Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Родники родного края

В Сергиевском районе Самарской области, в селе с непривычным для русского уха названием Ендурайкино, недавно освятили родник в честь Николая Чудотворца.

Протоиерей Николай Филев открывает праздник в селе Ендурайкино.
В Сергиевском районе Самарской области, в селе с непривычным для русского уха названием Ендурайкино, недавно освятили родник в честь Николая Чудотворца.

Около трехсот лет назад с Верхней Волги на вольные луга, под защиту гор и лесов скрылся от властей старообрядец чуваш Ендурай. Легенды говорят о нем как о человеке сильного духа, который сумел на пустом месте возвести поселение, а вокруг возделать поля. К нему стали стекаться мужики из разных мест, многие с семьями оставались здесь навсегда, и от уважения к старцу дали они местности название — Ендурай. В деревне за три века образовались всего две улицы — сначала чувашская, а потом русская. Всегда русские и чуваши жили дружно между собой и называли друг друга братьями. Вместе работали, вместе справляли праздники, вместе молились. В этом году к юбилею своего села прапраправнуки деда Ендурая облагородили ключи с родниковой водой и пригласили священника для освящения источника в честь святого, очень почитаемого многими народами, — в честь Николая Чудотворца.

Спасти село благими делами


И наполнилось в этот день село радостью… С самого раннего утра приезжали, приходили все, кто хоть немного связан с селом Ендурайкино, а тем более кто здесь родился и вырос. Земляки встречались, и начинался разговор: «а помните…» Дружеские объятия, слезы и чувство любви к родному месту, к малой родине, где бегали под теплым дождем босыми ногами, где собирали в лукошко самые большие грибы и землянику. Где загоняли упрямую рогатую Зорьку во двор после пастбища и прятали цыплят от коршуна. Где так просто и радостно открывались мир и жизнь, поэтому самым ярким и любимым воспоминанием станет время, когда ты жил в своем селе Ендурайкино. Как за все эти блага сказать спасибо своей родной колыбели? Как отблагодарить свою любимую землю, давшую начало всему и упокоившую родных людей, родную кровь? Решений было много… Провести праздник до самого утра, потом яркий салют, отметить подарками ветеранов… Только все это пройдет — музыка стихнет утром, от салюта останутся пустые гильзы, подарки начнут пылиться на полке шкафа. Так что же останется для самого села?

Сельский староста Николай Яковлевич Сергеев.
Возможно, так думал бывший «афганец», ветеран боевых действий, а ныне сельский староста Николай Яковлевич Сергеев, который пригласил в село настоятеля самарского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы протоиерея Николая Филева. Пригласил его для освящения родника. Сердце, которое знало войну не понаслышке и потому умеет ценить мирную жизнь, подсказало Николаю Сергееву, что самый лучший подарок родной земле — это благодать Отца Небесного.
…И вспомнилось ему детство: как бегали с мальчишками на родники, купались в ледяной ключевой воде, как радовались… И захотелось вернуть эту радость, освятить ее благодатью Божией и порадовать всех сельчан не просто родниковой, а уже святой водой…
— Деревня вымирает, — c горечью в голосе говорит Николай Яковлевич, — хочется ее спасти и благими делами поддержать односельчан. Многие деревни сейчас распались, и люди остались без своих корней. Мне бы хотелось, чтобы жители Ендурайкина помнили свою историю, уважали и ценили земляков, и было бы у них место, где благоговейно они могли бы омыться в святых водах на родной земле.
— Как в селе появились родники?
— Они были всегда, но только в последнее время пришли в сильное запустение. Вместе с моими родными и близкими мы очистили и раскопали ключи, а во время работы наткнулись на новые родники, их окопали, и теперь забило семь ключей. Они, как небольшие водопады, бьют прямо из глинистого пласта и стекаются в озерцо. Родники и наша деревня связаны неразрывно, всегда односельчане туда ходили за ключевой водой, даже из других районов приезжали за ней. Она очень чистая. В правой стороне красный родник, потому как там красная глина, чуть левее голубой, там целебная голубая глина. У нас даже есть, как говорят, бездонное голубое озеро.
— Что в планах после освящения родника, как продолжите облагораживать место?
— Батюшка посоветовал поставить поклонный крест, чтобы каждый проезжающий и проходящий мог восславить Господа за Его милость к нам, грешным, и за благодатные воды наших родников.

Старожилы деревни


Люди стекались к сельскому клубу, где на возведенной Николаем Яковлевичем и его помощниками сцене начиналось необычное представление. Здесь не только пели и читали стихи, но и рассказывали почти о каждом жителе села, о крепких семьях деревни, о супругах, которым даровал Господь прожить вместе долгие годы.
Так, Феврония Дмитриевна и Федор Михайлович Егоровы прожили вместе более шестидесяти лет, воспитали они восьмерых детей, теперь у них шестнадцать внуков и десять правнуков. Самому младшему скоро будет четыре годика. Всю жизнь Егоровы крепко любили друг друга, дружно жили, очень много работали в колхозе, и им даже некогда было… зарегистрироваться в ЗАГСе. Только этой зимой они расписались и потом обвенчались в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Нероновка. Федор Михайлович проработал в селе чабаном, потом водовозом, всегда прислушивался к своей жене и ласково говорил: «Как Хаврошенька моя скажет, так и будет…» Феврония Дмитриевна не только успевала делать все по дому, растила детей, но и служила на полевом стане разнорабочей.
Феврония Дмитриевна и Федор Михайлович Егоровы пришли на праздник родного села.
Когда дети выросли, нянчила внуков и каждый раз радовалась, что вся большая семья собирается вместе во время летних каникул и отпусков. Самое главное, чему научили старики Егоровы своих детей и внуков — это жить по совести, любить свой дом, всегда содержать его в порядке и чистоте. В деревне остались только два их сына, остальные же нашли работу в других районах, но каждый раз приезжают и помогают своим больным и старым родителям. За свои девяносто лет Егоровы никогда не покидали родное село, только Федор Михайлович уезжал из села в армию, прослужил три года моряком, а потом прошел четыре года страшной войны. От тех далеких морских ветров приклеилось к нему на всю жизнь прозвище, так до сих пор и зовут его односельчане — моряк.
Сегодня Егоровых чествовало все село, награждала администрация, а их правнуки хлопали громче всех, радуясь за прабабушку и прадедушку. На мой вопрос о том, кем они хотят стать, почти хором ответили: прожить так же долго и счастливо, как их родные старики.


Триста лет серебряному наряду


В этой деревне всегда было две стороны — русская и чувашская… Так и говорили друг другу селяне, мол, там ваш сынок Иван в чувашском конце бегает, или — Руслан пошел на русский конец. И всем было понятно, кто куда пошел. Со временем все перемешалось, и теперь уже не существует четкого разграничения между улицами и между народами. Чтобы подчеркнуть традиции села, праздничное мероприятие вели две ведущие, одна в русском, а вторая в чувашском национальном костюме. Головной убор чувашского костюма сделан из серебра и передавался из поколения в поколение — платья изнашивались и выбрасывались, а серебряный наряд оставался, и ему в этом году исполняется триста лет. Его надевали прапрабабушки только по большим праздникам: на свадьбу, на Пасху, на Троицу. Теперь же он достался от отца, который создавал фольклорный чувашский ансамбль, Галине Петровне Иванайской, директору Дома культуры деревни Калиновка. Все гремит и шумит в этом чувашском головном уборе, радостно позвякивает, будто возвещает всей округе — вот идет чувашская красавица…


Стихи про Ендурайкино


Не о каждом городе написана книга, а вот про историю села Ендурайкино, где и двухсот жителей уже не осталось, создана прекрасная историческая новелла. Геннадий Родионов в своей книге «Поэмы разных лет» несколько страниц посвятил первому жителю села, его образованию, приходу жителей через многие ошибки и сомнения к истинной Православной вере. Специально для праздника вместе с женой, которая проработала в сельской школе завучем 54 года, написали они стихи, воспевающие красоту природы села, ее простых честных тружеников, дружбу между русским и чувашским народами.
Со слезами на глазах слушали пожилые люди, вдумывались в строки сельских поэтов молодые, и у всех слушателей счастливо горели глаза, потому что прославили стихами историю села, которая рождала сплоченность всех его жителей. И каждый ощущал себя маленькой веточкой тех корней, о которых сложены стихи.


В гости — на родную землю


Глава сельского поселения Калиновка Николай Алексеевич Воинов, который помог провести праздник для сельчан и разослал приглашения для всех бывших жителей села, затем пригласил всех собравшихся на родники. Это был самый долгожданный подарок для жителей и гостей деревни.
— Вот сегодня освятят наши родники, — сказала мне бывшая селянка Нина Антонова, приехавшая в гости в родную деревню. — Если бы вы знали, какая это радость для местных жителей. Моя мама всегда мечтала об этом, но вот не дожила… Церковь от села далеко, пусть хотя бы святость родников поддерживает в сельчанах благоговейное отношение к жизни и к Богу. …А там, может быть, и часовенку поставят, и будет где людям помолиться.
Из Сургута на освящение родников приехали в родное село супруги Ивановы, они были рады такому важному событию. Их родственники болеют сахарным диабетом, поэтому они всегда специально ездили за кристально чистой водой в небольшой родник своего детства, который благодаря трудам и заботе старосты села Николаю Сергееву забил с новой силой и стал больше.
— Как вы считаете, зачем нужно освящение родников? — поинтересовалась я у них.
— Чтобы держалась вода на Божией благодати, — было мне ответом.
Надежда Ятманова выросла в селе и жила здесь до замужества, теперь из Кармало-Аделяково она пришла на праздник родной деревни вместе с внуком Антоном. Их встречали как дорогих гостей, за большим столом, который стоял прямо посередине деревенской улицы, с жарким самоваром и разными вкусностями. Бабуля узнала разные деревенские новости и поделилась своими — сломался в селе водный насос, и вот уже какое время живет деревенька без воды… А за родных она очень рада и обещала в следующий раз взять всех внуков и приехать выкупаться в святых водах родника.
Из Кинельского района, села Домашка, приехала в родные с детства места Елена Яковлевна Пантелеева, она считает, что освящение родников принесет ее земле больше чистоты и благодати. Елену каждый день тянет на малую родину, но переехать жить в село не решается, трудно здесь найти работу по душе.
Разнообразна география бывших жителей села, но каждый из них с большой любовью и трепетом относится к родному месту. А вот переехать сюда, вернуться мечтают только в старости, когда выйдут на пенсию.


Освящение родника


Усадив стариков в автобусы, все участники праздника поехали на дальние луга, усыпанные седым ковылем. Среди широкого поля и безграничного голубого неба показался небольшой холм, из которого и бьют родники. Они ниспадали вниз и образовывали небольшое озерцо. Возле него и расположился народ, а специально приехавший из Самары на этот праздник протоиерей Николай Филев отслужил водосвятный молебен и произнес напутственное слово.
— Отрадно видеть, что наши деревни вновь обретают свою самобытность, — сказал отец Николай. — Сильна Россия вот такими малыми селами, как ваше, в которых идет возрождение Православной веры, возвращение к своим корням. Дай Бог, чтобы сегодняшний праздник и освящение родников наполнили село новой силой, изменили жизнь ее жителей к лучшему. Чтобы наш народ перед всем миром стал как раньше — Святой Православной Русью. Пусть воды родников, которые сегодня мы освятили, омоют нас не только телесно, но и духовно, и помогут всем жителям села прийти к покаянию, прийти в Церковь… К святым водам родника надо относиться с благоговением, поддерживать здесь порядок и вести себя благопристойно, как всегда это было на Руси в святых местах. Через эту воду будем всем миром приобщаться к вере.

Освящение родника возле села Ендурайкино.
Люди молились, слушали слова батюшки, а многие плакали. Это были слезы долгожданной радости… У множества сельчан росло недоумение: почему раньше никто из них не догадался об этом? Почему такая простая мысль — освятить ключи — пришла только сейчас старосте села Николаю Яковлевичу Сергееву? Может, подсказал Небесный покровитель — Святитель Николай Чудотворец, в день празднования которого, как раз на Зимнего Николу, он и рожден.
Односельчане от переполненных чувств обнимали батюшку и главного идейного вдохновителя праздника — старосту Николая. Говорили ему много теплых слез, а он плакал и одновременно улыбался. Его светлая улыбка была улыбкой настоящего героя, который поплатился всем, что у него было, за чудо этого праздника. Ведь за день до освящения родников у Николая сгорел в Самаре дом. Чья-то глупая ребячья затея поджигать тополиный пух оставила его без жилья… Я смотрела на счастливого Николая и явственно понимала слова: «Не хлебом единым жив человек…»
Ведь нужно для жизни что-то большее, что и помогло подарить односельчанам святые воды родного родника. А называется это «что-то» очень емким и коротким словом — Вера…
Ольга Круглова
Фото автора
11.06.2010
Дата: 11 июня 2010
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru