Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Заступница земли Русской

Необычный список с чудотворного Владимирского образа выполнен в Самаре в дар страждущим жителям Луганска.

Необычный список с чудотворного Владимирского образа выполнен в Самаре в дар страждущим жителям Луганска.

В начале мая в холле самарского Крестовоздвиженского храма, напротив входа, появилась необыкновенная икона. Большая (170 х 120 см) Владимирская икона Божией Матери, до тонкости схожая с подлинником, что хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, и в то же время во многом иная. Подлинная Владимирская написана на доске (как гласит предание, ее написал Евангелист Лука на доске стола, за которым обедали Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь), эта выполнена на бересте. У самарской иконы более строгое цветовое решение, преобладает коричневая гамма — от густо-коричневого до нежных, светлых оттенков этого цвета, — с благородным золотом в отделке. Чудотворная Владимирская икона не имеет полей, а здесь сделаны широкие поля из неровных, расщепленных досок с металлическими вставками — небольшими бронзовыми иконами и распятием.

Икона долго, целый месяц, стояла в холле храма окутанная полупрозрачной пленкой, сквозь этот покров угадывались дивные черты Богомладенца Христа и Пречистой Матери Его. Но когда 3 июня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, возле этой святыни был отслужен молебен, пленку сняли — и люди, вроде бы уже приглядевшиеся к иконе, не могли сдержать восторженных чувств.

— Казалось, ты каким-то чудом перенесся в Первопрестольную и стоишь пред той самой чудотворной Владимирской иконой! — делился своим восхищением редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев. — От нее невозможно было отвести взор, не хотелось уходить…

Антону Евгеньевичу повезло: он первым приложился к иконе, когда она, освобожденная от пленки, предстала во всем своем великолепии.

Настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Владимир Бормотов рассказал, что эту икону давно уже написал самарский иконописец Константин Александрович Боровков. Раньше в Крестовоздвиженском храме у него была иконописная мастерская.

— Мы просили: Константин, отдай эту икону в храм! — вспоминает отец Владимир. — А мы ее повесим в церкви, и люди будут пред ней молиться Пресвятой Богородице. Но он написал для нашего храма икону Спасителя, а эту не спешил отдавать. Как будто икона ждала чего-то другого. И вот — трагические события в Донбассе… Константин Боровков решил передать Владимирскую икону в Луганск. Даже договорился с транспортом, чтобы доставить ее туда. Но не так все просто. Будь эта икона написана для России — для кого-то из друзей или на заказ, — я отслужил бы молебен, освятил икону, и можно было бы отвезти ее по назначению. Ну а чтобы перевезти икону через границу, надо решать этот вопрос уже не на приходском уровне. Должны были отправить икону в Луганск вскоре после праздника 9 Мая, но пока этого не произошло и когда произойдет — не могу сказать. Иконописная мастерская сейчас уже не в нашем храме, и Константин здесь бывает редко. Видимо, икона еще ждет своего часа. Но что икона необычная, благодатная, это понятно всем, кто на нее взглянет.

Председатель Самарской городской Думы Александр Фетисов рассказывает о значении написанной в Самаре Владимирской иконы Божией Матери.

А иконописец Константин Боровков пояснил:

— Шесть лет назад эта икона была написана. Покойный иеромонах Георгий, тогда протоиерей Олег Китов, в ту пору настоятель Крестовоздвиженского храма, увидел ее и попросил: продай, я буду на нее молиться! Я ответил: никаких денег, батюшка! Но сразу передать не получилось, а потом батюшка умер, и икона осталась в столярной мастерской при Крестовоздвиженском храме. Здесь хотели сделать для нее киот и поставить в храм. Только это же не обычная икона, она, может быть, на 80 процентов такая, какая должна быть в храме. А на 20 процентов, наверное, художество. Как раз в то время я реставрировал одну замечательную икону Спасителя, — сделал с нее список и передал храму.

А когда на Украине была развязана братоубийственная война, я понял, почему так долго не находилось достойного места для этой иконы. Что место ее — там, где боль и кровь, что с нею на землю Донбасса может прийти молитвенный покров Пресвятой Богородицы. Владимирская икона издревле была Заступницей земли Русской, и вместе с этим писанным на бересте образом — милость, Покров и заступление Пресвятой Богородицы да пребудет на властях, воинстве и людях Новороссии (эти выделенные нами слова написаны на обороте иконы- О.Л.). Вспомним: в XIX веке, когда турки угнетали славян на Балканах, монахини Самарского Иверского монастыря вышили Самарское знамя со святыми ликами, и Петр Алабин передал его в дар и благословение болгарскому народу. Под этим знаменем сражались и умирали, под ним одерживали славные победы. Тогда шла война за освобождение славян — а сейчас на Украине все еще более страшно, ведь там брат убивает брата… И эта икона, может быть, тоже окажется там, где гремят бои, где льется кровь. Почему она и выполнена в таком стиле: эти словно бы расщепленные доски с черными сучьями напоминают о страшных кадрах военной кинохроники — с разрушенными домами, черной гарью на еще недавно мирных городах и селах. А бронза и латунь на полях иконы напоминают о гильзах и осколках снарядов. Будут ли с этой иконой Крестными ходами обносить позиции ополченцев — это уже не нам решать, это Божий Промысл, воля Царицы Небесной и готовность сердец жителей страждущего Донбасса. Но верю, что молитвы перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы помогут установлению мира и прекращению братоубийственной войны.

Многие верующие пришли в Воскресенский монастырь поклониться Владимирской иконе Божией Матери.

— Иконы изначально писали на дереве, холсте, потом выполняли их на металле, а теперь и на композитных материалах, появились и литографии, сделанные типографским способом на бумаге, — продолжает рассказывать Константин Боровков. — Ну а я стал писать иконы не только на доске, но и на бересте. В 1997 году возили в Москву на Вторую Всероссийскую выставку десять моих икон на бересте, и они два месяца висели в Третьяковке. В 2007 году в Самарском областном художественном музее на выставке моих работ «Живое древо» были представлены иконы, выполненные на бересте. А эта, Владимирская икона… У меня тогда не было под рукой никаких материалов, кроме бересты. Но если бы и ее не оказалось, я стал бы писать хоть на наждачной бумаге, такое было желание написать этот образ. Будет ли у этой иконы новое название — ведь и у Владимирской иконы могут быть разные изводы, известно же четыре извода у Казанской иконы Божией Матери, — такие вопросы решать не нам. Но можно предположить, что у сражающегося Донбасса будет Владимирская Луганская икона или Владимирская икона Божией Матери, Покровительница Донбасса.

Мое дело было — написать икону. Сейчас вопрос стоит не о названии, а о том, чтобы благополучно доставить икону туда, где ее уже ждут. Надо, чтобы все мы чувствовали свою сопричастность великому делу — спасению погибающих братьев. Молитвами и делом, кто как может.

В субботу 20 июня Владимирская икона Божией Матери была доставлена к всенощной в Самарский Свято-Воскресенский мужской монастырь. Наместник монастыря игумен Фома (Мосолов) освятил икону в алтаре главного храма обители, а затем она была вынесена для поклонения верующим. Прихожане прикладывались к иконе, священник помазывал их у этой святыни.

Утром в воскресенье после Литургии состоялся Крестный ход с иконой вокруг монастыря, а затем все присутствующие смогли пройти под иконой. На молебне, который отслужил клирик монастыря протоиерей Александр Солуянов, собрались многие жители Самары, прихожане монастыря, активисты Самарского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Офицеры России». Председатель Самарской городской Думы Александр Борисович Фетисов отметил, что передача иконы происходит накануне 22 июня, памятного дня для всего нашего народа. «Событие это не только духовное, оно еще и историческое и человеческое, — подчеркнул Александр Фетисов. — Это важно для жителей Донбасса, которые, когда икона будет передана, поймут, что они не одни, что о них помнят тысячи россиян».

Еще несколько дней икона будет в Самаре, в монастыре, а затем — вместе с гуманитарным грузом или отдельно — отправится в Донбасс.

Мати Пресвятая Богородице, моли Бога о страждущем народе Донбасса. Покрой честным Своим омофором и защити от бед, от разрушений и смерти!

Ольга Ларькина.

2634
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
20
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru