Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Благословенная Самара

В декабрьские дни в нашем городе вновь прошла Православная выставка.

В декабрьские дни в нашем городе вновь прошла Православная выставка.

И утешение, и общение

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий с юными казаками станицы Сызранской на Православной выставке.

Крупные хлопья снега падали, падали с неба. Показалось было — вот она, пришла долгожданная зима! Но нет — это город спешил убелить свои улицы, принарядиться к новой Православной выставке с таким чудесным названием: «Благословенная Самара».

И вновь выставочный комплекс «ЭКСПО-Волга» в Самаре 15 декабря заполнили сотни, тысячи гостей из разных городов и сел. Входили в фойе и с радостным удивлением вслушивались в звуки необычного духового оркестра: ведь это играл детский казачий оркестр станицы Сызранской. Мальчишки в красивой казачьей форме с погонами и лампасами…

Выстроилась очередь к главным святыням выставки: большой иконе и скуфье Великомученика Пантелеимона. Первый молебен у святынь отслужил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Высокопреосвященнейший Владыка тепло поздравил всех участников и посетителей с открытием Православной выставки, отметил, что проведение таких выставок стало доброй традицией в Самаре.

— …Сегодня мы должны сделать правильный выбор, осознать, для чего каждого из нас Бог призвал в этот мир, — сказал Митрополит Сергий. — Чтобы сохранить личность, обустроить ее и возвести в ранг Божественного достоинства. Чтобы человек стал наследником жизни вечной. Я желаю вам, чтобы вы нашли здесь, на Православной выставке, и утешение духовное, и человеческое и духовное общение, и приобрели то, что вам необходимо для жизни. Храни вас Господь!

Когда рядом друзья

…И снова родные, приветливые лица. Что за беда, коли не знаю ни фамилии, ни даже имени, если вижу искреннюю радость в глазах! А женщина спрашивает:

— Как вы, в редакции, — держитесь? Вы только, пожалуйста, продолжайте работать, нам без «Благовеста» никак нельзя! Я уж сколько лет читаю вашу газету, ею и укрепляюсь… И разве только я! «Благовест» нужен людям, пишите, не умолкайте!

Нет у Алевтины больших денег. Но как же дорога ее скромная лепта, переданная в помощь редакции с такой любовью! И сколько еще за дни работы выставки к нам подходили с единственной просьбой: держитесь!

В самое непростое время легче работать и просто — жить, когда рядом такие верные, испытанные друзья.

Казак с Тихого Дона

Казак — он и без лампасов казак. Крепкий мужчина в камуфляже спрашивал у нашего продавца новый номер «Благовеста». Оказалось, приехал Валентин из Ростовской области, с Тихого Дона. Уже более пятнадцати лет выписывает и читает «Благовест», много газет отдал в храм. И поездку по своим делам он приурочил к самарской выставке, а уж потом — в Ульяновск.

— Вы живете в станице?

— На хуторе Горбатов. Я уж двадцать лет фермерствую, без всяких гербицидов выращиваю хлеб. Кому нужно хорошую, чистую муку — люди хвалят, — продам по нормальной цене. Не до жиру… Живу на границе Ростовской и Волгоградской областей, речка делит хутор. Одна сторона ростовская, другая — волгоградская.

Своего храма на хуторе нет, приходится ездить за 25 километров, в храм Иоанна Предтечи. Тоже недалеко от нас — в знаменитой станице Вёшенской — храм Архангела Михаила. Езжу и в большой старинный храм Николая Угодника, казаки начали строить его в 1812 году в честь победы над Наполеоном, строили долго и крепко, храм освящен в 1826 году. Есть в наших краях и Свято-Покровский монастырь. Так что есть куда приехать помолиться.

Казачество у нас возрождается — хоть и не без проблем. Пока что слабо ходят в храм казаки. Из-за этого и бывают какие-то нестроения. А так — слава Богу. Я к вашим казакам подходил, разговаривал. Дух хороший, казачий....Смотрели новый фильм «Тихий Дон»?

— Нет. После незабываемого герасимовского… Боюсь, это будет уже совсем не то.

— Я вас понимаю. Фильм снимали в наших местах, многие наши жители снимались. Звали и меня, но я отказался. Уж если фильм сняли заново, надо в нем как-то переосмыслить, показать те события, которые Герасимов из-за коммунистической идеологии не мог воплотить на экране. Ведь Шолохов ездил к Сталину, чтобы разрешили снять тот фильм, хотя бы что-то донести до людей… А сейчас четырнадцать серий, но показали только бардак и грязь, которых тогда просто не могло быть. В моем советском детстве и то не было такого безобразия. Была чистота нравов, тем более — до революции. Если и был блуд, так это же был позор. А в фильме все показали на современный лад.

Фермер Валентин приехал на выставку в Самару с Тихого Дона.

Мы сейчас по крупицам собираем исторические сведения. Многие наши предки принимали участие в Вёшенском восстании. В советские времена называли «банда Фомина»: а это был казачий полк, защитники Отечества. Между прочим, внук Фомина еще жив. …Наш глава администрации узнал, что дед его тещи был полный георгиевский кавалер. «Я ее спрашиваю, а она: не вздумай никому говорить, мне строго-настрого заказано, чтобы никто этого не знал!» До сих пор в крови этот страх. Помню, к нам в школу приезжала сестра «героя гражданской войны» Кривошлыкова, и мы ее чествовали. Сейчас уже узнали больше о том страшном времени и о жестокостях, которые творили казаки того же Кривошлыкова, за что его с Подтелковым и повесили белые.

Но вот недавно поставили Поклонный крест в Еланской станице — так там в одной могиле лежат и красные, и белые, погибшие в бою. Мой дед был за красных, так что же я, как иные сейчас, буду врать, что он был белым? Это история. От своей родни не откажешься. И сейчас надо не козырять подвигами предков, а — к чему нас Бог зовет, — принести покаяние. Народ еще не покаялся ни в безверии, ни в предательстве Царя, ни в братоубийстве.

Шолоховский музей собрал много интересных сведений об истории казачества. Я и сам ходил по домам, и так было интересно, когда находишь такую драгоценную крупинку. Когда у женщины видишь фотографию: на съезде в Новочеркасске казаки с атаманом Калединым и заместителем Донского атамана Богаевским. Оплотом армии Деникина были донские казаки. На этой фотографии пятьсот казаков! И уже начинают с лупой рассматривать лица: этот, похоже, нашего роду… а этот — нашего…

Хлеб небесный…

Непостижимую уму историю услышала на выставке! Толща тысячелетий отделяет Святую Русь от времен Моисеевых, когда богоизбранный народ в своих скитаниях по пустыне питался манной небесной. Но однажды это чудо повторилось вновь — в дни нашествия батыева, на Русской земле, еще не знавшей разделения на Россию и Украину…

А привлекла мое внимание темная от древности икона Николая Чудотворца. Так же, как на многих иконах, десница Святителя поднята в благословляющем жесте, левая рука держит Евангелие. Но светлый лик Чудотворца необычно горестный, словно очи его видят все печали и скорби молящихся. Николушка Милостивый…

Икона Святителя Николая Крупицкого.

— Эта икона была обретена в лесу еще в одиннадцатом веке! — негромко сказала мне стоящая рядом монахиня. — Тогда и был основан на месте ее явления Никольский монастырь. И в этом монастыре произошло великое чудо! Когда монгольские полчища дошли до Черниговского княжества, до нашего селения, оставшиеся в живых люди укрылись в монастыре и вместе с монахами защищали осажденную обитель. И вот у них кончилась пища, и неоткуда было ее взять. И тогда по молитвам осажденных Господь явил такую милость! С неба стала падать крупа, и было ее так много, что хватило всем до самого конца осады.

— Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости… — потрясенно вспоминаются строки из Псалтири (Пс. 77, 25).

— В память о чуде и стали называть монастырь Крупицким, — вступила в разговор Катя, еще одна представительница монастыря. — Уже в восемнадцатом веке архимандрит Варсонофий писал, что в тогдашнее время «столь множество круп с неба спало, что все могли в гладе себя довольствовать»… Эти крупы хранились в серебряном ковчежце вплоть до времени гетмана Мазепы. Но после его измены город Батурин и монастырь были разорены, и ковчежец с этой великой святыней пропал. В Никольском Крупицком монастыре подвизался Святитель Димитрий Ростовский. Это было время расцвета обители, Святитель Димитрий построил в нем келью с тремя комнатами, где написал Жития Святых декабря и января.

После революции одна сельская жительница тайно вынесла чудотворную икону Святителя Николая и спрятала ее на чердаке. Уже в конце своей жизни, в 1982 году, она передала этот образ настоятелю Батуринского Воскресенского храма. И почти двадцать лет икона была там. А когда началось возрождение монастыря, образ Святителя торжественно перенесли в теперь уже женскую обитель. Ныне эта икона покидает монастырь только когда мы привозим ее на поклонение в другие города — в Москву и Петербург, Архангельск, Белгород, даже во Владивосток. И вот сейчас верующие Самары смогли приложиться к ней и помолиться Николаю Чудотворцу.

Много дивных икон было на выставке. Много благодатных встреч. И каждый мог за несколько часов посетить далекие обители и славные храмы. Для того-то и проводятся Православные выставки в нашем городе, благословенной Самаре.

Ольга Ларькина.

Дата: 28 декабря 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
13
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru