Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Не дали унести святыню

В Самарском Покровском соборе силами прихожан на воскресной Литургии обезврежен мужчина, пытавшийся унести икону из храма.


Икона «Воскресение Христово».
В Самарском Покровском соборе силами прихожан на воскресной Литургии обезврежен мужчина, пытавшийся унести икону из храма.

Эта новость шокировала многих: прямо во время воскресной Литургии 6 февраля, на праздник Ксении Блаженной, в Самарском Покровском кафедральном соборе некий мужчина нагло взял с аналоя в правом приделе икону праздника — «Воскресение Христово» — и вынес из храма. К счастью, далеко унести святыню ему не дали…
Очевидец этого происшествия, прихожанин собора самарец Дмитрий Сазонов рассказал нашей редакции:
— Все произошло в тот момент, когда в храме читали молитвы перед Причастием. Какой-то мужчина, не снимая шапки, прошел по храму. Прихожанам сразу бросилось в глаза именно то, что он был в шапке. Икона, лежавшая на аналое в правом приделе, не очень большая, и я, например, даже не заметил, что он взял ее. Хотя он делал все, чтобы его заметили. Вынул нож с большим лезвием и… российским триколором на рукоятке (я хорошо разглядел этот нож и у него в руке, и уже позднее, когда передал этот нож подъехавшим милиционерам). Так что свидетельствую: лезвие было не менее двадцати пяти сантиметров в длину и достаточно широкое. То есть это была не игрушка, не муляж — это было очень опасное холодное оружие. Тот мужчина подходил то к одному, то к другому мужчине с одними и теми же словами:
— Ты чё, такой сильный, что ли?..
Он как будто хотел скандала, провоцировал мужчин, а их на службе было немало. Но ни один не поддался на провокацию. Ведь все понимали: если бы хулиган пустил в ход нож, могли бы пострадать стоявшие рядом старенькие женщины, дети. Особенно старался он разозлить одного мужчину, Александра — сильного, спортивного телосложения (как потом выяснилось, Александр и в самом деле очень хороший спортсмен). Приставил ему к горлу нож и глумливо вопрошал: «Ты че, такой сильный?..» Но тот спокойно продолжал молиться, будто не замечая острое лезвие у своей груди. Тем временем уже заметившие украденную икону в левой руке похитителя мужчины стали потихоньку подтягиваться к нарушителю спокойствия. Рассчитывали без шума взять его сразу за дверьми храма, чтобы не устраивать драку в храме и не подвергать риску женщин и детей. Никто не ожидал, что, выйдя из храма, неторопливый до этого, уверенный в себе, развязный похититель резко рванет с места и помчится с неожиданной прытью. Но как только он вышел из храма — сразу пустился наутек. Я, как и другие мужчины, побежал за ним, но скоро отстал — «дыхалка» подвела. Остальные продолжали преследование, набирали скорость. Видя, что его догоняют, похититель перед самыми воротами церкви швырнул наземь икону — и киот ее разбился от удара, — а чуть дальше бросил и нож. Надо заметить, был он в перчатках — видимо, чтобы не оставлять отпечатки пальцев. Я добежал до ворот и остановился возле лежащего на снегу ножа, другой прихожанин бережно поднял икону и остатки киота. Не теряя времени, я набрал на мобильнике номер милиции, сообщил о случившемся — и уже через полминуты (!) услышал милицейскую сирену. Оказывается, работники храма сразу, как только увидели, что кто-то украл икону, нажали «тревожную кнопку». А впереди, за пересечением улиц Некрасовской и Садовой, наши прихожане уже догнали беглеца и повалили на снег, заломили руки за спину. Подоспевшим милиционерам осталось только защелкнуть на подставленных запястьях наручники.
— Лихо вы его, молодцы! — похвалили они участников погони.
Мы вернулись в храм, там уже закончилась Литургия, молящиеся подходили к кресту. В этот момент у меня сработал поставленный на виброзвонок мобильник: милиционеры вызывали свидетелей происшествия. Я позвал всех, кто видел этот инцидент или принял участие в поимке похитителя, и мы отправились в 6-й отдел милиции, куда был доставлен задержанный. Это был мужчина лет немного за сорок, с несколько опухшим, как у сильно пьющего человека лицом. Был он в спортивных синих тренировочных штанах и болоньевой куртке. Если в храме он вел себя вызывающе, то теперь перед нами сидел, казалось, совершенно другой человек — потерянный, испуганный, с заплаканным лицом. Вот только не знаю, о чем он плакал. Хорошо, если от стыда за свой мерзкий поступок. Говорил что-то невнятное про Георгия Победоносца, якобы именно этот святой привел его в храм…
Да, эмоции в то утро мы испытали сильные. Не часто ведь рядом с тобой проходит невменяемый мужчина с ножом, готовый придраться к любому и только искавший для этого повода…

Самарский Покровский кафедральный собор.
Спрашиваем о происшедшем ключаря Покровского собора протоиерея Алексия Богдана. Вот что он нам рассказал.
— 6 февраля, в воскресенье, в храм приехал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Только Владыка отъехал — и вскоре, в конце службы, слышу: икону украли! Похитителя поймали прихожане, повязали и сдали милиции.
— А что, была украдена редкая икона?
— Нет — простенькая литография, на голубом фоне — «Воскресение Христово». Церковный сторож и еще ребята погнались за похитителем и догнали. Милиция благодарила за то, что наши прихожане так оперативно сработали. Не только оперативно, но и грамотно: никто не пострадал при задержании…
— Говорят, что похититель — психически больной человек. Это правда?
— Не могу утверждать этого, хотя его действия вряд ли свидетельствуют о здоровой психике. Староста храма Виктор Семенович сказал мне, что за день до этого какой-то мужчина расхаживал по храму со спущенными штанами, словно собираясь осквернить храм. Конечно, его выгнали из церкви. Виктор Семенович хотел посмотреть, не он ли и украл икону, специально поехал вместе со мной в отделение милиции, но похитителя уже увезли оттуда, и мы не смогли увидеть его в лицо.
Да ведь кражи в храмах, как ни прискорбно, случались и раньше. Просто этот случай стал известен общественности, вызвал резонанс. А так — крадут и иконы, и деньги…
— Но это же страшный грех святотатства!
— За святотатство, по Григорию Нисскому, на три года отлучают от Причастия. Похитивший то, что принадлежит Богу, подлежит наказанию убийцы. 72 и 73 Апостольские правила гласят: «Если кто из причта или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет отлучен от общения церковного, и [вернув похищенное,] впятеро да добавит к тому, что взял. Сосуд золотой, или серебряный освященный, или завесу, никто уже да не присвоит на свое употребление. Ибо это беззаконно. Если же кто-то будет усмотрен в этом, да будет отлучен».
И если человек не покается — искренне, всей душой, — то страшно и подумать о его участи… Увы, души человеческие за годы безбожия разрушены, и понятие греха размыто. Нельзя брать чужое — это с детства должно быть заложено у любого человека. Но то, что принадлежит Богу, церковное, — тем более неприкосновенно.

Чтобы объективно осветить картину происшедшего, мы обратились за комментарием в правоохранительные органы. Но начальник следственного управления Елена Юрьевна Быкова отказалась от комментариев:
— Сейчас мы производим следственные действия, допрашиваем свидетелей. И по закону мы не имеем права давать какую бы то ни было информацию до того, как суд вынесет свое решение по этому уголовному делу. В интересах следствия информация о материалах дела не подлежит разглашению. Давайте вернемся к этой теме после суда. Тогда, ознакомившись с материалами дела, вы сможете обо всем написать достаточно полно и объективно, со всеми данными.
Не прояснил ситуацию и начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Сергей Валерьевич Гольдштейн. На вопрос, по какой статье заведено уголовное дело, Сергей Валерьевич ответил:
— Когда я ознакомился с материалом, уголовное дело не было заведено. И я не уверен, что оно будет заведено.
— Как же: была попытка украсть икону, похититель угрожал ножом…
— Во-первых, вынесена не ценная икона, а простая репродукция, и ножом он никому не угрожал. Это же просто человек больной на голову. Если не ошибаюсь, он как раз из тех, к кому Православная Церковь довольно мягко и с сочувствием относится. Он ведь и мотивировал свой поступок тем, что ему внутренний голос велел наедине помолиться перед этой иконой. Но чтобы сказать что-то определенное, мне нужно время ознакомиться с документами.
Сергей Валерьевич предложил перезвонить через пару часов, когда уточнит необходимые сведения. Но в назначенное время озвучил ту же позицию, которую мы услышали от Е.Ю. Быковой:
— Пока не завершено следствие, мы ничего говорить прессе не будем. Через пару недель — пожалуйста, звоните. Думаю, к тому времени ситуация прояснится.
Что ж, значит — через некоторое время мы вернемся к этой теме. А пока — скажем хотя бы о том, что, как ни странно, есть у этого происшествия и положительная сторона. Мы увидели, что ситуация в Церкви изменилась. Что не одни только хлипкие старушки (как это подали некоторые светские СМИ и на этот раз!) сегодня стоят на Богослужении — приходят на Литургию и крепкие сильные мужчины. Способные постоять за наши храмы. Они и вступили в противоборство с посягнувшим на святыню (какие бы мотивы ни привели его в храм). И вышли победителями из этой схватки. Для верующего человека не так уж важно, как оценивается икона в денежном выражении, и нет особой разницы между древним образом и простенькой литографией, ведь любая икона — святыня! В словах похитителя: «ты че, такой сильный, что ли?» — был нескрываемый вызов Православным. Наши мужчины-прихожане этот вызов приняли. И отбили охоту такой вызов бросать впредь.
Ольга Ларькина
18.02.2011
978
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru