‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Памятник Царю-Освободителю

…должен бать восстановлен в Самаре.


…должен бать восстановлен в Самаре

В самом сердце Самары — на Алексеевской площади на постаменте памятника Государю Императору Александру II Освободителю с 1927 года и до сего дня стоит памятник Ленину.
Поскольку в России повсюду еще стоят своего рода идолы — статуи Ильича, и пока сам он лежит в мавзолее на Красной площади столицы, Россия не воспрянет — это несколько раз повторял мне при нашей встрече в начале этого года известный Православный американец, сотаинник иеромонаха Серафима (Роуза) игумен Герман (Подмошенский — см. «Благовест», N 5 за 2003 г.). Но не слишком ли это простой рецепт: стоит лишь убрать с наших улиц памятники большевикам — и общество освободится от большевистского прошлого? Не понаслышке знаю, с какой самоотверженностью самарцы в свое время добивались возвращения городу его исконного имени (вместо Куйбышева). Это было радостное сбрасывание пут 70-летнего большевистского пленения, это был акт покаяния. Но что-то, видно, не доделали, осуетились, охладели. И стоят по-прежнему в нашем городе советские идолы, и главный из них — памятник Ленину на площади, которая половинчато носит два названия: первоначальное Алексеевская, в честь Святителя Алексия, Небесного покровителя города, и Революции. В Самаре продолжается поклонение идолу революции. Носят к памятнику цветы, в сквер у памятника водят детишек из детских садов на прогулки и рассказывают им о «дедушке Ленине», сюда ведут экскурсионные группы из других городов. А самарцы спокойно ходят мимо, тем самым молча признавая законность самочинного захвата Царского постамента самозванным Ильичем. А ведь маленький бронзовый Ленин, и это знают горожане, как тать, нагло занял чужое место, сбросив с пьедестала величественный памятник Царю-Освободителю Александру II, который поставили Царю наши предки на народные пожертвования. Сразу же после злодейского убийства Императора 1 марта 1881 года в Самаре решили поставить памятник Царю-Освободителю. Созданная Городской Думой комиссия остановилась на проекте академика В. О. Шервуда, где Государь был изображен на пьедестале в форменном пальто и фуражке, а у подножия были четыре эмблематические фигуры, олицетворяющие собой четыре величайших события его царствования: освобождение крестьян от крепостной зависимости, покорение Кавказа, освобождение от турецкого ига братьев-славян, завоевания в Средней Азии. Золотом на двух щитах были прописаны деяния великого Царя-реформатора: присоединение Приамурского края, отмена телесного наказания, создание земских учреждений, гласное судопроизводство, всесословная воинская повинность. Все фигуры памятника были выполнены из чеканной бронзы, пьедестал — из финского гранита. Алексеевская площадь к тому времени стала главной площадью города. 8-го июля 1888 года в день Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Кафедральном Вознесенском соборе на Алексеевской площади была совершена закладка памятника, он был открыт 29 августа 1889 года. А 7 ноября 1927 года на постамент памятника Александру II была водружена бронзовая фигура Ленина скульптора М.Г. Манизера.
Большевизм, как любой тоталитарный режим, любил монументальную пропаганду. До революции монументальных сооружений было немного, они воздвигались в прославление царей, выдающихся государственных деятелей и значительных событий в истории России. Воздвижение скульптуры всегда было политическим делом. Начали большевики с того, что в Москве с обелиска в честь 300-летия дома Романовых содрали монархические эмблемы и написали имена Маркса, Энгельса, Плеханова. Они уничтожали прежние памятники и безстыдно на их месте ставили свои.
Является ли памятник Ленину чисто историческим, как утверждают некоторые, или это политический символ? Законно ли он стоит на этом месте и как быть с ним дальше? С этими вопросами мы обратились к известным людям города.

Предводитель Самарского дворянства Александр Юрьевич Чухонкин:
— Самарское губернское Дворянское собрание 21-го октября 2002 года приняло обращение к Главе г. Самары Г.С. Лиманскому и депутатам Самарской Губернской Думы с просьбой убрать памятник Ленину с бывшей Алексеевской площади. Пока мы официального ответа на наше письмо не получили. Но не может в центре города стоять символ безбожной советской власти, законодательно признанной незаконной. Я имею в виду принятый 18-го октября 1991 года закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который объявляет советскую власть формой тоталитарного государства, жертвами которой стали миллионы людей. Никаких ссылок на то, что Ленин «неотъемлемая часть нашей истории» быть не может — в России не ставили памятники Хану Батыю и Лжедмитрию и праху их не поклонялись. Это не просто памятник, а символ разрушения России. Я, например, постоянно помню о нем, внутренне несогласен с его присутствием на одной из главных площадей города: это мешает и жить, и делать какие-то хорошие дела. Мы возрождаем Православие, но этому мешает символ безбожной власти. Недавно на очередной день рождения Ленина у этого памятника собрались коммунисты, дедушки, бабушки, в основном русские люди. Так жалко их, они сами не понимают, что приходят поклониться памятнику разрушителю их государства, их веры. Ведь пришли не те в кожанках, кто ставил этот памятник. Октябрьская революция была, прежде всего, антихристианской. Страна была в разрухе и голодала, а в это время — 12 апреля 1918 года Ленин подписывает декрет Совнаркома «О памятниках революции» — о снятии монументов в честь царей и установлении революционных памятников. Первый памятник Ленину открыл... сам Ленин в 1918 году в Подмосковье. Большинство памятников Ленину в России были поставлены в 1919 — 1920-м годах при его жизни и по его инициативе. По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары — в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить. Все памятники отливались в Москве централизованно и развозились по местам, мнения народа никто не спрашивал. А до революции памятники в провинции ставились обычно по местной инициативе и на народные пожертвования. Памятник Ленину — это оправдание антихристианской революции, истребления русских людей, уничтожения церквей, расстрела Царской Семьи. Убрав этот памятник, мы тем самым заявим, что советская власть была незаконной.

Игумен Вениамин (Лабутин), первый проректор Самарской Духовной семинарии:
— Я думаю, что надо восстанавливать историческую справедливость. У нас в Самаре пять памятников Ленину: перед заводом Металлург, в Куйбышевском районе и других местах. Это место статуя Ленина занимает незаконно, потому что на этом пьедестале стоял памятник Александру II. Царь-Освободитель очень много сделал для России, при нем страна стала великой державой. Нужно помнить, что Российское государство началось не в октябре 17-го года, как нам долгое время внушали, а более чем тысячу лет назад. Нам нужно помнить наших Царей — выдающихся правителей прошлого. Смена памятников имела чисто идеологическое значение. В сознании народа выкорчевывалась память о великой Православной России, сама ее история рассматривалась как революционное движение. Сейчас мы видим, к чему привел социалистический эксперимент над нашей страной. Надо переосмысливать наше прошлое, и снятие памятника Ленину будет очень правильным шагом. В этом не будет оскорбления ничьих чувств. Речь не идет о том, чтобы этот памятник уничтожить. Я думаю, его надо установить на обычном пьедестале в каком-то сквере или парке. Восстанавливать и здания, и памятники надо в их первоначальном виде, такова традиция во всех странах мира. А в Самаре будут представлены разные эпохи: и эпоха Царя-Освободителя, и эпоха большевиков.

Иван Иванович Мельников, скульптор, автор памятников Святителю Алексию, Митрополиту Московскому и Преподобному Сергию Радонежскому в г. Самаре, на Алексеевской набережной:
— Памятник Царю-Освободителю Александру II был поставлен на народные деньги. На памятник Ленину, насколько я знаю, никто не собирал денег. Суть дела в том, что памятник Ленину поставили на чужое место. Памятник Царю убрали потому, что он был связан с Православной Россией. Но историю нельзя переписать.
Памятник Александру II — хорошая скульптурная работа, в нем все было лаконично и гармонично, он прекрасно вписывался в застройку. И он был единственным в своем роде, был лицом Самары. Памятник Ленину — это работа Манизера, известного скульптора советского времени, я знаю многих его учеников. Нельзя отрицать — Манизер хороший мастер, к самой скульптуре претензий нет. Но точно такие же памятники Ленину, как у нас, поставили по всей стране. К тому же этот памятник не соответствует пьедесталу и не вписывается в площадь. Скульптуру Ленина можно было бы поставить в скромном сквере на невысокий постамент — она будет смотреться намного лучше.
Есть примеры, когда восстанавливают памятники. В Санкт-Петербурге к 300-летнему юбилею города восстановлен бюст Петру I по старым фотографиям. Фотографии памятника Царю-Освободителю тоже сохранились, так что это возможно. Это дорогая работа — литье в бронзе, я думаю, примерно миллионов 10 в рублях. Но наш город, если будет политическая воля его руководителей и поддержка горожан, эту сумму сможет осилить. Если же верно, что, как говорят, памятник находится на дне Волги, его стоит поискать — бронза сохраняется в воде. Судя по его размерам, он должен был весить около двух тонн, и его не могло отнести слишком далеко.

Александр Никифорович Завальный, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки:
— С Александром II в Самаре связано многое. В августе 1871 года он закладывал здесь камень в фундамент строящегося Кафедрального Воскресенского собора. В 1873 году в Самаре было основано ремесленное училище, названное в его честь Александровским. Самарская публичная библиотека с 1882 года стала называться Александровской, в ней был зал Александра II, из него потом вырос Краеведческий музей. Крупнейший мост через Волгу у Сызрани получил имя Александровский. Памятник Царю-Освободителю должен быть возвращен на свое законное место или восстановлен в первоначальном виде. А памятник Ленину уничтожать не надо. Можно было бы в Загородном парке устроить выставку монументальной советской скульптуры, перенеся туда с улиц города памятники Ленину, Куйбышеву и др.

В «Самарских губернских ведомостях» было сообщение о том, что в 2002 году в Саратове группа жителей выступила с инициативой восстановления памятника Александру II, который стоял на площади. Памятник Императору будет восстановлен. Саратов станет вторым после Москвы городом, где будет вновь воздвигнут памятник Царю-Освободителю. Памятник Царю-Освободителю, сброшенный большевиками с пьедестала и утопленный в пруду, восстанавливают в Южно-Камске. В Иркутске восстанавливают памятник Александру III.
Сохранился ли в Самаре памятник Царю-Освободителю? Рассказывают, что эмблематические фигуры находились в здании на ул. Куйбышевской, 131, где раньше был музей города. А. Н. Завальному рассказывали старожилы, что отдельные части памятника хранились в разных учреждениях, в частности, голова памятника Императору — на военно-медицинском факультете Куйбышевского мединститута. Краевед Галина Рассохина придерживается той версии, что памятник сволокли по Заводской улице (ныне ул. Венцека) в Волгу. Ответа на этот и другие вопросы не будет, пока не будет у нас дерзновения изменить нашу жизнь. Пока мы не захотим жить в Святой Руси.

В то время, когда готовилась эта публикация, к нам в редакцию поступило несколько писем на эту тему.

Хочу рассказать о сне, который я видела в 1970 году. Я не была ни комсомолкой, ни партийкой, но Ленина уважала и даже стала молиться о его душе. Мне очень хотелось побывать в Мавзолее и увидеть там Ленина. И вот вижу этот сон. Лежит Ленин в Мавзолее в стеклянном гробу, верхнего стекла нет, и он весь перемотан окровавленными бинтами, бледный, мечется, стонет, руки из стороны в сторону кидает. Я смотрю на него и думаю, как ему помочь. Вдруг он открывает глаза и говорит мне: «Как я устал, ты даже себе представить не можешь, как я устал». Закрыл глаза и опять стал метаться в бреду. Теперь, прочитав «Благовест», мне все это стало понятнее. Действительно, почему его не убирают из Мавзолея? Он безбожник, отрекся от Бога, снял крест, погубил со своими приспешниками столько невинных людей, осиротил детей. До революции столько сирот, нищих и голодных не было. У моего деда была земля и скотина, все отобрали, оставили нищими, в колхоз не брали — «ты середняк», посадили в тюрьму, он вернулся больной. Так давайте писать все вместе в Правительство и Думу, чтобы убрали Ленина из Мавзолея и его памятники с центральных площадей, может, перестанем быть под проклятием. Я готова собирать подписи.
Л. Курдина, г. Астрахань

...Особенно потрясло, что игумен Герман начал и закончил разговор с того, что России не подняться, пока, по словам Игоря Талькова, «лежит на Красной площади главный атеист», пока стоят в центре городов русских памятники Ленину. Накануне празднования 1100-летия упоминания города Пскова в летописях обсуждался вопрос об установке памятников княгине Ольге (их два — Клыкова и Церетели, и оба — дар к юбилею). Все мнения специалистов и отклики были изложены в газете «Псковская правда». В своем письме «Ольгу — на центральную площадь!» в этой газете 23 февраля с.г. я писала: «Равноапостольная княгиня Ольга — в веках, она — на века. Она видела знамение с Неба над теперешним Псковским Кремлем. Что видел исторический деятель, чей памятник сейчас занимает центр площади, кроме надзора полиции и газеты «Искра»? История основания города — в видении Ольги. Хотим ли мы, чтобы наши дети и внуки подражали вождю революции? Ольга — не только равноапостольная просветительница Руси Крещением через внука своего князя Владимира. Она давно уже символ Псковской земли, русской Женщины, Красоты Небесной и земной для многих поколений русских людей. А Красоту нужно защищать. И родство свое помнить, а таких великих предков чтить. Иначе наши дети, внуки дорого заплатят за нашу лень, за нашу трусость!»
Наши власти пока не решились убрать памятник Ленину или хотя бы перенести его в другое место. Молитвами святой равноапостольной княгини Ольги и всех святых да даст Господь увидеть свет Свой! Прошу молитв всех, кому не безразлична судьба Святой Руси.
Лариса Иванова, г. Псков

Призрак коммунизма

Мы уже не раз писали о 94-летнем молитвеннике из Самары Никифоре Абакумове. Редакция дружит с этим пожилым человеком, всю жизнь прожившим в миру, но пронесшим глубокую веру через все жизненные невзгоды и испытания. Сейчас дедушка Никифор, как в просторечии зовут его Православные, живет в деревянном домике в центре Самары, куда нередко приходят к нему верующие разных поколений за советами и с просьбами помолиться.
— Лет семь назад, — рассказывает дедушка Никифор нашей сотруднице, художнице Ирине Евстигнеевой, — во сне ко мне явился... Ильич. Гулкими ударами шагов он объявил мне о своем присутствии. Казалось, все это происходит не во сне, а наяву. Вид его был удручающим. Лицо черное, весь темнее ночи, ни одного светлого пятнышка...
«Узнал?..» — спросил его Ильич. «Узнал, — ответил Никифор Абакумов. — Володя?!.» — «Поминай меня, — попросил Ленин. — А то бумагами все шелестят, а мне за это ничего нет». После этих слов сон оборвался.
Ирина в разговоре предположила, что слова о «бумагах» могли означать поминальные записки в храме, в которые по понятным причинам не вписывают имя Владимира Ульянова-Ленина, разрушителя Православной Империи. Но дедушка Никифор объяснил эти слова иначе: все написанное Ильичем, все эти многотомные собрания его сочинений до сих пор еще читаются людьми, но не дают их автору облегчения... Наверное, возможно и то, и другое объяснение.
С тех пор дедушка Никифор начал поминать в келейной молитве своего исторического визитера. И при этом ощущал какую-то душевную тяжесть. Но вскоре он прекратил молиться за Ильича. Оказалось, что Ильич являлся не ему одному... Знакомая церковная старушка, уже лежащая на смертном одре, рассказала ему, что и у нее в видении Ульянов-Ленин просил молитв. «Хотя бы воды дай!» — исступленно говорил он ей. По русскому сердоболию, она хотела дать ему кружку с водой, но не смогла этого сделать, так как уже была прикована смертельным недугом к постели. С ужасом увидела она, как Ильич стал жадно пить из помойного ведра... Тогда она, почувствовав к нему жалость, решила за него молиться в то короткое время, что ей осталось жить. Но, помолившись Богу, она вдруг увидела страшный адский тартар и услышала крики страдающих грешников, и поняла, что, дерзнув молиться за Ленина, и сама может оказаться там же...
— Узнав об этом, я тоже перестал молиться за Ильича, — подытожил разговор дедушка Никифор. — Не по нашим силам его отмаливать... А что касается памятника Ленину в Самаре, то тут нечего думать: убирать его надо, — и девяностолетний старик сделал при этом характерное толчковое движение ногой... Туда, мол, его, туда, прочь с наших глаз...

От редакции: публикуя эти письма и воспоминания, мы не хотим причинять боль тем русским людям, которые искренне верили и продолжают верить в ложные идеи ленинизма. Мы бы не стали бередить старых ран, если бы за этими отжившими свой век идеями не стояла кровь сотен тысяч замученных Православных христиан. Вот почему Ленин в нашей стране не просто исторический деятель, а определенный символ, который разделяет людей одной нации, одного языка, одной культуры — на людей разной веры.

Людмила Белкина
20.06.2003
1290
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru