‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дорогу осилит идущий…

Интервью с автором и ведущим Православной телепрограммы «Дорога к храму» Олегом Губертовым.

Автор и ведущий Православной программы «Дорога к храму» на телеканале «Пульс» Большеглушицкого района Самарской области Олег Иванович Губертов у себя в селе человек известный. И не только благодаря телевидению. Дело в том, что его личная дорога к храму, по которой он уже шесть лет ведет телезрителей, была непростой и тернистой. Историк по образованию, он много лет преподавал в местном СПТУ, был лектором. А потом десять лет работал барменом в местном баре. И многие люди, увидев его на экране возле икон, в первое время с изумлением протирали глаза. Ведь они больше привыкли видеть его за барной стойкой, разливающим пиво… И тем не менее сейчас в губернии, наверное, нет лучшего ведущего Православной программы, чем Олег Губертов. А полученный им недавно диплом «За верность вере и долгу» на десятом (2004 г.) Международном фестивале «Православие на телевидении», проводившемся в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, лишь еще раз подтвердил этот негласный «титул» лучшего автора и ведущего Православной телепрограммы. И неважно, что его передача собирает не миллионную аудиторию, как центральные каналы, а сельских жителей лишь только трех районов Самарской области. Важно, что говорит он со зрителями — от сердца к сердцу…

— Когда вы из бармена превратились в ведущего Православной программы, наверное, многие этому удивились?
— Сейчас уже народ трудно чем-либо удивить. Но определенное смущение все-таки было. Некоторые бабушки в нашем приходе (их, конечно, единицы!) до сих пор меня воспринимают «барменом». А дело так было. Шесть лет назад руководитель канала «Пульс» предложил мне взяться за работу над Православной программой. Встретились мы на местном рынке, и Владимир Александрович Стрелков предложил мне эту работу. Сразу я не согласился, попросил время на раздумья. Посоветовался с супругой (она Православный человек). И она так мне сказала: немедленно берись за эту программу! И добавила: денег за передачу не бери… Поскольку я десять лет проработал в пивном баре, нужно мне было начать это искупать…Накануне во сне я услышал голос: «Ты десять лет проработал в пивном баре, работал на себя. Теперь десять лет будешь работать на Меня — безплатно…» Так я и сделал. Начальство сначала удивлялось, но потом согласилось с моими доводами. А многие до сих пор не верят, что я работаю безплатно…
— Чем же зарабатываете на хлеб насущный?
— Жена торгует на местном рынке, а я снабжаю ее товаром. Из Самары товар привожу… Ничего, концы с концами сводим как-то. У меня супруга ведь с высшим образованием, грамотная, верующая. К ней люди охотнее за покупками идут…
— Какие гости телепередачи вам наиболее запомнились?
— Вскоре после Архиерейского Собора 2000 года, на котором была прославлена Царская Семья, гостем нашей программы стала настоятельница самарского Иверского женского монастыря игумения Иоанна. Я задал матушке игумении вопрос об ее отношении к Царю-Мученику. И она мне рассказала, что вскоре после ее приезда в Самару, когда было очень трудно, монастырь только начинал восстанавливаться, во сне ей явился Царь Николай II. Он как будто пришел к ней в кабинет — в военной шинели, и с такой любовью на нее посмотрел… Она не стала мне подробно рассказывать об этом видении (сказала, что остальное — сокровенное), но все же я узнал, что Царь-Мученик сказал, что будет ей помогать в возрождении обители. Предупредил, что ей придется нелегко… Игумения Иоанна сказала в передаче, что почти каждый день вспоминает об этом видении. Думаю, этот ее рассказ потряс не только меня, но и многих телезрителей.
Многим запомнилась передача с Архимандритом Владимиром (Наумовым) из с. Высокое Пестравского района. Это выдающийся человек! Был я у него несколько лет назад. В это время стоял жуткий мороз. Съемки проходили в Михаило-Архангельском храме. Когда мы утром приехали на съемки, над храмом, над селом стояла радуга! Когда я взял интервью у отца Владимира, произошло невероятное. Народ, увидев по телевизору такого батюшку, поехал к нему в село Высокое — за тридцать, за сорок километров… С тех пор многие прихожане, у кого есть машины, так и ездят к нему на службы. И я их понимаю. Я про отца Владимира могу только одно сказать: с ним бы я пошел в разведку…
Еще для меня очень дороги передачи с замечательным священником, настоятелем Казанской церкви поселка Новый Буян протоиереем Иоанном Гончаровым. За проповеднический дар его называют «самарским златоустом». Однажды я зашел в Самарский Покровский собор, где он долгое время был настоятелем. Там мне посоветовали съездить к батюшке в Буян для записи передачи. Так я и сделал. Два с половиной часа шли съемки. На позапрошлом фестивале «Радонеж» я показал жюри выдержки из интервью с матушкой Иоанной, протоиереем Иоанном Гончаровым. А когда спустя год приехал на последний фестиваль, члены жюри стали расспрашивать меня о прошлогодних героях передач. Им запомнились мои такие удивительные и яркие собеседники. Многие спрашивали, где я нашел таких замечательных проповедников. Я им ответил, что настоящие подвижники Православия обычно живут в глубинке.
— На последнем фестивале «Православие на телевидении» Самарскую губернию представляла только ваша программа. С каким «сюжетом» поехали вы на фестиваль?
— Летом прошлого года вновь пришло приглашение нашей телекомпании принять участие в фестивале «Радонежа». Целый месяц я обдумывал передачу, которую можно было бы достойно представить на фестивале. Мне посоветовали встретиться с Андреем Андреевичем Савиным, старостой Вознесенского собора г. Самары. Он был секретарем у Митрополита Мануила (Лемешевского), у Владыки Иоанна (Снычева)… Он, можно сказать, живая легенда нашей епархии! Андрей Андреевич Савин родом из Оренбурга. Перед съемками он съездил на родину, побывал на месте, которое называют Русской Голгофой. На окраине города в 30-е годы расстреливали юнкеров (в Оренбурге было два юнкерских училища), казаков, священников… Там стояли дачи НКВД. Людей свозили туда ночами по пятьдесят человек. Они копали себе могилу, их расстреливали. Сбрасывали тела в могилу, потом трактором закапывали. Всего там сто таких захоронений. На этом месте было расстреляно пять тысяч человек! Андрей Андреевич каждый год туда ездит вместе со священником Александром Урывским, настоятелем Вознесенского собора. Батюшка служит там панихиду, они поминают убиенных… Без содрогания нельзя слушать рассказ Андрея Андреевича об этом месте. Одна из глав моего фильма «Ефрейтор Савин. Жизнь во Христе» так и называется — «Русская Голгофа»… Этот фильм стал лауреатом фестиваля. Московские кинематографисты заинтересовались моим героем и захотели снимать о нем крупный фильм. У меня был разговор с режиссером кинокомпании Православных фильмов «Ветка лозы» Людмилой Седовой. Я дал ей разрешение на использование моих съемок…
— Какие фильмы вам больше всего запомнились на последнем фестивале?
— В фестивале приняли участие 102 телекомпании, всего было представлено 150 картин. Я расскажу только о двух из них. Эти ленты стали лауреатами фестиваля. Я считаю, что эти фильмы нужно каждому Православному человеку иметь в своей видеотеке. Первая картина — «Мой сын — отец Сергий» (автор Юрий Колчеев, режиссер Петр Солдатенков, «Киностудия ПС»). Отец рассказывает о своем сыне-священнике, который умер в 46 лет. Отец работает в институте кинематографии, преподает операторское искусство. У него сохранились семейные видеозаписи, архив сына… На основании этого отец раскрывает перед зрителями образ своего сына… Отец Сергий закончил художественное отделение института кинематографии. Он долго искал себя — писал иконы, занимался творчеством. И уже в зрелом возрасте он стал священником. В Москве не остался, уехал в Вологодскую глубинку, в село Архангельское. Фильм рассказывает о его подвижнической деятельности. Представьте: он за отсутствием времени по ночам вскапывал свой крохотный участок, сажал картошку. А злые языки из местных жителей шептались: мол, отец Сергий по ночам деньги зарывает… Он восстановил несколько храмов. На основе его дневников воссоздается образ настоящего подвижника. На получение диплома фестиваля приехал отец священника. И его встретил гром аплодисментов! В зале многие плакали…
Другой фильм — «Восхождение» (режиссер Елена Шаталина, студия «Отчий дом»). За двадцать минут показана столетняя жизнь человека! Это фильм о пожилой монахине в миру, ученой, докторе наук, почетном члене академий многих стран мира…
— Вы возглавляете видеоклуб при Православном приходе храма Михаила Архангела в Большой Глушице. Расскажите об этой, можно сказать, новаторской миссионерской работе.
— Два года назад, выступая на отчетном собрании священнослужителей Москвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что в последнее время получили развитие Православные видеоклубы при приходах. Святейший Патриарх назвал эти клубы одним из самых эффективных направлений в работе с прихожанами. А мы в это время как раз собирались открыть видеоклуб! Сейчас в Самарской епархии я знаю несколько Православных видеоклубов. Диакон Алексий Флоров ведет такую работу при приходе в поселке Прибрежном. Есть видеоклуб при приходе в Жигулевске, но там священник Сергий Некрасов работает иначе. У него хорошая видеотека, и прихожане просто берут, как в библиотеке, себе домой на просмотр кассеты. Создали и мы свой клуб. Наш настоятель священник Алексий Тверсков благословил меня на эту работу. Сейчас на заседания видеоклуба приходит человек 12-15. Некоторые прихожане еще не могут преодолеть психологический барьер. Что такое для многих из них телевизор? «Окно сатаны»! А тут мы приносим телевизор в церковь… Собираются члены видеоклуба с конца октября по конец марта (потом у всех начинаются огороды). Я объявляю тему, делаю вступление, потом показываем фильм. У клуба есть свой костяк. К нам приходят люди разных возрастов, в основном женщины.
— А отклики на ваши передачи слышите?
— В основном такие бывают отклики. Звонят и говорят: почему в субботу не было передачи!? Мы ее так ждем, а вы… А недавно мне майор милиции сказал: «Посмотрел я твою передачу о чуде в Державино. Теперь иду на службу и там буду думать…» Даже если только одна душа проснулась — и это уже великое дело!
— Расскажите о своей дороге к храму.
— Сам я родом из Рязанской области. В 1966 году, когда закончил школу, я поехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в семинарию. Душа хотела именно этого пути… Но один монах из приемной комиссии по душам побеседовал со мной и задал такой вопрос: вы понимаете, на какой шаг идете? И стал расписывать все последствия моего решения. Рассматривался даже не вариант поступления, а просто сам факт сдачи документов в приемную комиссию. Он обрисовал жуткую картину. Будет удар по родителем, я столкнусь с вниманием «органов» и пр. Спросил: «Вы способны перешагнуть через своих родителей?» Я был тогда к этому не готов. «Ну, тогда идите и думайте», — сказал он мне. А я вспомнил, как у одного знакомого после его поступления в семинарию отца сразу изгнали из армии (он был военнослужащим). И я забрал документы. Сейчас бы я поступил иначе! До сих пор жалею о том решении. Учился я на историческом факультете. Потом хотел работать на кафедре истории партии. Но меня не брали. В студенческие годы я немного диссидентствовал, и это «всплыло» в характеристике. Но потом я понял, что это был Промысл Божий, не допускавший меня туда. А вот в Самарский политехнический институт на кафедру научного коммунизма меня почему-то взяли. Но вскоре я понял, что оказался не на своем месте. Однажды мне приснилась лидер партии эсеров Мария Александровна Спиридонова. Она мне сказала, что все скоро рухнет. Коммунистическая система обречена! Я пошел к одному самарскому священнику, посоветовался. Он сказал так: поскольку ты «заказывал» этот сон, потому его и увидел. А я тебе от себя скажу: бросай эту работу! Все скоро рухнет, и твою кафедру заколотят досками… Так стал я барменом в Большой Глушице. Было это в начале 1982 года.
— Почему вам приснился именно этот неожиданный исторический персонаж? Ведь Мария Спиридонова, как известно, благочестием не отличалась…
— Да ведь и я в те годы благочестием не отличался! Другого советчика я просто не заслужил.
— Чему-нибудь научила вас работа бармена?
— Раньше я был на руководящих должностях, а тут посмотрел на жизнь снизу. Ведь опустился-то я на самое дно… Передо мной открылась совсем другая картина. Я увидел подноготную всей нашей системы и ужаснулся. Какие только начальники в нашем баре не куролесили! Что там творилось — не описать… А вообще работа бармена, как ни странно, дисциплинирует. Ведь работать приходилось в условиях очень тяжелых. На такой работе, как правило, спиваются женщины. Мужчины обычно не пьют. В эти годы мне было видение, подтолкнувшее к иному осмыслению жизни. Было это часа в четыре дня. Я подсчитывал выручку. Рядом со мной сидел мой приятель-инвалид. Потягивал пиво… И вот я случайно всмотрелся в него и увидел, как на моих глазах он начал чернеть и… превратился в черта с рогами! Я испугался, вышел на веранду. Вернулся — опять вижу черта…Перекрестился! Этот мой знакомый был алкоголиком, хотя был и умным, и даже образованным человеком. Но искушений от него было много… Сейчас этот человек уже умер. Не знаю, что это было. Может быть, я увидел, что делает алкоголизм с людьми? Сам я при этом был трезвый, только слегка пригубил пива…
А следующим толчком стало тысячелетие Крещения Руси. Мой давний знакомый — Православный писатель и режиссер Алексей Солоницын — пригласил меня на торжественное заседание в самарском театре оперы и балета, посвященное этому празднику. Там я впервые увидел Владыку Иоанна (Снычева). Было много монашествующих, священников… Это событие стало для меня поворотным. А потом уже, когда я стал ходить в храм, во сне увидел Богородицу! Снилось, будто смотрю в небо и вижу, как ветер гонит по нему облака. А одно облако плывет медленнее, чем остальные. Присмотрелся: а на нем Богородица — в мраморно-белом изваянии. И строго так на меня смотрит… Я и все, кто был рядом (женщины покупали молоко), — упали ниц…
— Телевизор в Православном сознании ассоциируется со злом, распущенностью, развратом, и в то же время телевидение — это огромная сила. Как же нам с ним быть: бороться с телевидением или за телевидение?
— Один из разрушителей России, Александр Керенский, умер в США в 1972 году в возрасте за сто лет. А в 70-м году он сказал, что если бы в 1917 г. у него в руках было такое мощное оружие, как телевидение, он бы до сих пор правил в России… Да, телевидение огромная сила. Но старцы говорят, что телевидение — «икона звериная». Нам вряд ли удастся сейчас что-то изменить в характере телевизионного вещания. Сегодня телевидение — это явное, почти стопроцентное зло! Как нам быть? Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил в своей крупной епархии, казалось бы, невозможное. Там создан и уже начал действовать Православный телеканал! Это один путь. Но он не везде возможен. А у нас в Самарской области несколько лет назад из сетки вещания ГТРК, напротив, «выпала» Православная передача «Символ веры». И произошло это, конечно же, не по вине Православных… (Справедливости ради стоит сказать, что сейчас ведутся переговоры о возобновлении этой передачи на ГТРК «Самара» — А.Ж.). Пока не будет взят общий курс на здравый смысл, мы ничего с телевидением не сделаем. Но уже сейчас нужно прислушаться к мнению Святейшего Патриарха и проводить работу по созданию Православных видеоклубов при приходах. Ведь ко мне в видеоклуб ходят не только постоянные прихожане. Приходят на наши заседания и те, кто и в храм-то не часто заглядывает! Но уже после просмотра трех-четырех Православных фильмов они обязательно пойдут в храм… Ведь Православное кино — это очень большая сила.
После разговора с Олегом Ивановичем Губертовом мне неожиданно довелось выслушать мнение о возглавляемом им видеоклубе жителя села Большая Глушица Анатолия Алексеевича Худова. Вот что он мне сказал:
— Это большое дело, что в нашем лектории есть ведущий. Есть человек, который может ответить на вопросы, что-то объяснить. Он ведь не просто нажимает на кнопку, но и сопровождает показ фильма своими пояснениями, комментариями. Тематика видеоклуба очень содержательная. Такого материала я нигде больше не видел. Я недавно побывал на заседании видеоклуба, там обсуждалась тема: «Церковь во время Великой Отечественной войны». И в плане моей дороги к Богу это заседание оказалось очень нужным. Оно послужило импульсом к тому, чтобы идти по этой дороге дальше…

На снимке: Олег Губертов возле стенда с дипломами фестиваля "Православие на телевидении".

Антон Жоголев
18.02.2005
1231
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru