Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Я решил создать домашнюю церковь… »

Из следственного «дела» Ивана Андреевича Авдейчева.

Из следственного «дела» Ивана Андреевича Авдейчева.

См. также.

Перед нами — далеко не обычный исторический источник. Меньше всего рассчитывали те, кто записывал в «дело» протоколы допросов, что спустя восемь десятилетий из этих пожелтевших от времени папок мы будем узнавать о том тяжелейшем времени гонений на Христиан. Но нужно помнить, что если эти документы и можно условно назвать «зеркалом эпохи», то необходимо добавить: это кривое зеркало! Нужно понимать, в каких условиях составлялся этот документ, какие цели преследовал, какие идеологические установки двигали следователем и осужденным… И наконец, надо помнить, что очень часто записанные в протоколах слова произносились после пыток, издевательств, нескольких суток без сна, в страшных условиях полного безправия… А то и вовсе сочинялись следователем без согласия арестанта… И все же какие-то крупицы правды о том времени этот документ содержит в себе.

И потому мы выносим его на суд читателей.

Иван Авдейчев.

Постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения.

1933 года июля 4 дня, гор. Самара, ПП ОГПУ СВК Уполном. 3 отд. СПО ПП, рассмотрев следственный материал по делу и приняв во внимание, что гр. Авдейчев Иван Андреевич, 34 лет, кустарь-кузнец, единоличник, бывший кулак из села Сырейки, религиозный фанатик, избирательных прав не лишен, проживает по Старобуяновской, д. 118, кв. 1, достаточно изобличается в том, что является активным участником контрреволюционной группировки церковников. Поддерживает тесную связь с руководящей частью Кузьмой Гребневым и Арсением Виноградовым. Под своим руководством и попа Гребнева организует в своем доме нелегальные сборища религиозных фанатиков и обсуждают антисоветские вопросы, трактуют в антисоветском духе Библию и др.

Потому постановил:

гр. Авдейчева Ивана Андреевича привлечь в качестве обвиняемого по ст. ст. 58/10 и 11 УК РСФСР, а мерой пресечения способов уклонения следствия и суда избрать содержание под стражей при комендатуре ПП ОГПУ СВК  (камера № 6).

Из протокола допроса от 9 июля 1933 года.

По существу дела показал:

В 1930 году я был арестован Кинельским ГПУ за принадлежность мою к контрреволюционной ячейке в с. Сырейка, находившейся под руководством кулака Богатова Григория Ефимовича, который ее создал из религиозников, преимущественно единоличников, стоявших на враждебных позициях к соввласти. В доме середняка Зюзина организовывались постоянно нелегальные собрания этой ячейки с участием до 30-40 человек. На сборищах молились, трактовали Библию, книги Священного Писания сравнивали с настоящим временем. Все суждения и толкования сводились к тому, что соввласть от антихриста, что в колхозы верующему вступать грешно. Благодаря таким сборищам мы говорили среди крестьян о надвигающейся войне и скорой гибели соввласти. В конце 1930 года вся ячейка Кинельским ГПУ была арестована, в том числе был арестован и я — Авдейчев, где просидел два месяца.

Вскоре после освобождения, в начале 1931 года, я из деревни уехал, поселился на окраине города Самары. Проживая здесь, в Самаре, я прежде всего завязал связь с духовенством Спасо-Преображенской церкви, в частности с Архиепископом Трапицыным и попом Гребневым, и познакомился со старостой церкви Тюриным. С деревней связи я также не прекращал. Выезжал я в с. Сырейку раза два-три и последний раз был в с. Чубовке в марте 1933 года. Помимо своих личных нужд, я заходил к единомышленникам, в частности к Маринину и др., читали Библию, толковали о последних временах, о пришествии в 1942 г. антихриста, о вечной муке колхозников и т.п.

В октябре 1932 года в Спасо-Преображенской церкви в связи с появившейся газетной заметкой произошла паника, что вот-вот должны закрыть церкви. Одна часть духовенства готовилась к бегству, а другая часть вела агитацию за уход в подполье и совершение молений тайным путем, в катакомбах. В разговорах со мной Трапицын, Гребнев, Тюрин и Виноградов советовали мне, зная мою любовь к иконам и другим церковным предметам, обзаводиться ими, как они говорили, потому что церкви скоро не будет и молиться будет негде.

Под влиянием этого я решил в своем домике сделать специальный пристрой, но этого мне сделать не удалось. Тогда я в передней части своего дома решил создать домашнюю церковь. В этих целях мне была подарена одна серебряная икона Трапицыным, и две иконы с разрешения Тюрина мне дала монашка Любовь Сорокина. Часть икон я купил на базаре, часть мне дарили знакомые. Таким образом мой домик превратился в виде храма с иконостасом и др. церковными принадлежностями.

На освящение моей домашней церкви ко мне в конце 1932 года приходили священники Гребнев и сбежавший из с. Сырейки Григорьев. На молебне присутствовали юродивый Тимоша, который занимается бродяжничеством и агитацией против соввласти, Артешина Анастасия — середнячка-единоличница из с. Сырейки, и другие. Говорили и о том, что соввласть Бог может каждый момент наказать и погубить за дьявольские дела. После этой беседы я ходил к Архиепископу Трапицыну и говорил ему о Тимоше, Ване как о хороших истинно верующих людях, готовых послужить на пользу Церкви. Архиепископ меня предупредил об осторожности, чтоб доверять только своим близким людям.

Несколько раз я бывал у известной верующим Сашеньки болящей и живущей с ней монашки Евдокии Кондратьевой. Один раз я заходил с Ваней (блаженный Ванечка Голгофа — ред.), другой раз с Василием Павловичем. Монашка Кондратьева рассказывала нам о том, что верующие верят Сашеньке, верят ее предсказаниям о том, что соввласть как власть от антихриста долго не просуществует и т.п.

Мне известно, что Сашенька болящая влияет на фанатизм верующих. Вокруг нее группируются деревенские и городские фанатики, которым она внушает о последних временах, о Страшном суде и т.д. Известно также, что Сашенька болящая ведет агитацию исключительно по внушению живущей с ней монашки Кондратьевой, которая среди верующих распространяет слухи о войне и гибели соввласти.

После состоявшегося богослужения на организованном мною обеде Гребнев и Григорьев давали наставления в том духе, что соввласть производит на религию гонения, насильно закрывает и разрушает храмы, что настоящее время почти одинаково с тем временем древнего христианства, когда было такое же гонение на христиан. Здесь же Григорьев говорил об ужасах, творящихся в деревне, о рабской жизни крестьян, которых насильно гонят в колхозы и жмут из них последние соки. Происходившая беседа свелась к тому, что соввласть послана в наказание за грехи верующих, что соввласть от дьявола.

Не отрицаю того, что под влиянием моих наставлений и толкований Тимоши, блаженного Вани бывавшие у меня на сборищах верующих крестьяне с. Сырейка до сих пор не идут в колхоз, считая этот колхоз антихристовым наваждением.

Из духовенства Спасо-Преображенской церкви бывали у меня Виноградов Арсений, дьякон Макаров Роман и активный мирянин Василий Павлович, которые служили у меня на первый день Пасхи.

Гребнев заходил ко мне и весной 1933 г. В это время кроме меня и моей жены никого не было.

В мои наезды в деревню я брал иногда с собой блаженного дядю Ваню, приглашал не раз и Тимошу. Эти Ваня и Тимоша мои единомышленники, так же как и я, считают, что если Бог захочет, то в любой момент изменит власть и поставит такую, которая будет помогать и содействовать Церкви.

Например, 30 октября 1932 года, насколько я помню, у меня состоялось специальное собрание в лице Тимоши, дяди Вани, Василия и др. Антисоветские беседы мы вели до поздней ночи.

Виновным себя в том, что я — Авдейчев — построил подпольную церковь, организовывал тайные сборища фанатиков и деревенских крестьян, которым внедрял антиколхозные идеи и другие антисоветские слухи, и в том, что я проводил свою антисоветскую работу наравне с духовенством Спасо-Преображенской церкви, с которым я был в тесной связи —
ПРИЗНАЮ. Больше показать ничего не могу.

Записано с моих слов верно. За неграмотностью ставлю три креста.

Уполномоченному О.Г.П.У.

гр. Ивана Андреевича Авдейчева

Заявление

Настоящим заявляю, что связь со служителями культа и их последователями я окончательно порываю и даю твердое обещание впредь с ними ничего не иметь общаго, в чем и подписуюсь

Гр. Иван Андреевич Авдейчев

Августа 33 г. +++

Выписка из протокола Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 29 октября 1933 г.

Постановили:

Авдейчева Ивана Андреевича приговорить к принудработам сроком на один год, считая срок с 4/7-33 г.

Из протокола допроса от 9 декабря 1937 года.

Вопрос: Вы арестованы как активный участник контрреволюционной подпольной церковно-сектантской организации. Дайте следствию показания по этому поводу.

Вопрос: Из показаний других обвиняемых установлено, что вы принимали участие в контрреволюционных и антисоветских разговорах.

Ответ: Участие в контрреволюционных и антисоветских разговорах я отрицаю. Помню, что разговоры при моем участии велись на религиозные темы.

Вопрос: Были ли у вас на квартире сборища церковников и какие вопросы разбирались?

Ответ: Сборищ у меня на квартире не было. Были случаи, что я давал приют в своей квартире юродивым, церковникам, вернувшимся из ссылки и др. Беседы велись у меня с ними на религиозные темы. Больше показать ничего не могу.

Из протокола допроса от 20 октября 1936 года.

Вопрос: С кем из церковников вы были связаны до вашего ареста?

Ответ: Крайнов Андрей Матвеевич, рождения 1915 г., уроженец с. Панузы Б. Сызганского района Куйбышевского края, проживает у меня в доме около 6 месяцев. Познакомился с ним в Петропавловской церкви как с юродивым, он слепой, попросту мы называем его Андрей-слепец. Я его взял к себе, занимал у него денег для уплаты подоходного налога на кузницу.

Из протокола допроса от 22 октября 1936 года.

Вопрос: Вы показали, что кроме перечисленных вами своих знакомых больше знакомых у вас нет, тогда как в письме на ваше имя от священника Гребнева Кузьмы, где он пишет, чтобы вы передали от него привет о. Максиму. Кто эти люди и почему вы скрыли это от следствия?

Ответ: Я забыл сказать об этих людях, но я их знаю. Отец Максим бывший иеромонах (схимонах Максим (Пилипцов) — ред.), слепой, проживает в г. Бузулуке и часто приезжает в г. Куйбышев, где живет очень подолгу у своей сестры, фамилию ее я не знаю. Отец Максим дает всем наставления о том, как надо жить, я ходил к нему за советом, можно ли поступить работать на винзавод, он мне давал совет, чтобы я поступил, я проработал там 4 месяца.

Из протокола допроса от 28 октября 1936 года.

Вопрос: Вы отрицаете вашу связь с контрреволюционной организацией церковников, тогда как следствие располагает данными, что вы у себя в доме организовали убежище для ссыльных и отбывших наказание за контрреволюционную деятельность по поручению организации. Следствие настаивает на даче правдивых показаний.

Ответ: Убежище для людей, не имеющих места где жить или ночевать, организовал я по своей инициативе, в своем доме. У меня проживали ссыльный поп, звать которого Михаил, фамилии его я не знаю, поп Евтропов, Чаплашкин Михаил из с. Сырейки, слепец Андрей, который живет по настоящее время, Коля глупый и ряд других лиц, фамилий коих я не знаю. Кроме того, мою квартиру посещали поп Троицкий, поп Палладий Воробьев, слепец Максим, монахиня Мария и ряд других лиц.

Из протокола допроса от 23 ноября 1936 года.

Вопрос: Следствие располагает точными данными о вашей поездке в с. Смышляевку. Дайте по этому вопросу правдивые показания.

Ответ: В село Смышляевку я ездил один раз в 1935 году осенью, не помню, в каком месяце.

Вопрос: Расскажите о цели вашей поездки в Смышляевку.

Ответ: Цель моей поездки была только послушать колокольный звон и в церковь.

Вопрос: Кто был инициатором поездки в с. Смышляевку?

Ответ: Инициатором поездки в с. Смышляевку был Водянов Иван Александрович, который, увидя нас с Чаплашкиным Михаилом в Петропавловской церкви, предложил поехать в с. Смышляевку. Вечером мы договорились и пошли втроем ко мне в дом ночевать, а утром я, Иван Александрович и Чаплашкин Михаил поехали в Смышляевку. По окончании обедни мы зашли в сторожку церкви, где жил дьякон, имя и фамилию я его не знаю. У дьякона в квартире мы остались пить чай, кроме нас у дьякона никого не было.

Вопрос: Следствие располагает данными, что вы в Смышляевку ездили с целью популяризации «Вани юродивого».

Ответ: Я не отрицаю факта моего пребывания в с. Смышляевке, но я отрицаю, что ездил туда для популяризации Водянова Ивана Александровича.

Из обвинительного заключения.

Авдейчев Иван Андреевич, 1899 г. рождения, уроженец с. Сырейки Кинельского района Куйбышевской обл., из кулаков, имел свою кузницу, рысаков, применял наемную рабочую силу, судим в 1931 г. за активное участие в повстанческой контрреволюционной организации. В 1936 г. привлекался по делу контрреволюционной организации Исаева, но несмотря на прямые улики судом был освобожден, до ареста без определенных занятий.

Виновным себя признал частично.

Расстрелян 8 февраля 1938 года.

У Ивана Андреевича Авдейчева остались без кормильца жена Агриппина Дмитриевна, дети — Василий 14 лет, Петр 6 лет (в первом деле 1933 года упоминаются еще дочь Анастасия 5 лет и сын Николай трех месяцев от роду).

Священномученик Александр (Трапицын)

Священномученик Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 г. в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волма Вятской губернии. Окончив Духовную Академию в 1888 году, Александр Иванович женился и был рукоположен в сан священника. В 1892 году у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги. 26 февраля 1900 года иерей Александр был пострижен в монашество. Ему было оставлено прежнее имя — Александр. 12 декабря 1904 года был хиротонисан во Епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В 1912 году Преосвященный Александр получил назначение на Вологодскую кафедру.

В 1923 году Епископ Александр был осужден на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. В 1928 году Епископ Александр был возведен в сан Архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.

В начале 30-х годов в Самарской области были закрыты многие храмы, прошли массовые аресты среди духовенства. Дело могло дойти до того, что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать Таинства. И Владыка стал рукополагать во священники благочестивых мирян. 29 октября 1933 года ОГПУ приговорило Архиепископа Александра к трем годам ссылки на Урал. Вернувшись из ссылки, Архиепископ поселился в Симбирске; в 1936 году переехал в Самару, где служил в Петропавловском храме.

30 ноября 1937 года Архиепископ Алекандр был арестован. Владыка держался мужественно, не оговорил ни себя, ни других. Архиепископ Александр (Трапицын) расстрелян 14 января 1938 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Схимонах Максим

Схимонах Максим (Пилипцов) родился в 1863 году в селе Ивановка Сорочинского района Оренбургской области. Отец — Георгий, мать — Пелагея, были простыми крестьянами. Мальчика звали Матвей. С семи лет он ослеп и стал рябым. Десяти лет его отдали в мужской Спасов монастырь города Бузулука, он был монахом до 40 лет, пек хлеб и был звонарем. В монашестве носил имя Макарий. В сорок лет он стал схимонахом Максимом.

В 1929 году закрыли Спасов монастырь, и схимонах Максим был отправлен в ссылку в Алма-Ату на четыре года. Оттуда в 1933 году он вернулся в Куйбышев и прожил в нем до 1936 года. В 1936 году в Бузулуке был куплен домик, в котором схимонах Максим прожил год вместе со своей единственной сестрой Татьяной Георгиевной (1874-1964).

Весной 1937 года, ночью, его арестовали. Скончался схимонах Максим в сентябре 1937 года и был похоронен рядом с тюрьмой (ныне старое кладбище г. Бузулука). Когда он умер, в камере стоял ароматный запах. Когда о смерти схимонаха доложили начальнику тюрьмы, тот сказал, что это был не простой, а святой человек.

Блаженный Ванечка Голгофа

Родился Иван Александрович Водянов в 1895 году. По мирским меркам его считали «глупеньким», врачи определяли его развитие на уровне трехлетнего ребенка. Жил Ванечка с родителями, а когда они умерли, за ним присматривал старший брат. Но верующие люди к нему обращались как к молитвеннику и прозорливцу.

У блаженного Ванечки голова была лысая, а на голове был крест. Когда его в тюрьму забирали, ему там гвозди вбивали в голову в виде креста. Поэтому его в народе называли Голгофой. Ваня часто ходил в Петропавловский храм и сидел там с правой стороны на скамеечке. После службы прихожане приглашали его к себе в дом. Ходили и к Ване домой — чай пить. Жил он на улице Некрасовской, 46. После таких чаепитий с молитвой многие чувствовали необыкновенную радость и легкость. Митрополит Мануил (Лемешевский) благословлял самарцев ходить к Ване на чаепития и просить его молитв.

Блаженный Ванечка Голгофа скончался в декабре 1968 года и похоронен на старом городском кладбище Самары.

Дата: 25 ноября 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru