Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«Никон, Божией милостию Патриарх Московский»

В Российской академии государственной службы состоялась защита докторской диссертации о Патриархе Никоне.


В Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) 20 сентября состоялась защита докторского исследования Вильяма Владимировича Шмидта «Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации». Диссертация заслужила внимание не только ученых, но даже Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Патриарха Сербского Павла, а также политиков в России и за рубежом.
«Тема приобретает наибольшую актуальность именно сейчас, потому что в работе решается та самая важная проблема — государственной идеи, которую мы все ищем и найти не можем», — сказала завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС, профессор Ольга Васильева. По ее словам, исследование имеет гражданское звучание, поскольку может быть использовано в современной России. Несомненной заслугой автора специалисты считают введение в научный оборот огромного количества документов, касающихся Патриарха Никона, в том числе собственноручных сочинений Патриарха. Многие из этих источников и до революции, и после находились в закрытых архивах.
Шмидт посвятил реабилитации Никона, чье имя связывается в массовом сознании с расколом Церкви в XVII столетии, многолетнюю научную и организационную деятельность. Собрал и издал в 2004 году «Труды» Патриарха, участвовал в подготовке отмечавшегося в 2005 году 400-летнего юбилея со дня рождения Никиты Минина (так звали в миру будущего Патриарха Никона), возрождении основанного им Ново-Иерусалимского монастыря, в проведении выставок и конференций, инициировал проект памятника Патриарху.
«340 лет назад был оклеветан, осужден Собором 1666-1667 годов и заточен в монастырское смирение выдающийся церковный и государственный деятель России и Вселенского Православия — Никон, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руси», — сказал Вильям Шмидт. Вместе с тем он напомнил, что уже 15 лет спустя, в сентябре 1682-го, восточные Патриархи — Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, — прислали в Москву «разрешительные грамоты». Согласно этим грамотам, осужденный Никон прощался и «восстанавливался в сонме Патриархов Российских» — как «столп благочестия неколеблемый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший».
В своем исследовании Шмидт выдвигает версию об искусственном создании «негативного мифа» о Патриархе Никоне, его деятельности и наследии — западными государствами, в частности Ватиканом. Демонизация образа Никона была им необходима, по мнению автора, для сокрытия их «антирусской, антиправославной политики», важными достижениями которой стали ссора между Царем и Патриархом, разрушение «симфонии властей» как модели церковно-государственных отношений, раскол Церкви и общества. В итоге — искомое ослабление сил Третьего Рима. Тем не менее Шмидт убежден, что именно благодаря наследию эпохи Никона Россия стала «мощнейшей мировой державой, открытой миру».
В РАГС поступило более 40 отзывов на исследование Шмидта — из госорганов, ведущих научных, культурных и духовных центров России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Сербии, Польши, США. Благодарность за получение автореферата диссертации выразили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарх Сербский Павел, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Митрополиты Варшавский и всея Польши Савва, Минский и Слуцкий Филарет.
Из отзывов рецензентов на научное исследование В.В. Шмидта:

«Патриарх Никон защищал самостоятельность Церкви…»

Антоний Миронович, Краковский университет, Польша: «Патриарх Никон защищал самостоятельность Церкви, Православную симфонию, сотрудничество между властью государственной и церковной. Трудно при этом признать мнение, представляемое известным историком Карташевым, что Никон хотел создать римскую систему в России, то есть ввести превосходство церковной власти над государственной. Никон требовал только того, чтобы Царь почитал каноны, чтобы применял правила церковной жизни в жизни повседневной и государственной. Патриарх считал, что Царь является защитником и опекуном Церкви. С этого титула Церковь молится за него, но светская власть не имеет права вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви, в ее правосудие».

«Любовь подобна солнечному просвещению…»

К.И. Никонов, доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения философского факультета МГУ: «Диссертация В.В. Шмидта обоснованно выделяет как основополагающую мысль Патриарха Никона, питаемую Евангелием и святоотеческим наследием: «… воистину любовь не весть достояния лиц разсуждати, еже о богатстве и нищете, еже о благородии и злородии, еже о высокоумии и скудости; ибо любовь воистину подобна есть солнечному просвещению во вся концы земли достизающу; воистину не погреша изреку: любви начало и бытие и конец — Христово пришествие». Эта основополагающая мысль о преизбыточествующей в Богочеловеке Любви, мысль, к которой постоянно возвращается христианское сознание, поразительно сильно соединяется Никоном с откровением собственного опыта, исповеданием не менее проникновенным, чем в до сих пор более известном повествовании протопопа Аввакума. И это дает представление о Патриархе не только как о крупном церковном и государственном деятеле, но и представляет его как мыслителя и выразителя христианского сознания своего времени».

«Узловое событие для дальнейших судеб Отечества»

Ю.М. Рыбаков, доктор юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД России: «Шмидт справедливо отмечает, что грандиозность надвигавшихся перемен в масштабе цивилизационного взаимодействия и неподготовленность к ним русского общества на всех уровнях его социальных групп, политическое слабоволие, личностная нерешительность, стремление к «тихости» со стороны Царя вызвали процесс, границами которого стал социальный аутизм значительных групп людей, именующих себя старообрядцами, с одной стороны, и лишение Патриаршего достоинства и ссылка Святейшего Никона — с другой. Осуждение и ссылка Патриарха Никона явились узловым событием для дальнейших судеб Отечества: в наступавшие после Патриарха Никона эпохи «ревнивому о вечности в прошлом» обрядоверию суждено было преодолевать себя уже не в духе церковного послушания, христианской любви и кротости, а крутостью Петровских реформ, Екатерининской моделью англосаксонского просвещения, французским гуманизмом и Александровскими дарованиями свобод».

«Патриарх мечтал о воцерковлении социума…»

Ю.В. Линник, доктор философских наук, профессор Карельского государственного педагогического университета: «Патриарх мечтал о воцерковлении социума. Это может показаться утопией. Но тут все сложнее. Может ли общество жить по нормам Евангельской этики? Вот вопрос, мучивший Никона. Формально верность этим нормам декларируется. Но в жизни мы видим нечто противоположное. Социальный идеал, развиваемый Никоном, вовсе не является — как это ни парадоксально прозвучит — сугубо клерикальным. Он гораздо шире. Патриарх хотел, чтобы человек на всех уровнях своего бытия находился в синергии с Богом — иначе его ждет крушение. В общем-то это весьма реалистическая установка».

Кто создал миф о Патриархе Никоне?

Протоиерей Димитрий Лескин, доктор философских наук, заведующий кафедрой теологии Самарского государственного университета путей сообщения: «Автором выдвинута яркая гипотеза, согласно которой «мистификация образа Патриарха Никона, создание негативного идеологизированного мифа о нем были необходимы для сокрытия инспирированной западными государствами и Ватиканом антирусской, антиправославной политики, реализованной в ходе спровоцированного московским боярством государственно-церковного конфликта». Автор утверждает, что идеологическое обличение Патриарха Никона, нашедшее отражение в полемическо-литературной деятельности старообрядцев, а также в официальной историографии, не соответствует документальным археографическим источникам. Эта гипотеза в случае ее принятия способна принципиально поменять установившиеся воззрения на эпоху XVII века и привести к существенной переоценке ряда центральных для нее понятий, таких как «раскол», «книжная справа», «старообрядчество».

«Патриарх Никон воцерковлял государство…»

М.В. Силантьева, доктор философских наук, профессор: «Мысль Патриарха Никона о необходимости «воцерковить государство» (разумеется, только на личностном уровне) представляет собой следствие ответственных духовно-теоретических размышлений. Анализируя причины падения «второго Рима» — Византии, он говорил об опасности, связанной с нарушением баланса между духовной и светской властью, акцентируя внимание на необходимости отчетливо разделять их властные полномочия. Для Церкви это означает, с одной стороны, невмешательство в политический процесс — устроение «земных дел» находится в компетенции государства. Дело Церкви — молиться, способствуя добрым делам своих чад и духовно взыскуя с них за дела злые. С другой стороны, к числу ее чад относятся и те, кто осуществляет государственные полномочия. Попытка призвать их к богобоязненности и совестливости — действенный психологический и духовно-нравственный противовес торжеству духа стяжательства и насилия, столь распространенного в исторические времена во властных структурах».

См. также

28.09.2007
840
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru