Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Уроки нравственности

Из выступления Владимира Крупина на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации в 2013 году.

Из выступления Православного писателя Владимира Николаевича Крупина в Общественной палате Российской Федерации на слушаниях «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества».*

На знаменитой триаде графа Уварова «Православие, Самодержавие, Народность» раньше стояла Россия. И эта триада всё чаще вспоминается сейчас, когда не оправдала ожиданий идеология большевизма и коммунизм оказался мифом. А в новом периоде жизни обнаружилось новое разочарование в надежде на построение справедливого общества. Что же тогда спасет нас? Нравственность и совесть, этот глас Бога в душе.

Последнее, что хранило нравственность, после Церкви, это классическая литература, и прежде всего литература в школе. И вот сейчас это спасительное влияние литературы уменьшается. Литература постепенно изгоняется из школы. Даже в 1917-м не смогли тогдашние революционеры «сбросить Пушкина с парохода современности», а сейчас - сам видел выброшенные на помойку его книги. Составители новых стандартов образования, вы этого хотели? Но так получается. Неужели составители этих стандартов всерьез считают, что Бродский как поэт лучше, чем Рубцов, неужели средний поэт Пастернак лучше нужнейшего Заболоцкого?

Думаю, что так случилось не от незнания, а от того, что составляли программу те, кто лишен понимания того, каким целям должно служить образование. По мысли русского философа Владимира Соловьева, для того чтобы превратить человека в животное, надо лишить его: первое - чувства стыда, второе - чувства сострадания и жертвенности, и третье - благоговения перед святынями. От чувства стыда начала избавлять мир сексуальная революция 1960-х, когда «ливерпульская четверка» кричала о сексе как об избавлении от всех проблем, прибавляя при этом: «Мы более знамениты, чем Иисус». Когда пошлость и насилие постепенно захватили кино- и телеэкраны и когда образ героя, любящего Отечество, вытеснил образ прохиндея и мошенника Остапа Бендера, а образ любящей жены и матери заменила ведьма Маргарита.

Ворвался в мир школы и интернет, и уже не так стыдно стало принародно жевать, материться, не почитать старших, дерзить учителям, угрожая им «телефоном доверия»… Сострадание, жертвенность убиваются «рынком». Конкуренция развивает эгоизм. Пропагандируется карьерный рост как признак жизненного успеха, а чувства долга, солидарности уже почти и не вспоминаются. Ведь ничего же не получится у головы без участия сердца.

А что касается третьего, главного чувства человека - благоговения перед святынями, сохранения Бога в душе, - оно постоянно оскорбляется и унижается, когда новые саломеи пляшут перед алтарями и когда госпожа интеллигенция занимается любимым делом - сплетнями о священноначалии.

Конечно, чиновники, сокращающие часы на литературу, скажут, что не хотят такого. Но если они вдвигают в школьные программы, например, Мандельштама, то как их понять? Мандельштам еще после первой революции в статье «Кровавая мистерия 9 января» призывал к цареубийству. Писал: «Нельзя жить, если не будет убит царь».

И постоянное, мы видим, обезьянничание перед какой-то неведомой «мировой цивилизацией». Неужели страны, где епископы женщины и где венчают однополых, для нас пример? Мы - ведущая европейская и мировая держава. Русские летописи старше на сто лет французских и итальянских хроник, немецкие вообще появились в 14-м веке. Наш преподобный Нестор Летописец писал одновременно с греческими и латинскими авторами. Напоминать ли, что во всем мире ценится русское искусство и русская научная мысль?

Задолго до сегодняшних дней в России зарождалась симфония духовных и светских властей, какой мир не видывал. Вместе с игуменом Даниилом в Святую Землю ходил киевский князь Изяслав. Духовником у князя был основатель русского монашества преподобный Антоний. «Иду к Антонию на исповедь, ноги подгибаются», - говорил Изяслав. Но ни эти факты, ни сам памятник духовности и литературы «Хождение игумена Даниила» в школе и близко не бывали. Как и написанное за сто лет до «Слова о полку Игореве» «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, показывающее спасительный образ жизни - жизни во Христе.

И отдельно от школы существуют и лежат прямо под ногами золотые россыпи русской речи, народное творчество: песни, сказания, легенды, былины, пословицы, поговорки, потешки, обрядовая поэзия. А ведь на народное творчество мы не можем смотреть как на давно прошедшее, оно всегда будет, по крайней мере для пишущих, недосягаемо впереди.

Понимания значения литературы как предмета, поддерживающего свод нравственности над Россией, нет у наших руководителей образования.

Тредиаковский, вручая Императрице Екатерине свою оду, заметил: «Царствованию великого Августа потребен Гораций». Ну а если в горациях окажется Пелевин?..

Почему русская классическая литература - ведущая в мире? Потому что она выращена Православием. Как и величайшая музыка, как и живопись - дитя иконописания. А архитектура? Не Церковью ли и она рождена? И если мы начатки Православия взяли от Византии, то уже рост их и созревание свершились на русской почве.

Большевики сделали из Пушкина чуть ли не революционера, пора в школе говорить о нем как о православном гении. То же и со всем курсом литературы. Гибель Катерины в «Грозе» не протест против «темного царства», а глубочайший стыд за свершенный позор прелюбодеяния, за осквернение брачного венца. Маша Миронова и Петр Гринев в пушкинской «Капитанской дочке» любят друг друга, но не могут вступить в брак без родительского благословения. «Покоримся воле Божией, Петруша», - говорит Маша. Но когда Петра оклеветали, то она, нигде не бывавшая, в одиночку едет в Петербург и спасает любимого.

Главный мотив настоящей русской литературы - служение Богу Небесному и Царю земному. И утверждение простейшей мысли, что у России свой, Богом указанный путь, что русский язык - язык Богослужебный. Пушкина спросили о даме, с которой он долго разговаривал: «Умна ли она?» Пушкин ответил: «Не знаю, мы говорили по-французски».


А мы и не заметили, как наши дети перестали читать книги.

Жизни не хватит, чтобы овладеть величием русской словесности, а школа наша вдвигает в программу всё вытесняющее изучение иностранных языков. Как будто школа подрядилась поставлять для мирового сообщества англоязычных недорослей. Но говорил Апостол, что знание языков есть самое низкое знание (см. 1 Кор. 13, 1). А что самое высокое знание? Богопознание, мудрость. А кто мудр? Тот, кто делает добро.

А иностранные языки въехали в Россию через дворян, чтобы им скрывать свои разговоры от дворни, вот и весь секрет офранцуживания. Потрясенный своим открытием, Митрофанушка в «Недоросле» Фонвизина восклицает: «Маменька, ведь в Париже даже извозчики говорят по-французски».

«Слово есть высший подарок Бога человеку», - писал Гоголь. И этим словом написал одно из своих главных завещаний: «Воспитание должно происходить … в безпрестанном применении и сличении всего с законом Христа: в чем оно не противоречит Христу, то принимать, а в чем не соответствует Его закону, то отвергать: ибо всё, что не от Бога, то не есть истинно».

Когда Россия благоденствовала? Когда в ней усиливалась молитва. Царь Феодор Иоаннович больше молился, чем занимался государственными делами, и при нем Россия процветала. Ибо «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Ибо главная история одна: мир или приближается ко Христу, или удаляется от Него. Мы так долго удалялись, что диву даешься, что Господь всё еще нас любит. Он вечен и неизменен. И не Он наказывает нас, а это мы сами отдаемся под власть греха и служим греху.

Но спасение возможно. Оно в воцерковлении школы.

…Это выступление было произнесено мной несколько лет назад. И что изменилось? Многое. И всё не в лучшую сторону. Наша школа продолжает ковать англоговорящих недорослей. Давно эту систему обозвали «баба ЕГЭ». Вот привожу авторитетное подтверждение: член-корреспондент Академии наук КНР Цзинь Сычжан, выступая перед студентами МГТУ им. Баумана на конференции «Современные проблемы науки и образования» (февраль 2019 г.), назвал единый государственный экзамен «главной угрозой развитию технологий в России». Ученый проанализировал данные об изменении уровня образования в 43-х странах мира за последние 30 лет. Из приведенных академиком графиков видно, что страны, придерживающиеся традиционной системы экзаменов в средней школе, показывают уверенный рост уровня подготовки выпускников в среднем на три процента в год, таким образом, за 30 лет качество образования там выросло почти вдвое. В то же время страны, в которых была введена тестовая оценка знаний учащихся, аналогичная ЕГЭ, демонстрировали сначала медленный, а потом лавинообразный обвал уровня знаний выпускников. Согласно его докладу, в России падение качества образования за последние 10 лет составило более 61%. За аналогичный период в китайских школах, где ЕГЭ введен не был, этот показатель повысился на 39%. «В то время как остальной мир идет вперед, ваши школьники обречены на вечное отставание», - сказал Цзинь Сычжан. Спасибо, господин Сычжан. Хоть и больно это читать, но, может быть, вас услышат наши чиновники, командующие российским образованием.

Всю жизнь я связан со школой, имею педагогическое образование, много езжу по России и слышу недовольство современной системой образования и в селах, и в городах. Вижу скорбь и боль тех, кому небезразлично будущее Отечества.

Владимир Крупин,
первый лауреат Патриаршей литературной премии.

* Общественные слушания состоялись в Общественной палате РФ 24 января 2013 года в рамках ХХI Международных образовательных Рождественских чтений.

60
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru