‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Наш храм — миссионерский»

Интервью с настоятелем студенческого храма во имя святой Татианы при Самарском государственном техническом университете протоиереем Михаилом Мальцевым.


Интервью с настоятелем  студенческого храма во имя святой Татианы при Самарском государственном техническом университете протоиереем Михаилом Мальцевым.

Самарский государственный технический университет, стайки спешащих студентов, обычный шум вузовского первого этажа. А посреди всего этого, за некрепкими дверьми и почти невесомыми стенами — уголок иного мира, храм святой мученицы Татианы. Здесь неспешно служится Литургия, возносятся молитвы, немного тесно, но как-то по-домашнему уютно. И как бы ни было шумно и суетно снаружи, внутри тихо и спокойно, все мирское и наносное остается там, за дверью. В этом году домовая церковь святой мученицы Татианы Технического университета отмечает свое десятилетие. О том, как появилась в стенах вуза церковь и чем живет сейчас Татианинский приход, мы говорим с настоятелем храма протоиереем Михаилом Мальцевым.

Храм воспитывает студентов

— Отец Михаил, храм в честь святой мученицы Татианы при Самарском государственном техническом университете — один из первых студенческих храмов. Как получилось, что он был открыт именно здесь?
— Да, это едва ли не первый студенческий храм в Самаре. Храм был открыт по инициативе ректора, Владимира Васильевича Калашникова, и, конечно, по благословению нашего Правящего Архиерея — Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, в июне 2000 года, на антиминсе подписано 19-м июня. Первым настоятелем храма был ныне протоиерей и благочинный Игорь Турутин. Сам я был рукоположен десять лет назад, так что юбилей храма совпадает с моим юбилеем. Нам с отцом Игорем на выбор было предложено окормлять новый храм. Но я, как молодой священник, не посчитал для себя возможным стать настоятелем. Мне нужно было еще многому научиться, и потому я три года служил в Покровском соборе. Но я присутствовал на первой Божественной литургии в Татианинском храме и помню ее очень хорошо. Это совпало с двунадесятым праздником, Днем Святого Духа. Ректор Владимир Васильевич Калашников принимал нашего Владыку при большом стечении верующих, потом нас знакомили со всем университетским хозяйством. Тогда установились времена взаимопонимания, и если бы все дальше продолжалось в том же направлении, то было бы замечательно. К сожалению, позднее возникли сложности и разногласия из-за проблем, касающихся собственности вуза. Так получилось, что университет владеет некоторыми административными зданиями и помещениями, прежде принадлежавшими Самарской епархии, где раньше были храмы. Это здание Самарской Духовной семинарии, где сейчас располагается один из учебных корпусов Технического университета, а также здание мужской гимназии на пересечении улиц Галактионовской и Вилоновской, там находится теплоэнергетический факультет Технического университета. На втором этаже этого здания размещался храм Спаса Всемилостивого, в других вышеупомянутых зданиях тоже имелись храмы.
В мире, наверное, больше нет такого светского высшего учебного заведения, где было бы сразу четыре храма, включая Татианинский. Правда, три из них недействующие. Даже в МГУ сейчас еще только третий храм строят. Но и то — строят наряду с исторически существующим, в котором отпевали Гоголя, историка Грановского. К слову, и в нашем храме, когда я только пришел, случилось подобное событие — мы отпевали одного профессора по желанию его родственников.
— Храм находится не в отдельном здании, а на первом этаже одного из корпусов вуза. Не возникают ли из-за этого проблемы?
— Само помещение изначально не было приспособлено для храмовых нужд. В разное время здесь располагались буфет и гардероб. А теперь вот — храм. Фактически, по площади это скорее часовня. Кроме того, храм находится у самого входа в учебный корпус, и тут уже не до атмосферы благочестия: постоянно снующие студенты, хлопающие двери, дым сигарет, крики, шум, смех, топот. Ну, а во времена весенние мы просто испытываем серьезнейшие искушения. Над нами находится концертный зал, где проходят все юбилеи, торжества и, конечно, Студенческие весны. Последние, как известно, приходятся на период Великого поста. И мы испытываем величайшую скорбь по поводу того, что ни руководство, ни студенты не осознают, что происходит этажом ниже — в нашем храме. Даже в Страстную пятницу как-то раз был концерт и веселье. Конечно, это духовное невежество, но, к сожалению, до сих пор ситуацию не удается разрешить.
И это не только наша проблема. Весной 2009 года мне вместе с другими настоятелями студенческих церквей нашего города довелось быть в Москве, в МГУ, на первой учредительной конференции вузовских церквей. Была образована ассоциация таких церквей. Кстати, стоит сказать, что существует еще и более узкая ассоциация — Татьянинских храмов, которых при вузах нашей страны оказалось не так уж и мало, ведь святая мученица Татиана признана покровительницей российского студенчества и вузовской науки. И везде говорят об одном и том же — о недостаточном понимании руководством вузов роли церкви при учебном заведении. Мы же рассматриваем студенческий храм как главный рычаг духовно-нравственного воспитания студентов. И поэтому все эти десять лет, которые прошли как один день, наполнены заботой о душах наших пасомых — студентов, сотрудников и всех, приходящих сюда. А приходят в наш храм со всех концов Самары, приезжают даже из области. Гостями храма были и иностранцы: два афонских монаха — Никанор и Иосиф из Хиландара, серб Душан Михайлович из Белграда, православный американец Василий Хурт. Его настоящее имя Клинтон, но он настаивал, чтобы его называли Василием, как нарекли в крещении. Василий был поражен теплотой и уютом нашего храма.
Так что есть и положительные стороны того, что наш храм такой маленький. Мы лучше знаем свою паству, имеем возможность внимательно и глубоко вникать в нужды своих пасомых. Исповедь мы не ограничиваем ни временем, ни обстоятельствами. Каждый человек может говорить священнику столько, сколько необходимо. Собравшиеся внимают всему, что происходит в храме, слова молитвы слышны из любого его уголка. Наши прихожане, по их собственному признанию, реально участвуют в Богослужении. Конечно, у нас тесновато и подчас душно, несмотря на кондиционер и систему вентиляции, которые появились благодаря помощи ректора университета и других доброхотов, но мы привыкли. В храме произведены ремонтные работы, в нем сейчас не так, как было десять лет назад. Пространство алтаря расширено за счет центрального выступа, поскольку ранее там было настолько тесно, что священник не мог даже положить земной поклон перед престолом.
— Как отнеслись к открытию храма в вузе преподаватели и студенты?
— Преподаватели вначале очень активно нас поддерживали, ходили на Богослужения. А потом — устранились. Меня это очень ранит и тревожит, я часто об этом говорю во всеуслышание, потому что считаю, что преподаватели, которые в свое время и «выпросили» меня у Правящего Архиерея, по логике, должны поддерживать до конца. Но, к сожалению, это не так. Год назад я собрал Православных преподавателей СГТУ и изложил проблемы, как я их вижу, предложил решение. И надо сказать, что на словах все были «за», но реально всё осталось по-старому. Надеюсь, что сейчас, со сменой руководства, дело пойдет успешнее. Положительные моменты: в жизни храма все-таки участвуют студенты, причем, не только нашего университета. У нас алтарничают сейчас студент Строительной академии и студент-философ из университета Наяновой. Оба поступили в этом году в Самарскую Духовную семинарию. Есть студенты Технического университета, которые читают и поют на клиросе. Конечно, это малая толика. Но надежда на духовное возрождение студенчества пока остается.
— Во время сессии, перед экзаменами, студентов прибавляется?
— Я бы не сказал, что происходят какие-то разительные перемены. Хотя наш храм открыт для посещения во внебогослужебное время, всегда дежурят казначей и алтарник. Можно заказать требы, приобрести литературу и получить ответы на волнующие вопросы. Я так своих помощников и ориентирую: если вопрос несложный, на который они могут дать ответ, — ответить, если есть затруднения — направить их ко мне или посоветовать какую-либо книгу. Кстати, книги у нас находятся у входа, на витрине-вертушке, никто их не стережет. Студенты подходят, листают, читают, иногда приобретают. Так что все желающие имеют возможность обратиться и получить ответ на свои вопросы. Есть у нас и информационные стенды в помощь новообращенным и тем, кто стремится больше узнать о Православии. Стенды регулярно обновляются. Часто можно видеть людей, читающих информацию на стендах.

«Наш приход — одна духовная семья»

— За то время, что действует храм, сложилась ли приходская община? Есть ли студенты, которые ходят постоянно на Богослужения?
— Конечно. Например, к нам регулярно ходят брат и сестра, приехавшие из Ульяновской области: Владимир — студент Технического университета, и Анастасия — студентка госуниверситета. И, несмотря на то, что там тоже есть храм святой мученицы Татианы, она все равно приезжает к нам. Может быть та домашняя атмосфера, которая присутствует у нас, восполняет недостаток семейного тепла, которого иногда не хватает многим молодым людям, в основном приезжим, живущим в общежитиях. Кому-то требуется неформальное духовное общение, и мы стараемся в этом отношении быть для таких ребят опорой. Как говорил Апостол Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Для нас на первом месте — человеческая душа, ее проблемы, ее заботы. У нас нет такой спешки, которая зачастую встречается в больших храмах.
Службы у нас совершаются достаточно часто. Мы любим служить, и службы у нас уставные. Всенощное бдение, например, длится минимум три часа, но это не утомляет, потому что люди имеют возможность и посидеть, когда это разрешено, потом мы их подкрепляем освященным хлебом и вином. Служим по воскресным, праздничным дням — двунадесятым, великим и значимым для нас. В храме хранятся святыни, привезенные из паломнических поездок, и все они так или иначе молитвенно обозначаются в цикле богослужений нашего прихода. По окончании Литургии мы служим молебен, иногда с акафистом. У нас не совершается Таинства крещения,   мы не отпеваем усопших — для этого нет необходимых условий. Хотя венчания у нас были, и я несколько студенческих пар венчал. И недавно, 31 января, венчал бывшую студентку, активную прихожанку нашего храма, Галину, которая нашла своего мужа благодаря совместной приходской работе.
В церковной повседневности я часто вижу проявление самого настоящего  чуда — торжества Христианской любви. Наш приход — это одна духовная семья. Всегда очень много записок. Вроде бы смотришь — человек пятнадцать стоит в храме, а записок втрое больше. Особое внимание мы уделяем сугубым прошениям на Литургии. Выше литургической молитвы ведь ничего не существует. Призываю и весь храм молиться о тяжко болящих или о попавших в беду. И мы убеждались, что после такой соборной молитвы у тех, за кого просили, наступает облегчение в болезни или решении проблемы. Бывает, что кто-то из прихожан, к величайшей нашей скорби, после нескольких лет тесного духовного общения уходит от нас. Но приходят новые, и мы продолжаем сеять слово Божие для спасения людей. Это самая главная цель нашего служения.
— Вы говорили, что в храме есть свои святыни…
— Да, конечно. Среди них частицы мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и ее сподвижницы инокини Варвары, полученные мною при весьма необычных обстоятельствах. Когда я путешествовал по Святой земле на Рождество 2004 года, наша группа посетила монастырь святой Марии Магдалины, где хранятся мощи наших святых. Я обратил внимание, что двое паломников-москвичей держат в руках прошения от своего Архиерея с просьбой предоставить им частицы мощей угодниц Божиих. Мною вдруг овладело дерзновение, и я тоже решил попросить. Когда я уезжал на Святую землю, мне, конечно, хотелось привезти оттуда частицу святых мощей. Я спросил у своих прихожан: «Привезу ли?» — и они с уверенностью ответили: «Да».
И вот я в монастыре, прошу, — мне говорят, что все решает настоятельница, нужно ее дождаться. Приходится отрываться от группы, ждать решения, но ожидание не было тщетным. Когда я уже собирался уходить, поскольку ждал очень долго, появляется игуменья Елисавета, приглашает меня в свою келью, предлагает угощение, расспрашивает. Я рассказываю о своем журнале «Духовный собеседник», о храме, о Самаре, а в конце беседы она вручает мне две капсулы с частицами мощей святых. Не помня себя от радости, я их кладу в конверт и во внутренний карман своего плаща, ближе к сердцу, и бегу догонять свою группу.
И тут же меня постигло искушение. На пути меня встречают несколько арабов, один снимает с меня скуфейку, остальные окружают меня. Я, естественно, возмущаюсь, поднимаю руки, и в это время у меня крадут конверт с частицей мощей! Я настолько был рад приобретению для храма святыни, что потерял бдительность. А ведь именно в Гефсимании, где я только что побывал, Христос предупредил своих учеников: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14, 38). Меня холодный пот прошиб: я кладу руку в карман — и не нахожу конверта. И когда я отошел уже на несколько метров, вдруг меня окликнул один араб. Я возвращаюсь, конверт лежит возле дороги (мощи лежат возле дороги!), араб требует один доллар. Естественно, сразу отдаю деньги, забираю мощи и уже храню их как зеницу ока.
Сейчас капсула с частицами мощей святых угодниц Божиих в нашем храме. Мы заказали нашей самарской художнице Екатерине Шерстюк большую икону преподобномученицы Елисаветы, куда были вложены мощи, и сегодня наши прихожане могут молиться у иконы и прикладываться к святым мощам.
Из той же поездки я привез из монастыря, где подвизался преподобный Герасим Иорданский, мраморную частичку от гробницы Божией Матери, мы всегда ее выносим в Богородичные праздники. Есть ватка от мироточивой иконы из греческого монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Малеви. Об этой иконе знают бездетные пары, прибегающие к предстательству Пресвятой Богородицы. Есть частицы мощей Святителя Митрофана Воронежского, преподобномученика Игнатия Афонского.

«Мы должны откликаться»

— Кроме богослужений здесь проводится еще какая-либо работа — миссионерская, катехизаторская?
— Конечно, наш храм миссионерский. Здесь и прихожане несколько особенные — люди, имеющие высшее образование или получающие его. Здесь и проповедовать нужно с определенным уклоном, зная специфику этих людей. Мы не чураемся никаких проблем — общественных, церковных, надо говорить людям правду. Надо сообщать о том, что волнует тебя самого. И не каким-то казуистическим, непонятным языком. Форма современной проповеди — открытый разговор с нашими современниками, единоверцами, разговор сердечный, глубокий, подчас нелицеприятный. Если Церковь станет скрывать общественные проблемы, то нам не будут верить. Мы должны откликаться, ведь Церковь не отделена от общества, хотя ее конституционно отделили от государства. Мы должны показывать людям путь спасения в реальной жизни, всегда быть верными Евангельской правде. Апостолы тем и обратили народ к Христианству, что были своими для них. Не подделывались под них, не пытались угодничать и потворствовать, нет. Они были очень искренними. Я считаю самыми главными качествами искренность, доброту и мудрость. Все это — составляющие Любви.
Мы одними из первых в Самарской епархии начали бороться с абортами, просвещать молодых людей, чтобы предотвратить это всероссийское кровопролитие. На эту тему у нас тоже есть два стенда. Долгое время мы совершали специальный молебен с каноном мученику Уару и Вифлеемским младенцам-мученикам для женщин, совершивших этот страшный грех.
Мы инициировали открытие церковно-певческих курсов, которые теперь приняли общеепархиальный характер. Совсем недавно я был на отчетном концерте слушателей курсов, посвященном праздникам Рождества и Богоявления. И душа прямо ликует, когда я их вижу и слышу.
— Как родилась идея создать церковно-певческие курсы?
— А началось все по необходимости, потому что не было певчих. И я решил, что раз никто к нам петь не идет, надо научить своих. Первый наш хор — это молодые девушки, многие из них с музыкальным образованием. Мы пригласили регента, и она их научила за полгода. И уже через пару лет у нас был прекрасный хор, который радовал нас греческими, византийскими и Валаамскими распевами.
Одна из певчих впоследствии стала нашим регентом. Попала она к нам в храм тоже не совсем обычным образом. Долгое время у нее не было детей. И спустя несколько лет после того, как она доверилась Богу и стала служить на клиросе, Господь «призрел на смирение рабы Своея», свершилось невозможное — она родила девочку. Врачи назвали ее «чудо-ребенком», потому что женщина по всем показаниям просто не могла забеременеть и родить.
Церковно-певческие курсы успешно развиваются. У нас преподается обиходное пение, церковное чтение, Богослужебный устав, проходят индивидуальные занятия по вокалу, где учащимся ставится голос, расширяется голосовой диапазон. Люди приходят на эти курсы из разных храмов Самары, тут не только наши прихожане. На Рождество и Пасху мы традиционно собираемся на праздничный концерт. И здесь тоже все проникнуто атмосферой любви. И каждый раз, от года к году, исполнительское мастерство учащихся заметно возрастает. Одну из наших выпускниц, Наталью Гражданкину, я готов рекомендовать к большому концертному выступлению. Она сама сочиняет песни, аранжирует их. На праздничном концерте, посвященном десятилетию нашего храма, она вела всю концертную программу.
В Техническом университете действует и Православный молодежный клуб. Его участники выезжали и на Грушинский фестиваль, где в последние годы работает Православная молодежная секция, и на Православные молодежные слеты. Нередко они собираются вместе, чтобы обсудить сложные духовные проблемы, приглашают священников для беседы. Думаю, что такая работа будет продолжена.
Еще одно очень существенное направление нашей деятельности — научно-просветительская конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения», которая проходит каждый год в мае на базе Технического университета. Первоначально чтения были учреждены и проведены среди всех вузов, и нам это понравилось. Студенты Технического университета живо откликнулись на это начинание, кафедры и гуманитарного, и даже сугубо технического профиля стали готовить доклады. Конференция стала межвузовской, участвуют не только студенты светских вузов, но и учащиеся Самарской Духовной семинарии. Готовят ее кафедра социологии, политологии и истории отечества вуза и приход Татианинского храма, который сегодня можно назвать кафедрой духовно-нравственного воспитания. Удивляет то, что сугубые технари берут исторические, лингвистические темы и готовят глубокие интересные доклады.
Еще мы строим храм в честь святого Димитрия Солунского в селе Андреевка Богатовского района. Наша домовая церковь стала инициатором строительства сельского храма, мы фактически создали приход за 120 километров от Самары. За год поставлен сруб на фундаменте церковного дома, окормляет приход священник, который «вырос» в нашем храме. Всего в нашем храме подготовлено пять священников, они служат в разных храмах нашей епархии, еще три молодых человека учатся в семинарии. И мне не стыдно за них, я давал им рекомендации, — и нареканий в их адрес не было. Работа продолжается. Мы не занимаемся этим специально, все происходит органически, естественно. Надо просто помнить всегда, что не мы обращаем ко Христу, а Дух Божий, живущий в нас. Если Дух Божий живет в нас, то наше слово обязательно запечатлеется в душе человека и приведет его к Богу и к спасению.
— Отец Михаил, вы еще и руководите крупным Православным журналом «Духовный собеседник»...
— Да, и это тоже форма проповеди: журнал всегда есть в нашей церковной лавке. Православный альманах «Духовный Собеседник» издается в Самаре с 1995 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Редакция альманаха стремится печатать только оригинальные, ранее не публиковавшиеся труды — богословские и церковно-исторические, мемуары, литературные произведения, ноты, сведения о духовной жизни дореволюционной и современной России и Русского Зарубежья, на страницах издания выходят уникальные архивные материалы. Цель издания — Христианское и духовно-нравственное просвещение народа, знакомство читателей с Православными традициями и жизнью Православной Церкви. У нас ведь сменилось не одно поколение «духовной безотцовщины», и нам необходимо восстановить оборванные связи, обрести утраченную историческую память. «Духовный собеседник» награжден дипломом лауреата Всероссийского фестиваля Православной культуры «Святая Русь» (г. Волгоград), отмечен вниманием на международных выставках, проходивших в Нью-Йорке, Белграде, Софии, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Постоянный участник теперь уже ставшей традиционной ежегодной общецерковной Православной выставки «Православная Русь», проходящей в Москве. В этом году «Духовный собеседник» отмечает свое 15-летие, за это время мы успели завоевать доверие и любовь своих читателей.

Беседовала Татьяна Горбачева
11.03.2010
1558
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru