко Кресту или другой святыне, и я, когда-то одержимая злыми духами, так же считала и многого по этой причине лишилась, пока Галина из крестильни и о. В. не вразумили меня, что это святыня и чем чаще к ней прикладываться, тем больше получаешь благодать, которая и защищает нас, и спасает. И сейчас это дано мне, чтобы, отпав от благодати о. В., самой почерпнуть ее, познать Бога через такие святыни как Литургии и исповеди. Так постепенно Господь научает меня, открывает, вразумляет, утешает.

8 февраля. Как бы в подтверждение вчерашнего написания, сегодня Борис принес высказывание блаженной девицы Пелагеи Рязанской о Крестном знамении и силе его. Без Креста нет и спасения, и чем чаще крестишься, тем более низлагаешь бесов, которые, как огня, его боятся, если его правильно накладываешь, а тем более, ко Кресту прикладываешься, да еще и в церкви после таких служб, где благодать. Ведь мне дано дарование по утрам целовать Крест пятикратно с молитвой за себя и за детей и перед сном ограждать с молитвой себя и свое жилище нательным крестом, по благословению батюшки.

9 февраля. Нечаянная радость, благодать Божия! Утром было елеепомазание в честь перенесения мощей Иоанна Златоуста. А днем сподобилась получить просфору Агнца Божия. Нам давали по кусочку, но я не знала, что это, и думала, рабочая просфора. А сегодня получила с канона полный кусок от Агнца, о чем матушка Аполинария дала мне объяснение. Грешная, об этом я даже не смела мечтать, работая у о. В. А тут Бог допустил грешную до такой святыни. Вот в чем открывается благодать, вот зачем посылал меня о. В. к монахам. Помоги мне, Господи, стяжать чистоту сердца, чтобы познать и вместить Твое Божество и благоугождать своими делами и помышлениями. Аминь.

14 февраля. Поездка в Сызрань, в Богородично-Казанский кафедральный храм. Боголепие, хорошая акустика, хоры, большой по масштабу; чудотворные иконы Божией Матери «Феодоровская», «Казанская», Предел Александра Невского, икона Николая Чудотворца с частицами мощей. Причащалась.
Искушения. Утром в спешке забыла прочитать, грешная, Канон ко св. Причащению; Каноны — покаянные и молебный — вычитала, а ко Причастию забыла — лукавый отвел. Исповедь проводил священник, сначала читавший нам проповедь тихо, долго, не спеша, а служба идет, хоры поют. Так хотелось Литургию прослушать, а он исповедь проводит медленно, не спеша. Грешная, возроптала мысленно, гордость одолела, стояла и слушала в пол-уха, прислушиваясь к службе, молилась, крестилась. А после исповеди батюшка вдруг сказал: «Да не дерзнет кто-либо подойти к Причащению неподготовленным, не вычитав Канонов и последования. И тогда я, грешная, вразумилась. Ведь это я пред Господом стояла, а Он ведь провидец сердец и душ. И дал мне, грешной, вразумление, что Он все видит и знает, нет у него ничего тайного. Подошла к батюшке с сокрушенным покаянием, что не вычитала утром Правило ко Причастию, и облобызала у него руку, прося прощения за свой грех пред ним. Он сделал мне замечание как монахине, сказав, что мне-то надо обязательно это вычитывать. Молчала, только слезы, обильно пролившиеся, говорили о моей душевной бедности, о горечи за свой грех. Так Господь научает меня, что нельзя холодно относиться ни к исповеди, ни к Причащению Святых Даров, от частого приобщения с которыми у меня притупилось чувство страха Божия. Господь милостив — допустил до Причастия. Так окаянную во второй уже поездке Господь смиряет и указывает на грехи, скрывавшиеся в глубине.
Потом — поездка в мужской Вознесенский монастырь (которому более трехсот лет). Но — обновляется, есть и насельники, и наместник; поездка в Кашпир, к чудотворному Источнику Феодоровской иконы Божией Матери, во вновь строящийся храм деревянный, как бы светящийся — так древеса обработаны, что слегка желтоватый свет дерева светится, как святой образ. Благоплодная поездка.
В разговоре автобусном услышала, что многих привлекает благолепие или внешняя красота, вид. Поэтому многие отвергают нашу церковь Спасо-Преображенскую, в которой нет ни убранства, ни росписи стен и потолка, но на которой почивает благодать Божия. Многие ездят по всем храмам, весь год проводят в поездках, стараясь уловить на стороне что-то для души, не видя того, что это все рядом, только сокрыто для них. Ведь о. В. долго не ездил в Иерусалим, хотя матушка Вера настойчиво посылала его, хватало для него благодати Божией и здесь. А когда только он познал благодать (которую когда-то познал и Серафим Саровский и о потере ее он три года со слезами молился), тогда и о. В. поехал в Иерусалим за большой благодатью, которой здесь ему недоставало. И, трижды съездив в Иерусалим и в Бари, в Никию, тогда он и почерпнул то, чего жаждала его душа. И я, столько никуда не ездившая, когда мне было дано познать благодать Божию, стала ездить по святым местам, чтобы укрепиться в ней, почерпнуть ее, приобщиться к ней, учиться приобретать, а не расточать. Аминь.

20 февраля. Поездка в Ташлу к Источнику.
Службы не было, о. Николай прочитал Акафист иконе Божией Матери «Избавительница от бед», открыл киот, и мы смогли приложиться к иконе, а о. Николай помазал нас елеем. Я, грешная, попросила меня пропустить без очереди и во второй раз приложилась к иконе в надежде, что Божия Матерь дарует мне освобождение от болезней, греха и страстей. Я купила икону Божией Матери и Крест со вставленной в него иконой Спасителя. Благодать почивает на этом месте. Три года назад я здесь причащалась Святых Таин, а все эти годы только приезжала на Источник. И сейчас, когда предложили поездку, лукавый смущал, ведь Причастия нет, а мне так хотелось причаститься, и поэтому смущалась — ехать или нет. Грешная, не сразу познала хитрость лукавого, который хотел забрать у меня благодать, лишить ее, отвести от поездки. Да, ладно, матушка Аполинария сказала, чтобы ехала обязательно, ведь начинается пост.

24 февраля. Великий пост. Искушение. Вчера подошла прихожанка, бабушка, сказала, что видела меня в блистании, одетую в голубую одежду и светящуюся. И поздравила, сказав, что я достигла совершенства, чтобы этим порадовать меня. Не знает, бедная, что это горе мне, а не радость. Ведь это бесовские козни опять хотят уловить меня прелестью. Опять я в их сетях, опять они обладают мною.
Сегодня Господь показал мне грехи мои, когда в перерыв сестры мыли пол, чтобы не мешать им, я со смирением, внутренним возмущением переходила с места на место, с дерганием, какое было у меня раньше. Опять попустила бесам обладать мною. Нет сердечного смирения, только внешнее, а внутри обладает строптивость, непокорность. Если я раньше также дергалась, не замечая это, что это было как бы естественным, то теперь увидела это как грех. Спасибо Богу — показал, а то успокоилась, думала, что исправилась. Вот и вчерашнее видение бабушке — это я в огне синем пламенем гореть буду в аду, за грехи мои, а не в блистании, как ей казалось. Вот эти грехи и введут мне в пламень огненный, в геенну, где и буду гореть негасимым пламенем. Увы мне, грешной.

19 марта. Грешная, месяц не писала. Пост. Искушения.
Сегодня Архиерейская служба. Причащалась. Година со дня моей клинической смерти. И так Господь сподобил отметить седьмой юбилей Причащением Святых Таин от Владыки. Утром не сподобилась приложиться к его руке, не получила благословение. Но Ангел успокоил, что полученной от Причащения благодати хватит. Благословилась и у о. В., который приезжал на приветствия Владыки. Выслушала обличение от бесов. Женщина, одержимая, когда я подошла ко Причастию, не захотела меня пропустить, когда ей указали, что матушка и, мол, надо пропустить, то она ответила, что не видит во мне матушки, так как нет смирения. Я приняла это как должное, потому что это на самом деле так, нет истинного смирения, о чем скорблю и прошу у Бога в помощи обрести его.
В конце службы постигла меня благодать — в рукав я вкладываю тряпочку для протирания рук после свечей, и вот, грешная, не заметила, как она возгорелась от свечей, у меня ведь нет левого бокового зрения, а только когда люди ахнули, увидела. Пламень был большой, но не опалил ни руки, ни рукава, хотя я рукой гасила огонь. Так благодать от Причастия Святых Даров, усугубленная принятием от Владыки, сберегла меня, грешную. И теперь понимаю, что у Гроба Господа Огонь, сходящий на людей, тоже не опаляет, так как благодать большая. Аминь.

20 марта. Сбывается Писание, что «будут убивать вас за Христа».
Искушения подстерегают на каждом шагу. Одержимая бесами Мария зашла наверх, в комнату, где мы раздеваемся. Когда же я ей сказала, чтобы она вышла, что ей не положено, то она стала выкручивать мне руки, а потом пластмассовый тазик три раза с силой надела мне на голову, сказав, что мне тоже здесь не быть, и что она сделает это со мною. До этого она на вечерней службе двух прихожан избила и матушку Аполинарию ударила по руке и шее. Так бесы ею овладели, что она уже перешла в агрессию. Это уже третье нападение на меня бесов. Слава Богу за все, что осталась пока жива, что она не сбросила меня сверху. Жаль ее, ведь ее и на отчитку возили, и в больницу клали, но она не лечилась, не пила лекарств. Бесы не давали — они ведь боятся, когда их обличают. А мне — урок, ведь Господь говорил: «Когда будут вас бить, бегите в другой город». Нужно быть с ней осторожней, не знаешь, что предпримет. А мне это она сказала прямо, и у нее были глаза, как у моего сына Валерия перед смертью, когда над ним тоже возобладали бесы. Одинаковый взгляд — холодный, дерзостно-безстыдный, вызывающий, наглый.
Помоги, Господи, выстоять и укрепиться, дай излечиться и освободиться.

Окончание

17.06.2005
857
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru