Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Он учил людей молитве

Фильм «Паисий Святогорец» был представлен зрителям на фестивале «Соль земли» в Самаре.

Фильм «Паисий Святогорец» был представлен зрителям на фестивале «Соль земли» в Самаре.

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в самарском кинотеатре «Художественный» продолжил свою работу Девятый Всероссийский фестиваль документального кино «Соль земли». Настоящим подарком любителям Православного кино в этот день стал показ новой, седьмой серии документального фильма «Паисий Святогорец». Ее представлял автор проекта — насельник Троице-Сергиевой Лавры игумен Киприан (Ященко). После показа фильма в Малом кинозале отец Киприан встретился с самарской публикой, представил свой фильм и ответил на многочисленные вопросы. Публики в зале было немного. Ведь в это же время в Большом зале с самарцами встречался известный режиссер, автор киносериалов «Тихий Дон», «Ликвидация», «Жизнь и судьба» Сергей Урсуляк. К отцу Киприану пришли лишь те, для кого документальный сериал о святом Паисии Святогорце имеет особую значимость.

Фильм «Паисий Святогорец» уже не раз показывали по телеканалам «Спас» и «Союз», но седьмую серию пока еще не найти ни в интернете, ни в Православных телепрограммах. Наверное, эта серия — самая важная в масштабном проекте. Ведь снималась она уже после канонизации старца Паисия (Езнепидиса) в 2015 году. И еще в этом фильме впервые появилась возможность увидеть запечатленного на кинопленку живого старца. Современный подвижник отец Паисий (1994 г.) не любил фотографироваться, избегал кинокамер. А тут в фильм вошли каким-то чудом сохранившиеся эпизоды документальной съемки. Вот мы видим на экране, как Вселенский Патриарх Варфоломей на Афоне встречается с монахом Паисием, и даже спускается с амвона, чтобы ликоваться с ним. Короткая запись, но пленка все же сохранила для нас кинооблик великого святого нашего времени. С этого документального эпизода и начался мой разговор с отцом Киприаном. А потом к нашей беседе присоединились и другие кинозрители.

Вселенский святой

— Всего две записи на кинопленку отца Паисия уцелели. Известно же, как он требовал, чтобы засвечивали пленки, фотографии с его изображением. У него и так прижизненная слава была огромная, и он не хотел еще больше увеличивать свою популярность. Судите сами: приплывал корабль на Афон, на берег сходили сто паломников. Девяносто из них шли к отцу Паисию, и десять — по всем другим монастырям... А эти вот записи каким-то чудом сохранились и дошли до нас. К нам эти записи пришли спонтанно и, наверное, чудесно. Качество у документальных кадров не очень высокое. И все же это запись живого отца Паисия, она дает нам представление о его облике, о манере общения. Вот почему я эти кадры, несмотря на низкое качество съемки, включил в кинокартину.

Игумен Киприан (Ященко).

— Как возникла идея снимать фильм о старце Паисии Святогорце?

— Идея возникла не у нас. Было дано благословение Афонских старцев, чтобы мы экранизировали житие Паисия Афонского. Мы удивились: почему русские должны рассказать миру о греческом святом? На Афоне мне объяснили так. Отец Паисий — вселенский святой, а самый вселенский народ сегодня — русские. Греки с их национализмом на некоторые проблемы смотрят слишком узко. Так вот пришлось мне, русскому монаху, браться за дело. Мы попытались рассказать современному человеку о монахе Паисии в жанре путешествий по его местам и в жанре реконструкции событий его Жития. Да, был заказ от Афонских старцев, но и такой же заказ на фильм был от нашего государства Российского. Так мы поехали в Грецию снимать фильм.

Когда начали съемки, старец еще не был канонизирован, но было чувство, что Церковь его скоро прославит в лике святых. Во многих храмах Греции уже были написаны его иконы, но на них еще не было нимбов. Ждали прославления, чтобы нимб сразу дописать. Мы постоянно чувствовали близость к нам отца Паисия, ощущали его незримое участие в работе над фильмом. Часто обстоятельства складывались так, что по земным понятиям было невозможно снять что-то, попасть куда-то, а здесь вдруг все двери перед нами открывались, нужные люди сами к нам приходили. Вот только один пример.

Когда направлялись на Афон, полицейский увидел, что у нас с собой много киноаппаратуры. Для выяснения обстоятельств нас пригласили в местное отделение полиции. Ничего хорошего нам это не предвещало. А когда офицер полиции спросил меня: «Ответьте честно, куда и зачем вы едете, кого хотите снимать», — я ему честно и ответил, что мы снимаем фильм про Паисия Святогорца. Тем временем полицейские переписали номера всей нашей кинотехники. Я уже всерьез опасался, что без каких-то особенных разрешений нам не дадут снимать на Афоне. И вдруг полицейский начальник говорит мне:

— Я распоряжусь, что все полицейские в Греции, как только сверят номера ваших кинокамер, убедятся, что это вы, и не станут чинить вам никаких препятствий во время съемок.

Потом он по телефону связался со своим знакомым, лично знавшим отца Паисия. Договорился, чтобы он рассказал нам о подвижнике.

«От избытка сердца глаголют уста...»

— Довольны вы своим фильмом?

— Всегда хочется большего. И мы к этому большему стремимся. Работа над фильмом продолжается. Впереди еще несколько серий.

Когда монах-подвижник, продолжатель дела отца Паисия на Афоне, давал мне благословение на съемки, я спросил его, каким должен быть формат фильма. Он сначала не понял вопроса. Я пояснил, ну, сколько в киноленте должно быть серий. «От избытка сердца глаголют уста, — ответил он словами Евангелия. — Сколько будут уста твои глаголать, столько и снимай…» Но это какой-то был все же неконкретный ответ. Я тогда спросил конкретнее. Может, снимать пять или, скажем, семь серий? Ответ был неожиданный: сто! Ну, столько серий мы вряд ли вытянем, но съемки будут идти и дальше. Уже мы отсняли материал на восьмую серию, составили сценарий девятой. Они будут несколько отличаться от предыдущих серий. Мы будем рассказывать не о житии святого, а о его наследии, его учении. Впереди фильм о том, как создать Православную семью, а затем будет серия о воспитании детей.

Тайна отца Арсения

— Отец Киприан, я больше знаю вас как журналиста, газетчика. А давно вы снимаете фильмы?

— И сейчас мы выпускаем журнал «Покров» о нашей духовной культуре. Но и фильм этот у меня уже не первый. Сняли киноленту о Святителе Владимире Киевском, первом нашем Новомученике. Сделали фильм об отце Арсении, о котором известная книга написана.

— Отец Арсений — собирательный образ или у него есть конкретный прототип?

— Да, это был конкретный человек, его и звали так — отец Арсений. Многие думают, что это какой-то обобщенный образ, составленный из многих священников того тяжелого времени. И я сам так думал. Но оказалось, что это реальный человек. Мы задумали фильм как некое размышление о том, кто же такой этот загадочный отец Арсений. И хотели оставить зрителя в неведении о том, был ли он живой человек или же это был вымышленный персонаж. Но когда начались съемки, в первую же поездку в Петербург мы встретились с монахиней, которая лично знала отца Арсения. О ней и в книге рассказывается, как она, еще будучи в миру, с мужем ехала в поезде и к ним подсел только что освободившийся из ГУЛАГа отец Арсений. Они разговорились, все это вошло в известную книгу. Двадцать лет искали следы отца Арсения, не было ни одного письменного документа, подтверждающего, что это реальный человек. И вдруг такая находка! Бывает так, помолишься, начинаешь снимать — и открываются такие истины… Но до сих пор ни я, ни кто другой не можем сказать, кто же написал эту замечательную книгу «Отец Арсений». И даже фамилию этого подвижника отца Арсения я не могу назвать.

Одна из немногих фотографий Паисия Святогорца.

— Старец Паисий был монахом, он не принял священный сан. Почему?

— Это особенность его духовного делания. Но еще ведь надо не забывать, что у него было всего два класса образования. Семинарий и академий он не кончал. Хотя ученые и богословы обращались к нему за советом, как написать диссертацию, научную статью. Я знаю таких ученых из университета в Салониках. Но у старца Паисия было сильно практическое богословие. Он помогал очень многим людям и не имея священного сана. Ему Бог и так все открывал.

— Я встречался с вами больше пятнадцати лет назад. Тогда вы тоже были простым монахом. И далеко не сразу приняли священный сан…

— Когда я был пострижен в монахи, духовник архимандрит Кирилл (Павлов) благословил меня принимать и сан священника. А я подумал: хорошо мне побыть так вот простым монахом. И вот вызывает Епископ, спрашивает: «Хочешь быть священником?» Я дерзновенно отвечаю: «Как воля Божия. А мне хорошо в том звании, в котором сейчас нахожусь». — «Ну, тогда подожди», — ответил Епископ.

Проходит год, снова меня зовет Епископ. «Хочешь стать священником?» — «За послушание — да. А так не знаю». — «Ну что же, подождем еще». И так прошло несколько лет! Старец Кирилл узнал, что я все еще не в сане, расстроился, говорит мне: «Нет выше счастья на земле, чем молиться перед престолом». И вот снова меня зовет Епископ, вопрошает: «Ну как, теперь-то хочешь быть священником?» А я уже боюсь, вдруг опять по своей гордыне не так отвечу, и тогда еще сколько лет меня «посмиряют»! — «Да, Владыка, да! Очень хочу!» — чуть не закричал в ответ. И вскоре я убедился в правоте слов отца Кирилла (Павлова). Нет выше благодати и радости!

Его и при жизни почитали святым

— Почему такая любовь в России к греческому святому Паисию Святогорцу?

— У него ведь на Афоне духовник был русский, отец Тихон. Потому и какие-то русские черты свойственны отцу Паисию.

Его и при жизни почитали святым, и после смерти его почитание очень сильно. Но я считаю, должно пройти еще лет двадцать по крайней мере, чтобы мы поняли, кто такой старец Паисий. Про этого духовного гения я слышал на Афоне такие слова, что такие святые, как отец Паисий, являются раз в семьсот лет. Отсюда и такое небывалое его почитание.

Наша съемочная группа присутствовала в Суроти на могиле святого Паисия, в день его памяти 12 июля (н. ст.). Его могилу посетило в тот день до трехсот тысяч человек! Вы знаете еще такого святого? Даже на день памяти Преподобного Серафима Саровского 1 августа в Дивеево приезжает до 30 тысяч человек. Мы два года назад в Лавре серьезно готовились к празднику — 700-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского. Президент приехал с большой свитой, Крестный ход был — событие национального масштаба! В празднике приняло участие 150 тысяч человек. А тут — 300 тысяч паломников за день! Но дело даже не в этом. Просто удивительны те духовные дары, которыми обладал святой Паисий.

Знамение времени

В этой седьмой серии мы не убоялись сказать о знамениях последних времен, о «печати антихриста». Мы не стали так уж сильно всех пугать, но старец Паисий оставил нам много высказываний о близости последних времен. Он сам о себе говорил, что у него внутри находится «духовный телевизор», он мог помолиться Божией Матери, и Она ему открывала много тайн. Ему были открыты все события до пришествия антихриста. Ему были открыты и события до пришествия Христа. И он все это видел очень ясно, как наяву. У него был такой дар: помолившись и взглянув на человека, он видел всю жизнь его от рождения и до смерти. И все люди, которые приходили к нему, им встречались как старые знакомые. Он называл их по имени и отвечал именно на те вопросы, которые они сами толком не могли сформулировать, но с которыми, подспудно даже для самих себя, и шли к старцу. А некоторые носили ему свои вопросы в запечатанном конверте, да еще написанными на английском языке, и он, не открывая конверт, уже знал его содержание, мог ответить на эти вопросы.

Икона преподобного Паисия.

Митрополит Неофит пришел к старцу Паисию юношей, и тот рассказал ему всю его будущую жизнь, сказал, что он будет на Кипре жить, станет Митрополитом, и даже сказал, какой он смертью умрет. И вот Митрополит Неофит живет и видит, как пророчество Паисия о нем сбывается. Это ли не великий святой!

Многие афонские монахи аскетично, настороженно относятся к чудесам. Но и они свидетельствуют, что отец Паисий мог быть на Афоне с братией, но в это же время быть в Австралии или в Америке и там помогать людям. Он такими духовными дарами обладал, как мало кто в истории Церкви. Мог он и исцелять от множества болезней, даже от рака. Причем он одним больным говорил (тем, от кого уже отказались врачи): «Иди, все у тебя будет хорошо». А другим он говорил так: «Дорогой, тебе придется потерпеть, помучиться — и встретиться с Господом». На многие недоуменные вопросы ему отвечала Божия Матерь. Однажды он вопросил в молитве, чтобы Она ему открыла такую тайну: почему в наше время так много людей заболевает раком и почему болезнь эта с таким трудом поддается лечению. Много людей умирает от раковых болезней. И Матерь Божия (а это мне известно из приватных рассказов людей, знавших отца Паисия) возвела его в Рай. И он увидел, что Рай весь заполнен раковыми больными. Те раковые больные, которые свою болезнь мужественно претерпели, не роптали, покаялись — они стали для Бога мучениками. Как мы читаем в житиях о тех мучениках, которые за Христа претерпели особые мучения, так же и раковые болезни — это самый легкий способ попасть в Рай. Хоть он, конечно же, совсем не такой легкий. Я как священник окормляю нескольких раковых больных. Каждую неделю соборую их и причащаю. На удивление, я могу сказать, что за последний год из всех моих подопечных раковых больных, которые дома лежат, скончалась только одна, мать Мария. Она умерла две недели назад. И то я бы сказал, что скончалась она по своему маловерию. Врачи поставили ей такой диагноз, согласно которому она должна была умереть. А я ей говорю: «Ты будешь жить! Возложи на Бога печаль свою». Она: «Это ж невозможно». Она никак не могла поверить, что будет жить. Ведь с медицинской точки зрения это было невозможно. Но у Бога все возможно. И все равно это не столь уж важно, как она там считала, — она ведь покаялась, за день до смерти удалось ее пособоровать и причастить, и она может оказаться в Раю.

Еще отцу Паисию было открыто, что эта болезнь дана от Бога и лекарство от нее всем известно. Все сидящие в зале знают это лекарство, даже детям оно известно. Но Господь нам закрыл на это лекарство глаза. Даже медицинские лаборатории, которые огромные деньги тратят, чтобы найти лекарство от рака — не могут его найти. Это лекарство откроется, но не через ученых, а через простых людей, наука таким образом будет посрамлена. Эта болезнь станет легко излечимой. Но это будет знаком, что после того, как откроется лекарство от рака, вскоре в мир явится антихрист. Тогда человечество будет спасаться уже по-другому — терпением страданий, которые будут испытывать от антихриста. (Известный московский подвижник протоиерей Михаил Труханов ( 2006 г.) лично мне говорил о том же, — что раковая болезнь может быть легко излечима. Но Бог до времени закрывает людям глаза на этот простой рецепт. Во время заключения в ГУЛАГе отец Михаил неоднократно исцелял раковых больных. Об этом см. здесь — А.Ж.)

И Паисий Святогорец, и мой духовник архимандрит Кирилл (Павлов) не раз говорили, что в целом Евангелие исполнено, почти все основные события истории совершены, — и Бог уже держит ногу на тормозе. Ведь мир в своем большинстве уготован уже к пришествию антихриста. Это может произойти при нас и без нас. У Бога это может быть и через сто лет, и через пятьдесят, и через пять… Мы не можем говорить о конкретных сроках. Но что мы живем в апостасийные времена, что власть антихристовой идеологии является уделом все большего числа людей, об этом не раз говорил святой Паисий. «Будет происходить множество событий, которые будут вас шокировать, но ничему не удивляйтесь», — предупреждал он. Сегодня мы это видим. По такой печальной траектории течет сейчас весь мир. И надо быть готовым ко всему. Сейчас антихрист явно не объявился, но само мировоззрение антихриста присуще чуть ли не большинству населения нашей планеты. Перед всеми встает такая дилемма: либо принять антихриста, либо Христа — середины сегодня почти уже нет. Мы и об этом хотели сказать в своем фильме. В нем присутствует размышление о современных святых. Святые древних времен мечтали жить в наше время, потому что в наше время много легче стать святым. Всего лишь потерпеть, всего лишь не роптать, всего лишь не впадать в тяжкие грехи. За это только Господь даст нам особую благодать.

Непонятное кино

— Что вас привлекает в документальном кино?

— Документальное кино — это вещь мне до сих пор непонятная. Вот идут съемки, и с каждым греческим Митрополитом беседуешь по полдня, а то и по целому дню, а в фильм входит самое большее минута. Вот все, что остается на экране от той встречи. Но в эту минуту как бы входит весь разговор. Маленький фрагмент, а в нем как будто все умещается. И вот это сжатие дает сильнейшую духовную концентрацию. Вообще, кино таинственно, не понято, неизмеримо. В фильме «Остров» есть сцена, когда герой Петра Мамонова, монах, проводит отчитку бесноватой. Я сам видел, как в это время в зале на сеансе начинали кричать одержимые люди. На них эта молитва — действовала! Вот что такое экран! Если творишь фильм с молитвой, эта молитва как-то незримо присутствует в кадре.

Когда я показал первую серию фильма в большом зале нашей Духовной Академии, ко мне уже вскоре подошло несколько семинаристов. Они не были связаны друг с другом, но благодарили меня примерно одними и теми же словами. «Посмотрел фильм, и у меня пошла молитва, начал молиться Богу». Я сначала не мог понять, о чем он мне говорит. «Слушай, ты уже пять лет здесь учишься. И до сих пор не молился? Утром и вечером у вас общая молитва. Что, ты на нее не ходишь?» — «Нет, батюшка, у меня теперь настоящая молитва к Богу началась». У отца Паисия был такой дар, он учил людей молитве. К нему даже старцы Афонские ходили. Один старец пришел к нему ночью. «Я духовник монастыря, а у меня самого молитвы нет. Ты меня можешь молитве научить?» — «Давай вместе молиться». Начали вместе молиться — и у него пошла молитва. И он по секрету сообщил это другому духовнику. Тот тоже пришел к Паисию, потом еще один. И так очень поднялся авторитет старца Паисия на Афоне.

У зрителей нашего фильма может появиться особый дар молитвы. Такие случаи известны. Мне говорили зрители: «После фильма как будто сердце открылось». А греки мне такое говорили: когда посмотрели фильм, то было чувство, как будто побывали в келье отца Паисия. Это вообще феномен документальных Православных фильмов. Они передают не столько информацию, сколько дух. Кто смотрит наш фильм с доверием, тот получает духовную пользу. А кто одни только ошибки ищет, тот и находит их.

Праздник в Суроти

— Расскажите о следующих сериях вашего фильма.

— Для восьмой серии мы написали сценарий, потом заменили на другой. А потом пришлось от сценария вовсе отказаться. Просто мы поехали в Коницу, на родину старца Паисия. Нас пригласили на праздник в его честь, мы вообще в этом году попали на целый каскад празднований в честь Паисия Святогорца. В Конице мэр города выделил нам для съемок даже свой кабинет, мы там засняли много людей, которым старец оказал помощь, как-то направил в жизни. А уже 11 и 12 июля у его мощей в Суроти съемки шли днем и ночью. На празднике многие люди подходили ко мне за благословением. И я подумал, а почему бы мне у каждого из них не спрашивать, зачем он пришел на праздник. И мне стали рассказывать удивительные истории, каждый — свою. Нам не хватило в кинокамерах аккумуляторов для записи, поскольку рядом с нами собралась огромная толпа. И каждый был со своей историей! Всех я выслушать и тем более в фильм вместить не мог. Но зато понял, что это огромная неподдельная любовь. Этот человек мог как-то прикоснуться к человеку и сказать буквально одно слово или бросить в его сторону один взгляд — и этим на 180 градусов развернуть всю его жизнь.

Среди этих людей были такие, кто мучился и никак не мог разрешить какую-то проблему, и вот соприкоснувшись со старцем Паисием, они мгновенно получали ответ. Он давал им направление на всю последующую жизнь.

Нам помогал снимать волонтер из Сочи, Дима, он начинающий оператор. Еще в прошлый раз на съемках он нам помогал. За это время он по благословению афонского старца женился. Ему на прошлых съемках было дано благословение в самое ближайшее время жениться. Буквально в течение месяца-двух. И что же? Он при необычных обстоятельствах (не буду пересказывать будущий фильм) встречает девушку, делает ей предложение, они женятся. Так вот во время съемок фильма о старце Паисии создалась Православная семья. Мы этот случай положили в основу сценария. Паисий был монах. Но он многим помог создать крепкие семьи. Об этом мы хотим рассказать в кинофильме.

Храм в честь святого Паисия

Мы снимали в Янице, и вот я узнал, что в ста километрах от нас есть храм в честь святого Паисия Афонского. У нас не было в плане это снимать, ребята и так с ног валились. И тогда я решил ранним утром сам сесть за руль и просто поехать в тот храм помолиться святому Паисию, поклониться его храму. Приехал туда, прочитал акафист святому. И хотел так же тихо уехать. Но вот вышла игумения монастыря, пригласила в трапезную, стала чаем поить. «Матушка, как давно вы храм построили?» — спросил ее. — «Десять лет назад». Ее ответ меня озадачил. Ведь святого Паисия канонизировали совсем недавно. Оказалось, все эти годы они специально не освящали храм, ждали его прославления. А на следующий день после его канонизации храм освятили в честь Паисия Святогорца. Они были давно уверены в его святости. В иконостасе написали икону, но нимб не нарисовали. Ждали его прославления. И вот дождались.

— Вы очень любите Паисия? — спросил я. — Да, — ожидаемо ответила игумения. — Наверное, с самого начала его любите, как только увидели? Расскажите! — Ничего подобного, — говорит она. — Когда его впервые увидела, я была послушницей в Суроти (монастырь этот под Салониками создал Паисий Святогорец), и я его тогда возненавидела. Меня он очень раздражал. Как он появляется в монастыре, сестры все бросают, бегут к нему на благословение: «Старец Паисий приехал!» Только и слышишь в монастыре: «Ты получила от отца Паисия благословение?» — «А что Паисий сказал?» — и все разговоры крутились вокруг отца Паисия. Вот увидела его — невысокого роста, худенький, обычный монах. Никаких внешних признаков святости я в нем не увидела. Ходит как все люди, ничего такого необычного не говорит. И вот построили мы храм в обители, зашла я в него помолиться как раз во время освящения церкви. И вдруг в глаза мне такой сильный прожектор бьет, и никуда от него не уклониться, от прожектора этого. Так и бьет мне по глазам. Пошла к игумении, пожаловалась ей, так и так, матушка, выключите прожектор, невозможно молиться. Она: «Какой прожектор? У нас здесь даже электричества нет». — «Пойдемте, я покажу прожектор». Вошли в храм и увидели, что свет этот идет от отца Паисия. А еще было видно, что старец во время молитвы поднялся над землей примерно на метр! Таких случаев, когда некоторые люди видели его в воздухе, было несколько. И еще он не раз открывался в молитве светом, как от солнца, и даже сильнее. В молитве он был велик. Но дело не только в этом физическом явлении. К тому же другие сестры, которые были в храме, этого «прожектора» не видели. А когда она подошла к молящемуся подвижнику, то вдруг ощутила такую радость, такой мир, такую тишину в своем сердце, такую особую благодать почувствовала, что поняла — он точно святой. И со смирением взяла у него благословение. И она уже не осуждала сестер, бросавших все послушания и бежавших к старцу за благословением.

Только вчера у нас в Духовной Академии была встреча с Митрополитом Лимассольским Афанасием (Кипрская Православная Церковь). Один наш студент спросил: «Владыка, вы же окормлялись у отца Паисия (да-да, высокий церковный иерарх окормлялся у монаха!), расскажите о нем какой-нибудь поучительный случай». И Митрополит Афанасий рассказал следующее. Он был на Афоне протом. И вот к нему прибегают и говорят, что телевизионщики берут интервью у самого захудалого монаха, пьяницы. Как бы он чего лишнего не сболтнул! Побежал прот на этот сигнал. И точно! Телевизионщики обступили монашка, берут интервью. И надо же — он складно, грамотно им отвечает. А сам он — и это было всем известно — любил выпить. И не раз видели его идущим по Кариесу, столице Афона, в довольно сильном подпитии. Многие над ним подсмеивались, многие осуждали. Надо же, монах, а идет навеселе… Но вот он говорит им об афонских традициях, о непрестанной молитве за весь мир, о том, что Афон — лучшее место на земле для стяжания святости. Тут его спрашивают: а вы знаете здесь хоть одного святого? — Знаю, — отвечает им. — Здесь невдалеке Паисий живет. Он — святой. — А почему он святой? — Потому что все надо мной смеются, что я выпиваю, а Паисий, наоборот, меня к себе приглашает, говорит, дрова поруби, и деньги потом мне заплатит. Жалеет меня. А когда провожает, то зовет в гости, говорит, что очень рад, когда я к нему прихожу. И всё с такой любовью! Только святой человек может видеть мое сердце. Он же видит, знает, почему я пью. Он знает, почему мое сердце так сильно ранено, и он видит мои добродетели, а другие видят только мои грехи. И так меня старец Паисий вдохновляет, что всегда от него бегу вприпрыжку, и снова хочется к нему прийти!

Такой любовью отец Паисий мог расположить к себе любого — верующего и неверующего, ему было все равно, кто к нему, какого звания и состояния, приходит. Он чувствовал, что это за человек и что ему нужно сказать, чтобы направить ко спасению его дальнейшую жизнь.

По молитвам к преподобному Паисию

На Афоне началась такая традиция, потом она перекинулась и в Россию — по воскресеньям в 20.30 по московскому времени читать Паисию Афонскому молитву или — у кого есть такая возможность — акафист этому святому. Так уже многие читают на приходах, и некоторые монастыри так молятся. Молитва, которую следует читать, находится в конце акафиста. Эта молитва по соглашению очень действенна. И люди вскоре чувствуют помощь святого.

Мы пробовали в Москве читать акафист по воскресеньям перед Литургиями. Есть случаи помощи святого Паисия. Пришла к нам женщина, исповедалась. Смотрю, у нее синяки, подтеки и руки пораненные. «Что это у вас такое?» — «Муж бьет». — «И давно?» — «Десять лет». — «Как же ты терпишь?» — «Ради детей терплю. Вообще-то он хороший человек, если не пьяный. Я его люблю. А как выпьет, дурной становится, начинает меня бить. А самое печальное, что дети все это видят». А у нас как раз акафист начинался. «Пойдем, — говорю, — Паисию пожалуемся». Помолилась с нами. Через неделю приходит опять на акафист. «Как дела?» — «Чудо, — она отвечает. — В воскресенье помолились, и он в этот день не пил и не бил. Вся неделя прошла — ни капли в рот! И меня пальцем не тронул». Так же быть не может. Десять лет! Зависимость сильная. Потребность пить каждый день. А вот не пьет! Она месяца три-четыре ходила к нам на акафисты, пока мы храм на ремонт не закрыли. И все время благодарила отца Паисия, что ее муж бросил пить и драться.

Мне пришлось самому принять участие в съемках фильма. И пришлось, как говорится, попасть в кадр. Теперь меня люди всюду узнают, на вокзалах, в аэропортах подходят, говорят, что видели меня в фильме о старце Паисии. И вот рассказывают мне случаи помощи старца Паисия. Особенно много таких историй про автомобильные катастрофы, когда на больших скоростях машины сталкивались, но все каким-то чудом оставались живы. Это им помог святой Паисий! Одни даже видели, как некий человек эти врезавшиеся машины растаскивал. Когда я им подарил маленькие иконки старца Паисия, они сказали: да, да, это он и был! Несколько случаев мне рассказали, как люди уже хотели покончить с собой, но им являлся святой Паисий и удерживал их от этого страшного дела. Все это произошло в России! Святой Паисий приходит на помощь в смертельной опасности. Видно, такой дар он получил от Бога. Вот почему так важна эта наша соборная молитва по соглашению святому Паисию. После этой молитвы кому-то он являлся даже не во сне, а наяву. У других не было каких-то явных чудес, но распутывались сложнейшие проблемы и жизнь менялась к лучшему.

Подготовил Антон Жоголев.

Молитва преподобному Паисию Святогорцу

О, святый преподобный и богоносный отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наших и научи нас Господеви приносити совершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших. Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждущия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.

Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

Дата: 3 октября 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
-1
6
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru