Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Сестры милосердия

Словно из далекого прошлого появились в Прибрежном сестры — в ослепительно-белых покровах древних диаконисс на головах, в длинных серого цвета одеяниях, с четками в руках, сдержанные, приветливые.


Начало здесь

Чин посвящения
«14-го февраля 2002 года на Всенощном бдении праздника Сретения Господня в храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских поселка Прибрежный по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия был совершен первый Чин посвящения в сестры милосердия. Чин совершил настоятель храма иерей Игорь Макаров.
…Умилительно и одновременно так решительно звучат слова Чина, составленного святой преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной.
«Сам и ныне, Владыко, призри на рабы Твоея сия Елену, Любовь, Наталию, Ольгу, Евгению, принесшия Ти себе в жертву живу и богоугодну… сподобляя их части праведных Марфы и Марии, святых жен диаконисс Фивы и Олимпиады и всех Святых Твоих…» Так писала местная газета «Воскресение» в феврале-марте этого года о первом в Самарской епархии Чине посвящения в сестры милосердия.
Словно из далекого прошлого появились в Прибрежном сестры — в ослепительно-белых покровах древних диаконисс на головах, в длинных серого цвета одеяниях, с четками в руках, сдержанные, приветливые. Сейчас здесь шесть келейных сестер то есть живущих в кельях при храме, три старшего возраста и три — школьницы и студентки. А еще восемь учениц, то есть тех, кто не давал обетов при посвящении в сестры милосердия. Сестры дали обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Обеты монашеские, но, в отличие от монахов, сестра милосердия обещает служить Богу и ближним, исполняя данные обеты, какой-то срок. Сестры дали обеты на год.
Возрождением древнего института диаконисс, существовавших в первые века христианства, Россия обязана Великой Княгине Елизавете Феодоровне (преподобномученица Елисавета), родной сестре Александры Феодоровны, супруги Императора Николая II. После гибели мужа, Великого Князя Сергея Александровича, Великая Княгиня построила в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
10 февраля 1909 года она сняла траурное платье, облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать сестер основанной ею обители, начала свое служение. Великая Матушка, как ее называли уже при жизни, надеялась, что со временем устроит отделения обители в других городах России. Обитель в Москве возрождена, и недавно в Прибрежный приезжала из Москвы ее настоятельница матушка Елисавета. Она рассказывала, что они стремятся сохранить дух обители и заветы Великой Княгини. Такую же цель ставят перед собой и в самарском поселке Прибрежном.

Служение Богу и служение ближнему
День в обители долгий и очень наполненный. Встают около шести часов утра. В 7 часов в храме — общее молитвенное правило, потом утренний чай или легкий завтрак. Затем батюшка с матушкой Еленой (она старшая сестра) дают сестрам послушания. У каждой сестры свое послушание. Есть сестры — церковницы, они смотрят за храмом, открывают и закрывают его, следят за свечами, за заказыванием треб. Сестра в сестринской отвечает на звонки. Кто-то звонит в разные организации — ищет храму помощников. Преподают в церковно-приходской и воскресной школе. На огороде рвут сорную траву, перебирают крупы при трапезной. Час поют церковные песнопения, читают духовную литературу. Два часа отдыха. Полшестого — ужин, общее молитвенное правило, беседы с батюшкой в сестринской. В этот вечер отец Игорь читал сестрам и обсуждал с ними главу из «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн». Вечером каждая занимается своими делами. В обители сестры научаются многому, что не умели делать в миру. Звонят на звоннице. Шьют крестильные рубашки — в храме крестят в баптистерии.
Каждый день сестры разносят горячие обеды больным и старым людям в поселке, помогают старикам по дому. Помогают готовиться старикам ко причастию — вычитывают каноны с теми, кто плохо видит, привозят их в храм и увозят после службы домой. Самая большая радость — когда люди благодарят и прославляют Бога, получая от сестер помощь. Старики привязываются к сестрам, считают их за дочерей.
Знаменное пение
Все то ценно, что лучше ведет ко спасению. Богослужебное пение здесь в храме знаменное. Чтобы ему обучиться, регент сестра Наталия Ермакова ездила с другими сестрами в Москву в Спасо-Андроников монастырь. Стоит услышать, как поют сестры. Знаменное пение —  это пение в унисон, строгое, аскетичное, простое, петь может любое число людей — «едиными усты и единым сердцем». Оно было создано по подобию ангельского пения, от переизбытка благодати. Пели по крюкам, или знаменам. Там не гамма, а лествица, восходящая в небо. На первом месте было слово, музыка не подавляла слово. Сестры любят собираться вместе и петь. Знаменное пение как нельзя лучше подошло к деревянному храму, построенному из сосны, к старинной иконописи. К луговым цветам — ромашкам, василькам вдоль дорожки к храму, чтобы человек ощутил исконную Русь. Все в храме и вокруг него отмечено чувством красоты, вкуса, изящества, какой-то первозданностью. Это все от Великой Матушки, она наблюдает за всем и помогает, считают сестры.

«Сионская горка»
Многие сестры с удовольствием занимаются с детьми. Детишки появляются здесь с утра, и сестры сначала ведут их помолиться в храм. Молитвенное правило для детей небольшое, главное, чтобы молились с душой. Потом сестры дают детям послушания, поработали — общая трапеза с чтением Житий. Телевизора в сестричестве нет. С детьми на детской площадке читают, играют, разучивают песнопения. Когда я приехала, при храме были одни девочки, мальчики были в поселении «Сионская горка», которое возглавляет диакон Алексий Флоров. Место это дивное: сосны, простор, тишина. В центре поселения — крест с места, благословленного под храм. Скиния под сосной, из сосновых бревен, с крестом, иконами. До обеда — послушания, дети столярничают, заготавливают дрова, ходят на рыбалку, на речку Черноярку купаться, катаются на коне Казбеке и ухаживают за ним. Вечером — беседы у костра. После вечерней молитвы ходят крестным ходом вокруг поселения с иконами, хоругвями, поют, возвращаются в скинию и просят друг у друга прощения перед сном. В прошлом году в Успенский пост круглые сутки в скинии читали Псалтирь. Главная цель работы с детьми — их воцерковление. Те из детей, кто ездил на поселение два года назад, сейчас при храме звонари, алтарники, а несколько девочек стали сестрами.

«Блажен, кто и скотов милует»
У пещер — каменных построек в горе при храме — разгуливают и курлыкают красавцы голуби, за ними лениво пытается охотиться кошка Муська. При храме есть еще собаки, рыбки. Орловский рысак Казбек катает детишек, маленькие девочки уже умеют ездить на нем без седла. Конь недавно заболел, врачи сказали, что долго не проживет. Дети горевали, дети и взрослые стали молиться, чтобы Казбек выздоровел. И чудо произошло, Казбек поправился и вновь катает детей.
В прошлом году храму пожертвовали голубей сизых, белых, один черный по кличке «Монах». Сестра Наталия писала заметку для газеты «Воскресение»: «Будьте просты как голуби и мудры, как змеи» и заинтересовалась, почему Спаситель так сказал. Выяснила, что голуби очень просты в общении и непритязательны в пище, и всегда живут в мире. Если это семейная пара, то оба высиживают яйца. А змеи —  юркие, умудряются пролазить между камнями, находят верный, хоть и узкий путь и остаются неповрежденными.
Все дает повод размышлять и славословить Творца.
Труд сестринский —  это не только послушания, не только совместная жизнь в общежитии, а и проповедь. Надев на себя сестринские облачения, они изменили свою жизнь. У каждой детали облачения есть смысл. Плат — символ послушания — Господу, настоятелю, старшей сестре и одновременно символ божественной благодати и чистоты. Манжеты — неимение своей воли. Длинное платье типа подрясника, хитона означает нестяжание, пояс с молитвой —  молитву как духовное оружие. Четки в руке —  постоянная Иисусова молитва. Когда сестры выходят в поселок, то слышат в свой адрес не только доброе слово, а порой и злое. Они знают, что Великую Матушку несколько раз даже избивали. Это крестный путь, и надо все терпеть, но радости на нем гораздо больше, чем горести.

На снимке: сестры Татиана, Елена, Ольга, Наталия.

Людмила Белкина
16.08.2002
1231
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru