‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хозяйка тайги

В Москве прошел вечер, посвященный известной отшельнице Агафье Лыковой.

В Москве прошел вечер, посвященный известной отшельнице Агафье Лыковой.

Об авторе. Игумен Кирилл (Сахаров) родился в 1957 году на Донбассе в шахтерской семье. Член Союза писателей России. Кандидат богословия. Окончил Московский педагогический институт, Московскую Духовную семинарию и Духовную Академию. Исполнял послушания в Почаевской Лавре, подвизался в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.

В Москве, на Рогожском кладбище, в Доме причта Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) 11 апреля прошел вечер, посвященный отшельнице Агафье Карповне Лыковой. В конце вечера я подумал: ну вот, опять будет безсонная ночь после рассказов про агрессивных медведей, о лодках по бурной речке с угрозой перевернуться, о ночном корчевании пней в тайге…

Отчетливо помню то время (я как раз оканчивал светский ВУЗ), когда начали появляться взбудоражившие всю страну статьи журналиста Василия Пескова «Таежный тупик». Помню ажиотаж, очереди у газетных киосков. Все эти десятилетия я жил в ощущении какого-то внутреннего диалога с Агафьей Лыковой, поверял свои поступки с ее делами, и в качестве оценочного мерила обращался к ее примеру.

Агафья исполняет завет отца: «оставайся здесь, иначе погибнешь». Представить ее где-нибудь в коммуналке, в «хрущевке», по вечерам сидящей на лавочке у подъезда с другими пожилыми женщинами, невозможно. Она бы зачахла, может быть, долго и не прожила бы. А там, в глубине этой тайги, она чувствует себя, как рыба в воде. Вообще, Агафья как бы и не совсем человек, она давно уже стала символом. На конференции сказали - символом старообрядчества. Я бы сказал еще больше, шире - символом России, символом стойкости, мужества, твердости русского человека. В качестве символа она воспринимается как прекрасный цветок, или парящая птица, или изящная рыбка в чистом источнике. Только в страшном сне можно представить, как бы Лыкова жила в советское время: октябрята, пионеры, комсомол... Чтобы она, допустим, по окончании школы училась бы в ВУЗе, жила бы в общаге, сдавала зачет по «истории КПСС»…

К сожалению, некоторые жители городских каменных джунглей считают себя этакими цивилизаторами, и для них жители деревень, «дети природы», - это люди, которые якобы им не ровня по своему развитию (вспомним высокомерное выражение: «сойдет для сельской местности»). А между тем Агафья по своему познанию окружающего мира (повадок зверей, знанию растительного мира) вполне могла бы быть академиком. Представить ее в чем-то менее развитой, чем пьющие пиво и следящие за футболом ее городские сверстники, или сверстницы, «зависающие» перед безконечными телесериалами, не представляется возможным. Даже некоторые из руководства советского периода из всех интеллектуальных развлечений предпочитали «забить козла», то есть игру в домино. А в постсоветский период один из руководителей отличался «красноречием», ставшими крылатыми фразами, типа: «Надо мыслить, чтобы понимать», или - «Здесь вам не тут».

Помню, один священноинок рассказывал, как в советское еще время он поехал в Абхазию, желая быть поближе к отшельникам, живущим в горах. Решил там прописываться, пришел в местный паспортный стол, а ему говорят: «Сначала бороду сбрейте, а потом приходите». Он в ответ: «А если бы к вам пришли Маркс и Энгельс, желая прописаться, вы бы тоже им поставили условие сначала бороды сбрить?» В 1930-е годы в крематориях жгли иконы и церковные книги в толстых кожаных переплетах - из их застежек можно было формировать железнодорожные составы. Знаю случай, когда в годы большевистских расправ священника привязали веревкой к хвосту лошади… От всего этого можно было с ума сойти.

Агафья и ее сродники, несмотря на все сложности таежного обитания, жили как бы в волшебном хрустальном тереме - в плане отсутствия соблазнов, искушений, которые возникают в человеческом общежитии. Они были очень близки к Горнему миру. Как-то на желание помощницы укрыться от непогоды в доме Агафья сказала: «Ну, ты иди, а я остаюсь, я что, напрасно молилась?» И беда миновала.

Как известно, Агафья была старообрядка «часовенного согласия» - они свои службы проводили в часовнях, отсюда и пошло название. Это отнюдь не странническое согласие, как ошибочно полагал Песков, который в первых своих статьях опасался делать акцент на религиозной мотивации героев своего очерка, такое было тогда время. Ну и вообще, приезжая в течение семи лет на заимку Лыковых, он так и остался при своем мнении, что это «продукт религиозного фанатизма», и так далее. А как раз духовная мотивация была определяющей. Уходили-то от гонений. На глазах Карпа Осиповича расстреляли его брата, шли репрессии, коллективизация. Желая сохранить веру, они ушли вглубь тайги. Известно, что дед Агафьи Лыковой был старообрядческим священником «поповского» - «белокриницкого согласия». Живя в тайге, она не могла общаться со священниками. Известно, что в одном из безпоповских скитов она приняла «покрытие», то есть своего рода иноческое посвящение по безпоповскому чину. Но память о деде-священнике, чтение духовных книг, особенно тех, которые были присланы Владыкой Алимпием, митрополитом РПСЦ, убедили ее в том, что священство должно быть до скончания века. Кстати, старообрядческий митрополит Алимпий был похож по своей простоте и непосредственности на Агафью. Помнится, рассказывали, когда он ехал по Москве после избрания его предстоятелем РПСЦ, то с испугом смотрел на огромные небоскребы. После нижегородского затвора в колокольне ему это было непривычно.

Если бы я оказался на Агафьиной заимке, то, наверное, она меня встряхнула бы от затянувшейся зимней спячки, или быстро, через трудотерапию устранила «трудовой мозоль» - заметно выступающий живот, позор «второго типа ожирения» (а может быть, и второй тип диабета), как недавно констатировали врачи Алексеевской больницы. Подкрепил бы свое здоровье в этой среде, где здоровая пища, чистый воздух, родниковая вода. Или, собирая грибы в звенящей тишине, мог бы поразмышлять на философские и богословские темы, а потом какие-то недоумения Агафья, умудренная духовным опытом, могла бы по-простому разрешить.

И еще: советские, да и постсоветские руководители привыкли все оценивать в килограммах, процентах, киловатт-часах. В советское время даже недоумевали - а в чем КПД труда писателей? Скончавшийся в прошлом году от ковида бывший глава Хакасии Виктор Зимин прямо признавался, что он не любит Агафью, что ему не нравится весь этот ажиотаж вокруг нее, что это все связано с большими расходами.

Но есть вещи поважнее «расходов»! Пример стойкости Агафьи, ее молитва имеют огромное, неоценимое значение для нашего Отечества.

У митрополита Корнилия (РПСЦ) недавно была вторая поездка к Агафье (первая была семь лет назад; обе они были однодневными). Целью последней поездки было освящение нового дома отшельницы. Дом был построен на средства известного олигарха Олега Дерипаски. Было 18 рейсов длиной в 250 километров на лодке, перевозившей стройматериалы по руслу реки. Дерипаска и раньше помогал ей продуктами и одеждой.

Агафья подарила высокому гостю пояс с надписью: «Владыке Корнилию носить и не износить». Передавалась банка варенья из черники, вареной на меду. Особенно ценным подарком была лестовка из рыбьих позвонков (по окончании вечера митрополит передал ее в музейную экспозицию - это было обозначено в программе вечера как «возложение лестовки»).

На этом вечере Агафья характеризовалась как открытый, добрый, общительный, по-детски наивный человек. У нее очень своеобразная речь - порядок слов в ней несколько другой, близкий к греческим лекалам. Много церковнославянских слов. Язык живой, завораживающий - «осколок допетровской эпохи». Феноменальная память - Агафья помнит, когда точно, в день памяти какого святого произошло то или иное событие. Потрясающее трудолюбие: своими руками она изготовила стол для трапез и станок из дерева. Может целый день работать на солнцепеке. Удивительно энергична и вынослива. Когда на семейном совете решили переселиться на 20 километров выше в горы из-за пересохшего родника, то Агафья по ночам рубила деревья и расчищала участок, а к утру возвращалась домой готовить трапезу. Так было целый месяц. Практически без сна и только с щепоткой сухарей. Она с четырех лет умеет читать, в пять - вышла в огород с тяпкой в руках, в шесть - читала псалмы у аналоя в Великий пост, с семи лет стала и каноны читать. Может молиться до часу ночи, а потом пойти скотину кормить. Очень много времени уделяет молитве. В воскресные и праздничные дни категорически воздерживается от работы и другим работать запрещает. В детстве и юности, когда другие шли на работу, то ее оставляли молиться. В делах веры Агафья - кремень. Есть у нее и непривычные для большинства верующих обычаи. Строго придерживается несообщения в пище и питье не со своими единоверцами. У нее своя посуда. Если кто-то зачерпнул воды из ее ведра, то это ведро уже используется только для хозяйственных целей. Воду в реке она берет только в определенном месте. Если кто коснулся ее стола, за которым она трапезничала, то этот стол она будет скоблить и кропить святой водой.

Основной проблемой, особенно в последние годы, стал для Агафьи медведь. Из-за угрозы его появления отшельница перестала выпускать коз из загона. Однажды поздно вечером медведь, по словам Агафьи похожий на черную гору, бросился на нее. Тогда Агафья защитилась Иисусовой молитвой. В другой раз «хозяин тайги», изготовившийся для прыжка, проломил своим весом толстенные доски стола, за которым сидела Агафья с помощницей. Пришлось вбежать в дом и отстреливаться. Также приходилось стуками в железную посуду отгонять зверя. Медведица тоже опасна - может наброситься, защищая своих медвежат. Если же она одна, то бросаться не будет. С медведями подружиться невозможно - здесь они агрессивны, так как у них большие проблемы с едой (Спорный тезис!.. Просто для этого нужно быть как Преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский, умевшие молитвой и любовью усмирять даже страшных хищников. Но до этого нам всем очень и очень далеко! - ред.). Был такой жутковатый случай, когда медведь оторвал голову козленку, на шее которого были колокольчики. Медведь крутит головой козленка, а на ней звенят колокольчики…

Четверть века семью Лыковых лечил И.П. Назаров. На основании анализа крови он сделал вывод, что у членов семьи Лыковых в крови не было антител. По этой причине два брата и сестра Агафьи умерли от вируса. На вопрос отцу Агафьи - Карпу Осиповичу, не сожалеет ли он о десятилетиях жизни в тайге, он ответил, что не жалеет. И добавил: «Мы жили как христиане». Митрополит Корнилий предлагал Агафье переселиться на Рогожское, но она, ссылаясь на завещание отца, категорически отказалась.

Завершая вечер, знаменитую отшельницу назвали «нашим щитом» и «молитвенницей за весь мир». Процитировали высказывание писателя-сибиряка Валентина Распутина, что такие люди подобны крепостям, а мы «как лавки, торгующие в разнос». Было подчеркнуто: «выжить им помогали вера в Бога, сила духа и чистота души».


Агафья Лыкова с журналистом Василием Песковым. Фото 1980-х гг.

Наша справка. Агафья Карповна Лыкова родилась 17 апреля 1944 г. в семье староверов, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру в советское время. Отец - Карп Осипович Лыков, мать - Акулина Карповна. С конца 1930-х годов семья Лыковых жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат в срединной тайге в Западных Саянах, Хакасия.

В 1978 году на заимку Лыковых вышли геологи. В то время семья отшельников состояла из пяти человек. Соприкосновение с цивилизацией (а значит, и с вирусами, с которыми Лыковы до этого не сталкивались) погубило троих из них: в октябре-декабре 1981 года умерли оба брата Агафьи и единственная ее сестра. В 1988 году скончался отец, Карп Осипович Лыков.

В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла чин «накрытия» (иноческий постриг у старообрядцев). Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.

Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице все необходимое и оказывать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию с письмом, в котором просила присоединить ее к РПСЦ, что и было сделано.

Агафье Лыковой посвящено множество публикаций. Наиболее известна серия очерков начала 1980-х годов «Таежный тупик» в «Комсомольской правде» журналиста Василия Михайловича Пескова.

122
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru