Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Сохранить единство веры

Киевский журналист Валентин Ковальский рассказывает о том, как живут сегодня Православные украинцы.

Киевский журналист Валентин Ковальский рассказывает о том, как живут сегодня Православные украинцы.

В начале июня, как только улеглись выборные страсти на Украине*, я все же решился напомнить о себе нашему давнему другу и коллеге, киевскому журналисту Валентину Ковальскому. До этого мы с ним довольно долго не были на связи. Не хотелось его безпокоить в такие судьбоносные для Украины дни. К тому же знаю Валентина Ковальского не первый год: бывший морской офицер, он бы не преминул сказать свое слово о происходящем… А ведь это могло оказаться для него, скажем так, несколько рискованным. Но когда украинский народ уже сделал свой политический выбор и к власти пришел новый президент Владимир Александрович Зеленский, я все же решил написать Валентину Ивановичу Ковальскому. Спросил его и о том, чем дышат сегодня верующие киевляне, с какими чувствами взирают на происходящее… Ведь можно узнавать про жизнь братского украинского народа из безконечных ток-шоу по телевизору, но все же лучше спросить мнения у того, кто там живет. У Православного киевлянина! И вот пришел ответ от Валентина Ковальского.

Антон Жоголев.

Здравствуй, дорогой Антоний!


Иподиакон Валентин Ковальский (слева) в алтаре храма.

Спасибо, что не забываешь. Слава Богу, я жив-здоров, чего и тебе желаю.

У меня всё по-прежнему: храм-дом-работа. По утрам делаю зарядку (бег, штанга, турник и брусья). Пытаюсь отогнать подкрадывающуюся старость.

Наше бренное тело - как тот ослик евангельский: чтобы доставить нас до земли обетованной (Иерусалима Небесного), его надо подкармливать «морковкой» - в виде зарядки и бани. Ну а моральное состояние - не очень. Иногда меня донимают мои мысли, мои скакуны: если бы знал во флотские годы, что такое будет, быть может, не возвращался бы на свою родину. Ведь настоящая Родина - это еще и родство душ. Этого родства у меня со многими соотечественниками сегодня - нет.

Самое грустное то, что правда и ложь поменялись местами, на родную Церковь в родной стране клевещут, невзирая на смену власти.

Впрочем, удивляться нечему: в нашей стране сделали выбор между двумя политиками - один пытался развалить Церковь, прикрываясь «томосом», второй артистически играл роль дьявола в своей передаче «95 квартал», виртуально скупая души политиков.

Мне кажется, это характеризует состояние нашего общества, порождающего таких вот правителей.

Одно радует: последнее слово - за Богом.

Провал проекта «ПЦУ»

Ты спрашиваешь, как происходит захват наших церквей в пользу раскольников. Сценарий тот же, что был примерно столетие назад, когда большевизм делал ставку на обновленцев. Сегодня эти «верующие» гордо именуют себя членами ПЦУ - Православной церкви Украины. Они отбирают наши храмы путем самозахвата и подтасовки голосов местных жителей. Проблема в том, что в Православии (в отличие от протестантизма) нет четко выраженного фиксированного членства. Любой человек, проживающий вблизи того или иного храма, может запросто назваться прихожанином и организовать агитацию за переход в ПЦУ. Пусть даже и в храме бывает он раз в год всего, на Пасху, а то и вовсе не бывает. А если к этому процессу еще подключаются праворадикалы и главы районных администраций, то вопросы «отжатия» храмов у канонической Церкви решаются довольно быстро. Однако сегодня ситуация стала намного спокойнее, чем раньше. Если при Порошенко случаи нападений на наши святыни исчислялись десятками, то теперь они - единичные. И это уже немалый «плюс» новому президенту Украины.

Львиная доля самозахватов приходится на западную Украину, где у ПЦУ много сторонников. А иногда в раскол уходят не только храмы, но и те, которые в них служат. К примеру, в главном военном госпитале, находящемся в столице Украины, по приказу «сверху» ведомственный храм передали раскольникам. Священники, которые там служили, оказались перед непростым выбором: либо переходить в так называемую ПЦУ, к раскольникам, либо лишаться прихода, а значит, и средств к существованию. В таком «добровольно-принудительном порядке» зимой 2019 года из нашей Киевской епархии, объединяющей область и город, в ПЦУ перешли всего 12 священнослужителей - это меньше, чем два процента от общего числа батюшек нашей епархии. Если говорить в целом, то проект «ПЦУ» потерпел фиаско: из 12 тысяч приходов каноничной Украинской Православной Церкви к раскольникам отошло менее семидесяти храмов. Впрочем, нужно говорить не столько о потерях, сколько и об очищении тоже. Во время гонений первыми из Церкви бегут иуды.

По соседству с Бабьим Яром


Радуга над киевским храмом в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Мой киевский приход, состоящий из двух храмов, по милости Божией переживает эти годины искушений без особых потрясений. Большей частью мы переживаем не за себя, а за всю нашу Церковь. Пока что никто из раскольников и не пытался захватывать ни полуподвальный храм в честь Святителя Петра Могилы, ни деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Почему адепты ПЦУ нас не трогали? Думаю, что здесь несколько причин. Во-первых (и это главное), у нас довольно крепкая община, в которой насчитывается более ста человек. Во-вторых, поблизости нет ни одного раскольнического храма. Да и жители близлежащих домов настроены к нам дружелюбно.

Без преувеличения можно сказать, что жилищный массив Сырец, где находится приход, выстрадал и вымолил себе храмы. Ведь эта часть киевской земли усеяна костями многих мучеников. По соседству с нами - печально известный Бабий Яр, где фашисты расстреляли не одну тысячу мирных жителей. Здесь же в годы войны находился и сырецкий концлагерь. В числе погибших узников были и футболисты киевского «Динамо». Памятник погибшим футболистам находится возле нашего деревянного храма.

Сегодня ситуация на Сырце спокойная. Однако еще задолго до «томосных» времен нам пришлось пережить две попытки поджога деревянного храма: в январе 2016-го неизвестные злоумышленники хотели устроить пожар с внешней стороны алтарной части, а через год запустили в храм четыре бутылки с зажигательной смесью. Но благодаря заступничеству Богородицы церковный фасад почти не пострадал. Ударившись в стену, бутылки упали на землю и зажглись на снегу, где их вскоре потушил бдительный сторож.

«Кто ты, маска?..»

С приходом к власти Зеленского многие связывают надежды на улучшение отношения украинского государства к Церкви. И это понятно: он не был одержим «томосом», который стал предвыборной фишкой бывшего президента Порошенко. Однако мы не можем с полной уверенностью сказать, что новый президент готов защищать права Православных верующих - жителей Украины как гарант Конституции. Приведу пример: в конце мая в интернете появилось видеообращение к президенту со стороны верующих Свято-Успенского храма Украинской Православной Церкви села Васлововцы Черновицкой области. Они уже более четырех месяцев страдают от произвола районного начальства и нападок раскольников. Совсем недавно сторонники ПЦУ сорвали ворота с их храма и пытались болгаркой срезать церковные замки. Насколько мне известно, глава государства на этот факт пока что не отреагировал... Может, пока еще просто руки у него не дошли. Посмотрим, что будет дальше. Пример показательный.

Кто же такой Зеленский с точки зрения веры - иудей, православный, атеист, неопределившийся? Трудно сказать. Подобные вопросы ему уже задавал кто-то из журналистов. В ответ Владимир Александрович ограничился общей фразой о том, что верит в Бога. Хорошо, конечно, что верит. Но лично мне (да и не только мне одному) непонятен такой парадокс: во время инаугурации клятву верности на старинном Евангелии приносил человек, который не живет по евангельским заповедям. До него все украинские президенты считались христианами. К примеру, Кучма при первом сроке правления был ближе к нашей Церкви, при втором сроке он уже подыгрывал даже католикам (пригласив папу Римского в Украину). Янукович перед своей инаугурацией взял благословение у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кравчук, Ющенко и Порошенко хоть и на каком-то этапе связали себя с раскольниками, но все же показывали приверженность православным традициям. Почему же сегодня наш народ доверил судьбу страны человеку, корнями не связанному с Православием? Наверное, нужно в этом отдать «должное» Порошенко: это ж надо было своими политшоу так довести людей, чтобы они проголосовали за профессионального шоумена… Также не стоит забывать, что большинство избирателей слишком далеки от Церкви. В нынешних украинских реалиях глас Церкви - это как глас вопиющего в пустыне.

Язык и вера

Что будет с русским языком в Матери городов русских? В ближайшее время кардинальных изменений, надеюсь, не предвидится. Особенно если учесть, что новый президент - выходец из среды русскоговорящих. Нынче мода на «державну мову» уже не столь популярна, как во времена Порошенко. Не думаю, что на языковую ситуацию существенно повлияет недавно принятый закон об укреплении украинского языка. По крайней мере, принятие этого закона никак не отразилось на жизни нашего русскоговорящего прихода. Судя по всему, многие из прихожан даже не подозревают о существовании нового языкового закона.

С духовной точки зрения существует некая сакральная связь между языком и храмовым богослужением. Наверное, поэтому переводить службы на украинский никто у нас не торопится. И это, можно сказать, невозможно. Даже раскольники, хотя и страдают от того, что у них во время служб используется много русских и церковнославянских слов, пока не придумали, как этого избежать. К примеру, как без искажения перевести фразу - «паки и паки»? Или «мили ся деем» - в молитве на призывание Святого Духа? Современный украинский язык - всего лишь маленькая веточка на огромном языковом древе нашего народа. И мне трудно представить, как можно на «чисто» украинском красиво спеть 33-й Псалом (не говоря уже об огромном количестве других богослужебных текстов).

Несмотря на всевозможные политические разделения и разногласия, царящие в нашем обществе и между нашими странами, мы сегодня, как и первые христиане, должны руководствоваться словами Апостола Павла: «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1).

Валентин Ковальский, алтарник прихода в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»,
г. Киев, выпускник Киевской Духовной Академии.

* Обратите внимание, что мы у нас в газете пишем так, как всегда считалось правильным и грамотным, «на Украине», но в статье нашего друга и коллеги с Украины сознательно оставляем привычную для него орфографию «в Украине».

160
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru