‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Августовская Победа

На старой иконной доске проявился контур иконы, знаменующей победу русского воинства.

На старой иконной доске проявился контур иконы, знаменующей победу русского воинства.


Икона «Августовская Победа» такого типа предположительно проявилась на старой доске.

Монах Иоанн (Маркович) приехал из Сербии и уже почти тридцать лет живет в России, в самарских монастырях. 30 марта он позвонил Антону Евгеньевичу Жоголеву и, волнуясь, мешая русские слова с сербскими, сообщил, что в иконописной мастерской при самарском храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» произошло нечто необычное. Возможно, чудо. На старой иконной доске проявился контур написанной на ней прежде иконы. Дело, в общем, не столь уж редкое. Вот только икона, похоже, не совсем обычная. Не так часто встречающийся образ Божией Матери - «Августовская победа».

Как необычно и время, когда этот дивный образ вдруг напомнил о себе…

- Изображение не то чтобы проявилось, оно изначально было на этой старой иконной доске, - пояснил нам иконописец Дмитрий Чубовский. - Покрывавший ее красочный слой осыпался, икона обветшала, и на ней решили написать другую икону. Но когда загрунтовали доску, покрыли желатином, вдруг проступил контур иконы Божией Матери «Августовская Победа». Вы лучше расспросите об этом Алексея, это он работал с доской - и увидел проступившее изображение.

Иконописная мастерская, где работает Алексей Талипов, находится в самой верхней части храма «Умиление», выше только звонница колокольни. Здесь, среди новописанных и принесенных на реставрацию старинных икон увидели мы с Евгением - куда же без фотографа! - лежащую на столе довольно большую и широкую доску. На светлой поверхности видны были пятна, в одном из которых угадывались очертания лика…

- Так не очень хорошо видно, - сказал Алексей Талипов. - Потом, чуть позже покажу.

И начал рассказ о том, как всё в тот день получилось. (А ведь 30 марта - день Алексия, Человека Божия… - запоздало припомнилось, уже когда мы покинули мастерскую. Это был еще и такой вот чудесный подарок иконописцу Алексею в день тезоименитства…)

- Монах Иоанн (Маркович) привез доску старую - ему часто отдают старые иконы на реставрацию, либо вот в старых храмах остаются иконы в плохом состоянии, на реставрацию их нет средств, и постепенно они приходят в еще худшее состояние. Он такие иконы собирает и отвозит иконописцам, которые потихонечку их восстанавливают. Вот он и отвез досочку - там была икона Богородицы, но в очень плохой сохранности. Отвез ее Константину Боровкову в самарское село Сколково.

Константин Александрович Боровков, поясним, известный в Самаре иконописец. В 2015 году написанная им точная копия Владимирской иконы Божией Матери была отправлена в помощь и заступление пылающему Донбассу.


Проявившийся на старой иконной доске контур прежнего изображения очень похож на икону «Августовская Победа».

Вся краска уже осыпалась, а икона была написана просто на доске, без левкаса, без паволоки. И со временем краска стала сходить, на иконе только немножечко-немножечко угадывались лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Но это со слов Константина, я не видел икону до того, как он подготовил доску. Краску, которая уже сходила, он всю сошлифовал, укрепил доску, и она осталась под написание. А эту работу он уже передал мне.

Известно, что это была Богородичная икона, следовательно, надо написать на этой доске тоже Богородичный образ. Доска узкая, вытянутая, и монах Иоанн сразу не мог решить, какую писать икону. Искали такой образ, чтобы подходил по положению, где так же, как прежде на этой иконе, изображен Спаситель. Пока монах Иоанн решал, я потихонечку подготавливал доску под левкас. Старые доски надо хорошенько проклеивать, потому что они уже весь клей вобрали в себя. У меня уже мел был подготовлен для того, чтобы делать левкас. И я ждал одного человека, который мне хотел показать, как делается левкас. Но мы решили перенести встречу на другой день, и если бы в тот день залевкасил, я бы уже и не увидел, что там читается силуэт Богородицы. Ну и когда уже понятно стало, что в этот день левкасить не буду, я просто взял доску, поставил ее сюда (Алексей в точности повторил эти действия) и сел здесь вот на стул. И как мне до этого показывал монах, где на старой иконе примерно были лики, я вот смотрю - отсюда целиком видно всю икону - смотрю и понимаю, что вижу не только лики, но и всю фигуру.

Вот здесь Богородица. Вот фигура Богомладенца Христа. А вот эта светлая часть - красная часть облачения. В принципе доска не может с красками одинаково везде вступать во взаимодействие, и когда ее желатин напитал, это всё выявилось по разным оттенкам пятен. Может быть, и до этого было видно, просто никто не обращал внимания. И вот я смотрю: светлая часть - это красная часть облачения Богородицы. Здесь видно ноги, фигура стоит в полный рост. И дальше что меня смутило - то, что фигура смещена от центра доски. Так, в общем-то, не принято писать. Обычно пишут фигуру в центре. Крайне редко идет смещение в сторону.

Дальше смотрю - светлое пятно от облачения уходит в сторону. И это выглядит, как движение руки. Ну, стал смотреть образцы. Набрал в поиске «Икона Богородицы в полный рост с Младенцем на руках». И вот один из первых образцов был - Августовская Победа. Сейчас открою на своем телефоне и вы увидите. Вот посмотрите на экран - и на доску: видно, что часть облачения так же уходит в сторону…

- И это рука, указывающая в сторону… А внизу - облако?

- Да, похоже на облако. Здесь уже немножко не такого цвета облачение, поэтому не так ясно читается. Ну вот - судите сами.

- Но вот солдаты здесь не видны…

- Солдаты - это как кто напишет. После явления Пресвятой Богородицы в лесу под Августовом было написано много икон, отличавшихся одна от другой. Общим было изображение в верхней части стоящей в небе Богородицы с Младенцем Спасителем на левой руке. На этом вот образе (показал на своем телефоне) видите - вот они, солдаты, маленькие, в правой части иконы. Бывает, так пишут. Бывает, иначе. Если мы возьмем этот образец, то он композиционно очень похож на то, что мы видим на нашей иконе.

Но опять же мы не видим ее с детализацией здесь, на доске, как если бы была написана икона или был процарапан рисунок. Поэтому утверждать абсолютно точно я не могу. Как увидел - мне показалось, что очень похоже на Августовский образ. Положение рук у Богородицы - здесь вот есть вопросы. Ну не знаю… Возможно, это «Скоропослушница», возможно, здесь и правая рука Божией Матери на Ее груди. Но видите, как похоже это вытянутое пятно на руку? И мы видим, что все-таки вот ножки Спасителя, это, скорее всего, ручка Его.


Алексей Талипов показывает проявившийся на доске контур иконы.
У меня, конечно, стопроцентной уверенности в том, что это именно Августовский образ, нет. Это доска, на которой совершенно нет красочного слоя. Мы видим только следы.

- А монах Иоанн говорил, откуда он ее привез?

- Из Малой Малышевки Кинельского района Самарской области. Там старинный храм.

- И никто из старожилов не мог сказать, какая это была икона?

- Тех, кто видел ее, как она была написана, давно нет в живых.

Я позвал людей, чтобы они просто посмотрели и сказали, что они видят. У них были мурашки по коже… Сам я не дерзнул бы брать на себя смелость утверждать, что это именно Августовский образ. Но как я вижу, в этом контуре разные тональности, и что вот здесь - облачение. И если меня благословят написать «Скоропослушницу» на этой иконной доске, - я пока вот не вижу, как расположить руки Богородицы. А если писать Августовскую икону - мне здесь всё видно, здесь до меня уже сделан рисунок. Мне осталось только снять на кальку композицию, где что располагается, и потом, когда будет нанесен левкас, с кальки перенести рисунок обратно на левкас и уже писать по вот этому рисунку, по тому контуру, что сейчас проступил. По нему я вижу, как писать, какое положение рук, какая длина руки, в какую сторону уходит облачение, где облако…

- Было ли у вас чувство, что происходит что-то необычное?..

- Я вам этого не скажу. Не скажу…

- А кто будет решать вопрос с этой иконой, какой именно образ писать?

- Пока думаем. Решения еще нет. Ну вот на ваш взгляд, насколько можно определенно говорить, что это именно Августовская икона?

- Похожа.

- Очень похожа, - подтверждает и Евгений.

- Просто не хочется впадать в какую-то экзальтацию, особенно на фоне того, что сейчас спецоперация идет на Украине. Но однозначно здесь Богородица являет какой-то Свой образ. Видно, что Матерь Божия стоит в полный рост. И наклон головы характерный, как на этой иконе. На мой взгляд, это образ Божией Матери «Августовская Победа».


Почему это произошло в такие особые для русского воинства дни?

Обратимся к истории написания Августовской иконы. Этот образ именуют еще и «Свеча Августовская», «Явление Богоматери русскому отряду». Но особо закрепилось в народе название - Августовская Победа! Ведь после явления Пресвятой Богородицы с Богомладенцем в небе в ночь с 13 на 14 сентября (с 31 августа на 1 сентября ст.ст.) 1914 года во время Первой Мировой войны было большое сражение под городом Августовом и ознаменовалось нашей большой победой. И в этой битве ни один из очевидцев явления не погиб.

В ту ночь, ближе к полуночи, солдаты узрели на небе Божию Матерь с Младенцем Иисусом Христом на одной Ее руке, а другая рука указывала на запад.

Кирасир Димитрий Серегин вспоминал, как стоя на часах увидел на звездном небе особенно яркую звезду. Вокруг этой звезды возник круг из сияющих звезд, а на месте той звезды стал вырисовываться образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке. Правая рука Богородицы была немного вытянута (как и на этой иконной доске из Малой Малышевки!..), солдату показалось, что Богородица ею благословляла воинов.

«Божия Матерь смотрела в направлении города Мариамполя», - эти слова очевидца привели меня в тот момент, когда вновь читала их, в невольный трепет. Мариамполь - это, конечно, не тот донецкий Мариуполь, за который сейчас идут самые ожесточенные бои. А близ Августовского леса литовский город, ныне называющийся Мариямполе. Но в Горнем мире нет случайных созвучий! И может быть, сегодняшнее проявление Августовского образа знаменует собой благословение русскому воинству. Которое сейчас, в XXI веке, сражается за други своя, за освобождение Донбасса, отражая угрозу всему Русскому миру.

Икона «Агустовская Победа» есть в самарском Крестовоздвиженском храме, где находится наша редакция. Есть написанная специально по нашему заказу и в самой редакции.

Буди с нами, Пресвятая Владычица Богородица! Помогай, как встарь, русским воинам!

Ольга Ларькина.
Фото Евгения Ситникова.

Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская Победа»

О, Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, - тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой - Державу Российскую - до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, - и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.

160
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru