![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
|||
![]() Продолжается Интернет-подписка
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
Публикации→ ЛичностьПоминайте наставников вашихСветлой памяти монахини Феодоры (Лапковской). Светлой памяти монахини Феодоры (Лапковской). …А для меня она остается матушкой Ольгой. Конечно, и в домашнем помяннике, и в литургийно-панихидных записках пишу я теперь, да и прежде о здравии писала - монахиня Феодора. Новопреставленная. Читаю эту строчку в своих утренних молитвах, а «душевными очами» вижу - не те (чудесные!) фото из интернета, где матушка Феодора за рабочим столом утопает в букетах праздничных цветов, где держит на руках лопоухую овечку, где гладит львенка… На фотографии моей памяти (более вещественных, увы, нет) - строгая красавица с идеально правильными чертами лица и пронзительным взглядом огромных черных глаз. Такой я впервые увидела матушку Ольгу во Введенском храме города Курска в 1978 году. Незадолго до этого умерла моя любимая бабушка и на ее сороковинах моя старшая сестра познакомилась в храме с молодым священником. В разговоре обнаружилось, что он, как и я в тот момент, но десятью годами раньше, учился в том же Ленинградском университете, на том же факультете журналистики, что и я. Отец Валерий стал моим первым духовником. А его супруга матушка Ольга… Нет, подругами мы стали позже. Да и стали ли? Хотя по возрасту нас разделяли какие-то неполные четыре года, для меня она была и осталась недосягаемой высотой. Матушка! Я и подумать о таком применительно к себе не смела. Она выстаивала Литургию не шелохнувшись. И это было мне первым уроком на будущее - ведь всего через два года и я получила это высокое дополнение к своему имени: матушка. В полудеревенском храме - Введенская церковь стоит рядом с остановкой пригородных автобусов, и в те годы, когда храмы в селах были почти повсеместно закрыты либо вообще разрушены, в нее съезжались жители всех близлежащих сел - многие прихожане не отличались тактичностью, зато зорко следили за порядком (конечно, в их понимании). Так как матушка бывала не на каждой службе (у них с отцом Валерием была маленькая дочь), эти прихожане считали долгом довести до нее свои наблюдения: то одна, то другая подходили и шептали: «А твой батюшка надысь во-он ту молодайку так-то долго исповедал, а потом еще с панахиды продукты отдал!» Не поворачивая головы, матушка спокойно отвечала: «Отойдите от меня. И больше никогда не подходите». …В родном Курске я бывала наездами, но на каждых моих каникулах отец Валерий приглашал меня вместе с сестрой к себе домой. У них было много церковных книг, богословских трудов, записанных на магнитофон проповедей. Это сейчас можно собрать любую библиотеку, было бы желание. А в те годы официально издавалось так мало церковной литературы, что Библию и молитвослов (в единственном экземпляре) могли приобрести только воспитанники духовных семинарий и священнослужители. Другие духовные книги не издавались вообще. Когда я сама стала матушкой, мне было позволено - и то под величайшим секретом - брать в этом доме книги для чтения. В основном - самиздатовские, которые матушка Ольга перепечатывала у себя дома на машинке. В это время она уже работала секретарем-машинисткой в Курском епархиальном управлении. Зная, что я обучалась машинописи в годы учебы, она подарила мне одну из двух своих печатных машинок, предложив на выбор югославскую либо немецкую (хотя у меня была своя «Москва»).
Из рук матушки Ольги попала ко мне и машинописная копия книги священника Александра Ельчанинова «Записи» - отрывки из дневников священника-эмигранта. В ней мы с моим супругом нашли много такого, что стало руководством уже на нашем пути служения Богу и Церкви. Я старательно переписывала отдельные цитаты книги в тетрадь. И сегодня, когда эта книга появилась в нашей домашней библиотеке, перечитываю - и вижу, что некоторые отрывки помню наизусть. Например, вот это: «Мое жизненное правило - менять место жительства только когда обстоятельства гонят, ничего в житейской области не предпринимать самому, а рыть шахту вглубь в том месте, куда привел Господь…» …Начало моей собственной семейной жизни было трагично. Мои родные, возлагавшие большие надежды на мое образование (которое в связи с замужеством мне так и не удалось завершить) и будущую профессию, настолько воспротивились моему решению связать жизнь с будущим священнослужителем, что мне на какое-то время пришлось отказаться от дома. Потом, конечно, все уладилось, все смирились. Но тогда - я вышла замуж без родительского благословения, пришлось оставить университет, а рукоположить моего супруга в священный сан согласился единственный архиерей из тех, к кому мы обратились, - Епископ Курский и Белгородский Хризостом. В моем родном городе нам оказалось негде жить, и тогда нас приютили отец Валерий и матушка Ольга. В те осенние дни 1980-го я и сблизилась с матушкой. Мы уже ждали первенца, и матушка Ольга сама предложила стать его крестной. А пока - мы много времени проводили в разговорах о будущем малыше, о его воспитании. Впрочем, больше этих бесед повлияло на меня то, как воспитывали свою дочь супруги Лапковские. С ней не сюсюкались, не отодвигали ребенка на второй план, общаясь по-взрослому, но так, чтобы ребенку было понятно, отвечали на все ее вопросы и старались не ограничивать без повода свободы. Помню забавный случай. После вечерней службы мы с матушкой возвращались домой через старое городское кладбище. Шли неспешно, о чем-то беседуя. Четырехлетняя малышка все время норовила убежать вперед, в темные аллеи. Наконец мать решила немного испугать расшалившегося ребенка: «Вернись! Мертвец утащит!» Девочка остановилась: «А кто такой мертвец?» - «Ну, покойник», - пояснила мать. - «А-а-а-а, покойник», - разочарованно протянула дочка и умчалась в темноту. Мы рассмеялись: поповских детей покойниками не испугать. Матушка Ольга сдержала слово - стала крестной матерью нашего старшего сына. Крестным отцом был наш с ней общий духовник - протоиерей Лев Лебедев, священник-легенда, которому меня как «выросшую из пеленок» передал отец Валерий. Но это, как говорится, уже другая история. Скажу только, что в этот период мы с матушкой Ольгой были настолько близки, что она даже делилась со мной кое-какими наставлениями отца Льва, сказанными ей на исповеди… К сожалению, семейная жизнь супругов Лапковских вскоре дала трещину, брак распался. Матушке пришлось начинать новую жизнь. Нет, она не вернулась в родительский дом, чтобы «начать сначала». Она привыкла во всем идти только вперед. Поэтому, когда в Курске сменился епархиальный архиерей, матушка Ольга отправилась в Москву. Для меня расставание с единственной на тот момент подругой-наставницей стало большой скорбью. В утешение матушка подарила мне портрет Владыки Хризостома, который сняли со стены приемной Курской епархии в связи со сменой Управляющего. Эта большая черно-белая фотография и до сих пор висит у нас в доме на стене первой в череде портретов Владык, при которых пришлось нести служение моему батюшке… Без связей, без высшего образования (вышла замуж она сразу после школы), но обладая очень сильным характером и к тому времени уже замечательно самообразовавшаяся богословски, она нашла работу в Патриархии, а со временем приняла и монашеский постриг. О дальнейшем ее жизненном пути, о ее заслугах на церковном поприще я писать не стану - все это есть в интернете. Да я и виделась с ней со времен нашей молодости всего-то пару раз, и то - до ее пострига. Могу только сказать, что она, уже занимавшая тогда серьезную должность в Отделе внешних церковных связей, ничуть не изменилась внутренне, была так же проста в общении и с радостью помогла мне в одном моем тогдашнем затруднении. О том, что она стала монахиней, я узнала из интернета. И с тех пор поминала ее новым именем. Сообщение о ее гибели стало для меня - да простят меня читатели за штамп - действительно громом среди уже прояснившегося неба. Когда казавшийся таким длинным список жертв коронавируса - архиереев, священников, монахов и мирян, погибших от неведомой прежде болезни, который я писала для поминовения в нашем храме, - уже наконец-то перестал пополняться. Трудно, очень трудно было мне принять смерть этого давно уже далекого - но, как оказалось, такого близкого моей душе человека. И только знание, что у Господа все бывает вовремя, и только вера в то, что матушка, сменив имя, не могла изменить душу, которая всегда была у нее открытой и скорой на помощь близким и дальним, - спасает от скорби. Близится сороковой день ее земной кончины. Наша справка. 18 июня 2020 года после тяжелой болезни преставилась ко Господу монахиня Феодора (Лапковская), более 40 лет трудившаяся в различных церковных учреждениях. Монахиня Феодора (в миру Ольга Евгеньевна Лапковская) родилась 1 августа 1954 года в городе Керчь. Трудилась в Саратовском и Курском епархиальных управлениях. С 1987 года она стала сотрудницей Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990-1991 годах являлась секретарем эконома московского ставропигиального Данилова монастыря. На протяжении восемнадцати лет жизнь матушки Феодоры была связана с Отделом внешних церковных связей Московской Патриархии, где исполняла послушания сотрудницы Секретариата по межправославным связям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви, а затем заведующей Сектором заграничных учреждений. В 1998 году Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси) пострижена в рясофор. На следующий год Митрополитом Кириллом был совершен ее постриг в мантию с именем Феодора в честь святой праведной царицы Феодоры. С 2009 по 2015 год она трудилась в качестве ведущего специалиста Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. В последние годы монахиня Феодора (Лапковская) много сил отдавала заботе о престарелых сотрудниках синодальных учреждений. Ее труды были отмечены государственной наградой - орденом Дружбы («за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций», 2001). Последней из церковных наград стала Патриаршая грамота, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил 30 апреля 2015 года монахине Феодоре (Лапковской) в связи 60-летием со дня рождения. Марина Захарчук, 165 См. также: Пока ни одного комментария, будьте первым! Оставьте ваш вопрос или комментарий:
|
|||
![]() |
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru |