Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Дух, душа, тело

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Человек трехсоставен. Он состоит из тела, души и духа. В чем различие между душой и духом человека?
Виталий, г. Астрахань.


Благодарю за вопрос и по мере сил попытаюсь ответить. Нужно заметить, что трехсоставность человека не является единственным взглядом Церкви на существо человека. Учения Святых Отцов и церковных писателей говорят о человеческой природе то как о троечастном составе духа, души и тела — так называемый трихотомизм, то как о соединении души и тела — дихотомизм. Еще раз заметьте, что Церковь принимает оба эти учения. Это важно. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический Запад, следуя его авторитету, всегда признавал только дихотомизм], св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). Однако в XX в. большинство русских Православных авторов склонялось к трихотомизму.
Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизма сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. Личность человека включает в себя все части этого естественного состава, выражается во всем человеке, который через нее и существует. Личность — образ Божий, она — незыблемое начало изменяющейся человеческой природы, всегда стремящейся по своей воле к внешней цели. Можно сказать, что сообразность Богу и есть отмечающая природу Божественная печать, направляющая природу к Богу, в Котором человек должен найти полноту своего бытия. "Душа бо человеческая, — говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), — как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть".
Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой, — таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно по-мирски называем "духовными ценностями" — художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, это — происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается.
Отсюда в Православной аскетике и пастырстве произошли важнейшие понятия — душевности и духовности. Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, — оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обезпечивает правильное развитие души.


Мир Вам, батюшка! Я выжег татуировку, изображавшую рок-звезду, очень грубым способом, теперь на плече большой и некрасивый шрам. Священник благословил убрать ее без привлечения значительных материальных средств и косметологических изощрений. Правильно ли я сделал, и как объяснить в будущем моим детям это уродство на теле? Оставлять татуировку, конечно, было нельзя, но теперь подобные вопросы смущают душу. Допустимо ли для Христиан подобное «исправление» своих ошибок. Некоторые близкие считают это очередной глупостью, гордыней, поводом к тщеславию, и т.п.
Заранее благодарен за Ваш ответ.
Спаси Вас Господь.
р.Б. Георгий.


Мир и тебе, дорогой Георгий, отвечаю по порядку на твои вопросы. То, что ты носил на своем теле мерзость, изображение человека, который жизнь потратил на то, чтобы уподобиться сатане, стать иконой сатаны, было большим грехом и избавиться от этого нужно было в любом случае, что ты и сделал.
То, что тебе священник благословил поступить именно так, а не иначе, здесь я не знаю, вопрос сложный. Есть, конечно, разные стили духовного руководства, но скорее всего ты просто что-то не так понял. В существующей церковной практике каждый Христианин принимает решение сам, со всей ответственностью, а духовник лишь следит за правильностью этих решений, согласованием их с христианской моралью, нравственностью, вероучением, церковным бытом. Духовник может лишь дать совет, подсказать. Это целесообразно для духовного возрастания пасомых.
Что же касается шрама, то жалеть о нем не стоит. Конечно шрамы не украшают, однако имеют глубокий духовный смысл и могут принести огромную пользу. Многие подвижники, аскеты видели причину всех греховных падений человека не в чем ином, как в забвении, состоянии, помрачающем ум и уводящем от спасительного пути. Ведь всякий грех, совершаемый нами, причиняет боль, страдание (по-славянски — страсть) и оставляет какой-то след в душе, а иногда и на теле. Так вот забвение приводит к непрестанному повторению одних и тех же грехов. Очень часто люди, приходящие на исповедь, спрашивают: «Я давно раскаялся в этом грехе, я верю, что Господь простил меня, но почему нет мне покоя, я все время о нем вспоминаю?» Вот это и есть тот шрам, который остался от давно зажившей язвы, след того членовредительства, которое мы наносим себе своими грехами.
Так что не сомневайся Георгий, ты все сделал правильно. Что же касается твоих будущих детей, то шрам очень поможет тебе в их воспитании. Ведь с самого раннего детства они начнут спрашивать: что это? Вот тут ты им и расскажешь, что это след от детской глупости, и, что если они умные дети, то они должны учиться не на своих, а на чужих ошибках.
Для христиан не только допустимо, но и необходимо подобное исправление своих ошибок. Ведь Господь в Святом Евангелии требует от своих последователей самоотвержения: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). То есть, для Христианина нет ничего важнее следования за Христом, взяв свой крест.
Что же касается тщеславия и гордыни, о которых говорят близкие, то сам по себе шрам в духовной жизни не является ни уродством, ни украшением. Только сам Христианин проходя путь духовного становления может либо украсить себя смирением, либо обезобразить гордыней.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

10.09.2004
Дата: 10 сентября 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru