Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Катя Ласточкина

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

См. также...

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Здравствуйте, мои дорогие!

Прятаться от людей лучше всего не в глуши, а в больших городах. В самой гуще людей - как в пустыне. Но именно здесь, в равнодушной толпе, начинаешь отчетливо понимать, как дороги тебе люди, от которых порой так хочется убежать.

На днях были с матушкой в Москве. По делам, да и так - побродить, поглазеть, приобщиться… Много святынь в белокаменной: древние храмы, монастыри; и такие все разные. Старомосковский Донской, деловитый Данилов, «несвятой святой» Сретенский… Один устав, одни вековые традиции - и столько разных характеров.

Вот так же и у людей. Но Господь не судит характеры. Одного доброго нрава для спасения мало, а суровый характер - не помеха спасению.

На кладбище Донского монастыря средь величественных надгробий известных людей я набрел на маленький камень, под которым покоился маленький человек: «Катя Ласточкина. 1910 - 1921» - было высечено на камне. Почему-то не смог пройти мимо. Долго стоял. Странное чувство - и радость, и грусть; и что-то родное, забытое… Молитвенная память - особый вид памяти: глубоко, сокровенно, но всегда очень явственно и живо.

Это случилось лет десять назад. Ушел из жизни дорогой человек. Девочка, юница, отроковица… Да просто - дитя!.. Ей было одиннадцать… Когда отпеваешь ребенка, самое трудное - что-то сказать. Утешать?.. Говорить о безгрешной вечной душе?.. «Давайте вместе поплачем» - было бы честно, но разве так скажешь… Говорят, что скорбь не должна сопутствовать смерти. Ведь смерть для верующего человека - «приобретение». А я всегда очень переживаю, когда люди, пришедшие на погребение, упрямо не плачут. Эти строгие, застывшие лица. В них несогласие, ропот на Бога; а еще какая-то странная отчужденность, защита от чужой непрошеной боли… Давайте вместе поплачем. Ведь самые чистые, честные слезы - от сострадания; не от собственной боли, а от боли чужой.


Кладбище Донского монастыря.

Я уже вспоминал, как однажды в юности посетил интернат для детей-инвалидов. Как бежал я оттуда в тихом ужасе, боясь потерять свою слабую веру. Мне нужна была срочная духовная помощь. Но в ближайшем храме священник сказал мне слова, которые меня просто «убили»: «Эти дети страдают ради тебя». Зачем он это сказал?.. Я вышел из храма и куда-то рванул, сам не зная куда, словно у меня была какая-то цель, словно меня где-то ждали… Вы, наверное, замечали, что самые важные открытия в жизни мы делаем на бегу (и в прямом, и в переносном смысле). Неожиданно, вдруг - это во-первых; а во вторых, это часто происходит буквально в движении (в автомобиле, в поезде, в хождении из угла в угол). В тот день со мною что-то случилось, внутри что-то хрустнуло и встало на место… Примиренность - это так удивляет. Мы привыкли к борьбе - за себя, за свое, против всех… Сострадание примиряет нас с миром, с людьми и с самими собой.

…Вся боль и все слезы - ради меня! И Кровь на Голгофе, и плач Богородицы, и раны Апостолов… Ради меня!.. Нет, я не сгущаю. Без осознания этой причастности: без чувства личной вины и чувства личной прощенности; без «чужой» боли в груди и «чужой» радости в сердце - не может быть христианства.

Что это - добродетель, приобретенная подвигом, или врожденное качество? Сострадание, в первую очередь, - дар. И, как всякий дар Свыше, он дается с одним непременным условием - им следует пользоваться!

Я уже говорил, что только люди, пережившие личное горе, способны честно трудиться в хосписах и больницах, ухаживать за тяжелобольными и умирающими. Пережить личное горе можно лишь сострадая. Клин клином, как говорится. Только вот переживать это придется всю свою жизнь. Но это не страшно. Страшнее, когда личная боль остается внутри. Через год... через три… в душе ничего не останется, кроме уныния.

Что нас разделяет?.. Нелюбовь! Это факт. А причина?.. Причина - в отсутствии способности
сострадать.

«Не сошлись характерами» - более нелепое объяснение семейного разлада трудно придумать. При чем тут характеры?! По моим наблюдениям, почти все счастливые пары - это два абсолютно разных характера. От того, что мы разные, любовь не слабеет; напротив, любовь становится более дерзкой, пронзительной и увлеченной. А потом наступает момент, и увлеченная любовь преображается в любовь сострадательную. Возникает способность испытывать общие чувства - сорадоваться, соумиляться… «До боли» можно не только скорбеть, но и любить, испытывать радость, быть благодарным.

В глубине любого самого доброго, сильного чувства заключено сострадание. Мы сострадаем художнику, рассматривая его полотно; сострадаем природе, наблюдая ее увядание; сострадаем горю и радости; уродству и красоте…

Когда чужая боль соприкасается с любящим сердцем, она становится нестерпимой, но вера преображает эту боль в сострадание. Боль, умноженная на любовь и возведенная в вечную степень веры!..

Христос приходит к нам от сострадания, от сострадания мы следуем за Христом.

Взаимное сострадание Бога и человека - это Священный Завет, на котором держится мироздание.

Я думаю, что одним из видимых знаков последнего времени будет отсутствие нищих (не попрошаек, которые не желают трудиться, а тех, кто во все времена жил людским милосердием). Уже сейчас, незаметно для нас, они исчезают. И вроде бы хорошо, но реальная нищета никуда не девается, напротив, она становится бытовой (нищета прожиточного минимума). Но страшно не это; «хлеба и зрелищ» с годами будет всё больше и больше, а вот жертвы и милости - почти не останется… Христианство рождалось среди нищеты. В основании веры лежит сострадание.

Мы каемся, что сердце наше безчувственно, и приходим в отчаяние от окружающей нас нелюбви… Господь не судит характеры. Он судит теплохладность души - «стояние между добром и злом, между святостью и грехом» (Святитель Феофан Затворник). Стояние между… Всю жизнь мы уходим от этого выбора, боимся, откладываем на старость… Почему-то считается, что если сердцу предоставить свободу - оно выберет что-то нечистое. Я так не думаю. Сердце выберет сострадание. Позвольте себе сострадать!

…Милая Катя! Я так рад нашей встрече. Твоими молитвами - я опять почувствовал мир на душе. Буду в Москве, обязательно тебя навещу. В этой жизни мы разминулись. Но мы обязательно встретимся. Ведь мы не чужие.

Простите.

Протоиерей Игорь Макаров.

Фото автора.

312
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru