Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Чудеса Божии

Крымское чудо

В доме священника и иконописца Михаила Осипенко замироточили все иконы.


Священник-иконописец Михаил Осипенко живет в уделе преподобного Феодосия Кавказского, в г. Крымске на юге Краснодарского края. И в его доме происходит удивительное даже для наших, богатых на различные чудеса времен, явление. Сам отец Михаил человек исповеднической судьбы. Родился он в 1922 году в селе Яловка Брянской области. В детстве вместе с родителями побывал в сибирской ссылке. Во время войны по окончании офицерских курсов был направлен под Сталинград, где попал в плен. Затем был концлагерь и работа в Германии на соляных шахтах. После войны был направлен властями на жительство в уральский город Красноуфимск. Там он женился на дочери священника Злате Сергеевне Яхлаковой. Еще до великой Отечественной войны он закончил художественное училище. Иконы начал писать в конце сороковых— начале пятидесятых годов. В 1970 году был рукоположен Архиепископом Свердловским Климентом в сан священника. Но служить пришлось не долго, вновь начались гонения от светских властей, которые продолжались с небольшими перерывами 15 лет. Пришлось оставить Красноуфимск, и долго сктиъитаться по России.

В семье священника Михаила Осипенко все — иконописцы. А семья у него большая: четыре сына и четыре дочери. В 1992-93 годах в Доме Советов в Москве действовала постоянная выставка икон старшего сына — Сергея Михайловича Осипенко. Два написанные им образа — преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского — находятся в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя. Владимирская икона Божией Матери, написанная другим сыном священника Михаила, Михаилом Михайловичем, была подарена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Тогда же, в июле 1993 года, руководство страны сочло нужным на Торжественной Царской встрече подарить Великой Княгине Марии Владимировне Романовой образ «Спас Нерукотворный», написанный в творческой мастерской «Злата», возглавляемой отцом Михаилом. Принимая этот образ из рук Владимира Михайловича Осипенко, Великая Княгиня Мария Владимировна сказала: «Эта икона всегда будет встречать меня в России».
В это же время вышел телефильм «Радуйтесь» (режиссер К. Хараидзе) о творческой мастерской «Злата».
Но общественное признание пришло к семье священника-иконописца не сразу, а после долгих лет гонений за веру, подчас просто нищенского существования. Еще мирянином Михаил Осипенко изготавливал для продаже на рынке всяких кошечек из гипса и другую пользующуюся в те годы спросом продукцию. Реставрационные работы в церкви он проводил безплатно. Написанная им в послевоенные годы икона Казанской Божией Матери особо почитается прихожанами храма Святителя Иннокентия Иркутского в г. Красноуфимске. В этой церкви до своей мученической кончины в ночь на Крестовоздвижение 1942 года служил тесть будущего священника Михаила, протоиерей Сергий Яхлаков. Он тоже человек далеко не ординарной судьбы. Известный в Вологде хирург, он в 1918 году (начало гонений на духовенство!) принимает священнический сан. Его много раз арестовывали: за 23 года служения он 23 раза находился в местах заключения. Иногда отца Сергия арестовывали только для того, чтобы наголо остричь ему волосы — а это являлось каноническим препятствием для служения…
Был отец Сергий кроткого и смиренного нрава, но при этом дух его был безстрашен и несгибаем. До самой смерти он не снимал с себя священнической ряся, хотя близкие часто его об этом просили. На девятый день после смерти он явился в тонком сне своей дочери Злате и открыл ей, кто убивал ее отца и каким образом. Эти две женщины, поднявшие руку на священника, были тайными сотрудниками НКВД, они и исполнили приказ своего начальства. Но Бог их очень сурово наказал впоследствии. Одна скоро умерла, снедаемая червями. Другая потеряла мужа-орденоносца, погибшего в железнодорожной катастрофе по возвращении домой с фронта в июне 1945 года. Целую неделю отца Сергия не могли отпеть: шла война и в округе не было ни одного священника. Но при этом не ощущалось даже признаков тления. А когда начался обряд отпевания, то по всему храму распространился запах васильков — священник Сергий при жизни любил эти цветы.
В 1946 году Злата Сергеевна стала женой Михаила Самуиловича Осипенко. Постепенно жизнь их наладилась, власти наконец забыли, что Злата Сергеевна — потомственная дворянка и дочь священника; наконец забыли и о пребывании Михаила Самуиловича в немецком плену. Но наступило 1961 год — и после полета в космос первого человека власти вновь «взялись» за религию… Накануне гонений Сама Матерь Божия явилась Своим избранникам, чтобы укрепить их в вере. День тогда стоял жаркий. Отец Михаил вместе с сыном Михаилом понес в храма отреставрированную икону святого великомученика Георгия Победоносца. Икону несли открыто через весь город. Путь от дома до церкви был неблизкий. Светило яркое августовское солнце. Соленый пот заливал глаза. И когда впереди за железной дорогой показалось городское кладбище с церковью в глубине его, то приободренные близостью конца пути они ускорили шаг. Узкий дощатый тротуар вел вниз к железнодорожному полотну. Вдруг их обоих обдало каким-то порывом ветра. Мимо них стремительно прошла необычная Женщина в непривычном наряде. Шла она быстро, но в то же время спокойно и величаво. Женщина проследовала в сторону кладбища, а затем к храму. Она шла, словно не касаясь земли, и от нее исходила волна благодатной прохлады. Отец с сыном, насколько позволяла тяжесть иконы, ускорили шаг и устремились за необычной Гостьей, но она уже исчезла из вида. Самое удивительное, что никто из находящихся возле кладбищенских ворот не встречал никакой Женщины в необычном наряде. И только после продолжительных и безрезультатных поисков пришло понимание, Кого они удостоились видеть. А вскоре после этого начались долгие скитания по стране. Лишь в 1975 году семья обрела покой в г. Покров на Владимирщине. В обретении этого пристанища семье иконописцев помогли известные старцы Троице-Сергиевой лавры, — они не раз в трудных лобстоятельствах выручали эту семью. Лишь через несколько лет семья разделилась. Родители, двое младших сыновей Александр и Николай, дочь Наталья — переехали на Кубань. Совершилось это по настоянию Златы Сергеевны. Она поняла, что их хождение по мукам имело причиной не только отношение к ним светских властей, подлинная причина гораздо глубже. Уже когда жизнь в Покрове стала вполне оседлой и старшие дети начали обзаводиться семьями, Злата Сергеевна стала все чаще повторять: надо ехать на Кубань — круг должен замкнуться…
Какой круг? Что должно замкнуться?.. Если на карте России проследить странствия гонимой семьи иконописцев, то окажется, что движение их по необъятным Российским просторам действительно было круговым; просолонь, против часовой стрелки — движение всех круговых крестных ходов. Вот почему круг должен был замкнуться! Круг был совершен и миссия закончена вблизи тех пределов, где некогда подвизался преподобный Феодосий Кавказский — святой, особенно почитаемый в этой семье. Спустя три года, в 1984 году, Злата Сергеевна отошла ко Господу. «Смерти нет, не скорби обо мне, — часто говорила она мужу незадолго до кончины. — Смерти нет…»
Жизнь некогда гонимой семьи иконописцев давно устроилась и вошла в колею. Постепенно забылись не только скорби и страдания, но и триумф начала девяностых годов. Мирно легли в семейный архив грамоты и газетные публикации.
И вот в конце ноября 2001 года в доме священника-иконописца Михаила Осипенко замироточили все находящиеся в его доме иконы — как написанные им самим, так и приобретенные в церковных лавках. Замироточил даже его наперсный священнический крест — случай, доселе неслыханный… Следом замироточили нательные крестики — его и живущих с ним внуков. Замироточил стоящий в святом углу крест на голгофе. И еще замироточили фотографии цесаревен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Замироточила даже фотография Златы Сергеевны. Из всех замироточивших икон можно выделить одну — Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она мироточит постоянно. К этому святому в семье священника относятся с большим благоговением, ибо по молитвам к нему неоднократно были спасаемы жизни детей отца Михаила.
Не менее почитаем в этом доме святой Феодосий Кавказский. И это не удивительно. Преподобный Феодосий поставлен Богом как предстатель и молитвенник за весь Северный Кавказ. Много лет семья прожила в Кабардино-Балкарии и Осетии, жили в Новороссийске и близ него. Много раз приезжали помолиться в поселок Горный и в Минеральные Воды — места подвигов преподобного Феодосия. Были близко знакомы с духовной дочерью старца, инокиней Иулианией.
О чуде мироточения священник Михаил почти сразу доложил епархиальному начальству. Прибывший священник засвидетельствовал факт мироточения, но при этом отнесся к чудо довольно сдержанно. Лишь в феврале этого года стало известно о том, что будет создана специальная комиссия, которая и засвидетельствует окончательно факт мироточения.
Особенность этого чуда в том, что миро, истекающее от икон и крестов, имеет неоднородный состав. От икон, написанных отцом Михаилом, истекает миро тонкой консистенции. Отличительна особенность мира на бумажных иконах — его способность к отвердению: после высыхания оно превращается в воск. Даже камень, на котором растирали краски, замироточил. Когда миро затвердело, то оказалось, что капельки выступили в виде восьмиконечного креста. Некоторое время камень этот лежал на альбоме с фотографиями Святых Царственных Мучеников. Миро выступило с нижней стороны камня, так что обложка вся пропиталась им, причем, одна струйка на камне была красного цвета. Характерно, что рядом с наперсным крестом отца Михаила мироточит и другой крест, кипарисовый с Распятием, приобретенный в церковной лавке.
Особенно обильное мироточение наблюдалось 19 января, в праздник Крещения Господня, за день набралось около полулитра святого мира.
В разные дни небесный елей бывает разного цвета и вязкости. На праздник Крещения Господня миро было светлое, прозрачное, с золотистым оттенком. А обычно бывает янтарного цвета, либо густо-янтарного. Характерно, что слитые в один сосуд, два рода мира не смешиваются, но пребывают отдельно: белое светлое вверху, темное внизу. В процессе мироточения благоухания нет, но собранное в сосуде миро начинает источать терпкий запах. Состав запаха довольно сложный, какой могло бы дать смешение запахов жасмина, хвои, меда и чего-то еще, неопределимого. Всего за пять месяцев мироточения набралось порядка пяти литров небесного елея. Но при этом такое великое чудо, по сути, осталось невостребованным. Интерес к чуду, кроме любопытства, один: получить через него плотское здоровье…
Когда в VIII веке иудеи из г. Берит надругались над образом Спасителя, то из него потекли кровь и вода. Потрясения от этого было настолько сильное, что вся еврейская община обратилась в Христианство. В нынешнем XXI веке чудо уже не проникает вглубь наших сердец, не «взрывает» нас изнутри, не побуждает изменить нашу жизнь. «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный», — сказал Петр Христу, когда увидел свои сети переполненными рыбой. Сказал он это в крайнем сокрушении сердца. А вызывают ли современные чудеса в нас подобное сокрушение? Обращают ли они неверующих к вере, нераскаянных к покаянию, не молящихся к молитве? И встает перед нами все тот же вопрос: а жива ли в нас вера?

Александр Сороковиков

г. Покров Владимирской области — г. Крымск Краснодарского края.

На снимке: священник и иконописец Михаил Осипенко за работой.

05.07.2002
1251
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru