Наша читательница рассказывает о своем паломничестве к древним италийским святыням.
Наша читательница рассказывает о своем паломничестве к древним италийским святыням.
Впервые я услышала об Италии, когда мне было десять лет. В мои руки попала книга Фраермана «Золотой василек», привезенная отцом из командировки в Ворошиловград. В книге мимолетно упоминалась Флоренция и ее музеи. Я задумалась тогда о существовании прекрасной, как заря на рассвете, и недосягаемой, как горизонт, страны. Желания увидеть Италию даже не возникало — это было для меня почти так же невозможно, как полет на Луну.
И вот однажды к нам в гости пришел итальянец — его пригласил мой отец. В Тольятти в те годы строился автозавод по контракту с итальянской компанией ФИАТ. Меня поразило, что гость поздоровался, сказав при этом: «Бон джорно!» («Добрый день») — и даже поклонился мне — сопливой девчонке, которая то носилась во дворе с утра до вечера, то сидела по нескольку часов подряд с книгой в руках, забившись в угол между шкафом и стеной. После ухода гостя в доме остались два маленьких клавишных японских магнитофона и красивая кукла не больше ладони величиной. Кукла была как настоящая синьора: длинные волосы уложены в красивый узел на затылке и покрыты вуалью, бальное платье с пышной юбкой до пят из красивой ткани. Мамочка с куклой играть не разрешала, и я только восхищенно разглядывала незнакомку, когда никого не было дома.
Потом я неоднократно слышала от сверстников, что их отцы уезжали в длительные рабочие командировки в Италию и даже привозили оттуда автомобили. И вновь возникала мысль, что где-то есть красивая страна, столь недоступная, что не стоит даже мечтать увидеть ее. И стали для меня близки, понятны слова великого Гете: «Все мы путешественники, мы ищем Италию».
Прошли годы и десятилетия. Господь привел меня в Церковь. Здесь все изумляло и восхищало, одно открытие следовало за другим. На своей родине в Вятке (ныне все еще Киров) я узнала о явлении в 1383 году иконы Святителя и Чудотворца Николая на берегу реки Великой. Узнала и о ежегодном Крестном ходе с 3 по 8 июня к месту явления иконы в селе Великорецкое. 6 июня, в день моего рождения, Крестный ход приходит в Великорецкое, и там совершается Божественная литургия.
К своему юбилею я решилась непременно поучаствовать в покаянном Крестном ходе и за полгода вперед попросила благословение на это у своего духовного отца. Батюшка благословил и при этом посмотрел на меня странно-удивленно. Да, видно, так благословил, что в канун своего 50-летия я неожиданно оказалась не на Крестном ходе в Вятке, а у святых мощей Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца в Бари, в Италии.
Стоял конец апреля. Солнечная Пасхальная седмица. Светлая Среда. Наша группа встречается в столичном аэропорту Домодедово. Очень известного священника — протоиерея Владимира Головина — вижу издалека: высокая статная фигура в черной священнической рясе. Около него еще один священник — иерей Алексий Ахметзянов — и две инокини, Вера и Нина. Все они из Казанской епархии, города Болгар Спасского района. Туда к отцу Владимиру едут за духовным советом из разных городов и весей нашей страны. Подхожу за благословением к отцу Владимиру, и сразу бросается в глаза бледно-желтый цвет его усталого лица. Батюшка благословляет удивительным жестом — так приветствуют друг друга священники перед помазанием самих себя святым елеем во время Всенощного бдения, как равный с равным.
В нашей группе паломники со всей России, но большинство из Тольятти, Ульяновска, Самары и Болгара. Есть семья из Москвы с двумя мальчиками-подростками, а также бабушка из Тольятти возрастом за семьдесят. Ох уж эта бабушка! Она с первых минут в аэропорту уцепилась за локоть отца Владимира и, можно сказать, не отпускала его всю поездку, да так крепко держала, что даже потеряла свой багаж. Сумка бабушки не покинула пределы московского аэропорта и встретила хозяйку по прилете из Италии. Из-за этого мы не заехали в Лоретто и Ланчано по дороге в Бари, так как по прилете в Римини потеряли драгоценное время на оформление документов по пропаже сумки.
Аэропорт Римини. Рядом с автобусом стоят двое — водитель и наш гид, известный знаток Христианских святынь Италии Михаил Талалай. Он даже написал небольшую книжку о мощах Святителя Николая в Бари. Эти люди будут с нами всю недельную поездку по Италии. Легкий и влажный морской ветерок обдувает лицо, вокруг ярко-зеленая, непривычная глазу растительность.
Чувство изумления, раз появившись, уже не покидает: неужели это я — нищая «пешая вошь Ирина», продавщица церковной лавки одного из тольяттинских храмов, ступаю по земле сладкоголосой Италии, язык которой признан всемирным языком музыки. Признаться, я очень гордилась своей новой работой — в церкви тружусь! И даже как-то похвасталась батюшке. Но его простодушный ответ обезкуражил: «Работа ваша на троечку…» Вот тебе и похвалилась!
По пути в Бари мы делаем остановку, чтобы поужинать в одном из местных отелей. Приморский городок, каких много вдоль побережья. У набережной плещется море. Я опускаю ладони в прозрачные зеленые волны с белыми барашками пены: «Здравствуй, Италия!»
Светлый Четверг. Пригород Бари. Раннее тихое утро. Спускаюсь во внутренний двор отеля с растущими пальмами. У автобуса стоит отец Владимир Головин. Один! Неожиданно для самой себя прошу: «Благословите фотографировать». Тень недоумения пробегает по его лицу. Батюшка благословляет, а я мгновенно осознаю, какую малозначимую вещь попросила перед предстоящей встречей с великим святым.
На побережье Адриатического моря, в старой части города-порта Бари, рядом с набережной расположен храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Базилика основана в день перенесения мощей святого из Мир Ликийских в Бари — 9 мая (ст. ст.) 1087 года. При входе справа есть музей-ризница с безценными сокровищами. Его стоит посетить. Мы спускаемся в нижнюю часть храма, где за решеткой, под престолом находятся мощи святого. В крипте достаточно просторно, народу немного. Кроме нас здесь русская группа из Ульяновска, тоже с батюшкой. Несколько священнослужителей во главе с протоиереем Владимиром Кучумовым (на тот момент настоятель Русского подворья в Бари) начинают совершать Божественную литургию, во время которой мы молимся и причащаемся. Нам разрешили приложиться к мраморным ступеням и маленькой (исподней) решетке под престолом, за которой под спудом мощи Святителя. Отче священноначальниче Николае, моли Бога о нас!
На просторной площади перед базиликой замечаю известную актрису Ларису Удовиченко. Ее сопровождают столичный актер и руководитель московской паломнической службы «Радонеж». Они втроем присоединятся к группе и поедут с нами до Амальфи. Кто-то мне сказал, что у актрисы день рождения и поездка по Италии для нее — подарок.
Есть известная песня с таким вот трогательным названием. Песня заканчивается словами: «Вернись в Сорренто, любовь моя...»
А нам по пути в Сорренто в автобусе руководитель московской паломнической службы трогательно рассказывает, как они начинали первые поездки по России на старенькой «Волге», как росла их организация. Сейчас у «Радонежа» есть своя радиочастота в эфире и можно слушать интересные беседы со священниками.
В окнах автобуса справа виден Везувий. Когда-то в детстве, разглядывая картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», я задавала себе вопрос: почему был разрушен и погиб этот город? Ответ пришел спустя десятилетия: в Помпеях и близлежащих городах — Геркуланум, Стабия, Оплонтис, Боскореале — процветало идолопоклонство; они буквально были заполонены языческими идольскими храмами. И сегодня Везувий — вулкан действующий, как напоминание нам о том, что бывает с грешниками…
Мы приехали в Сорренто поздним вечером и поэтому не могли увидеть красоты побережья. Зато утром — словно невидимый занавес неожиданно распахнулся и с высоты скалистой террасы открыл изумительный вид на Неаполитанский залив. Сюда приезжали многие известные люди. Русский художник-пейзажист Сильвестр Щедрин прожил в Сорренто последние годы своей короткой жизни. Я люблю смотреть на его картину «Веранда, обвитая виноградом» (1828 г.): солнечные лучи пронизывают насквозь листья винограда, блики света отражаются в морском заливе рядом с каменистым утесом; несмотря на жару, люди одеты целомудренно и просто; время словно остановилось.
Только уехала из Сорренто, как уже захотелось туда вернуться. Как в песне!
Амальфи для меня терра инкогнита — земля неизведанная, и от того еще более восхитительна встреча. Мы приедем в Амальфи по морю, на катере, и может быть, поэтому тоже встреча с ним оставит в памяти неизгладимое впечатление. Город словно уединился на маленьком участке суши в Салернском заливе, среди Латтарских гор, оберегая свою красоту. Над морской пристанью зеленым ожерельем растут пинии — зонтичные сосны. Белые домики карабкаются по утесам, окаймленным цветущей южной растительностью. Остатки крепостных стен бастионов и старинных башен видны на скалах. В центре города, на высоком месте стоит величественный собор в честь святого Апостола Андрея Первозванного, Небесного покровителя моряков и рыбаков. Мы поднимаемся по огромной и широкой лестнице в храм, словно в самое небо. В соборе хранится часть главы Апостола Андрея, доставленная сюда крестоносцами 8 мая (н. ст.) 1204 года из Царьграда, Византии. Священник Андрей Бойцов, настоятель общины святого Апостола Андрея в Неаполе, служит молебен, мы молимся Апостолу Андрею и прикладываемся к мощам. Нам раздают святыню — пакетики с ватой, освященной на мироточивых мощах. Я прошу еще два пакетика у нашего экскурсовода Михаила для священников из Тольятти с именами Андрей. Он, не считая, щедро дает сразу несколько штук.
При выходе из собора отец Владимир рекомендует мне прочитать несколько богослужебных книг и еще одну — «Трапеза Господня» протоиерея Николая Афанасьева. Я сбегаю по ступеням лестницы к столикам у старинного фонтана на площади, чтобы записать названия книг, и с опаской озираюсь назад — не ушла бы группа, но батюшка, ожидая меня, стоит неподвижно, как монумент, и рядом стоит вся группа.
Время безпощадно сокращается. Я неразумно трачу его, чтобы перекусить в уличном кафе — выпить чашку ароматного капучино с шапкой пены из взбитого горячим паром молока и заказать нежнейший тирамису. По обеим сторонам узеньких улочек многочисленные магазинчики. В одном из них продают одежду изо льна. Молодая и красивая продавщица помогает мне подобрать блузку. Тут же хозяин заведения — пожилой синьор за семьдесят. В разговоре с девушкой я узнаю: ей больше сорока лет, она русская, давно живет в Амальфи. Старик-хозяин ее муж, и у них двое взрослых сыновей.
Надо спешить на пристань — катер ждать не будет. Мы с паломницей Ольгой торопимся к причалу, одновременно откусывая на ходу одно мороженое на двоих. Радость окрыляет душу — я не чувствую под собой земли. Такое ощущение полета души было со мной до этого всего дважды. Первый раз на родине в Вятке, куда спустя годы я приехала вновь и мы с постаревшей бабушкой солнечным весенним днем шли по тропинке в гости. Второй раз — после первого в жизни Причастия. Я тогда читала все каноны и последование стоя, сидя и даже лежа, считая оставшиеся страницы; как-то с трудом постилась, и только уже причастившись, по пути домой ощутила то самое состояние полета души, когда от благодатной радости не чувствуешь ног и земли под собой, словно летишь по воздуху. Больше не было у меня такого ощущения. И вот вдруг вернулось.
Вдалеке у причала вижу высокую, на голову выше других, фигуру батюшки Владимира. Милый наш пастырь молится о нас, двух отставших овечках, мгновенно выхватывая взглядом из толпы, — и группа тут же садится на катер. Садимся и мы. Полоска берега от нас все дальше. Прощай, Амальфи! Я буду помнить благословенную красоту твоей земли.
Мы приехали в Рим вечером в пятницу и несколько часов колесили по центру в поисках гостиницы. Поздно вечером за ужином в ресторане отеля «Эрмитаж» я разговорилась с официанткой, обслуживающей наш столик. Темноволосая и кареглазая, в нелепых черных брючках униформы на худенькой фигуре. Оказывается, она с Украины, там остались двое маленьких детей, недавно умер ее муж, ему не было и тридцати. Просила молитв о его упокоении. Есть возможность уехать работать в Бельгию, но она не знает, как поступить. Мне стало жаль ее. Я посоветовала ей помолиться от сердца, а потом подойти к отцу Владимиру за благословением. Вскоре она вернулась к нам, улыбаясь: «Батюшка благословил в Бельгию, вместе с детьми».
Ирина Бирина у Колизея в Риме. |
Нельзя понять Рим за два дня мимолетного знакомства. Для этого надо прожить здесь хотя бы несколько лет. Не зря же зовут Рим Вечным городом!
На площади Сан-Джованни, в церкви Святая Святых, мы начинаем подъем по Святой Лестнице, привезенной из Иерусалима святой равноапостольной царицей Еленой. По этой лестнице ступал Господь, когда шел на суд к Понтию Пилату. Поднимаемся по древним ступеням на коленях, с молитвой. Народу много, останавливаться нельзя, поэтому только наверху замечаю на ступенях прорези в досках — для лобызания святыни. Далее — личная папская капелла Санкта-Санкториум XIII века с уникальными реликвиями. По боковой лестнице возвращаюсь на площадь. Нам раздают специальные микрофоны с наушником — устройства безпроводной связи, позволяющие слышать гида в радиусе нескольких десятков метров, и мы идем поклониться святым первоверховным Апостолам Петру и Павлу в кафедральный собор Сан-Джованни-ин-Латерано. В главном алтаре под готическим балдахином XIV века покоятся главы святых Апостолов Петра и Павла. Наши паломники замирают в благоговении перед мощами Апостолов, а я… достаю фотоаппарат и навожу его на паломников — мне дороги эти чистые, в отрешенной молитве, лица.
Мимо аллеи старинных форумов нас ведут к колоссальному амфитеатру Флавиев. Моросящий дождик и туман усиливают тягостную картину. Отец Владимир напоминает нам о том, что каждый сантиметр земли в Колизее полит кровью тысяч мучеников-христиан, среди них священномученик Игнатий Богоносец и святая мученица Татиана. Святые мученики Христовы, молите Бога о нас!
Поднявшись на вершину Капитолийского холма, я не ожидала увидеть за скромными кирпичными стенами церкви Санта-Мария-ин-Арачели («Жертвенник Небесный») такое щедрое богатство творческого гения человека, посвященное Богу. В главном алтаре трехнефного храма — византийская чудотворная икона Божией Матери, написанная Апостолом и Евангелистом Лукой. Рядом с алтарем ажурная часовня с порфировой ракой хранит мощи святой равноапостольной царицы Елены. Под ракой — древний алтарь, обозначающий место явления Божией Матери императору Августу Октавиану.
В церкви святых мученика Вонифатия и преподобного Алексия, человека Божия, расположенной на Авентинском холме, готовились к католическому венчанию, и часть помещений была закрыта, но как только стало известно, что пришла русская группа — принесли ключи и открыли доступ везде со словами: «Русским можно все! От них пойдет спасение другим народам». Дословно сейчас уже не помню, но смысл этот. Откуда это у итальянцев? Очень трогательно было смотреть на иерея Алексия, когда он молился перед мощами своего Небесного покровителя. Мощи святого Алексия — под спудом. Над ними лепная фигурка святого в момент кончины, а еще выше на стене часть лестницы о десяти ступенях — под ней святой жил последние 17 лет в доме своего отца сенатора Евфимиана как пришелец, никем не узнанный. В особом приделе чудотворная Эдесская икона Божией Матери, перед которой святой молился. В этой церкви очень любят совершать бракосочетание итальянцы. Мы застали часть церемонии католического венчания: в храме под звуки красивой музыки отец вел невесту к жениху, чтобы Господь благословил и освятил их брак. Как нам нужны сейчас чистота и святость! Святой Алексий очень любил свою невесту и родителей, но оставил все ради любви к Богу.
В этот день у нас было какое-то особенное время. А может, оно остановилось? Иначе как бы мы успели посетить еще храм Санта-Кроче-ин-Джерусалем (церковь Святого и Животворящего Креста), где хранятся три фрагмента Креста и один гвоздь Христов; церковь святых мучеников и безсребреников Космы и Дамиана; базилику Сан-Клементе, где покоятся мощи святого Кирилла — создателя славянской азбуки; скромную церковь Санта-Мария-ин-Космедин с ее популярным античным кругом «Уста Истины» и уникальной мозаикой VII века с изображением Божией Матери.
День клонился к закату, когда осталось посетить церковь в честь Божией Матери — Санта-Мария Маджоре на Эсквилинском холме, которую еще называют «Божия Матерь в снегах». История ее создания удивительна. Дева Мария явилась во сне епископу Либерию и знатному римлянину Иоанну и повелела построить церковь в ее честь там, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа 352 года жители Рима увидели снег на Эсквилинском холме.
Мы уже собирались выйти из храма, когда вдруг наш гид Михаил Талалай попросил для чего-то пакет. В группе сорок человек, но пакета нет ни у кого. А у меня целых два: один тонкий похуже, другой новый и крепкий. В нем я держу фотоаппарат, совсем не дешевый, с приличным объективом. В Риме нас сопровождал дождик. Ничтоже сумняшеся отдаю тот пакет, что похуже. Через несколько минут уже за спиной слышу грохот и, обернувшись, вижу: сорок микрофонов разлетелись по цветному мраморному полу храма, и красное от смущения и растерянности лицо гида. В храме должно быть тихо, здесь «луого сакро» — святое место. Для этого нам выдают микрофоны. Запоздало протягиваю Михаилу другой пакет. Мне стыдно. Я забыла напрочь Евангельскую истину — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Утро. Фомино воскресенье. Мы стоим перед стенами государства Ватикан, напрасно надеясь получить разрешение на вход. Сегодня беатификация папы Иоанна Павла II. Нам отказывают в пропуске. За стенами осталась Сикстинская капелла Микеланджело и Ватиканские сады… Но у Господа всего много, и нам открылась другая дверь — в Православную русскую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца на виа Палестро, 71.
Перед входом в трехэтажный особняк слышу обрывок фразы отца Владимира: «Замуж она не выходила. Наследников не было. Завещала дом русской церкви». Смысл сказанного открывает памятная табличка на стене храма: «Светлейшая княжна Мария Александровна Чернышева оставила по завещанию этот дом приходу Русской Православной Церкви в Риме. Да будет имя ее благословенно во веки. 1849-1919». Убранство церкви необычайно красиво: изящный одноярусный иконостас работы архитектора Константина Андреевича Тона, за ним видна золотая мозаика апсиды. Образы Евангелистов и сцена Благовещения в медальонах на Царских вратах написаны Карлом Брюлловым. В храме начиналась Божественная литургия, и мы были рады помолиться на этом островке родной земли. После Крестного хода нас пригласили в трапезную, где собиралась вся община, но отец Владимир благословил «только чай».
Недалеко от крепости Фортецца-да-Бассо на виа Леоне Дечимо есть русская церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца. Изящный двухэтажный пятикупольный храм (архитектор М.Т. Преображенский) основан в 1899 году на средства князей Демидовых и русских эмигрантов. В кокошнике над высоким крыльцом — образ Божией Матери «Знамение». На входных дверях из ореха — 22 сюжета из Ветхого Завета. Нас пригласили в верхний летний храм, одноярусный иконостас которого — дар святого Царя-Страстотерпца Николая II — сделан из белого мрамора. Настоятель церкви протоиерей Георгий Блатинский вынес для поклонения из алтаря крест-мощевик и затем разрешил пройти в алтарь мальчику Антонию.
В самом начале я упоминала о семье из Москвы: муж с женой и два мальчика-подростка Николай и Антоний. Их мама рассказала нам, что во время тяжелых родов старшего сына она дала обет дать ребенку имя в честь Святителя Николая Чудотворца, если останется жива. Младшего родители называли между собой по-старинному Антоний, и никак больше. Отец брал сына с собой в поездку на Афон. Наш протоиерей Владимир благословил мальчика читать жития всех святых Антониев, начиная с Антония Великого.
Когда ты с Господом — даже горизонт достижим!
Я шла по улочкам старой Флоренции и не испытывала радости от встречи. Италию хотел увидеть мой отец. Он, с детства мечтавший строить большие корабли, покупал мне добрые книги, и я с ранних лет полюбила слово. Прожив всю жизнь без Церкви, отец вспомнил о Боге в последние свои земные дни, когда сделать ничего уже было нельзя.
Гете сказал: «Кто видел Италию, и особенно Рим, тот никогда не будет совсем несчастным!» Но воистину несчастен человек, ушедший из жизни, так по-настоящему и не узнав о Боге!
В 1439 году здесь, во Флоренции, была подписана Флорентийская уния, и часть восточных Церквей соединилась с западной. Предательское эхо унии спустя пять веков коснулось семьи моей матери — украинки, родившейся в селе подо Львовом. Город до 1939 года принадлежал Польше, и маму крестили по греко-католическому обряду, сохранилась ее метрика. После освобождения города советской армией Львов в 1944 году вошел в состав СССР. Мама помнит, как старшая сестра ей сказала: «Мы будем переходить в Православие». Потом мама поступила учиться на первый курс Львовского института, и там при большом стечении народа ее спросили: «Скажи, есть Бог или нет?» Бедная моя мама ответила: «Я не знаю». Институт она не потеряла, но прожила тяжелую жизнь без Церкви, рано похоронив двоих детей. «Не знаю Его», — сказал Апостол Петр, когда отрекся от Иисуса Христа. До конца дней он оплакивал свое отречение, глаза его были всегда красные от слез.
Флоренция — город творческих гениев: Данте, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Микеланджело. Здесь, в монастыре Сан-Марко, изучал философию и богословие Михаил Триволис — будущий наш преподобный Максим Грек.
В грандиозном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре с его знаменитой колокольней Джотто находится глава Святителя Иоанна Златоустого, часть мощей Марии Магдалины, частица Животворящего Креста Господня.
В Венецию мы приехали на... поезде! Пройдя от вокзала Санта-Лючия к набережной, сели в вапоретто (местный пароходик), он медленно повез нас по Большому каналу. Картина открылась удивительная: величественные мраморные дворцы с колоннами проплывали мимо, казалось, что они вырастают прямо из моря. Стоит не пожалеть денег на гондолу (узкая черная лодка), чтобы увидеть город с воды.
Среди пассажиров катера я узнала священника Алексия Ястребова — автора великолепной книги «Святыни Венеции». Батюшку запомнила по фото, когда разглядывала путеводитель в церковной лавке русской церкви во Флоренции. Наш гид, увидев в моих руках книгу, подтвердил: «Достойная книга. Я ее редактировал». Отец Алексий Ястребов — настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции. Он сопровождал нашу группу при посещении храмов, первым из которых была церковь святого Иоанна Предтечи. Здесь нам вынесли для поклонения хрустальный ковчег с двумя шипами Венца Господня, крест преподобного Саввы Освященного. Мы совершили короткий молебен перед ракой с нетленными мощами Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, и каждый паломник получил на память маленькую икону с образом святого.
В аристократической церкви святого Захарии, отца Иоанна Предтечи, мы приложились к мощам праведного Захарии и Святителя Афанасия Великого. Мощи также нетленные, согласно Псалтири: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10).
На пьяцца Сан-Марко мы посетили последний на нашем пути храм — собор святого Марка. Базилика необыкновенно хороша: беломраморный дворец с цветными мозаиками, бронзовой квадригой коней и византийским кружевом на фасаде. Внутри так много золота, что ее называют еще «Золотая базилика». В длинной очереди мы продвигаемся к саркофагу Апостола Марка, поднятому из крипты. Останавливаться нельзя, поэтому молимся во время движения, проходя мимо знаменитой Пала-д ’Оро — золотого иконостаса из 80 икон-эмалей, украшающих главный алтарь с киворием, и направляемся к капелле, в глубине которой чудотворный византийский образ Божией Матери Никопеи — «Победоносная». Вход в капеллу закрыт ажурными коваными дверцами. Мы на коленях молимся Богородице, и неожиданно дверцы медленно открываются перед нами. Я спросила потом у наших инокинь — они молились впереди: «Может быть, вы случайно задели своим облачением за дверцы?» — «Нет, мы не трогали», — ответили они. Божия Матерь, хранившая нас во время всего пути, словно приглашала припасть к Ее образу.
Наше путешествие вместило за неделю столько святынь, что мы уже никогда не будем прежними. Расставаясь, наш гид Михаил Талалай попросил молитв за себя и своих сыновей, Григория и Георгия. Мы прощаемся. Пережитые в поездке события настолько сильны, что я совсем не помню дороги домой.
Ирина Бирина, г. Тольятти.
2-9 марта 2015 г.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru