‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Фильм о Самарском чуде

Начались съемки художественного фильма "Чудо", который рассказывает о реальных событиях пятидесятилетней давности, в народе получивших название "стояние Зои".


Съемки новой картины Александра Прошкина «Чудо» по сценарию Юрия Арабова начались 1 марта в Тульской области. В основу фильма положены реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году и известные как «Стояние Зои».
В фильме снимаются Константин Хабенский, Сергей Маковецкий, Полина Кутепова, Мария Бурова (дебют), Анна Уколова.
«Идею подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется Православной тематикой. Фильм скорее затронет нравственные проблемы, чем духовные. Главная идея: пока мы способны воспринимать чудо — мы живы», — говорит режиссер ленты Александр Прошкин.
Героиня фильма на празднике, не дождавшись своего суженого, приглашает на танец… Николая Угодника. Хватает икону да с ней и застывает. Жители провинциального города напуганы этим необычайным событием, которое становится объектом тщательного расследования на самом высоком уровне.
Фильм выйдет на экраны в 2009 году.

Итак, фильм о самарском чуде…
Нравится это нам или нет — вскоре мы увидим на экране ту, чей поступок когда-то потряс всю Самару (в то время Куйбышев): девушку Зою, пытавшуюся протанцевать с иконой Николая Угодника  в руках. И люди, еще пару десятилетий назад переписывавшие от руки безхитростные слова из народной повести об «окаменевшей отроковице» про «молоньи», поразившие дерзкую богохульницу и приковавшие ее к полу, теперь увидят киноверсию чуда. В исполнении кинозвезд первой величины.
Станет ли этот фильм событием для страны? Как стала им история молоденькой Зои Карнауховой, рабочей трубочного завода, дерзнувшей станцевать с иконой Святителя Николая? Покажет время. 
После успеха фильма «Остров» стало ясно — церковная тема не просто востребована, нет, это еще слабо сказано: публика просто-таки жаждет церковного кино. Вот что сказал об этом Юрий Арабов, курировавший работу своего ученика  Д. Соболева, сценариста фильма «Остров»: «Никогда и никто еще не видел на экране жизнь батюшки, тем более юродивого. История о священнике оказалась очень востребована обществом. Можно написать сценарий значительно лучше «Острова», и он ни на мизинец не приблизится к славе».
И когда сюжет про старца-экзорциста оказался отработанным, надо искать какой-то другой поворот. Не менее зрелищный. Вот почему фильм о самарском чуде будет создаваться в жанре драматического триллера… То есть с ужасами, спецэффектами, конечно же, с «танцем Зои»… А как же без этого? То есть на грани кощунства. И хорошо еще, если только на грани… Возможен ведь и выход «за грань».
Но, думаю, последнего не случится. Слишком серьезные и талантливые люди, настоящие мастера, взялись за это непростое дело — пересказать на киноязыке все те драматические события, о которых помнит наш город. Знают Православные люди по всей стране. Режиссер Александр Прошкин известен по замечательной экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (фильм этот хотя и не о духовенстве, не о чудесах и знамениях — но его можно считать явлением подлинно Православного кино!), а сценарий будет писать все тот же Юрий Арабов. Его знаем по жутковатому, но смелому и тонкому «Господину оформителю» и по тому же «Живаго».
Хабенский… Но какой современный фильм обходится без Константина Хабенского? Маковецкий тоже, безспорно, кинозвезда первой величины. А сомнительная «честь» изображать Зою выпала замечательной актрисе Полине Кутеповой («Орел и решка», «Мелкий бес»).
Поглядим, как разыграют они для нас эту драму.
Думаю, само самарское чудо постоит за себя. Независимо от того, с какими целями приступают к работе «мастера кино», сама непостижимая «логика» подлинного Божьего чуда ввернет их в свою орбиту и заставит с собой считаться. Раз о чуде за пятьдесят лет не забыли (а что не забыли — знаю точно: чуть ли не каждую неделю приходится отбиваться от звонков журналистов из самых разных изданий — теперь в основном столичных, желающих написать про «Чудо о Зое»), значит, нравственный потенциал этого чуда все еще далеко не исчерпан. И есть живые души, в которых это чудо пробудит веру или укрепит ее. Ради них и стоит делать картину.
А уж как авторы справятся с задачей — поживем-увидим.
Пока же лишь ясно одно: сюжет о девушке Зое вышел из разряда «самарских преданий» — и продолжает свое служение. Уже в масштабе страны. И это само по себе уже чудо — быть может, по-своему не меньшее, чем то, которое произошло с реальной Зоей, в реальном времени. На улице Чкаловской, 86.
Наверное, потому и до сих пор не открыты все детали и факты «стояния Зои Куйбышевской» — чтобы оставался ореол таинственности и недосказанности на тех событиях. Чтобы чудо это было не просто жутким и необъяснимым фактом, а еще и притчей — о каждом из нас.
…А пока я обдумывал эту рецензию на еще не отснятый фильм, жизнь вдруг подбросила еще одну черточку к «сценарию». В Православный магазин на улице Радонежской пришла немолодая женщина, Пелагея, и слово за слово рассказала продавщице о том, как еще тринадцатилетней девочкой бегала она во время «Стояния Зои» на улицу Чкаловскую. Вместе со всеми уворачивалась от конной милиции, не уходила, требовала, чтобы ее впустили в дом, показали «окаменевшую Зою»…
— Мы даже на ночь не расходились, — вспоминала Пелагея. — И было хорошо слышно, как из дома на Чкаловской доносились громкие стоны-завывания окаменевшей Зои… Жуткий стон ее эхом разносился по тихому ночному городу… Этих стонов мне не забыть…
…И как бы художественно ни «стенала» в фильме актриса-«Зоя», вряд ли у нее получится так же убедительно и страшно, как это было на самом деле. Ведь еще живы люди, которые могут сравнить реальность с игрой.

Антон Жоголев

«Это чудо — призыв к покаянию…»

Протоиерей Игорь Соловьев, настоятель самарского храма во имя святого мученика Иоанна Воина (в этом храме хранится единственная икона Святителя Николая с клеймами, на которых изображены события «Стояния Зои»):
— Чудо «Стояния Зои» в Самаре было явлено Господом ведь не ради того, чтобы удивить людей. Оно произошло в пятидесятых годах, когда в стране началось очередное, так называемое «хрущевское», гонение на Церковь. Это чудесное событие очень отрезвляюще подействовало на народ, который вдруг вспомнил о Боге и пошел в храмы. Возможно, сейчас основными прихожанами наших церквей и соборов как раз и являются те самые девчушки, а сейчас уже бабушки, бегавшие в то время на улицу Чкаловскую увидеть своими глазами застывшую Зою.
Профессионалам, которые берутся за съемки этого нового фильма, очень важно не превратить свою работу в театральную постановку. Вообще само то чудо, о котором мы сегодня говорим, было ведь большой трагедией в первую очередь для самой окаменевшей Зои, для окружавших ее людей. И чудо состоялось не в том, что девушка после своего невероятно кощунственного поступка застыла, превратилась в изваяние, то есть была наказана, нет. Ведь при очень большом желании можно было отыскать кучу медицинских обоснований такого ее состояния — паралич, например. А чудо прежде всего в том, что девушка получила от Господа прощение через самого Святителя Николая, который явился к ней спустя сто двадцать восемь дней (!) ее стояния. И это явленное самарцам чудо, несомненно, было дано для укрепления нашей веры, для вразумления нас, грешных, в том, что Господь не просто Наказатель и Строгий Судия, — Он прежде всего ждет от нас чистосердечного, искреннего покаяния! Актерам, которые станут «обыгрывать» это неординарное событие, думаю, придется нелегко. Надеюсь, что они верующие люди, а иначе не стоит и браться за столь серьезное дело. В удачном, считаю, фильме Павла Лунгина «Остров» тоже показано чудо, но там это сыграно без спецэффектов, выдержанно, спокойно. Думаю, и здесь лучше обойтись без применения каких-то особых зрелищных приемов, лучше глубже показать игру актеров, их душевные переживания.
Если же картина не будет сконцентрирована на духовной стороне чуда «Стояния Зои», а будет рассказывать о жизни, о нравственном состоянии общества в то время  и сегодня, — думаю, тоже будет неплохо. Главное — как, с какими мерками подойти к этой очень ответственной теме. К «Стоянию Зои» следует отнестись не как к чему-то сверхъестественному, как это было в одной из передач на канале ТНТ, а как к тому, что Господь нас призывает: «Се, близ при дверех». Что Господь протягивает нам Свою руку для нашего же с вами спасения. Сейчас издается много книг о Православных чудесах XX и XXI веков, в них можно найти описание таких чудес, на фоне которых «Стояние Зои» не будет сильно выделяться. Думаю, создатели фильма уже взяли благословение священства на свою работу. Еще хотелось бы сказать несколько слов той актрисе, которая будет исполнять роль Зои. Она должна быть верующим человеком и понимать, что ее игра, ее работа — не только лишь передача каких-то ощущений, а что называется, «рука Господня на мне», что «Господь меня коснулся». Важен этот самый момент сильного впечатления от общения с Божьим чудом. Девушка ведь не просто окаменела, ее душа была вызвана ТУДА! Тело стояло, а дух пребывал в общении с Богом, со святыми, с Ангелами, ей были показаны и геенна огненная, и райские кущи. Думаю, что такие глубокие моменты внутренних переживаний может передать только верующий человек, и для этого нужна большая внутренняя подготовка.

«Чудо сыграть невозможно»

Владимир Ильич Осипов, член Союза писателей России, режиссер, автор документального фильма «Стояние Зои» (2001 г.):
— Снимать игровой фильм о церковном чуде, таком, например, как «Стояние Зои», считаю просто недопустимым. Для того, чтобы художественно воссоздать, воспроизвести на экране события тех давних лет, режиссеру придется  что-то додумывать, привносить свое, собственное видение той потрясшей весь город истории, прорисовывать языком игрового кино многие никогда не существовавшие детали. И при этом очень легко «соскользнуть», отойти от той истины, которую в полной мере никто из нас не знает, то есть СОЛГАТЬ. Ведь это было событие таинственное, и многое нам в том чуде до сих пор не открыто… Более того, считаю, что прикасаться к такого рода вещам просто опасно, — хорошо это никогда не заканчивалось. А уж если взглянуть на актерский состав, где на главную роль претендует артист, хорошо известный по фильмам «Дневной...» и «Ночной дозор», — все становится предельно ясно.
Думаю, создатели фильма в первую очередь преследуют отличные от духовных цели: они хотят просто славы и просто денег. Ведь к сегодняшнему дню отснято уже практически все, что могло привести к быстрому и легкому успеху: пытались опошлить Великую войну, а теперь ухватились за «свеженькое». Народ, конечно же, хлынет на художественное кино с налетом церковности, да еще про «Чудо» — люди истосковались по чистому, нравственному содержанию отображенной в кино реальности. Но подлинной духовности и понимания сути того знакового самарского чуда стояния Зои при всем моем уважении к авторам фильма я от картины не жду. Прекрасно понимаю, что новая, свежая, не избитая тема — всегда находка для творческой личности. Однако можно быть очень духовным человеком, но все равно нельзя сыграть подлинное чудо. Это просто не дано игровому кино — как бы ни были талантливы создатели ленты.

«Это чудо очень кинематографично...»
Николай Михайлович Коняев, член Союза писателей России, г. Санкт-Петербург, автор рассказа «Несостоявшаяся встреча» (1996 г.) о «Стоянии Зои»:
— Важно, чтобы создатели фильма за внешними эффектными сценами не потеряли глубокого духовного содержания. Самарская Зоя — достойна настоящего, вдумчивого кино. Само это чудо очень кинематографично. Представляю, как этот сюжет можно раскрутить силами художественного кино: к дому на Чкаловской улице на черной «Волге» подъезжает секретарь обкома, убежденный атеист, и видит окаменевшую Зою... Но очень легко сбиться на дешевку. И, скорее всего, именно это и произойдет, хотя хочется надеяться на лучшее. Режиссер фильма обозначил главную тему так: как чудо воздействует на людей. Но ведь это главная тема и моего рассказа! Я не писал того, о чем не знаю. Например, кто такая Зоя и что с ней случилось потом. Но хотел лишь показать, как чудо меняет людей, с ним соприкоснувшихся. Не удивительно, что такой сюжет притягивает творческих людей словно магнитом. Вот и кинематографисты взялись за этот сюжет. Считаю это вполне  нормальным, а уж получится у них или нет, — поживем, увидим.

На снимках: Клеймо «Безумие Зои» с иконы Николая Чудотворца из самарского храма Иоанна Воина; в роли Зои будет сниматься актриса Полина Кутепова.

13.03.2008
1107
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru